ОГЛАВЛЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
Актуальность программы 3
Задачи программы: 4
Практическая значимость программы 4
Системность и преемственность программы 5
Этапы программы 5
Основные идеи успешности процесса воспитания 7
Инновационность программы 7
Методы и формы работы 8
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ 8
1 направление – «Здоровьесберегающее» 9
2 направление – «Интеллектуальное» 11
3 направление – «Духовно-нравственное» 12
4 направление – «Коммуникативное» 14
5 направление –«Учебно-трудовое» 16
6 направление – «Гражданско-патриотическое» 18
7 направление – «Семейное» 20
ФОРМЫ РАБОТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ 21
ТЕМАТИКА РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ 22
МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 23
Личностные качества 23
Регулятивные качества 24
Познавательные качества 24
Коммуникативные качества 25
ЦИКЛОГРАММА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 26
Работа с одаренными детьми 26
Работа со слабоуспевающими 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы
Актуальность программы заключается в том, что воспитание детей является одной из важных задач нашего государства. Дети – это подрастающие граждане нашей страны, которые будут ее развивать в дальнейшие годы.
Воспитание – процесс, начинающийся с детства, когда в душу ребенка закладываются основные жизненные принципы, помогающие ему стать Человеком с большой буквы. Человек, живущий в современном обществе, должен быть уверен в себе, активен, не бояться пробовать, уметь быть терпимым к другим людям, уметь принимать решения и достигать результатов в соответствии с поставленными целями, уметь брать на себя ответственность за свои поступки, не ущемляя права и свободы других. Школа, семья должны помочь ребенку овладеть такими качествами личности.
Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, в которой ребенку будет так же хорошо и уютно, как в семье, где его любят, ценят, где о нем будут заботиться настолько, что он станет интересен себе и другим. Нужно приложить все усилия, чтобы ребенок, перешагнув порог школы, почувствовал, что в школе его ждут. В создании такой атмосферы классный руководитель играет одну из главных ролей.
Воспитательная программа «Созвездие» разработана для учащихся начального общего образования МБОУ Мечетинской СОШ до 2024 года, сроком реализации – 4 года. Программа включает восемь направлений развития личности:
Здоровьесберегающее.
Интеллектуальное.
Духовно-нравственное.
Коммуникативное.
Учебно-трудовое.
Гражданско-патриотическое.
Семейное.
Программа направлена на всестороннее развитие личности. Она служит основой построения воспитательной работы в классе, помогает согласовать действия всех участников образовательных отношений, способствует развитию коммуникативных способностей. Программа составлена в соответствии с ФГОС НОО.
Задачи программы:
сформировать в каждом ребенке общечеловеческие ценности: любовь к ближнему, сострадание, справедливость, гражданственность, веру в прекрасное, ответственность, нравственные устои;
содействовать формированию духовно-нравственной позиции школьника;
привлечь учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовных ценностей, накопленных поколениями;
развивать мотивацию к познанию окружающего мира и творческой деятельности;
способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;
развивать коммуникативные способности учащихся;
формировать сознательное отношение школьников к своей жизни, здоровью, а также окружающих людей;
организовать работу с семьями обучающихся, их родителями, направленную на повышение ответственности за воспитание и обучение детей.
Практическая значимость программы
В программе дан целостный подход к реализации воспитательного процесса по формированию личности учащихся младших классов, где основой является системность, компетентностность, деятельность всех субъектов воспитательной системы начальной школы.
В процессе реализации программы создаются условия для понимания ребенком того, что жизнь человека, его ум и здоровье – это великая ценность на земле. Счастье его самого, родных, близких и окружающих людей, в первую очередь, зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованной, духовно - воспитанной и трудолюбивой личностью. Данная программа адаптирована для ежедневной учебно-воспитательной деятельности.
Каждый человек обладает своими индивидуальными особенностями, манерой поведения. Дети, которые приходят в класс тоже неодинаковые: у каждого своего характера, темперамент. Дети разного социального статуса, национальностей. И, учитывая все это, учитель я, как учитель, должна сформировать единый работоспособный дружный и активный классный коллектив.
Системность и преемственность программы
Этапы программы
На протяжении четырех лет реализации воспитательной программы наблюдается системность и преемственность.
1 год (1 класс) «Знакомимся и дружим!»
Цель:
- создать условия для адаптации учащихся в новом коллективе;
- определить общие цели, перспективы деятельности;
- сформировать деловые отношения в общей деятельности
Задачи:
- удовлетворить потребностей обучающихся и их родителей в информации;
- изучить личностные особенности обучающихся и их родителей.
2 год (2 класс) «Я и мои друзья».
Цель:
- обеспечить организационное единство класса
Задачи:
- сплотить детский коллектив;
- организовать совместную деятельности в детском и родительском коллективах по определению перспектив творческой деятельности;
- вовлечь каждого учащегося в коллективную творческую деятельность;
- организовать работу актива класса.
3 год (3 класс) «Мы дружная команда!»
Цель:
- формирование эмоционально – волевого и интеллектуального единства класса.
Задачи:
- изучить степени комфортности, самочувствия каждого ученика, динамики межличностных, межгрупповых отношений;
- обеспечить разнохарактерную деятельность, позволяющую выявить и закрепить лидерство учащихся с позитивными ценностными установками.
4 год (4 класс) «Мы делимся добром с миром».
Цель этапа:
- формирование ценностно – ориентированного единства в процессе социально – значимой деятельности.
Задачи этапа:
- обучить учащихся методам анализа и самоанализа деятельности;
- создать ситуации, позволяющие проявить и реализовать возможности учащихся находящимся в позиции наблюдения, зрителя;
- поддержать всевозможные инициативы отдельных учащихся, микрогрупп.
Создание воспитательной программы «Созвездие» было основано на следующих педагогических принципах:
принцип открытости (младшие школьники планируют жизнь в классе совместно с классным руководителем, вносят свои коррективы и предложения взрослого с учетом своих интересов, потребностей и желаний, классный руководитель должен быть очень убедителен, предлагая учащимся те или иные мероприятия и чутко прислушиваться к мнению детей).
принцип привлекательности будущего дела (классный руководитель должен увлечь учащихся конечным результатом выполняемого дела).
принцип деятельности (младшим школьникам хочется участвовать во всех мероприятиях, которые проводятся в школе и классе, им интересны конкурсы, праздники, соревнования и т.д., ими движет желание поучить похвалу, выглядеть успешными в глазах учителя и своих родителей).
принцип свободы участия (предлагая ребятам участие во внеклассном мероприятии, необходимо учитывать их мнение, которое может быть выражено в предоставлении права выбора задания с учетом своих интересов, личных качеств и возможностей, такой подход учит ребенка ответственности за выполнение порученного дела).
принцип обратной связи (каждое внеклассное мероприятие должно заканчиваться рефлексией, необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить мнение учащихся, определить их настроение и перспективу участия в будущих делах класса, а также участие педагога в проводимых мероприятиях изменяет отношение учащихся к роли взрослого в выполненном деле, позволяет увидеть его значимость и необходимость в их жизни).
принцип сотворчества (работая с младшими школьниками, педагог должен предоставлять учащимся, право выбора партнера по выполняемому делу, что повышает результативность и стимулирует успешность выполняемой работы, но организуя, сотрудничество детей друг с другом, нельзя поступать с позиции силы).
принцип успешности (классному руководителю необходимо обращать внимание на участие каждого ребенка во внеклассной работе и по достоинству оценить его, инструментом оценки успешности может служить слово, жест, мимика, интонация, если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то и в последующих делах он будет еще более активен и успешен).
Основные идеи успешности процесса воспитания
Современные концепции образования исходят из приоритета цели воспитания и развития личности школьника на основе формирования качеств всесторонне развитой личности. Сегодня, как и раньше, взят курс на гуманизацию и демократизацию школы, который должен привести к новому качеству воспитания.
1) Формирование базовой культуры личности, культуры жизненного самоопределения: экономической и политической, демократической и правовой, нравственной и экологической, художественной и физической, культуры семейных отношений.
2) На основе образов духовно-нравственной культуры вырабатывать совместно с учащимися свои собственные ценности, нормы и законы жизни, формирующих активную личную позицию школьника.
3) Идеи успешности процесса воспитания строятся на добровольности участия учащихся в воспитательном мероприятии.
В конечном итоге, главная идея воспитания состоит в том, чтобы подготовить человека к трем главным ролям реальной жизни – гражданина, работника, семьянина.
Инновационность программы
- заинтересованность участников образовательного процесса в реализации данной программы;
- формирование у учащихся чувства толерантного сознания, начального представления о казачестве, пробуждение у них чувства патриотизма и гордости, ответственности за судьбы родного края и Отечества.
- приобретение опыта партнерских, сотруднических отношений детей друг с другом, с взрослыми в совместной деятельности, умение работать в команде, навыки группового сотрудничества;
Методы и формы работы
Формы внеклассной работы – это широкий спектр самых различных мероприятий.
- тематические классные часы;
- классные собрания;
- часы общения;
- игры, игры-путешествия;
- диспуты;
- праздники;
- викторины, конкурсы;
-театрализованные постановки;
- тематические родительские собрания.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ
Реализация программы воспитания и социализации младших школьников в школе способствует:
овладению учащимися разными видами деятельности в соответствии с возрастными возможностями (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье;
формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности.
При выборе направлений за основу я брала результаты диагностики, определение уровня развития и интересов учащихся, а также основываясь на требования ФГОС НОО, ориентировалась на модель выпускника начальной школы.
1 направление – «Здоровьесберегающее»
Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека, воспитание понимании важности здорового образа жизни для будущего самоутверждения.
Задачи:
воспитать навыки санитарно-гигиенической культуры, режима дня;
воспитать негативное отношения к вредным привычкам;
формировать мотивацию на здоровый образ жизни у детей и подростков;
приобщить учащихся к физической культуре и спорту.
Формы работы:
спортивные конкурсы, соревнования, спартакиады, проекты;
походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы;
предметные утренники, спортивные викторины, классные часы, классные собрания по спортивной тематике, театрализованные мероприятия;
беседы и дискуссии.
План-сетка мероприятий:
Месяц | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Сентябрь | Проект «Будем знакомы…» | Беседа «Правила безопасности». | Классное собрание «Мой внешний вид» | Беседа «Как научиться соблюдать режим дня». |
Октябрь | День здоровья. Веселые старты (с привлечением учителя физкультуры) | Беседа «Азбука вкусной и здоровой пищи» | Проект «Береги здоровье смолоду». | День здоровья. (Поход) |
Ноябрь | Классный час «Правила личной гигиены». | Дискуссия «Полезен ли сон?» | Викторина «В гостях у ПДД» | Беседа «Курение или здоровье – выбирайте сами». |
Декабрь | Беседа «Глаза - главный помощник человека». | Экспресс-театр «В гостях у доктора Айболита». | Игры на свежем воздухе | Проект «Береги здоровье смолоду» |
Январь | Внеклассное мероприятие «Путешествие в страну Здоровячков» | Семейное состязание «Мама, папа, я» | Беседа «Со спортом мы дружны» | Состязания с параллельным классом «Зимние забавы» |
Февраль | Проект с привлечением родителей «Питаемся правильно» | Игра-соревнование «Дальше, выше, быстрее». | Конкурс рисунков «Рисуем здоровье» | Спортивное состязание с параллельным классом «Эх, силушка богатырская» |
Март | Викторина «В стране здоровых людей» | Беседа о вредных привычках среди детей. | Игра «Красный, жёлтый, зелёный». | Классный час «Вредные привычки» |
Апрель | Внеклассное мероприятие «Мы –друзья дорожных знаков». | Конкурс рисунков «Огонь – мой друг и враг». | Беседа «Основные виды травм и первая помощь» | Разучивание подвижных игр на свежем воздухе |
Май | День здоровья. Флешмоб | Веселые старты «Мы – спортивные ребята» | Конкурс физминуток. | Представление «Знаем правила движенья, как таблицу умноженья» |
Ожидаемые результаты направления
сознательное отношение учащихся к своему здоровью и здоровому образу жизни;
повышение уровня знаний учащихся о факторах, негативно влияющих на здоровье человека;
повышение ценностного отношения учащихся к жизни и здоровью человека;
снижение общего количества заболеваемости обучающихся;
овладение умениями и навыками заботы о своем здоровье;
увеличение количества детей, занимающихся физической культурой и спортом.
2 направление – «Интеллектуальное»
Цель: оказание помощи учащимся в развитии способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.
Задачи:
создать условия для интеллектуального развития учащихся;
формировать интеллектуальную культуру учащихся;
развивать кругозор и любознательность.
Формы работы:
игры по развитию внимания, памяти, воображения;
интеллектуальные марафоны, бои;
устные журналы, классные часы, театральные постановки;
План-сетка мероприятий:
Месяц | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Сентябрь | Игра-путешествие «Первый раз в первый класс» | Устный журнал «Корень учения горек, а плод сладок» | Игра-путешествие «Мы снова вместе» | Классный час «Терпенье и труд все перетрут» |
Октябрь | Игра «Путешествие в сказочный лес» | Игра –викторина «Счастливый случай» | Викторина «Во поле березка стояла» | «Экологическое путешествие» |
Ноябрь | Литературная викторина) «По страницам произведений А.Л. Барто» | Конкурс стихов о маме. | «Что мы знаем, что умеем». Ребусы, кроссворды, шарады. | Математический бой с параллельным классом |
Декабрь | Классный час «Поговорим о доброте» | Игра-путешествие «Путешествие в страну самых умных» | Новогодний КВН | Театрализованное представление «Двенадцать месяцев» |
Январь | Математическая викторина «Дважды два …..? | Путешествие по стране «Устное народное творчество» | Викторина «Клуб Всезнаек» | Викторина по русскому языку |
Февраль | Игра «мозговой штурм для интеллектуалов» | Интеллектуальные соревнования «Кто лучше и быстрее». | Математический КВН | Игра – викторина «Самый умный» |
Март | Игра-викторина «В поисках клада» | Праздничная игра –соревнование между классами к 8Марта | «Весна идет! Весне дорогу!» Игра-путешествие | Олимпиада по русскому языку |
Апрель | Устный журнал «Зеленый наряд нашей планеты» | Конкурс рассказов собственного сочинения по теме: «Славит человека труд» | Мини-спектакль «Земля – наш дом родной» | Диспут по теме: «В стране невыученных уроков» |
Май | Игра «Умники и умницы» | Устный журнал «Волшебная математика» | Викторина «В школе кончены уроки» | Смотр проектов на свободные темы. |
Ожидаемые результаты направления
желание получать знания, стремление самостоятельно добывать новые знания;
развитие памяти, логического и творческого мышления, воображения;
3 направление – «Духовно-нравственное»
Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Задачи:
содействовать формированию духовно- нравственной позиции школьников;
воспитывать любовь к Отечеству через приобщение к истокам и традициям русской культуры;
воспитывать любовь и уважение к родной семье;
воспитывать уважение к личности независимо от национальной принадлежности;
воспитывать любовь к родной школе, уважение к ее традициям;
прививать чувства милосердия, сострадания, приобщать ребят к миротворческой деятельности.
Формы работы:
тематические классные часы по нравственной тематике;
посещение сельской библиотеки;
праздники, конкурсы, экскурсии, поездки, походы;
посещение театров, музеев, выставок;
театрализованные представления;
сотрудничество с детсадами, центром реабилитации престарелых людей и инвалидов.
План-сетка мероприятий:
Месяц | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Сентябрь | Классный час «Я – первоклассник» | Классное собрание «Выборы атамана класса» | Классный час «Считаете ли вы себя культурным человеком». | Творческий проект «Наш дружный 4 класс» |
Октябрь | Игра «Моя любимая игрушка» | Классное собрание «Наш класс во время перемен» | Театрализованное представление «Покров-всему развяза» | Выставка рисунков, беседа «Подари улыбку» (ко дню пожилых). |
Ноябрь | Классный час «Мамочка милая мама моя» | Праздник «Мама – жизнь подарила...» | Мероприятие «День памяти войсковой казачьей славы» | Беседа «Мы уже взрослые» |
Декабрь | Мастерская Деда Мороза. Изготовление подарков | Праздник «Чудеса у Новогодней елки» | Театрализованное представление «День памяти матери-казачки» | Театрализованное представление «В новогоднем лесу» |
Январь | Викторина «Дружба – чудесное слово» | Защита проектов «Все профессии нужны». | Экскурсия в школьный музей «Освобождение станицы Мечетинской» | Классный час «Знаменитые люди станицы» |
Февраль | Классный час «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?» | Игра-конкурс «Самый вежливый ученик» | Классное собрание «Традиции класса» | Праздник ,посвященный Дню защитника Отечества |
Март | «О наших мамах, бабушках, сестричках». Викторина. | Беседа «Дружно – негрузно, врозь – хоть брось» | Праздник «Я песню пою милой маме» | Экскурсия в музей станицы Мечетинской «Наша станица» |
Апрель | Классный час «Страна, в которой я живу» | Викторина «Путешествие в страну имен». | Акция «День добрых дел» | Беседа о международном дне книги. |
Май | Акция «Георгиевская ленточка» | Беседа «Слезы войны» | Классный час «Казаки в коды войны» | Классный час «Мои мечты и мои желания» |
Ожидаемые результаты направления
развитие духовно-нравственных качеств младшего школьника;
расширение кругозора детей;
развитие чувства патриотизма, уважения к старшим, сплочение семьи, укрепление связи поколений.
4 направление – «Коммуникативное»
Цель: передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей (как позитивного, так и негативного), ориентация школьников на соблюдение нравственных норм и правил поведения людей.
Задачи:
формировать у учащихся навыки коммуникации, ответственного отношения к слову, как к поступку;
формировать знания в области современных средств коммуникации и безопасности общения.
Формы работы:
тематические классные часы, интерактивные игры;
общение детей и родителей;
самопрезентации и самопредставление;
праздники, конкурсы, ролевые игры.
План-сетка мероприятий
Месяц | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Сентябрь | Беседа «Поговорим о правилах поведения в школе» | Беседа – диспут «Уважай других и тебя будут уважать» | Ролевая игра «Положительные и отрицательные эмоции» | Диспут «Мир человеческих отношений» |
Октябрь | Час общения «Это – Я!» (самоопределение) | «Как надо вести себя в школе» (практическое занятие) | Классный час «Волшебные слова» | Игра «Каждый сам за себя или дружная семья» |
Ноябрь | Классный час «Поговорим о доброте» | Беседа «Чего в других не любишь, того и сам не делай» | Классный час «Правила хорошего тона» | Классный час «Мир добрых слов» |
Декабрь | Классный час «Я - ученик» | Праздник «День вежливости» | Час общения «Учимся выигрывать и проигрывать» | «Доброе слово, что день ясный» (разбор ситуаций) |
Январь | Утренник «Будьте вежливы!» | Игра «От улыбки солнечной одной» | Час общения «Навыки общения» | Классный час «Мы такие разные» |
Февраль | Игра «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики» | Конкурс между классами «А ну-ка мальчики!» | Инсценировка сказки «Доброе слово лечит, а зло калечит» | Классный час «Дружба – главное чудо» |
Март | Беседа «Ну, а дружба начинается с улыбки» | Беседа «Будьте добрее и вам улыбнутся» | «Учимся уважать (беседа об отношение к старшим) | Беседа «Поступки человека и его характер» |
Апрель | Классный час «Да здравствует вежливость и доброта!» | Устный журнал «Детские писатели о поступках » | Беседа о правилах поведения в гостях | Разбор ситуаций «Подарки в жизни человека» |
Май | «Прощание с первым классом» (Праздник) | Урок нравственности «Умеем общаться» | Конкурсная программа «Удовольствие – в игре» | Праздник «Прощание с начальной школой» |
Ожидаемые результаты направления
младшие школьники узнают правила межличностного общения не только в классе, но и в социально значимых группах;
учащиеся будут уметь эффективно общаться, конструктивно разрешать конфликтные ситуации, иметь базовые навыки общения;
у учащихся появятся позитивные качества личности: уверенность, доброжелательность, терпимость, умение сотрудничать, работать над собой;
учащиеся научатся учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
учащиеся научатся договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
учащиеся научатся использовать речь для регуляции своего действия.
5 направление –«Учебно-трудовое»
Цель: воспитание у учащихся трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Задачи:
дать первоначальные представления о ведущей роли образования, труда и о значении творчества в жизни человека и общества, об основных профессиях;
прививать уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
развивать навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
учить проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
учить соблюдать порядок на рабочем месте;
прививать бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам, а также отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.
Формы работы:
дежурство по классу, трудовые десанты;
классные часы, часы общения, беседы, викторины;
встречи с представителями разных профессий и беседы о профессиях своих родителей;
разработка и реализация творческих проектов.
План-сетка мероприятий
Месяц | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Сентябрь | Конкурс рисунков «Профессия моих родителей» | Участие в трудовом десанте «Зеленая Россия» | Беседа «Мое отношение к работникам школьной столовой» | Классное собрание «Наши поручения» |
Октябрь | Беседа «Уважай труд людей» | Праздник «Золотая осень» (выставка поделок и рисунков) | Экспресс-театр «Труд кормит, а лень портит» | Акция «Чистый школьный двор» |
Ноябрь | Классный час «Все профессии нужны, все профессии важны» | Беседа «Дежурство по классу» | Беседа «Роль знаний в выборе профессии» | Беседа - анкетирование «Кем хочу стать?» |
Декабрь | Беседа «Как помочь дворнику» | Игра «Кому что нужно для работы?» | «Мастерская Деда Мороза» (изготовление елочных игрушек) | «Мастерская Деда Мороза» (украшаем классную комнату) |
Январь | Беседа «Мои обязанности в семье» | Классный час «Умеешь сам научи другого» | Конкурс «Накорми птиц» (изготовление кормушек) | Изготовление кормушек для птиц |
Февраль | Час общения «Мужские профессии» | Беседа «Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят» | Конкурс рисунков «Военные профессии» | Акция «Книжкина больница» (ремонт книг в школьной библиотеке) |
Март | Беседа «У меня в порядке книжки и тетрадки» | Конкурс «Самый лучший дежурный» | Конкурс поделок «Наши мамы мастерицы, наши папы мастера» | Час общения «Моя будущая профессия» |
Апрель | КТД «Наведем порядок в классе» | Конкурс рисунков «Космические дали» | Час общения «Кем был мой дед» | Акция «Наша Зеленая планета» |
Май | Игра-путешествие «В страну умельцев» | Выставка поделок из бросового материала | Фотовыставка «Здесь работают мои родители» | Беседа «Когда родителей нет дома» |
Ожидаемые результаты направления
сознательное отношение учащихся к своему здоровью и здоровому образу жизни;
повышение уровня знаний учащихся о факторах, негативно влияющих на здоровье человека;
повышение ценностного отношения учащихся к жизни и здоровью человека;
снижение общего количества заболеваемости обучающихся;
овладение умениями и навыками заботы о своем здоровье;
увеличение количества детей, занимающихся физической культурой и спортом.
6 направление – «Гражданско-патриотическое»
Цель: формирование чувства патриотизма, гордости за свою Отчизну, правового сознания и гражданской ответственности.
Задачи:
формировать у учащихся чувства патриотизма, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;
формировать гуманистическое мировоззрение, гордость за свою Отчизну, правового сознания и гражданской ответственности;
формировать правовую культуру и законопослушание на основе изучения нормативных документов о правах и обязанностях гражданина РФ.
Формы работы:
тематические классные часы;
встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;
конкурсы, викторины по правовой тематике;
праздники, читательские конференции по праву;
смотр строя и песни;
экскурсии по родному краю.
План-сетка мероприятий
Месяц | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Сентябрь | Беседа «Россия – родина моя» | Классный час «День памяти жертв теракта в Беслане». | Беседа «Кто и как управляет страной» | Классный час «История символов государств» |
Октябрь | Классный час «Символы государства» | Классный час «Мы граждане России» | Урок –путешествие «Знания нужны мне и моей стране» | Литературный час «Путь к добру откроет сердце» |
Ноябрь | Классный час «История моей станицы» | Беседа, посвященная Дню народного единства | Игра-путешествие «Россия –Родина моя» | Беседа «Чем живёт моя станица?» |
Декабрь | Информационный классный час «Россия, родина, единство», 12 декабря - День Конституции Российской Федерации. | Классный час «Главный закон государства. Что я знаю о Конституции» | Викторина «Загадочная Россия» | Круглый стол «Конституция РФ –основной закон нашего государства» |
Январь | Писатели и поэты Донского края (поэтический час) | Классный час «Друг в беде не бросит, лишнего не спросит». | Классное собрание «Жизнь дана на добрые дела» | Линейка «В память о героях-антифашистах» |
Февраль | Игровая программа «А ты–баты, шли солдаты» | Урок мужества «Есть такая профессия Родину защищать» | Викторина «Знаешь ли ты законы?» | Конкурсная игровая программа «Ратное дело» |
Март | Беседа «Добру путь откроет сердце» | Круглый стол «С чего начинается Родина?» | Классный час «Душевность и бездушность» | Выставка рисунков «Мои родные» |
Апрель | Беседа ко дню космонавтики «Первый полет» | Викторина «Через тернии к звездам» | Беседа – обсуждение «Кем быть?» | Игра-викторина «Космический рейс» |
Май | «Мы помним, мы гордимся!» (конкурс рисунков о войне) | Акция «Георгиевская ленточка» | Классный час «Мужество, стойкость, верность Родине!» | Акция «Мир глазами детей» |
Ожидаемые результаты
учащиеся получат первоначальные представления о Конституции Российской Федерации, государственной символики, символики субъекта Российской Федерации, в котором они родились, живут и учатся;
учащиеся узнают свои права и обязанности, проявляют интерес к событиям общественной жизни.
7 направление – «Семейное»
Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности, формирование уважительного отношения к членам семьи.
Задачи:
организовать и совместно провести досуг детей и родителей;
организовать психолого-педагогическое просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;
создать условия для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей, родителей;
оказать помощь родителям умению быть родителями, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.
ФОРМЫ РАБОТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ
Психолого-педагогическое просвещение родителей:
родительские встречи, обмен опытом;
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс:
открытые уроки и внеклассные мероприятия;
помощь в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально - технической базы школы и класса;
родительское общественное патрулирование;
участие в управлении учебно-воспитательным процессом:
участие родителей класса в работе попечительского совета школы, совете профилактики;
участие родителей класса в работе родительского комитета.
ТЕМАТИКА РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ
1 класс
1. «Давайте знакомиться!»
2. «Проблемы адаптации первоклассников»
3. «Режим дня школьника»
4. «Родителям о внимании и внимательности»
5. «Итоги первого года учебы»
2 класс
1. «Хорошо, что есть семья, которая от бед всегда хранит меня...»
2. «Первые уроки школьной отметки»
3. «Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии»
4. «Поощрение и наказание в семье»
5. «Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка»
3 класс
1. «Семейные традиции и способность ребенка трудиться»
2. «Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребенка»
3. «Значение общения в развитии личностных качеств ребенка»
4. «Трудовое участие ребенка в жизни семьи»
5. «Телевизор и компьютер в жизни младшего школьника»
4 класс
1. «Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка»
2. «Роль семьи и школы в формировании интереса к учению»
3. «Эстетическое воспитание ребенка в семье – школа высококультурного человека»
4. «Как научить своего ребенка жить в мире людей»
5. «Вот и стали мы на год взрослей...
Ожидаемые результаты направления:
сформированное чувство чести рода, семьи;
осознание учащимися ответственности перед своей семьей;
повышение уровня воспитанности школьников и родителей.
МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Личностные качества
У выпускника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм,
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегаюшего поведения;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Регулятивные качества
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Познавательные качества
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
осуществлять подведение пол понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
Коммуникативные качества
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
задавать вопросы.
ЦИКЛОГРАММА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Ежедневно:
работа с опаздывающими, выяснение причин отсутствия;
организация дежурства в классе
оформление классного журнала;
индивидуальная работа с учащимися;
внешний вид.
Еженедельно:
работа с родителями;
работа с учителями предметниками;
проведение бесед, классных часов, мероприятий.
Ежемесячно:
посещение уроков;
работа с социологом, психологом, логопедом.
Один раз в четверть:
семинар, учеба классного руководителя (МО);
анализ выполнения работы;
Один раз в год:
оформление личных дел
анализ и составление воспитательного плана на будущий год
статистические данные о классе (движение учащихся)
Работа с одаренными детьми
выполнение творческих работ, участие в проектно-исследовательской деятельности;
подготовка сообщений к урокам литературного чтения, окружающего мира, выполнение общественных поручений;
подготовка и участие в интерактивных олимпиадах, конкурсах чтецов;
развитие логического мышления, памяти, воображения путём выполнения заданий повышенной трудности.
Работа со слабоуспевающими
индивидуальная работа;
вовлечение в коллективную деятельность;
консультации родителей по подготовке дополнительных заданий;
привлечение специалистов для корректирования отклоняющегося поведения;
исследование способностей и возможностей обучающихся для предоставления им разноуравневых заданий.
Моделирование воспитательной программы – это сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, школы, класса, ребенка требуют постоянного внесения корректив в первоначально созданную модель. Во всей работе отчетливо реализуется идея сотрудничества, она способствует обогащению жизни детей, содействует формированию благоприятного морально – психологического климата в детском коллективе, укрепляет и развивает отношения «Педагог-ученик», «Ученик-родитель», «Педагог-родитель». Такая работа способствует достижению положительных результатов в учебно-воспитательном процессе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373. // Вестник образования (приложение). – 2009. – № 3.
Агафонова А.В. Классные часы на темы этики. – Москва, 2009.
Алоева М. А. Классные часы и родительские собрания в 1 – 4 классах. – изд. 4-е, доп. и перераб. – Ростов Н/Д: Феникс, 2007. – 328 с.
Амонашвили Ш.А. Школа жизни. – Москва, 2007.
Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 320 с.
Загадки русского народа: Сборник загадок, вопросов, притч и задач. – М.: ТЕРРА, 1996.
Командные игры – испытания. сборник игр. – М.: Пед. общество «Россия», 2003.
Федоренко Л.Г. Секреты общения. – СПб., 2003.
Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. – М., 1998.
Яковлев Ю.Я. Ваши права, дети. – Москва, 2002.