Волшебные травы
МБОУ Павловская средняя школа
Учитель биологии Алхимова Анна Александровна
Цель работы: собрать легенды о травах, считавшихся у русского народа волшебными и познакомиться с их прототипами.
- Задачи:
- - Изучить литературные источники и интернет-ресурсы по вопросу;
- - сопоставить данные мифов и легенд русского народа с имеющимися научными данными об этих растениях;
- - показать и отразить в работе красоту русской природы и трепетное отношение русского народа к окружающим их растениям.
Как возникли легенды о травах, почему некоторым растениям приписаны сверхъестественные свойства? Познанию окружающего мира всегда сопутствовали различные верования. Всему и всякому сколько-нибудь загадочному, непонятному явлению приписывалась потусторонняя сила. Нецветковое растение папоротник, например, удивляло своим видом и необычным способом размножения. Все растения цветут, а это нет, — значит, оно особенное, отмечено тайной. Так вокруг папоротника начинают возникать легенды, сказания. В них-то скромный обитатель лесов и наделяется теми свойствами, которых человек наяву не наблюдал: папоротник расцветает, но не просто, а волшебно.
Толчок к созданию легенды могли дать необычные, мало встречаемые и недоступные растения. Ужовник и груздовник уникальны в нашей флоре, попадаются очень редко. Низенький папоротничек с «кистью цветков» — разве не диво? «Разрыв-травой» его назвали потом, когда он прослыл загадочным растением.
Непосвященный человек не мог найти редкого растения, а травоискателю оно иногда встречалось. И если он его находил, то старался сбыть повыгоднее. Бедный человек много не даст, а вот тот, кто промышлял темными делами или искал клады, не скупился, лишь бы заручиться помощью сказочной силы для осуществления своего предприятия. И если с помощью разрыв-травы не находил клада, легенду опровергнуть не осмеливался. Все валил на проделки нечисти, которая якобы помешала ему.
Непонятное в жизни растения — одно из главных причин возникновения легенд. Так петров-крест, растущий в основном под землей и внешне похожий на крест, не мог не попасть в число легендарных растений. Кувшинка — цветок водоемов, тоже не как другие, ведь пруды и бочажки — обиталища всякой нечисти, значит, и цветок особенный. Его и назвали русалочным.
Истоки легенд реже восходят к преувеличению свойств, которыми обладает растение. Это относится главным образом к лекарственной флоре.
Происхождение поверий о фантастических травах связано с извечной мечтой человека возвысится над природой: останавливать ветер, управлять погодой и т.п. Наука открыла много полезных свойств, которыми обладают те или иные растения. А вот сверхъестественных свойств у них не оказалось.
одолень-трава
одолень-трава
одолень-трава
одолень-трава
одолень-трава
В заговоре на путь-дороженьку сказано: «Еду я из поля в поле, в зелёные луга, в дольные места, по утренним и вечерним зорям, умываюсь медяною росою, утираюсь солнцем, облекюсь облаками, опоясываюсь чистыми звёздами. Еду я во чистом поле, а во чистом поле растёт одолень-трава. Одолень-трава! Одолей ты злых людей: лихо бы на нас не думали, скверного не мыслили. Отгони ты чародея-ябедника. Одолень-трава! Одолей мне горы высокие, долы низкие, озёра синие, берега крутые, леса тёмные, пеньки и колод. Спрячу я тебя одолень-трава у ретивого сердца, во всём пути и во всей дороженьке». Что же это за растение? растение?
Оказывается это всего-навсего кувшинка – жительница прудов, тихих вод, заливов и стариц. Кувшинка называется одолень-травой, одолевающей нечистую силу.
Наши предки почитали её как самый сильный оберёг, в первую очередь от болезней всяческих, поскольку считалось, что насылают их злые силы, а одолень-трава всю злобу отводит и с любой нечестью может справиться. Ей приписывают и другое свойство: «Кто найдёт одолень-траву, тот вельми талант себе обрящет на земли» (то есть многие способности получит) Одолень-трава даётся в руки лишь людям с чистым сердцем. Корень этого растения держать в доме очень хорошо. По мнению простонародья, кто имеет его в доме, в силах преодолеть разные препятствия.
- В старину рекомендовалось рвать цветки кувшинки с ласковыми словами, заткнув уши. Ни в коем случае не дозволялось срезать их, так как при этом якобы стебель кувшинки истекает кровью, а тот, кто это сделает, будет видеть тяжёлые, кошмарные сны. С корневищем кувшинки в руках пастухи обходили поле, чтобы при пастьбе предохранить скот от пропажи, а отвар его, говорят, возжигал пламя ответной любви. И символ у одолень-травы был огненный, да ещё двойной, то есть
- очищающий тело и душу .
Было и другое название у неё – русалочий цветок. Поскольку с закатом бутоны кувшинки, которая очень любит солнце, закрываются и опускаются в воду, а наутро появляются, но лишь при ясной погоде, возникло поверье, что ночью они превращаются в прекрасных русалок, а на свету – опять в цветы.
Корни кувшинок использовались людьми в пищу, из-за чего она получила название «цветок подводного хлеба». Высушенные и размолотые в порошок корневища добавлялись к муке, так как содержат до 20% крахмала. Высушенные, отваренные или поджаренные корни могут употребляться в пищу.
Семена её употреблялись монахами и отшельниками как средство, успокаивающее нервы, от судорог и головокружения, певцам – для усиления и укрепления голоса. Для улучшения аппетита сушёное корневище кувшинки подвешивали над кроватью больного .
Внешний облик кувшинки создан правильно, правда, лепестки здесь названы листочками. Это многолетнее водное растение с толстым мясистым ползучим корневищем, богатым крахмалом и дубильными веществами.. Плавающие на воде листья, 12-30 см. длины. Обитает в озёрах, старицах, лесных речках глубиной до 3-4 метров.
тирлич-трава
(золототысячник )
Тирлич или Ведьмино зелье – трава, которую считают бесовской. Накануне праздника Ивана Купалы ведьмы и колдуньи отправляются на Лысую гору близ Днепра собирать тирлич-траву. Из травы выжимают сок, которым ведьмы смазывают себе руки и ноги. Это помогает при совершении чар. Кто полностью натрётся травой, тот станет оборотнем и может превратиться в кого угодно. Мазью именно из тирлич-травы смазала своё тело Маргарита из известной повести М. Булгакова, чтобы отправитися на шабаш ведьм на Лысую гору. Если простой крестьянин найдёт эту траву и будет делать то же самое, то сможет общаться с ведьмами и вурдалаками. Зная это колдуньи стараются оградить те места, где растёт тирлич от простых людей, всячески сбивая их с пути.
По преданию, корень "Тирлич-травы" защитит обладателя от "гнева властей" (от - начальника на работе, до - государства), что делает эту травку весьма полезной в наше время.
Траву эту называют ещё стародубкой и бешенной травой. Волшебный тирлич – это золототысячник. Встречается по сухим местам, кустарникам и на полянах. Цветет с середины июня до сентября.
Это красивое растение подчас трудно обнаружить, поскольку цветки его полностью раскрываются только на ярком солнце. От светлого стержневого корня отрастает четырехгранный стебель 10-50 см высотой. Прикорневую розетку листьев найти трудно, так как ко времени цветения она, как правило, отмирает, а в вегетативном состоянии скрыта в густой траве. Стеблевые листья накрест супротивные, продолговато-яйцевидные или ланцетные, с заметными продольными жилками. Многочисленные цветки собраны в зонтиковидное соцветие, образованное отдельными вильчато разветвленными веточками. Чашечка трубчатая, из 5 чашелистиков, у венчика беловатая трубка и 5 розоватых отгибов; на солнечном свету лепестки отгибаются в виде звездочки. Цветет с (июня) июля до сентября. Растет на светлых полянах в лесу и на влажных лугах. Встречается не особенно часто, но довольно строго приурочен к своим излюбленным местообитаниям.
Плакун-трава
(дербенник иволистный )
Слезы матери и печаль земли Плакуном-цветком из земли взошли. Молча слезы льет по-над пашнею Над лихой бедой над вчерашнею
- Человек, сутулясь, вошёл в храм, встал с пучком травы лицом на восток и зашептал: «Плакун, плакун! Плакал ты долго и много, а выплакал мало. Не катись твои слёзы по чисту полю, не разносись твой вой по синю морю. Будь ты страшен злым бесам, полубесам, старым ведьмам киевским. А не дадут тебе покорища, утопи их в слезах, а убегут от твоего позорища замкни в ямы преисподние. Будь твоё слово при тебе крепко и твёрдо. Век веком!»
- Только на плакун-траву человек творил заговор. Называли его чародеем, ведуном, знахарем. Наговорная трава в представлении суеверного человека могла устрашать нечистую силу, заставляла плакать бесов и ведьм.
- «Мать всем травам плакун-трава. С этим корнем надо собирать все травы, и получит любая трава свою силу» — так говорит старинный травник. Каждую травку рвать с приговором: «От земли трава, а от Бога лекарство». Три раза проговорить, в чистоте пребывая. Второе: «Небо — отец, земля — мать, а ты трава, позволь тебя рвать». На Руси всегда с уважением относились к плакун-траве. Считается, что плакун-трава обладает огромной магической и целебной силой. Знахари использовали ее в своих заговорах, а простые люди старались иметь в своем доме как оберег от несчастий и болезней.
- Плакун-трава издавна пользовалась во всех деревнях уважением и страхом. Считали, что эта трава обладает удивительной силой: приводит к смирению нечистых духов, изгоняет колдунов и кикимор, заставляет плакать бесов и демонов. Чародеи собирают плакун-траву в Иванов день на утренней заре и только руками, не использую никаких орудий. Важно было найти корень и цветы.
- А еще велено было держать плакун-траву в чистоте, давать скоту при беспокойном поведении, деткам при бессоннице класть в головах постели. По словам опытных травоведов, в цветках и корне Плакун-травы — главная ее мощь. Корень этой «всем травам матери» таит в себе силу, охраняющую малодушных людей от всякого соблазна.
- Перед нами всего лишь дербенник иволистый, прозванный в народе «плакун-травой». Называли его еще дубник, подбережник, твердяк, тройчак, кровавница, верба-трава. Растет дербенник по сырым местам, берегам рек и прудов, а также среди зарослей ольшаника и на влажных заливных лугах. Цветет с июня до сентября. Растение содержит дубильные вещества, скот его не ест.
- Дербенник иволистый никакими лекарственными или другими достоинствами не обладает, он даже не входит в государственную фармокопею — утвержденный список растений-целителей. Но в поверьях плакун-трава — «всем травам мати».
Орхилин
(борец шерстистоусый )
В послании игумена Панфила псковскому наместнику (XVI) о сборе трав и корений сказано так: «Егда приходит великий праздник Рождества Предтечева, исходят огницы, мужие и жены чаровицы по лугам, и по болотам, и в пустыни, и в дубравы, ищущи смертные отравы и приворотные зелья». Вот в эту-то пору и ходили травознаи за орхилином, растущим на больших реках. Срывать орхилин полагалось через серебряную гривну (шейный обруч). Орхилин будто бы охранял от дурного глаза и порчи.
По научному это растение называется борец шерстисоусый из семейства лютиковых. Цветёт с половины июня до августа. Попадается в лесу и закустаренных лугах.
Чародеями собиралась осенью «в великоденский мясоед», употреблялась против свадебных наговоров. Делалось это так. Когда невесту привозили из церкви в дом жениха, тогда знахарь забегал вперёд, клал траву орхилин под порог дома. Невеста, узнав об этом, должна обязательно при входе в дом перепрыгнуть через порог. Если она случайно наступит на траву, то все зловредные наветы колдунов обрушаться на девушку.
Разрыв-трава
(папоротник )
По преданию разрыв-трава достается лишь тому, кто имеет цветок папоротника и корень плакуна. О разрыв-траве мечтали воры и кладоискатели, ведь она разрывает запоры тюрем и превозмогает сатанинскую силу, стерегущую клады.
Разрыв-траву называли еще скакун и прыгун, так как цветок ее будто бы в Иванову ночь скачет, прыгает. Известна она еще и под именем «ключ-трава». Легенда повествует, что когда-то разбойники зарывали клады, запирали их под землей на замки, а ключи бросали в воду. Обладатель разрыв-травы будто бы может отпирать заговоренные клады.
Утверждалось также, что если бросить разрыв-траву в кузницу, кузнец работать не сможет. Узнают ее так: на которой траве в Иванову ночь коса переломится, та и есть разрыв-трава.
Конечно, в подобных поверьях много от сказки, суеверия. Но вот что интересно: в народных сказаниях встречается упоминание о том, что разрыв-трава— все тот же папоротник, или очень похожа на него. Когда же ботаники стали выяснять, есть ли у волшебной травы прообразы, то оказалось, что есть. Ими являются два вида папоротника: ужовник (по латыни офиоглоссум, что в переводе означает «змееязычный») и груздовник (ботрихиум).
У них имеется нечто, похожее на кисть цветков. Если внимательно присмотреться к такой «кисти», то окажется, что это всего лишь вытянутая часть листа с «бутончиками» — спорангиями, открывающимися в сухую погоду. С виду измененная часть листа напоминает стрелку с кистью цветов (не зря ужовник получил название змееязычный: от его листьев отходит вырост, напоминающий узкий язык змеи).
Сходство с цветком и послужило поводом к легенде о цветущем папоротнике. Ужовник и груздовник встречаются в наших лесах очень редко, что также делало их таинственными. В действительности же ни один вид папоротника никогда не цвел и цвести не может. Это растение не цветковое.
У древних славян имелся миф, связанный с разрыв-травой. Согласно ему, молодой воин, отставший от своей рати, шел уставший по опушке леса. На улице стояла осень. Вдруг внимание юноши привлекло шипение множества змей, которые ползли в сторону горы, брали на язык травинку, касались ею скалы – она открывалась, и заползали внутрь. Тогда удивленный воин тоже сорвал эту травинку. Он почувствовал острую боль в пальце, но стерпел и коснулся камня. Скала расступилась, и юноша оказался внутри пещеры. Вокруг повсюду было золото и серебро, сверкали драгоценности. В самом центре пещеры стоял золотой престол, на котором восседала огромная змея. Вокруг нее, свернувшись в клубки, крепко спали змеи. Тогда юноша стал гулять по пещере, отложив в сторону меч, лук и щит, трогал золотые слитки,
пересыпал монеты и драгоценные камни, совсем забыв о времени. Вдруг он услышал, что змеи проснулись и заговорили. Они переспрашивали друг у другу: «Не пора ли нам?». Тут главная змея сказала: «Теперь пора!» – сползла с престола, и все поползли вон из пещеры. Воин, испугавшись, что останется здесь навсегда, кинулся за ними. Едва успев выскочить, он от неожиданности опешил — на опушке стояла весна. Юноша понял, что всю зиму он провел внутри пещеры и стал ругать себя за то, что не взял с собой ни монет, ни золота, ни камней, да еще и оставил свое вооружение там. Расстроенный, он побрел по опушке и вдруг увидел, что к нему скачет толпа всадников, занося мечи над головой юноши. Ему оставалось только выставить вперед руки, и неожиданно из его пальца вырвалось пламя, которое поразило врага. Всадник упал на землю без дыхания. Остальные, увидев такой исход событий, испугались, развернули коней и помчались прочь.
Молодой воин догадался, что поразил врага он именно тем пальцем, которым порезался о травинку. Тогда-то юноша и понял, что он унес самое главное сокровище, сделавшее его непобедимым.
Много лет существовало суеверие, будто цветок разрыв-травы способен магическим путем открывать любые замки. Однако волшебной силой обладал не каждый цветок, а только добытый с помощью следующего ритуала .Сперва нужно было найти дупло, где свил гнездо дятел, и чтобы в нем непременно были птенцы. Затем следовало дождаться, чтобы птица-мать улетела из гнезда - и плотно закупорить дупло. Увидев, что дупло заткнуто, птица должна была вернуться со стеблем разрыв-травы в клюве, подлететь к дуплу и поднести стебель к затычке. Затем должен был раздаться громкий хлопок - и затычка вылетала наружу. В этот момент наблюдателю следовало закричать изо всех сил. От страха птица роняла разрыв-траву. Именно этот стебель (если поднять его с земли красной или белой тряпицей) и был тем талисманом, который открывает все замки. Более того: обладание этим растением якобы должно сделать вас невидимым; а если вы будете носить его в кармане, вас не смогут ранить ни пуля, ни свинец.
В древнем травнике пишут: «Если найдешь ее, разрежь ладонь на левой руке и сунь под кожу траву. Тогда стоит только толкнуть этой рукой запертую дверь - она отворится, стоит только взяться за замок - он сам открывается. От одного прикосновения такой ладони замки отпираются и сваливаются с дверей и сундуков».
Считалось, что разрыв-трава помогает удачливым ворам. Есть легенды о разбойниках, всю жизнь искавших Разрыв-траву, чтобы иметь возможность беспрепятственно войти в любой дом, минуя все засовы, и не бояться кандалов. Потому её ещё иногда называют воровской травой. На основании свойства этой травы арестанты не могут быть заключены в темницу; которые имеют эту траву, тотчас же освобождаются.
Адамова голова
(МАНДРАГОРА)
Царь всех трав” – так почтительно называли растение под названием Адамова голова или мандрагора, как величали её в Западной Европе. Рассказывали, что “кто хочет видеть еретика или дьявола, тот возьми корень мандрагоры, водой освяти и положи на престол в храме и не замай 40 дней, и те дни пройдут – носи при себе – узришь водяных и воздушных демонов. А когда кто ранен – приложи к ране, в три дня всё заживёт”.
Корень «царя во всех травах» похож на редьку с причудливыми выростами. Этот замысловатый корень пользуется большим почётом на Западе. К нам весть о волшебной мандрагоре пришла из Европы. В русских сказаниях дальнейшего продолжения не получила. Привозная легенда проникла больше в письменные источники, чем в народные предания.
Серьёзно в магическое действие Адамовой головы на Руси верили в основном охотники. Перед походом в лес на охоту полагалось окуривать листьями растения охотничье снаряжение, и оно приобретало силу и удачливость. И в этот день охота всегда была хорошей, особенно на диких уток.
Народные названия адамовой головы – чёрный осот, пупочник, пустотел, шишкарник, кукушкины сапожки. В средневековье бытовало много россказней о смертельном риске, которому подвергал себя корнеискатель при выкапывании мандрагоры. Согласно поверьям, искать мандрагору нужно с особой осторожностью. Необходимо было повернуться лицом к западу, очертить три раза ножом место, где ищешь растение. Затем привязать Адамову голову к хвосту черной собаки и заставить её выдернуть корень. При этом в момент выдергивания раздавался страшный крик. Вот почему мандрагора названа ещё трава-покрик. Если пытаться самому вырвать растение без собаки, то погибель неминуема.
Обезболивающие и снотворные свойства мандрагоры были описаны ещё в папирусе Эберса, относящиеся примерно к 1570 году до нашей эры.
Ещё в шестом веке до нашей эры Пифагор высказал мнение, что некогда в мандрагору превратился человек (корень по форме похож на человека). Историк Иосиф Флавий, живший в первом веке нашей эры, рассказывал, что мандрагора якобы имеет цвет пламени, светится в темноте и приносит счастье. Утверждали, что мандрагора обладает целебной силой лишь тогда, когда вырастает возле места, где казнён невинный человек.
Исследовали химический состав мандрагоры и физиологическое действие на организм человека. Небольшие дозы её сока вызывали сонливость, большие – возбуждение. Всё растение оказалось ядовитым. В корне обнаружили наркотический и обезболивающий алкалоид – атропин. Стали понятны причины наркотического действия. Во время хирургических операций древние греки применяли для наркоза губки, пропитанные горячим соком мандрагоры. Больной вдыхал пары этого сока и крепко засыпал.
В наши дни это растение является одним из источников для получения атропина. Но теперь это достаточно редкое растение и нуждается в охране. Занесено в Красную книгу.
Чертополох
Чертополох, по мнению крестьян, отгоняет чертей и вообще всякую нечисть. Если тебя преследуют черти, то надо стать среди чертополохов и бросить в бесов шишки этой травы. Все колдуны и демоны сразу же пропадут. А если пригнуть чертополох к земле, при этом приговаривая: «Сгони червей с моей скотины – отпущу», напасть со скотины сойдёт.
С незапамятных времен ведется поверие, что если кто хочет быть цел в дороге, тот запасайся для этого вощанками, в которых сварен был чертополох. В великорусских губерниях промышляют вощанками старушки-переходницы, исходившие все пути и дорожки от Москвы-реки до Иордана. Для совершения обряда чертополох предварительно кладется на семь дней и ночей под подушку.Его не должен никто ни видеть, ни трогать. На восьмую ночь, последнюю на святках, приносят чертополох к старушке-переходнице. Она варит его, с особенными обрядами, с воском и ладоном. Вываренная вощанка зашивается в ладонку.
С древности оно использовалось как в медицине, так и в кулинарии и магических обрядах. Это очень сильное растение, обладающее, безусловно, магической силой, способное прогонять злых духов и вообще зло. Чертополох в переводе со старорусского означает "пугающий чертей". Это вполне соответствует способностям этого растения. Черти его действительно боятся, поэтому у входа в дом вешали это растение, чтобы не впускать в жилище нечисть. Сажали чертополох на могилах колдунов и проклятых людей, чтобы помешать нечисти утащить их души в пекло. В курениях это растение не применяли - дым чертополоха очень горький, ест глаза и горло. Нечисть выгоняет, но и людям оставаться в таком мареве сложновато.
Наибольшей силы чертополох достигает, когда распускается его цветок. Чертополох - надежная защита от порчи, напущенной из зависти. Говорят, что сухой цветок чертополоха, на котором намотан волос хозяина, не только защищает от многих чар, но и "возвращает" их тому, кто их навел. Цветок надо менять каждое лето, срезая его в жаркий полдень, предшествующий новолунию. При этом необходимо убедится, что вокруг нет посторонних. До наступления полнолуния следует носить вместе оба цветка, а затем сжечь старый на живом огне, предварительно с ним попрощавшись и поблагодарив. Характерно, что каждый последующий талисман вбирает в себя силу предыдущего. По поверью, чертополох отгоняет чертей и покойников-вампиров. Для этого нужно носить с собой целиком все растение. Дымом фимиама, изготовленного из чертополоха, окуривают огнестрельное оружие, которое плохо стреляет: то есть во время охоты ранит, но не убивает дичь.
Чертополох означает грех, скорбь, проклятие Бога при изгнании из рая. В римской мифологии Церера, богиня жатвы, покровительница плодородия, зажигает факел из сухого, чертополоха. Чертополох является символом Шотландии; согласно легенде, когда вторгнувшиеся в 8 веке даны пытались ночью тайно подобраться босиком к скоттам, они попали да заросли чертополоха; от их вскриков скотты подняли тревогу и полностью разбили данов. Чертополох был принят в качестве эмблемы Шотландии в царствование Якова III; в британском гербе появился в 1702 году вместе с девизом «Никто не тронет меня, не поранившись». Эта эмблема так же является центральной на нагрудном знаке «Самого древнего и благородного ордена Чертополоха»; кавалеры это го ордена уступают в ранге только кавалерам «Ордена Подвязки».
Чертополох – это многолетнее травянистое растение с очень ветвистым, толстым стеблем и короткочерешковыми или сидячими, жесткими и колючими листьями. Это колючее растение вырастает до 2 метров в высоту, цветущие на вершине его головки имеют ярко фиолетовый цвет. Многоцветковые головчатые соцветия окружены оберткой из кроющих листьев с торчащими колючками на концах. Кроющие листья отдельных беловатых или серовато-зеленых цветков сужены в шиловидные колючки. Корневище толстое, вальковатое. Цветет чертополох с июля до сентября. Родина его - вероятнее всего, Балтийские страны, юг Сибири и Северная Африка. Довольно часто встречается в Центральной Европе на бедных лугах, пустошах, песчаных откосах и склонах, на обочинах дорог.
Чертополох целители любят за ее абсолютную безвредность, чем она и отличается от других трав. Немного найдется лекарственных трав, столь уважаемых в прошлом, как чертополох. По преданию, древнегреческая поэтесса Сафо использовала его корневище как средство, усиливающее половую активность. В такое действие этого растения очень верили в древности. Помимо этого корневище ценили как средство для регулирования менструального цикла и лечения желудочных заболеваний; кроме того, верили в его способность защитить от инфекционных заболеваний. В средние века область применения его значительно расширилась (грудные болезни, водянка, периоды депрессии, задержка мочеиспускания, цинга и атрофия десен, желтуха, чахотка, кожные болезни). Современная народная медицина переняла все эти показания, как это часто бывает, без всякой критики. Исторические документы свидетельствуют о том, что древние греки использовали отвар плодов молочного чертополоха 2000 лет назад. Полагают, что римляне знали о его полезных свойствах и использовали при лечении заболеваний печени. В Индии он применяется в гомеопатической и народной медицине. А в Европе экстракт молочного чертополоха с давних пор рекомендуется при таких печеночных нарушениях, как гепатит и цирроз. В древнем медицинском справочнике греческий травник Диоскорид рекомендовал чертополох молочный при очень многих заболеваниях. Во всех русских справочниках о целебных растениях есть упоминание о чертополохе, который упоминается при очень многих заболеваниях.
Нечуй – ветер
(бессмертник)
Еще более нелепа легенда о нечуй-ветре. Растет волшебная трава будто бы по берегам рек и озер. Собирают ее в глухозимье, 1 января, под Васильев вечер. Причем найти нечуй-ветер могут лишь слепцы. Наступая на сказочную траву, слепцы якобы чувствуют, как она колет их слепые глаза. Если нашедший возьмет нечуй-ветер не руками, а ртом, он обретает способность останавливать ветер, а также ловить рыбу без неводов.
Нечуй-ветер, согласно легендам и преданиям, помогает открывать клады. В ночь на Ивана Купалу с нечуй-ветром, водосбором и цветущим папоротником в руках надо было сорвать разрыв-траву и гулять по лужайке до тех пор, пока не появится резь в глазах. А как появится, взять в руки лопату и быстро разрывать землю - заклятый клад должен быть прямо под ногами. Трава эта, по сказаниям чародеев, растет зимою по берегам рек и озер. И считали, что те, кто обладает этой травою, всегда сможет остановить ветер на воде, избавить себя и судно от потопления.
Вот только сила у растения считалась не от добрых духов. Нечистая сила в это время раскидывала траву нечуй-ветер для уничтожения бури. А речь идет о бессмертнике. Семейство сложноцветных. Его еще называют кошачьи лапки, живучка, цмин, неувядка. Растение долго не вянет, засыхает и хорошо сохраняет цвет и форму. На языке цветов бессмертник означает - "Живи вечно, навеки твой". Считали, что душа умершего переселялась в этот цветок, чтобы через него она могла бы общаться с друзьями и родственниками. "Прославится тот, кто совьет себе венок из бессмертника и окропит его миррой из сосуда золотого самородка". В медицине - антисептическое, ранозаживляющее средство. Помогает при заболеваниях желудка, печени, желчного пузыря, при простудах и болезнях сердца. При гипертонии лучше не использовать.
Симптарин
За приворотное зелье когда-то слыла и трава симтарин. Что под неё подразумевалось, выяснить не удалось. До введения двойной номенклатуры в названиях растений царила такая неразбериха и путаница, что по старинному названию не всегда удаётся выяснить, какое у растения современное название.
Выводы:
Удивительное в жизни растений – один из главных поводов к возникновению легенд. Источники легенд реже восходят к преувеличению свойств, которыми обладают растения. Фантазии часто так преувеличены, что теряются реальные формы и смысловые связи с действительностью.
Современная наука открыла много полезных свойств, которыми обладают те или иные растения. Не обнаружены только сверхъестественные, потому что их просто не бывает. Но это не мешает нам любоваться и наслаждаться красотой этих растений.
Использованные ресурсы: