СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Вокал и логопедия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья  освещает проблему коррекции речи при  помощи вокальных упражнений.

Просмотр содержимого документа
«"Вокал и логопедия"»

Вокал и логопедия


Психолого-педагогические исследования в коррекционной педагогике показывают, что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей со сложными речевыми нарушениями. Проблема развития детской речи вызывает большой интерес у спе­циалистов различных областей знаний: логопедов, психологов, преподавателей, лингвистов, физиологов, учителей, музыкальных работников. Эта проблема является особенно значимой, так как по статистическим данным, только 10% новорожденных появ­ляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют различные микроорганические поражения или выраженную патологию. Отдельную категорию составляют аномалии развития, сопровождающиеся нарушени­ем речи, что влечет и отставание в развитии. Детям с недоразвитием речи следует вовремя оказать помощь, исправить дефекты звукопроизношения.

Конечно, всем известно, что коррекцией дефектов звукопроизношения занимается специальная наука - логопедия. Однако, расширяя рамки вокальных занятий, я считаю, что вокал можно и нужно использовать как коррекционное средство, при помощи которого укрепляется голосовой аппарат ребенка, развиваются память, внимание, мышление, эмоциональная отзывчивость и музыкальный слух. Синтез вокала и логопедии имеет особую актуальность в настоящее время, когда во всех педагогических направлениях работы происходит взаимопроникновение и взаимообогащение между образовательными технологиями и методами.

В настоящее время занятия вокалом, как правило, сводятся к обучению ребенка основным вокально-­певческим навыкам, воспитанию красивого, однородно звучащего по все­му диапазону голоса. Обучение ведется традиционно, без учета речевых возможностей детей, у которых имеются дефекты произношения, а между тем, занятия вокалом могут помочь ребенку избавиться от самых разных речевых дефектов в очень короткие сроки.

Музыка в коррекционном процессе занимает особую роль. Прежде всего, это объясняется тем, что восприятие и речи, и музыки осуществляется единой анализаторной системой, поэтому на уровне эмпирики лежит предположение о том, что недостатки одной системы восприятия (речевой) можно компенсировать с помощью элементов другой (музыкальной). А в связи с тем, что речевые и певческие функции голосового аппарата тесно связаны между собой, целесообразно применять вокал в логопедии как вспомогательное средство в коррекции речевых нарушений.

Вокал может благотворно влиять на устранение таких видов логопедических нарушений, как дисфония, дислалия, ринофония, и др., если только они не связаны с анатомическими нарушениями артикуляционного аппарата или психическими расстройствами. Логопедическая работа часто направлена на снятие зажатости, напряжения, активизацию работы речевого апарата (губ, языка). В этих случаях занятия вокалом могут принести большую пользу.

В логопедии существует такое понятие как «дислалия», что означает нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Дислалия является одним из наиболее распространенных дефектов звукопроизношения у младших школьников. Причины ее возникновения - биологические и социальные. Общая физическая ослабленность ребенка вследствие соматических заболеваний, неблагоприятное социальное окружение, препятствующее развитию общения ребенка, ограниченность социальных контактов, подражание непра­вильным образцам речи, а так же недостатки воспитания, когда родители культивируют несовершенное детское произношение, задерживая тем са­мым развитие его звукопроизношения.

Среди нарушений произносительной стороны речи наиболее распро­страненными являются избирательные нарушения в её звуковом (фонем­ном) оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания. «Произносительная сторона речи» или «произ­ношение», охватывают фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных навыков, которыми оно определяется. Сюда относятся навыки речевого дыхания, голосообразования, воспроизведение звуков и их сочетаний, словесного ударения и фразовой интонации со все­ми её средствами, с соблюдением норм орфоэпии.

Нередко у детей во время разговора возникает мышечная напряжен­ность в органах артикуляции. Это также оказывает отрицательное влияние на процесс формирования звукопроизношения.

Для достижения эффективности при работе с детьми с логопедическими расстройствами следует учитывать следующие принципы:

принцип систематичности,

принцип наглядности,

принцип доступности,

принцип постепенного повышения требований,

принцип развития,

принцип всестороннего воздействия,

принцип комплексности.

С учетом всех особенностей построения коррекционных занятий, их организацией и планированием, анализ логопедических исследований показывает высокую результативность межпредметной связи вокала и логопедии.

Роль пения при совершенствовании речевых функций трудно переоценить: чем раньше ребенок с нарушениями речи начнет петь, тем больше у него будет шансов навсегда распрощаться с этим недостатками. Занятия вокалом способствуют развитию речевых процессов, оказывают влияние на артикуляторную и общую моторику, память. При пении слова как бы плавно перетекают друг в друга и сливаются с музыкой. Когда человек слушает, как поют другие, то старается попасть в такт. При этом ненужные акценты речи сглаживаются. Пропевание отдельных фраз — прекрасное упражнение, которое не только способствует исправлению речевых дефектов, но и тренирует дыхательный аппарат. Ребенок учится так регулировать дыхание, чтобы распределить выдох на всю фразу, не делать дополнительного вдоха до ее окончания. То есть, он учится соизмерять глубину и частоту вдохов с фразами музыкальной речи. 

У детей младшего школьного возраста артикуляционный аппарат, в который входят губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми связками, зубы, часто работает слабо, он скован, зажат. Серьёзным тормозом в работе над артикуляцией являются напряженные движения языка, малоподвижные губы. Голосовой аппарат очень хрупок. Голос находится в самой первоначальной стадии развития и непрерывного роста. Но именно в это время, занятия вокалом обеспечивают наибольшую эффективность исправления речевых нарушений.

Акустические особенности звуков речи, позволяющие отличать их друг от друга на слух, обусловлены особенностями их артикуляции. Артикуляция при пении во многом отличается от обычной речи. В целом певческая артикуляция значительно активнее речевой. При речевом произношении энергичнее и быстрее работают внешние органы артикуляционного аппарата (губы, нижняя челюсть), а при певческом - внутренние (язык, глотка, мягкое небо), причем работа артикуляционных органов при пении происходит замедленно за счет растягивания гласных. Согласные в пении формируются так же, как и в речи, но произно­сятся более активно и четко. Общеизвестно, что формирование согласных, в отличие от гласных, сопряжено с возникновением какой-либо преграды на пути тока воздуха в речевом тракте. Основное правило дикции в пении - быстрое и четкое формирование согласных и максимальная протяженность гласных. Это обеспечивается, прежде всего, активной работой мускулатуры артикуляционного аппарата, главным образом щечных губных мышц, а также кончика языка. Как и всякие мышцы, их нужно тренировать при помощи специаль­ных упражнений.

Использование подобных методов коррекции дефектов произношения в течение длительного времени повлечет за собой правильное формирование произносительной стороны речи - сложного процесса, в ходе которого ребенок научится управлять своими речевыми органами.

Таким образом, при пении голосообразующий аппарат певца решает одновременно две задачи: с одной стороны, он работает, как речевой аппарат, обеспечивая необходимую фонетическую ясность звуков речи, а с другой стороны - как музыкальный инструмент, обусловливая необходи­мый певческий тембр любого звука на любой высоте.

Приемы, используемые на занятиях вокалом, помогают коректировать моторный механизм нарушенного звукопроизношения путем артикуляционной гимнастики - активизируют сокращение губных мышц, мягкого неба и работу языка. Также вокальные упражнения применяются при коррекции нарушений темпа речи (некоторые виды тахилалии - ускоренная речь).

Вокал по своей физиологической сути тесно смыкается с фонопедией и фониатрией. Специальный комплекс занятий вокалом может иметь лечебно-терапевтическое воздействие на некоторые виды дисфонии и фонастении. Позитивный эмоциональный настрой, создающийся при пении, благотворно влияет на общий психологический тонус всей нервной системы, что очень полезно при лечении логопедических нарушений.

Замечено, что заикающиеся при разговоре, люди, при пении не заикаются. В комплексном подходе к преодолению легкой и средней степени заикания, логопеды отмечают благотворное влияние занятий вокалом: так, известный логопед С.Л.Таптапова рекомендовала вокальные занятия, как составную часть комплексной логопедической терапии.

Актуальность данной темы не вызывает сомнений, так как роль вокала при совершенствовании речевых функций нельзя недооценивать. Комплекс логопедических и вокальных упражнений может явиться одним из путей решения проблемы коррекции дефектов произношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста.































3