Бондарь Ольга Анатольевна учитель русского языка и литературы ГОУ ЛНР «ПССШ № 6 им. Е. Ищенко»
МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА : ВОСПИТАНИЕ ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Цель предмета – усвоение школьниками общечеловеческих духовных и художественных ценностей русской и зарубежной литературы, воспитание у них интереса к чтению и изучению лучших образцов произведений искусства слова, приобретение учащимися знаний о развитии русской литературы в контексте мирового литературного процесса от древности до наших дней, обогащение и расширение их читательского кругозора.
- «Младшим школьником движет сила послушания, средним – подростком – сила интереса, старшим – сила цели»
Симон Соловейчик
Интерес творчество пробуждение скрытых способностей и талантов
Ключевые компетенции, которые формируются в процессе изучения литературы
Ч И Т А Т Е Л Ь С К А Я
Ключевые
компетенции
К О М М У Н И К А Т И В Н А Я
С О Ц И О К У Л Ь Т У Р Н А Я
Задачи преподавателя литературы: - формирование в учащихся лучших качеств личности; - сделать каждого ученика активной единицей урока; - роль литературы в формировании ценностных убеждений личности сделать приоритетной.
Стандартный подход : биография -чтение текстов – анализ – сочинение Мотивация : умение превращать учебную задачу в личностно значимую
Современные
образовательные
технологии
Проектные
технологии
Технология
развития
критического
мышления
Технология
решения
изобретательских
задач
Исследовательская
деятельность
Информационные
технологии
Блочное обучение
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ - – это разумный взвешенный подход к принятию сложных решений, как следует поступать и во что верить
Из сочинений учащихся
- Главная героиня нарушила все моральные принципы; нельзя оправдать и её добровольный уход их жизни.
- Поступила неправильно, бросив свою семью.
- Анна несчастна в браке, ей хотелось всего лишь немного счастья.
- Я не осуждаю Анну, ведь не знаю, как поступила бы сама в такой ситуации.
- Героиня бросила мужа и сына, будучи уверенной, что нашла настоящую любовь, о которой так убедительно говорил ей Вронский. Ею управляло желание любить.
- Считаю её поступок аморальным по отношению ко всем близким ей людям.
- Я не понимаю Анну. Семья – это главное.
- При жизни человек всегда может найти выход из сложившейся ситуации, у него есть выбор.
- Проблемы романа актуальны и в наше время.
ДЛЯ ЧЕГО ЖИВЁТ ЧЕЛОВЕК? (Ответы учащихся) - чтобы продолжить свой род - у каждого своя цель в жизни; в современном обществе есть люди, которые живут так же, как Гобсек; - ради семьи, собственного развития; - что оставил после себя Гобсек? Ничего. А человек должен оставить после себя добрую память; - человек живёт для других, а Гобсек жил для себя; - жизнь не должна быть бессмысленной, ведь она даётся только один раз. Нужно стараться как можно больше узнать , всё успеть, быть счастливым. - герой жил для себя, ради собственного обогащения. Жаль, что он не понял истинного смысла жизни. - мысли только лишь о материальном благе приводят к духовному разложению личности. Это мы видим на примере Гобсека. - человек приходит в этот мир с определённой целью. Если он осознает её, выполнит, то будет счастлив.
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Урок 1 . «Странный человек» (по повести «Бэла»). Кто Печорин – виновник или жертва трагедии?
Урок 2 . «Об чем было нам говорить?» Кто более прав в отношении друг к другу: Печорин или Максим Максимыч?
Урок 3. «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих?» (глава«Тамань»). Почему Печорин так страстно хотел и не смог войти в круг контрабандистов?
Урок 4. «За что все они меня ненавидят?» («Княжна Мери»). Кто побеждает в поединке – Печорин или общество?
Урок 5. «Неужели зло так привлекательно?» («Княжна Мери»). За что любят Печорина, если он приносит страдания?
Урок 6. «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» («Фаталист»). К кому относится название последней части?
Каждая из этих проблемных ситуаций подчинена решению общего вопроса: «Действительно ли Печорин – герой своего времени?»
1) Игра - эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся;
2) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
3) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к
предмету;
4) игра - один из приёмов преодоления пассивности
учеников;
5) игра на уроке создает ситуацию психологической
раскованности, способствует повышению общего
развития,
умению ориентироваться в различных жизненных
обстоятельствах.
Игровые технологии
Основные формы использования игровых моментов на уроке
кроссворды
викторины
ролевые игры
инсценирование
творческие задания
Допиши главу к произведению
Измени ход событий
Составь рассказ от имени героя
Нестандартные задания
Сочини сказку, загадку, стихотворение
Придумай эскиз обложки книги
Допиши портрет действующих лиц
Информационная компетентность
проекты
сообщения
доклады
Виды и формы творческих работ
сочинения
рефераты
исследования
Домашнее задание
Составление заданий по изученной теме
Написание сказок, стихотворений
Придумывание загадок
Создание рекламы
Подготовка иллюстраций к произведениям
Подготовка тестовых заданий, вопросов проблемного характера
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!