Тема: «Военные походы фараонов»
Учитель: Смагина Ю.Н.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цели урока:
1) Обучающая: Подвести учащихся к пониманию причин, последствий, характера военных походов фараонов Древнего Египта.
2) Развивающая: Распознавать интересы различных общественных групп, использовать документы как источник знаний.
3) Воспитательная: Показать детям жестокость походов, последствия
Ход урока
Орг. Момент
2. Актуализация знаний
- Рассказать о жизни вельможи.
- Какую службу выполнял вельможа?
- Расскажите о поведении вельможи во дворце фараона
3. Мотивационный этап
- О ком идет речь в одной из древнеегипетских летописей. «Его величество силою подобен богу. Он прекрасен как солнце. В стрельбе из лук он не знает равных. Словно сокол, он истребляет врагов без устали. На блистательной колеснице он один сокрушил сотни тысяч воинов. Вселяет он страх грозным рыком своим в сердца народов всех стран»?
– Вспомните, кто такие фараоны?
– В какой стране они правили?
– Какой была власть фараона?
3. Переход к изучению новой темы.
- Итак, мы выяснили, что ремесленники, земледельцы, вельможи – все подчинялись фараону. Самому могущественному человеку Древнего Египта.
Вельможи вместе с фараонами участвовали в военных походах.
Работа с текстом учебника.
- Прочитав текст п.1, П. 9, стр. 46 - 47 ответьте на вопрос, каковы цели военных походов фараона?
Запись в тетрадь:
Цели походов:
Укрепление власти
Расширение владений
Приумножение богатств
- Что необходимо было иметь фараону, чтобы мог отправиться в военный поход? (деньги, армия, авторитет)
- Из кого состояло войско фараона?
- Чем были вооружены египетские воины, и из какого материала изготавливалось? (лук, копье, боевые топорики и кинжалы, материал – бронза)
Что такое бронза? В чем преимущество бронзового оружия?
Запись в тетрадь:
БРОНЗА – сплав меди и олова.
Составление схемы в тетради
- Из кого состояло войско фараона?
В
ойско фараона
пехота колесницы
лучники копьеносцы (возничий, боец –
колесничий)
Работа с материалом учебника
Работа с иллюстрацией на стр. 49
- Как выглядел воин-египтянин? Что в руках у египетских воинов?
- Прочитайте текст п. 2, стр. 47 -48. Как была устроена колесница?
- В какой последовательности вступало войско в бой?
- Кто имел возможность иметь колесницу?
- Рассмотрите древнеегипетскую роспись на стр. 48. Определите, где находится фараон. Каким его изобразил художник? Почему?
Работа с картой. Учебник стр.47
- Внимательно посмотрите на легенду – карты. Каким знаком обозначены походы египетских фараонов? (стрелочками)
– На какие территории были совершены походы фараонов Египта? (Нубию, Ливию, Синайский полуостров, Палестину, Сирию, Финикию).
– Где находится город Мегиддо? (на территории Палестины).
- Найдите в тексте п. 3, стр. 49 ответ на вопрос: «Что захватывали в качестве добычи в таких походах войны Египта?»
- Какой город в это время стал столицей Египта ? Найдите его на карте.
Работа с историческим документом «Поход фараона Тутмоса на город Мегиддо» стр.50
Самые крупные завоевания совершили около 1500 года до н.э. Фараон Тутмос 3.
Запись в тетради
Около 1500 года до н.э - военные походы фараона Тутмоса.
Беседа по прочитанному тексту документа.
– С какой целью фараоны совершали свои военные походы в другие страны?
Ответ подтверждается цитатой из документа
– Как вы думаете, кому возводили хвалу войны Египта? (своему фараону)
– Кому они приносили награбленное? (своему фараону)
– Как распределял награбленное имущество фараон? (ему и вельможам доставалось практически все, а простые войны не получали ничего.)
- Что получали рядовые воины в результате походов фараона?
– Какой характер носили войны?
Запись в тетради
Характер походов - грабительский, несправедливый.
Закрепление изученного на уроке
- Каковы цели походов Фараона?
- Как было вооружено войско фараона, из кого оно состояло?
- В каких направления совершали фараоны Египта военные походы?
- По пыльным дорогам Азии гонят в Египет огромные стада овец, коров, быков, коней, везут награбленное золото, бронзу, ткани, дорогое черное дерево. Но главная добыча – множество пленников. Почему пленники считались главной добычей на войне? (Пленники становились рабами, то есть полностью принадлежали хозяину. Они могли трудиться, что-то создавать, обогощать хозяина, при этом платить им было не нужно.)
Рефлексия
- Нарисуйте свое настроение к концу урока
Моё настроение похоже на: солнышко, солнышко с тучкой, тучку, тучку с дождиком, тучку с молнией.
6. Домашнее задание
П. 9, вопросы на стр. 51