СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Военно-патриотическое воспитание в условиях сельской школы

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопросы нравственного развития, гражданско-патриотического  воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, когда  Россия переживает духовный кризис, проблема гражданско-патриотического воспитания становится все более актуальной

Просмотр содержимого документа
«Военно-патриотическое воспитание в условиях сельской школы»

Районное методическое объединение

преподавателей-организаторов ОБЖ







Доклад:

«Военно-патриотическое воспитание в условиях сельской школы».







Подготовил:

преподаватель-организатор ОБЖ

МБОУ СОШ п. Агроном

Михеев А.Н.













г. Лебедянь 2015г.

Доклад :« Военно-патриотическое воспитание в условиях сельской школы»


«Всё может родная земля: и напоить из своих светлых родников, и накормить своим хлебом, и удивить красотой цветущих садов, вот одного она только не может– защитить себя, и сделать это должен тот, кто пьет ее воду, ест ее хлеб и любуется ее красотой».
А.В. Суворов

Вопросы нравственного развития, гражданско-патриотического воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, когда Россия переживает духовный кризис, проблема гражданско-патриотического воспитания становится все более актуальной.         Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи характеризуется низким уровнем гражданского образования и патриотического воспитания у школьников. И имеет, по крайней мере, четыре аспекта:

Во-первых, общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, любящих свою Родину, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня гражданственности, ибо гражданственность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательнос­ти к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

В-четвертых, воспитание патриотизма важно и потому, что:

- поможет         повысить патриотическое сознание, нравственные и этические ориентиры; -    раскрыть понимание истинного значения интернационализма; - _ не получат широкое распространение в общественном сознании равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность;

-     проявится устойчивая тенденция повышения престижа военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Цель военно-патриотического воспитания — развитие у учащихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у школьников профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности. Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют. Изменения, которые произошли в последние десятилетия в России, сопровождающиеся изменениями в социально-экономической и политической сферах жизни общества, привели к значительной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования чувств патриотизма. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию патриотических качеств личности.

Патриотическое воспитание школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Поэтому работа с детьми в области формирования патриотизма является актуальной задачей современной сельской школы. Одним из направлений гражданско-патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание школьников, так как именно оно должно внести весомый вклад в дело подготовки умелых и сильных защитников Родины.. Для реализации системы военно-патриотического воспитания в нашей школе выработан механизм функционирования, работа которого, основывается на различных видах деятельности: 1. Урочная деятельность; 2. Кружковая деятельность; 3. Общешкольные, районные, традиционные мероприятия; 4. Работа в музейном уголке школы. 5.Сотрудничество с военными и военно-прикладными организациями района и области

1.Учебная дисциплина «История» содержит массу примеров, позволяющих почувствовать гордость за то, что мы – россияне. Она позволяет увидеть неповторимость нашей Родины, её судьбы, неразрывность прошлого и настоящего. История государства Российского свидетельствует, что нашему народу не занимать мужества, самоотверженности, героизма, когда речь идёт о защите Отчизны. «Жизнь дорога, но честь России дороже», это слова героя Отечественной война 1812 года. Дениса Васильевича Давыдова. Каждый урок истории включает цель – воспитание патриотизма, любви к Родине, и это делается на примерах выдающихся личностей, не жалевших своей жизни ради Отечества. В формировании гражданского сознания учащихся значительное место занимают такие предметы как обществознание, этика. Они дают систему правовых, этических знаний и представлений. На этих уроках школьники изучают Конституцию РФ, права и обязанности гражданина России, функции различных государственных органов. Таким образом, формируется у обучающихся уважение к закону, происходит развитие правосознания. Нельзя воспитать патриота, если человек плохо знает родной язык, его прошлое, историю взаимодействия с другими языками. Общеизвестно, что русский язык – один из самых богатых языков мира. А откуда взялось это богатство? В чём проявляется духовная и нравственная сила русского слова? Ответы на эти вопросы учащиеся находят в изучении предмета «Русский язык». Уроки ОБЖ являются особенным звеном в системе военно-патриотического воспитания школьников. Уроки носят как обучающий, так и воспитывающий, развивающий характер. Они призваны закрепить уже имеющиеся у обучающихся знания по допризывной подготовке, привести их в систему, дополнив новыми знаниями, научить применять на практике, полученные на уроках знания и умения – иными словами, сформировать умения и навыки военно-прикладного характера. Многие школьные предметы, играют огромную роль в формировании гражданина и патриота. (Литература, биология, география и т.д.).

2. В школе уже несколько лет успешно работают кружки военно-патриотической направленности «Юный стрелок», «Юный пожарный». На занятиях кружков решаются следующие образовательные и воспитательные задачи: - воспитание любви к большой и малой Родине, чувства гордости за великую историю России и уважение к отечественным традициям.

- воспитание и совершенствование основных физических качеств, воли, мужества, чувства коллективизма, специальных навыков стрелка и спасателя;

- ознакомить уч-ся с правилами пожарной безопасности и поведением на пожарах, особенностями профессии пожарного, устройством и правилами эксплуатации пожарно-спасательной техники ;с правилами поведения на воде, в криминогенных ситуациях, в природе, на улицах и дорогах, профилактикой травматизма;

- научить их использовать средства пожаротушения при возникновении пожара, оказывать помощь терпящим бедствие на воде, управлять плав. средствами, ориентироваться на местности и двигаться по азимуту, преодолевать естественные препятствия и преграды, оказывать 1-ую помощь при несчастных случаях;

- дать обуч-ся представление об основных положениях ЗОЖ, о ЧС природ- ного и техногенного характера, правилах поведения при экстремальных ситуациях в природной среде.

В результате плодотворной работы обучающиеся школы регулярно занимают призовые места на районных и областных соревнованиях как в личном, так и в командном зачёте

3. Смелость, твёрдость характера, физическая выносливость необходимы не только защитнику Отечества, но и вполне мирному человеку. Эту работу в школе мы проводим по нескольким направлениям:

-- Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил.: мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (возложение венков на захоронение в р-не 2-го отделения посёлка; проведение митингов военно-патриотических игр и других патриотических мероприятий возле памятника погибшим землякам во время ВОВ; перед школой: у мемориальной доски умершего воина –афганца Козина В.). В системе мероприятий стали традиционными: проведение экскурсий по городам воинской славы России, липецкий авиацентр; уроков Мужества, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны; поздравление и выступление с концертами перед ветеранами войны и труда; празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов; проведение конкурсов военно-патриотической песни, Стало традицией для нашей школы изготавливать своими руками и дарить сувениры ветеранам ВОВ к 9 Мая.

Ежегодно в школе проводится круглогодичная спартакиада среди допризывников по14 спортивным и военно-прикладным видам. Лучшие из допризывников участвуют в районных и областных соревнованиях. Дни здоровья в школе стали очень популярны и важны в военно-патриотическом и физическом воспитании обучающихся. Они оказывают положительное влияние на организационное укрепление коллектива школы, способствует развитию общественной активности детей, формирует качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины.

К формам и методам военно - патриотического воспитания школьников относятся тематические месячники: безопасности, ГО и ЧС, оборонно-спортивной работы, которые включают целые комплексы соответствующих тематике мероприятий: классные часы, общешкольные линейки, работа лекторской группы, выпуск стенгазет, тренировки, викторины, конкурсы и соревнования.

Система военно-патриотического воспитания в школе включает подготовку и проведение военно-исторических и военно-спортивных игр «Патриот», «Вперёд, мальчишки!» и «Победа».

4года школа ведёт предпрофильное обучение по направлению МЧС. Тесно сотрудничая с районными организациями ПСП№37, П/Ч№31, отделом ГО и ЧС Лебедянского района и областными ЛГПУ и Елецким центром детского туризма , учителя школы сумели воспитать из школьников сначала призёров, а в этом году победителей регионального слёта-соревнования «Школа безопасности».

На высоком уровне в школе проводятся и такие мероприятия как «День защиты детей», учебные сборы по основам военной службы.

4. В школе создан и успешно работает музейный уголок, в котором собраны материалы по самым разнообразным направлениям, а именно на патриотическое и гражданское воспитание школьников. Первая экспозиции рассказывает о малой родине наших воспитанников, т. е. о п. Агроном. Здесь представлены материалы «Я свою деревню родиной зову», «Дорогие мои земляки», «Люблю тебя мой край родной», «Герой соц. труда Г.В. Копалин». Вторая экспозиция о ВОВ. В этой части оформлены стенды: «Мы память эту должны сохранить», «Дети лихолетья», «Учителя – участники ВОВ», «Ветераны ВОВ». Третья экспозиция рассказывает об истории становления Агрономовской школы и пионерской организации, где представлены материалы об учителях нашей школы и её выпускниках. Четвёртая экспозиция о выпускниках – участниках военных действий в современной истории нашего государства: «Ими гордится школа» о Натальченко Е.– выполнявшем интернациональный долг в Югославии и Чеченской республике. Пятая экспозиция - «Уголок русского национального быта». В этом разделе музейного уголка собраны материалы о традиционной русской кухне, о традициях русского костюма, о русских национальных и престольных праздниках. Разработаны экскурсии: «Полотенце – дорога жизни», «Русская национальная вышивка», «Супрядки», «История утюга», «Безмен», «История посуды», «Веретено», «Русская деревня». Учащиеся совместно с учителями собрали большую коллекцию старинной деревенской утвари. Большую помощь в этой работе оказали местные жители. В музейном «уголке» проходят классные часы, беседы, ролевые игры, дни памяти. Собранный материал позволяет знакомить школьников с историческим прошлым нашего народа, наглядно знакомит ребят с традициями русской деревни, воспитывает патриотические чувства и гордость за свою малую родину, в конечном итоге воспитывает патриота и гражданина, обогащённого знанием национального культурного наследия своего народа.

Воспитание гражданина включает в себя уважение к тем, кто живёт с нами рядом. Особое внимание уделяется престарелым, одиноким людям, проживающим в микрорайоне школы. Традиционным делом стало проведение Дня пожилых людей. Ребята изготавливают в классах поздравительные открытки, вместе со взрослыми готовят выездные концерты. Со слезами на глазах жители деревень слушают выступления младшего поколения. Кроме того, ребята оказывают престарелым практическую помощь по хозяйству. Быть полезным для всего общества, быть добрым, щедрым для людей – это то главное, что мы должны воспитать в детях. Поэтому уже на протяжении многих лет, учащиеся школы участвуют в субботниках по благоустройству п.Агроном, пришкольной территории, всегда активны в проведении праздника нашего посёлка.

Работа по военно-патриотическому воспитанию затрагивает каждого ученика нашей школы, напоминает детям о смысле слов «РОДИНА», «ОТЕЧЕСТВО», «ЗАЩИТНИК». Ведь задача школы - не только дать детям знания, но и воспитать в них глубокое убеждение, что они, являясь гражданами своей страны, должны уметь защищать Отечество, любить Родину, стать подлинными ее патриотами. Будем надеяться, что светлые и славные традиции школы еще долгие годы будут способствовать укреплению гражданско-патриотических качеств учащихся и являться предметом гордости и уважения как учителей, так и учеников. Главное, чтобы в сердце каждого поселилось чувство ответственности, гордости за свое Отечество, единственную, уникальную для каждого человека Родину, данную ему судьбой, завещанную ему предками.


Защитник Отечества!

Как гордо звучат эти слова!

Защита Отечества – долг

каждого гражданина, почетная

обязанность каждого мужчины