СЦЕНАРИЙ музыкально-литературной гостиной, посвященной творчеству В.А.Моцарта
О, Моцарт…
Я слышу вновь мелодию твою
Она так нежно моего коснулась сердца
И я её уже давно люблю…
Она божественна, неповторима
О, милый Моцарт, как же ты далёк
И в тоже время близок
Мелодии твоей живительный глоток.
За это я тебя благодарю…
Вот уже более двухсот лет звучит музыка гениального австрийского композитора - Вольфганга Амадея Моцарта.
Чудная, божественная музыка!
Мы узнаём её по особой чистоте, ясности и прозрачности. Не случайно говорят, что музыка Моцарта - солнечная. Она несёт в себе радость, свет и потрясающую энергию. Живя вот уже несколько столетий, сочинения Моцарта ничуть не стареют и звучат так же свежо и молодо, словно созданы сегодня.
Рондо alla turca
1756 год. Австрия. Маленькое церковное княжество, которое на карте старой Европы выглядело крохотным, не более ноготка. Столица этого княжества был город Зальцбург.
Здесь в Зальцбурге, начинали своё шествие величественные Альпы – одни из самых красивых гор в Европе. Каждое утро солнце, точно сиятельный маршал, обходило их стройные ряды, поправляло золотой рукой их белоснежные шапки. А церкви тут громоздились на каждом шагу!
И всё-таки не церквами, и даже не высоким небом славился старинный городок. В самой Австрии о нём говорили так: «Да разве это город? Это настоящая музыкальная шкатулка!»
И в самом деле, как ни сказочно это было, но в славном Зальцбурге каждый второй житель плясал, каждый третий – пел и каждый четвёртый – обязательно играл на музыкальном инструменте.
Вот в один из таких дней, в бедной семье придворного органиста и капельмейстера - родился мальчик.
Судьба, лениво листающая страницы городской жизни, вдруг остановилась и, сказав «ах!», нежно коснулась рукой колыбели новорождённого: это был будущий великий австрийский композитор - Амадей Моцарт.
Прятки
А.С.Пушкин сказал о Моцарте:
«Какая глубина!
Какая смелость и какая стройность!
Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь;
Я знаю, я…»
И действительно, этот человек обладал удивительными способностями и талантом. Невозможно найти другого композитора, который бы с таким блеском, как Моцарт, владел самыми разнообразными жанрами и формами: это относится к симфонии и концерту, к опере и сонате, к камерной музыке и духовным сочинениям.
Моцарт получил от Бога удивительный избранный дар – все ноты, к которым он прикасался, превращались в музыкальное золото.
Танец
До трех лет Вольфганг ничем не отличался от обыкновенных детей: это был живой и веселый ребенок, с чрезвычайно нежной и впечатлительной душой. Все свои игры постоянно сопровождал музыкой. У него была сестра Анна, у которой тоже рано обнаружились музыкальные способности и, когда ей исполнилось 7 лет, отец начал заниматься с ней на клавесине.
Аллегро
Первый урок, на котором присутствовал ещё трехлетний Моцарт, совершенно его переродил. С тех пор он забыл свои прежние игры и всецело погрузился в мир музыки. По целым часам он стоял у клавесина и пытался найти красивые созвучия, а когда находил, - хлопал от радости в ладоши. Однажды, отец исполнил для него маленький менуэт и Вольфганг безошибочно его повторил.
С первых же уроков отец, будучи опытным педагогом, понял, что перед ним - гений.
Менуэт
Ах, этот 18 век! С его строгим этикетом, галантными поклонами и реверансами. Мода на напудренные парики и наряды, похожие на кремовые торты. В середине этого века самым модным из танцев был менуэт.
Радостный, как первый луч рассвета,
Возникает голос менуэта.
Звуки зыбки и многообразны,
То они мечтательны, то страстны,
То смиренны, то упрямы…
С восхищеньем слушали вельможи, дамы.
Менуэт – хореография
В 4 года Амадей попытался сочинить свой первый концерт для клавесина! Обладая природной беглостью пальцев, которую он непрерывно развивал, уже к 6-ти годам маленький музыкант исполнял сложные виртуозные произведения. Родителям не приходилось упрашивать сына сесть за инструмент, наоборот, они уговаривали его прекратить занятия, чтобы он не переутомился.
За это время, незаметно, даже для отца, мальчик овладел игрой на скрипке и органе. Родители не переставали удивляться такому невероятно быстрому развитию своего ребенка. Поэтому отец решает везти мальчика с его талантливой сестрой в концертное путешествие. В те времена музыканты могли добиться признания, только разъезжая с концертами по многочисленным королевствам и княжествам Европы. Именно поэтому стремясь создать наилучшие условия для профессионального развития своих детей отец Амадея решил вывезти их из провинции и продемонстрировать всему миру.
И вот шестилетний музыкант отправляется завоевывать мир! (слайды городов мира: Германия, Франция, Англия, Голландия, Швейцария, Италия…)
(или 1762 – Мюнхен, Вена, Париж, Лондон, Гаага, Цюрих, Неаполь)
Приди, мой милый май
Детские игры
Все детство Моцарта было непрерывной чередой музыкальных занятий и выступлений. Программа Амадея поражала своим многообразием и трудностью. Маленький мальчик в сюртучке, паричке с косичкой выходил на сцену и начиналось чудо: он восхищал публику своей игрой на клавесине один и совместным исполнением в четыре руки с сестрой – тогда это было в новинку. На основе предложенных публикой мелодий сочинял тут же на месте большущие пьесы. Люди не могли поверить, что это чудо происходит без всякой подготовки, и устраивали малышу всякие фокусы, например, мог играть на клавире с закрытыми глазами, затем отец платком закрывал клавиатуру, и малыш вновь справлялся с игрой. Не менее сложные произведения Вольфганг исполнял на скрипке и органе.
Моцарта называли «чудом 18 века».
«Жига»
Как-то раз, когда семилетний Моцарт, давал концерты во Франкфурте-на-Майне, после выступления к нему подошел мальчик, лет 14.
- Ты так замечательно играешь! – сказал он юному музыканту. – Мне никогда так не научиться…
- Да что ты! – удивился маленький Вольфганг - Это же так просто. А ты не пробовал писать ноты?... Ну, записывать мелодии, которые приходят тебе в голову…
- Не знаю…Мне в голову приходят только стихи…
- Вот это да! – восхитился малыш. – Наверно, писать стихи очень трудно?
- Да нет, совсем легко. Ты попробуй.
Собеседником Моцарта был юный Гёте.
Романс из «Маленькой ночной серенады»
Не смотря на то, что маленькому Моцарту приходилось выступать каждый день, а концерты в то время длились не менее пяти часов, отец заставлял его продолжать образование. Он знакомил Вольфганга с лучшими произведениями композиторов того времени, водил в оперу и занимался с ним композицией.
Путешествуя из Австрии в Рим, Моцарт с отцом приехали туда в канун святого праздника Пасхи. Люди постились. Театры были закрыты, развлечения запрещены.
Отец привёл сына в Собор Святого Петра, где шла ночная служба и большой хор пел торжественную молитву. По приказу Папы Римского партитура этого произведения тщательно охранялась и никому не показывалась. В Ватикане всего один раз в год исполнялось это гигантское сочинение. Но Моцарт, прослушав всего лишь раз это девятиголосное произведение, записал его на слух. Он очень хотел сделать подарок для своей сестры — преподнести ей ноты, которые имеются только у Папы Римского...
Узнав о «похищении», Папа пришел в крайнее изумление и, убедившись, что нотная запись безупречна, наградил Моцарта орденом Рыцаря золотой шпоры...
Соната Си-бемоль мажор
В это время шли заказы на новые произведения, и маленький композитор наравне со взрослыми усиленно сочинял музыку.
В эти годы маленьким Моцартом была написана первая симфония,
а в 12 лет – первая опера «Бастьен и Бастьена».
В 14 лет Болонская Академия избрала его своим членом, оказав 14-летнему мальчику честь, которой удостаивались лишь самые выдающиеся композиторы после 26 лет. Чтобы получить это почётное звание, Амадею нужно было выполнить сложное музыкальное задание, над которым другие трудились долго, а Моцарту потребовалось всего полчаса.
Кипучая концертная деятельность юноши оборвалась внезапно: в Зальцбурге умер старый правитель города, а новый князь терпеть не мог музыки и после кончины своего предшественника предписал отцу с сыном срочно вернуться домой.
Родной город встретил Моцарта неприветливо. Новый правитель оказался властным и жестоким человеком. Он относился к Амадею как к слуге. Моцарт не мог с этим смириться и подал прошение об отставке.
«Зальцбург не место для моего таланта! Во-первых, здесь не уважают музыкантов, а во-вторых здесь нечего слушать: здесь нет театра, нет оперы! Никто не поощряет мой талант! Когда я играю или когда исполняется что-либо из моих сочинений, мне, право, кажется, что слушают меня одни только столы и стулья».
В возрасте 25 лет Моцарт, к большому неудовольствию отца, переезжает в Вену. Где находится лучший национальный театр. С этого момента Моцарт – свободный художник! Теперь, он мог самому императору на упрёк «Ужасно много нот, мой милый Моцарт» - спокойно ответить: «Ровно столько, сколько нужно, ваше величество».
Приехав в Вену, Моцарт получает место придворного композитора с мизерным жалованием. Он работает как одержимый. Здесь Вольфганг написал свои лучшие творения: оперы «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта». Также им были написаны три симфонии, фортепианные концерты и сонаты, квартеты, вокальные произведения.
«Свобода досталась мне дорогой ценой. В поисках заработка мне приходится бегать по урокам, писать по заказу любую музыку – даже мелодии для часов. Нужда не покидает меня. Но все свое богатство я ношу у себя в голове, и отнять его можно только, сняв голову с плеч».
Ария из оперы «Свадьба Фигаро»
С ростом успеха растут и неприятности. До этого все восхищались им как забавной игрушкой. Теперь же Моцарт становится опасным соперником для своих собратьев-музыкантов. В Вене враждебно относились к немецкой музыке, а Моцарт - стремился ее возвысить. Его противники сделали все, чтобы Моцарт за 10 лет жизни в Вене не получил достойной его таланта работы.
Жизнь Моцарта никогда не была легкой. Средств на жизнь не хватало, головные боли, бессонница, но не смотря на это Моцарт продолжал писать. По его сочинениям практически невозможно было догадаться о его тревожном состоянии и заботах. Сохранив до смерти свой развеселый нрав импровизатора, он часто удивлял современников своими музыкальными шутками. Приведу в пример лишь один известный случай: «Однажды на званом обеде Моцарт предложил своему другу Гайдну пари, что тот не сыграет тут же сочиненный им этюд. Найдя тему легкой, Гайдн согласился. Но, уже играя, Гайдн воскликнул: «Как же я могу это играть? Обе мои руки заняты исполнением пассажей в разных концах фортепиано, а между тем, одновременно я должен брать ноты в средней клавиатуре – это невозможно!» «Позвольте, – сказал Моцарт, – я сыграю». Дойдя до, казалось бы, технически невозможного места, он нагнулся и прижал носом нужные клавиши. Гайдн был курносым, а Моцарт – длинноносым. Присутствующие очень смеялись, а Моцарт - выиграл».
Бутерброд
В 80-х годах Моцарт увлекается идеями популярного в то время религиозно-этическое движения - масонство, которое провозглашало идеи свободы личности и совести. Он ценил то, что среди братьев масонов считался равным и не чувствовал себя на положении слуги, как это было в мире аристократов.
«..Я готов пожертвовать своим счастьем, своим здоровьем и своей жизнью, но честь моя – она мне дороже всего. И пусть я не граф, но чести во мне вероятно больше, чем у иного графа»
Соната До мажор
Мистик по натуре, Моцарт много работал для церкви. Духовные произведения он сочинял с особой любовью. Последним детищем Моцарта стал Реквием – это заупокойная месса на традиционный латинский текст. Его содержание – это мольба… о даровании вечного покоя умершим, это образ бога – грозного и милосердного, карающего и прощающего.
Интересна история написания «Реквиема». Моцарт был уже болен несколько месяцев, когда при таинственных обстоятельствах к нему явился незнакомец в «чёрном» и заказал реквием. Как выяснилось позже, это был слуга графа Вальзегга. Граф заказал сочинение в память умершей жены, намериваясь исполнить его под своим именем. Но тогда, в жаркий июльский день, таинственный незнакомец произвёл на Моцарта глубочайшее впечатление. Композитор погрузился в работу, пока силы не оставили его.
Таинственный незнакомец в чёрной маске неотступно стоял перед его глазами. Иногда композитору начинало казаться, что эту заупокойную мессу он пишет для себя. Работа вытягивала все силы Моцарта. Несмотря на лихорадочную поспешность - закончить Реквием композитор не успел. Это сделал его ученик Зюсмайер, используя черновые записи Моцарта. (За два года «ученичества» в доме Моцарта Зюсмайр научился так подражать своему учителю, что даже стал писать очерком гения).
Реквием Моцарта состоит из 12 частей. Лирическим центром является Лакримоза («Слезный день»).
Реквием – самое светлое и самое печальное произведение композитора. Почему так распорядилась судьба?...Не это ли просветлённая печаль разрывает нам душу в предсмертном письме Моцарта?
«Любезный сеньор! Моя голова раскалывается, разговариваю с трудом и не могу отогнать от глаз образ неизвестного. Постоянно вижу его перед собой, он меня умоляет, торопит, с нетерпением требует работу. Продолжаю, потому что сочинение мне менее утомительно, чем праздность. По всему чувствую, что бьет мой час; я готов умереть… Жизнь была столь прекрасна, карьера начиналась при столь счастливых предзнаменованиях, но изменить собственную судьбу нельзя. Никому не измерить своих дней, нужно смириться. Пусть будет то, что пожелает Проведение».
Вена. Сентябрь.1791г.
Лакримоза
Жизнь гениального композитора Вольфганга Амадея Моцарта оборвалась в 35лет. Похороны проходили при трагических обстоятельствах. Из-за отсутствия денег у семьи Моцарт был похоронен в общей могиле для бедняков. А точное место погребения до сих пор неизвестно.
Среди храмин, безвременно убитых,
Родился музыки поэт,
Ах, Моцарт, вы с музыкой слиты
Душой и сердцем много-много лет…
И хорошо, что нет твоей могилы,
Ты для меня живее всех живых,
Ведь музыка твоя придаст мне силы,
За строчкой строчку написать мой стих.
Ты Моцарт опоясал время,
Любви творенья с музыкою свил,
Свалилось на душу Господне бремя
И нет на свете сказочней мерил.
Как хорошо, что нет твоей могилы,
Ведь ты для нас живее всех живых,
Тебя любовью муза одарила,
А ведь любовь лишь только для двоих…
Концерт Ля-мажор II ч.
Поистине всемирную славу творчество Моцарта получило лишь после смерти композитора. Город Зальцбург – стал европейской музыкальной столицей. А безмерный нечеловеческий талант композитора, его исключительная одарённость – стали символом проявления высших творческих сил, воплотившихся в глубоко жизненных произведениях Моцарта!
На этом наш творческий вечер подошёл к концу. Спасибо за внимание. Благодарим всех участников концерта и приглашаем их на сцену.
9