СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воображение дошкольников. Диагностика. Игры для развития воображения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воображение дошкольников напрямую связано с развитием мышления, памяти, внимания. Учебная деятельность ребенка во многом зависит от уровня развития воображения.

Просмотр содержимого документа
«Воображение дошкольников. Диагностика. Игры для развития воображения.»

Аналитическая справка

педагога-психолога МБОУ «ЦО № 33» Гришиной Е.В.

по результатам оценки уровня развития воображения у детей дошкольного возраста


Цель обследования: определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы у детей дошкольного возраста 5 – 7 лет.

Задачи:

  1. Провести диагностическое обследование детей 5 – 7 лет.

  2. Познакомить родителей с результатами диагностического обследования.

  3. Дать рекомендации родителям и педагогам по развитию воображения и творческого потенциала дошкольников.


Воображение – это присущая только человеку, возможность создания новых образов путем переработки предшествующего опыта. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Старший дошкольный и младший школьный возраст характеризуется активизацией функции воображения – вначале воссоздающего (позволяющего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период сензитивный для развития фантазии. Фантазия, как и любая форма психического отражения должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию, самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность. Воображение дошкольника напрямую связано с мышлением, памятью, вниманием. Учебная деятельность ребенка во многом зависит от уровня развития воображения.

В диагностическом обследовании использовалась методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко. Методика направлена на определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы. В качестве материала используется один комплект карточек (из двух предлагаемых), на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в каждом наборе по 10 карточек.

Первичное диагностическое обследование проводилось на базе МБОУ «ЦО № 33» в ноябре 2018 г. Обследование проводилось в групповой форме.

В диагностическом обследовании приняли участие 28 детей в возрасте 5 – 7 лет, а именно:

  • Подготовительная группа – 16 чел., из них:9 мальчиков и 7 девочек;

  • Старшая группа – 12 чел., из них: 3 мальчика и 9 девочек.

Результаты занесены в таблицу 1.

Таблица 1.

Уровень развития воображения

Группа


УРОВНИ

Высокий


Средний


Низкий


Кол-во детей ( %)


Кол-во детей ( %)


Кол-во детей ( %)


Подготовительная

4 (26%)

5 (30%)

7 (44%)

Старшая

3 (25%)

4 (33%)

5 (42%)

Общий результат

7 (25%)

9 (32%)

12 (43%)


Для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка подсчитывался коэффициент оригинальности: количество неповторяющихся изображений.

Результаты диагностического обследования показывают, что в подготовительной группе 4 детей (26%) имеют высокий уровень развития воображения. Рисунки этих детей отличаются оригинальностью названий, прорисовкой деталей. Средний уровень развития воображения имеют 5 детей (30%). Рисунки этих детей имеют больше совпадений по названиям, некоторые из них были шаблонные, один рисунок был беспредметный (без названия, просто «узор»). Низкий уровень развития воображения выявлен у 7 детей (44%). Эти дети изображали предметы схематично, некоторые фигуры дети не смогли дорисовать.

Результаты диагностического обследования показывают, что в старшей группе 3 детей (25%) имеют высокий уровень развития воображения. Рисунки этих детей отличаются оригинальностью названий, прорисовкой деталей. Средний уровень развития воображения имеют 4 детей (33%). Рисунки этих детей имеют больше совпадений по названиям, Низкий уровень развития воображения выявлен у 5 детей (42%). Эти дети изображали предметы схематично, некоторые фигуры дети не смогли дорисовать.

Все дети - 100% приняли задание, были заинтересованы, включены в работу. Интересные и разнообразные названия дети давали фигурам под №2 и №6.

Вывод

Итак, анализ полученных данных при диагностическом обследовании детей 5-7 лет показал, что 7 детей (25%) имеют высокий уровень развития воображения. Средний уровень развития воображения имеют 9 детей (32%). Низкий уровень развития воображения выявлен у 12 детей (43%).

Воображение детей находится в стадии активного развития и неразрывно связано с другими психическими функциями. Роль развития воображения у детей дошкольного возраста велика. Воображение расширяет опыт, знания и интересы ребенка. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций и от процесса и от полученного результата. Творческая деятельность способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, что в свою очередь определяет успешность учебы ребенка.


Рекомендации родителям и педагогам

Основные направления по развитию уровня воображения у детей дошкольного возраста

  1. Развитие словарного запаса (Игра «Составление из букв осмысленных слов»).

  2. Развитие образного мышления (Игра «Составление предметов из набора геометрических фигур», «Укрась слово»).

  3. Развитие логического мышления (Игра «Понимание переносного смысла пословиц»).

  4. Развитие внимания (Игра «Сравни животных»).

  5. Формирование представлений об окружающем мире.


Основные принципы по развитию уровня

воображения у детей дошкольного возраста

  1. Создавать благоприятную обстановку для ребенка. Отказ от критики в адрес ребенка.

  2. Стимулировать познавательную активность ребенка. Поощрять его тягу к знаниям.

  3. Показывать личные примеры проявления творческого воображения.

  4. В создании чего-либо не ставьте шаблонов, четкой инструкции. Дайте ребенку свободу действий.

  5. Ставьте ребенка в ситуацию выбора, учите рассуждать, искать разные решения.




Педагог-психолог Е.В.Гришина

16.11.2018г.



4