СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательная программа "Созвездие"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание - процесс, начинающийся с детства, когда в душу ребенка закладываются основные жизненные принципы, помогающие ему стать Человеком с большой буквы.

Просмотр содержимого документа
«Воспитательная программа "Созвездие"»


ОГЛАВЛЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3

Актуальность программы 3

Задачи программы: 4

Практическая значимость программы 4

Системность и преемственность программы 5

Этапы программы 5

Основные идеи успешности процесса воспитания 7

Инновационность программы 7

Методы и формы работы 8

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ 8

1 направление – «Здоровьесберегающее» 9

2 направление – «Интеллектуальное» 11

3 направление – «Духовно-нравственное» 12

4 направление – «Коммуникативное» 14

5 направление –«Учебно-трудовое» 16

6 направление – «Гражданско-патриотическое» 18

7 направление – «Семейное» 20

ФОРМЫ РАБОТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ 21

ТЕМАТИКА РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ 22

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 23

Личностные качества 23

Регулятивные качества 24

Познавательные качества 24

Коммуникативные качества 25

ЦИКЛОГРАММА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 26

Работа с одаренными детьми 26

Работа со слабоуспевающими 26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Актуальность программы

Актуальность программы заключается в том, что воспитание детей является одной из важных задач нашего государства. Дети – это подрастающие граждане нашей страны, которые будут ее развивать в дальнейшие годы.

Воспитание – процесс, начинающийся с детства, когда в душу ребенка закладываются основные жизненные принципы, помогающие ему стать Человеком с большой буквы. Человек, живущий в современном обществе, должен быть уверен в себе, активен, не бояться пробовать, уметь быть терпимым к другим людям, уметь принимать решения и достигать результатов в соответствии с поставленными целями, уметь брать на себя ответственность за свои поступки, не ущемляя права и свободы других. Школа, семья должны помочь ребенку овладеть такими качествами личности.

Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, в которой ребенку будет так же хорошо и уютно, как в семье, где его любят, ценят, где о нем будут заботиться настолько, что он станет интересен себе и другим. Нужно приложить все усилия, чтобы ребенок, перешагнув порог школы, почувствовал, что в школе его ждут. В создании такой атмосферы классный руководитель играет одну из главных ролей.

Воспитательная программа «Созвездие» разработана для учащихся начального общего образования МБОУ Мечетинской СОШ до 2024 года, сроком реализации – 4 года. Программа включает восемь направлений развития личности:

  1. Здоровьесберегающее.

  2. Интеллектуальное.

  3. Духовно-нравственное.

  4. Коммуникативное.

  5. Учебно-трудовое.

  6. Гражданско-патриотическое.

  7. Семейное.

Программа направлена на всестороннее развитие личности. Она служит основой построения воспитательной работы в классе, помогает согласовать действия всех участников образовательных отношений, способствует развитию коммуникативных способностей. Программа составлена в соответствии с ФГОС НОО.

Задачи программы:

  1. сформировать в каждом ребенке общечеловеческие ценности: любовь к ближнему, сострадание, справедливость, гражданственность, веру в прекрасное, ответственность, нравственные устои;

  2. содействовать формированию духовно-нравственной позиции школьника;

  3. привлечь учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовных ценностей, накопленных поколениями;

  4. развивать мотивацию к познанию окружающего мира и творческой деятельности;

  5. способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;

  6. развивать коммуникативные способности учащихся;

  7. формировать сознательное отношение школьников к своей жизни, здоровью, а также окружающих людей;

  8. организовать работу с семьями обучающихся, их родителями, направленную на повышение ответственности за воспитание и обучение детей.

Практическая значимость программы

В программе дан целостный подход к реализации воспитательного процесса по формированию личности учащихся младших классов, где основой является системность, компетентностность, деятельность всех субъектов воспитательной системы начальной школы.

В процессе реализации программы создаются условия для понимания ребенком того, что жизнь человека, его ум и здоровье – это великая ценность на земле. Счастье его самого, родных, близких и окружающих людей, в первую очередь, зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованной, духовно - воспитанной и трудолюбивой личностью. Данная программа адаптирована для ежедневной учебно-воспитательной деятельности.

Каждый человек обладает своими индивидуальными особенностями, манерой поведения. Дети, которые приходят в класс тоже неодинаковые: у каждого своего характера, темперамент. Дети разного социального статуса, национальностей. И, учитывая все это, учитель я, как учитель, должна сформировать единый работоспособный дружный и активный классный коллектив.


Системность и преемственность программы

Этапы программы

На протяжении четырех лет реализации воспитательной программы наблюдается системность и преемственность.

1 год (1 класс) «Знакомимся и дружим

Цель:

- создать условия для адаптации учащихся в новом коллективе;

- определить общие цели, перспективы деятельности;

- сформировать деловые отношения в общей деятельности

Задачи:

- удовлетворить потребностей обучающихся и их родителей в информации;

- изучить личностные особенности обучающихся и их родителей.

2 год (2 класс) «Я и мои друзья».

Цель:

- обеспечить организационное единство класса

Задачи:

- сплотить детский коллектив;

- организовать совместную деятельности в детском и родительском коллективах по определению перспектив творческой деятельности;

- вовлечь каждого учащегося в коллективную творческую деятельность;

- организовать работу актива класса.

3 год (3 класс) «Мы дружная команда!»

Цель:

- формирование эмоционально – волевого и интеллектуального единства класса.

Задачи:

- изучить степени комфортности, самочувствия каждого ученика, динамики межличностных, межгрупповых отношений;

- обеспечить разнохарактерную деятельность, позволяющую выявить и закрепить лидерство учащихся с позитивными ценностными установками.

4 год (4 класс) «Мы делимся добром с миром».

Цель этапа:

- формирование ценностно – ориентированного единства в процессе социально – значимой деятельности.

Задачи этапа:

- обучить учащихся методам анализа и самоанализа деятельности;

- создать ситуации, позволяющие проявить и реализовать возможности учащихся находящимся в позиции наблюдения, зрителя;

- поддержать всевозможные инициативы отдельных учащихся, микрогрупп.

Создание воспитательной программы «Созвездие» было основано на следующих педагогических принципах:

  • принцип открытости (младшие школьники планируют жизнь в классе совместно с классным руководителем, вносят свои коррективы и предложения взрослого с учетом своих интересов, потребностей и желаний, классный руководитель должен быть очень убедителен, предлагая учащимся те или иные мероприятия и чутко прислушиваться к мнению детей).

  • принцип привлекательности будущего дела (классный руководитель должен увлечь учащихся конечным результатом выполняемого дела).

  • принцип деятельности (младшим школьникам хочется участвовать во всех мероприятиях, которые проводятся в школе и классе, им интересны конкурсы, праздники, соревнования и т.д., ими движет желание поучить похвалу, выглядеть успешными в глазах учителя и своих родителей).

  • принцип свободы участия (предлагая ребятам участие во внеклассном мероприятии, необходимо учитывать их мнение, которое может быть выражено в предоставлении права выбора задания с учетом своих интересов, личных качеств и возможностей, такой подход учит ребенка ответственности за выполнение порученного дела).

  • принцип обратной связи (каждое внеклассное мероприятие должно заканчиваться рефлексией, необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить мнение учащихся, определить их настроение и перспективу участия в будущих делах класса, а также участие педагога в проводимых мероприятиях изменяет отношение учащихся к роли взрослого в выполненном деле, позволяет увидеть его значимость и необходимость в их жизни).

  • принцип сотворчества (работая с младшими школьниками, педагог должен предоставлять учащимся, право выбора партнера по выполняемому делу, что повышает результативность и стимулирует успешность выполняемой работы, но организуя, сотрудничество детей друг с другом, нельзя поступать с позиции силы).

  • принцип успешности (классному руководителю необходимо обращать внимание на участие каждого ребенка во внеклассной работе и по достоинству оценить его, инструментом оценки успешности может служить слово, жест, мимика, интонация, если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то и в последующих делах он будет еще более активен и успешен).


Основные идеи успешности процесса воспитания

Современные концепции образования исходят из приоритета цели воспитания и развития личности школьника на основе формирования качеств всесторонне развитой личности. Сегодня, как и раньше, взят курс на гуманизацию и демократизацию школы, который должен привести к новому качеству воспитания.

1) Формирование базовой культуры личности, культуры жизненного самоопределения: экономической и политической, демократической и правовой, нравственной и экологической, художественной и физической, культуры семейных отношений.

2) На основе образов духовно-нравственной культуры вырабатывать совместно с учащимися свои собственные ценности, нормы и законы жизни, формирующих активную личную позицию школьника.

3) Идеи успешности процесса воспитания строятся на добровольности участия учащихся в воспитательном мероприятии.

В конечном итоге, главная идея воспитания состоит в том, чтобы подготовить человека к трем главным ролям реальной жизни – гражданина, работника, семьянина.


Инновационность программы

- заинтересованность участников образовательного процесса в реализации данной программы;

- формирование у учащихся чувства толерантного сознания, начального представления о казачестве, пробуждение у них чувства патриотизма и гордости, ответственности за судьбы родного края и Отечества.

- приобретение опыта партнерских, сотруднических отношений детей друг с другом, с взрослыми в совместной деятельности, умение работать в команде, навыки группового сотрудничества;

Методы и формы работы

Формы внеклассной работы – это широкий спектр са­мых различных мероприятий.

- тематические классные часы;

- классные собрания;

- часы общения;

- игры, игры-путешествия;

- диспуты;

- праздники;

- викторины, конкурсы;

-театрализованные постановки;

- тематические родительские собрания.


РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ

Реализация программы воспитания и социализации младших школьников в школе способствует:

  • овладению учащимися разными видами деятельности в соответствии с возрастными возможностями (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье;

  • формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности.

При выборе направлений за основу я брала результаты диагностики, определение уровня развития и интересов учащихся, а также основываясь на требования ФГОС НОО, ориентировалась на модель выпускника начальной школы.


1 направление«Здоровьесберегающее»

Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека, воспитание понимании важности здорового образа жизни для будущего самоутверждения.

 Задачи:

  • воспитать навыки санитарно-гигиенической культуры, режима дня;

  • воспитать негативное отношения к вредным привычкам;

  • формировать мотивацию на здоровый образ жизни у детей и подростков;

  • приобщить учащихся к физической культуре и спорту.

Формы работы:

  • спортивные конкурсы, соревнования, спартакиады, проекты;

  • походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы;

  • предметные утренники, спортивные викторины, классные часы, классные собрания по спортивной тематике, театрализованные мероприятия;

  • беседы и дискуссии.

План-сетка мероприятий:

Месяц

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Сентябрь

Проект «Будем знакомы…»

Беседа «Правила безопасности».

Классное собрание «Мой внешний вид»

Беседа «Как научиться соблюдать режим дня».

Октябрь

День здоровья. Веселые старты (с привлечением учителя физкультуры)

Беседа «Азбука вкусной и здоровой пищи»

Проект «Береги здоровье смолоду».

День здоровья. (Поход)

Ноябрь

Классный час «Правила личной гигиены».

Дискуссия «Полезен ли сон?»

Викторина «В гостях у ПДД»

Беседа «Курение или здоровье – выбирайте сами».

Декабрь

Беседа «Глаза - главный помощник человека».

Экспресс-театр «В гостях у доктора Айболита».

Игры на свежем воздухе

Проект «Береги здоровье смолоду»

Январь

Внеклассное мероприятие «Путешествие в страну Здоровячков»

Семейное состязание «Мама, папа, я»

Беседа «Со спортом мы дружны»

Состязания с параллельным классом «Зимние забавы»

Февраль

Проект с привлечением родителей «Питаемся правильно»

Игра-соревнование «Дальше, выше, быстрее».

Конкурс рисунков «Рисуем здоровье»

Спортивное состязание с параллельным классом «Эх, силушка богатырская»

Март

Викторина «В стране здоровых людей»

Беседа о вредных привычках среди детей.

Игра «Красный, жёлтый, зелёный».

Классный час «Вредные привычки»

Апрель

Внеклассное мероприятие «Мы –друзья дорожных знаков».

Конкурс рисунков «Огонь – мой друг и враг».

Беседа «Основные виды травм и первая помощь»

Разучивание подвижных игр на свежем воздухе

Май

День здоровья. Флешмоб

Веселые старты «Мы – спортивные ребята»

Конкурс физминуток.

Представление «Знаем правила движенья, как таблицу умноженья»


Ожидаемые результаты направления

  • сознательное отношение учащихся к своему здоровью и здоровому образу жизни;

  • повышение уровня знаний учащихся о факторах, негативно влияющих на здоровье человека;

  • повышение ценностного отношения учащихся к жизни и здоровью человека;

  • снижение общего количества заболеваемости обучающихся;

  • овладение умениями и навыками заботы о своем здоровье;

  • увеличение количества детей, занимающихся физической культурой и спортом.

2 направление – «Интеллектуальное»

Цель: оказание помощи учащимся в развитии способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.

Задачи:

  • создать условия для интеллектуального развития учащихся;

  • формировать интеллектуальную культуру учащихся;

  • развивать кругозор и любознательность.

Формы работы:

  • игры по развитию внимания, памяти, воображения;

  • интеллектуальные марафоны, бои;

  • устные журналы, классные часы, театральные постановки;

План-сетка мероприятий:

Месяц

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Сентябрь

Игра-путешествие «Первый раз в первый класс»

Устный журнал «Корень учения горек, а плод сладок»

Игра-путешествие «Мы снова вместе»

Классный час «Терпенье и труд все перетрут»

Октябрь

Игра «Путешествие в сказочный лес»

Игра –викторина «Счастливый случай»

Викторина «Во поле березка стояла»

«Экологическое путешествие»

Ноябрь

Литературная викторина) «По страницам произведений А.Л. Барто»

Конкурс стихов о маме.

«Что мы знаем, что умеем». Ребусы, кроссворды, шарады.

Математический бой с параллельным классом

Декабрь

Классный час «Поговорим о доброте»

Игра-путешествие «Путешествие в страну самых умных»

Новогодний КВН

Театрализованное представление «Двенадцать месяцев»

Январь

Математическая викторина «Дважды два …..?


Путешествие по стране «Устное народное творчество»

Викторина «Клуб Всезнаек»

Викторина по русскому языку

Февраль

Игра «мозговой штурм для интеллектуалов»

Интеллектуальные соревнования «Кто лучше и быстрее».

Математический КВН

Игра – викторина «Самый умный»

Март

Игра-викторина «В поисках клада»

Праздничная игра –соревнование между классами к 8Марта

«Весна идет! Весне дорогу!» Игра-путешествие

Олимпиада по русскому языку

Апрель

Устный журнал «Зеленый наряд нашей планеты»

Конкурс рассказов собственного сочинения по теме: «Славит человека труд»

Мини-спектакль «Земля – наш дом родной»

Диспут по теме: «В стране невыученных уроков»

Май

Игра «Умники и умницы»

Устный журнал «Волшебная математика»

Викторина «В школе кончены уроки»

Смотр проектов на свободные темы.



Ожидаемые результаты направления

  • желание получать знания, стремление самостоятельно добывать новые знания;

  • развитие памяти, логического и творческого мышления, воображения;


3 направление – «Духовно-нравственное»

Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.

Задачи:

  • содействовать формированию духовно- нравственной позиции школьников;

  • воспитывать любовь к Отечеству через приобщение к истокам и традициям русской культуры;

  • воспитывать любовь и уважение к родной семье;

  • воспитывать уважение к личности независимо от национальной принадлежности;

  • воспитывать любовь к родной школе, уважение к ее традициям;

  • прививать чувства милосердия, сострадания, приобщать ребят к миротворческой деятельности.

Формы работы:

  • тематические классные часы по нравственной тематике;

  • посещение сельской библиотеки;

  • праздники, конкурсы, экскурсии, поездки, походы;

  • посещение театров, музеев, выставок;

  • театрализованные представления;

  • сотрудничество с детсадами, центром реабилитации престарелых людей и инвалидов.

План-сетка мероприятий:

Месяц

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Сентябрь

Классный час «Я – первоклассник»

Классное собрание «Выборы атамана класса»

Классный час «Считаете ли вы себя культурным человеком».

Творческий проект «Наш дружный 4 класс»

Октябрь

Игра «Моя любимая игрушка»

Классное собрание «Наш класс во время перемен»

Театрализованное представление «Покров-всему развяза»

Выставка рисунков, беседа «Подари улыбку» (ко дню пожилых).

Ноябрь

Классный час «Мамочка милая мама моя»

Праздник «Мама – жизнь подарила...»

Мероприятие «День памяти войсковой казачьей славы»

Беседа «Мы уже взрослые»

Декабрь

Мастерская Деда Мороза. Изготовление подарков

Праздник «Чудеса у Новогодней елки»

Театрализованное представление «День памяти матери-казачки»

Театрализованное представление «В новогоднем лесу»

Январь

Викторина «Дружба – чудесное слово»

Защита проектов «Все профессии нужны».

Экскурсия в школьный музей «Освобождение станицы Мечетинской»

Классный час «Знаменитые люди станицы»

Февраль

Классный час «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?»

Игра-конкурс «Самый вежливый ученик»

Классное собрание «Традиции класса»

Праздник ,посвященный Дню защитника Отечества

Март

«О наших мамах, бабушках, сестричках». Викторина.

Беседа «Дружно – негрузно, врозь – хоть брось»

Праздник «Я песню пою милой маме»

Экскурсия в музей станицы Мечетинской «Наша станица»

Апрель

Классный час «Страна, в которой я живу»

Викторина «Путешествие в страну имен».

Акция «День добрых дел»

Беседа о международном дне книги.

Май

Акция «Георгиевская ленточка»

Беседа «Слезы войны»

Классный час «Казаки в коды войны»

Классный час «Мои мечты и мои желания»

Ожидаемые результаты направления

  • развитие духовно-нравственных качеств младшего школьника;

  • расширение кругозора детей;

  • развитие чувства патриотизма, уважения к старшим, сплочение семьи, укрепление связи поколений.

4 направление – «Коммуникативное»

Цель: передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей (как позитивного, так и негативного), ориентация школьников на соблюдение нравственных норм и правил поведения людей.

Задачи:

  • формировать у учащихся навыки коммуникации, ответственного отношения к слову, как к поступку;

  • формировать знания в области современных средств коммуникации и безопасности общения.

Формы работы:

  • тематические классные часы, интерактивные игры;

  • общение детей и родителей;

  • самопрезентации и самопредставление;

  • праздники, конкурсы, ролевые игры.

План-сетка мероприятий

Месяц

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Сентябрь

Беседа «Поговорим о правилах поведения в школе»

Беседа – диспут «Уважай других и тебя будут уважать»

Ролевая игра «Положительные и отрицательные эмоции»

Диспут «Мир человеческих отношений»

Октябрь

Час общения «Это – Я!» (самоопределение)

«Как надо вести себя в школе» (практическое занятие)

Классный час «Волшебные слова»

Игра «Каждый сам за себя или дружная семья»

Ноябрь

Классный час «Поговорим о доброте»

Беседа «Чего в других не любишь, того и сам не делай»

Классный час «Правила хорошего тона»

Классный час «Мир добрых слов»

Декабрь

Классный час «Я - ученик»

Праздник «День вежливости»

Час общения «Учимся выигрывать и проигрывать»

«Доброе слово, что день ясный» (разбор ситуаций)

Январь

Утренник «Будьте вежливы!»

Игра «От улыбки солнечной одной»

Час общения «Навыки общения»

Классный час «Мы такие разные»

Февраль

Игра «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики»

Конкурс между классами «А ну-ка мальчики!»

Инсценировка сказки «Доброе слово лечит, а зло калечит»

Классный час «Дружба – главное чудо»

Март

Беседа «Ну, а дружба начинается с улыбки»

Беседа «Будьте добрее и вам улыбнутся»

«Учимся уважать (беседа об отношение к старшим)

Беседа «Поступки человека и его характер»

Апрель

Классный час «Да здравствует вежливость и доброта!»

Устный журнал «Детские писатели о поступках »

Беседа о правилах поведения в гостях

Разбор ситуаций «Подарки в жизни человека»

Май

«Прощание с первым классом» (Праздник)

Урок нравственности «Умеем общаться»

Конкурсная программа «Удовольствие – в игре»

Праздник «Прощание с начальной школой»

Ожидаемые результаты направления

  • младшие школьники узнают правила межличностного общения не только в классе, но и в социально значимых группах;

  • учащиеся будут уметь эффективно общаться, конструктивно разрешать конфликтные ситуации, иметь базовые навыки общения;

  • у учащихся появятся позитивные качества личности: уверенность, доброжелательность, терпимость, умение сотрудничать, работать над собой;

  • учащиеся научатся учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • учащиеся научатся договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • учащиеся научатся использовать речь для регуляции своего действия.


5 направление –«Учебно-трудовое»

Цель: воспитание у учащихся трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Задачи:

  • дать первоначальные представления о ведущей роли образования, труда и о значении творчества в жизни человека и общества, об основных профессиях;

  • прививать уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

  • развивать навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

  • учить проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

  • учить соблюдать порядок на рабочем месте;

  • прививать бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам, а также отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.

Формы работы:

  • дежурство по классу, трудовые десанты;

  • классные часы, часы общения, беседы, викторины;

  • встречи с представителями разных профессий и беседы о профессиях своих родителей;

  • разработка и реализация творческих проектов.

План-сетка мероприятий

Месяц

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Сентябрь

Конкурс рисунков «Профессия моих родителей»

Участие в трудовом десанте «Зеленая Россия»

Беседа «Мое отношение к работникам школьной столовой»

Классное собрание «Наши поручения»

Октябрь

Беседа «Уважай труд людей»

Праздник «Золотая осень» (выставка поделок и рисунков)

Экспресс-театр «Труд кормит, а лень портит»

Акция «Чистый школьный двор»

Ноябрь

Классный час «Все профессии нужны, все профессии важны»

Беседа «Дежурство по классу»

Беседа «Роль знаний в выборе профессии»

Беседа - анкетирование «Кем хочу стать?»

Декабрь

Беседа «Как помочь дворнику»

Игра «Кому что нужно для работы?»

«Мастерская Деда Мороза» (изготовление елочных игрушек)

«Мастерская Деда Мороза» (украшаем классную комнату)

Январь

Беседа «Мои обязанности в семье»

Классный час «Умеешь сам научи другого»

Конкурс «Накорми птиц» (изготовление кормушек)

Изготовление кормушек для птиц

Февраль

Час общения «Мужские профессии»

Беседа «Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят»

Конкурс рисунков «Военные профессии»

Акция «Книжкина больница» (ремонт книг в школьной библиотеке)

Март

Беседа «У меня в порядке книжки и тетрадки»

Конкурс «Самый лучший дежурный»

Конкурс поделок «Наши мамы мастерицы, наши папы мастера»

Час общения «Моя будущая профессия»

Апрель

КТД «Наведем порядок в классе»

Конкурс рисунков «Космические дали»

Час общения «Кем был мой дед»

Акция «Наша Зеленая планета»

Май

Игра-путешествие «В страну умельцев»

Выставка поделок из бросового материала

Фотовыставка «Здесь работают мои родители»

Беседа «Когда родителей нет дома»



Ожидаемые результаты направления

  • сознательное отношение учащихся к своему здоровью и здоровому образу жизни;

  • повышение уровня знаний учащихся о факторах, негативно влияющих на здоровье человека;

  • повышение ценностного отношения учащихся к жизни и здоровью человека;

  • снижение общего количества заболеваемости обучающихся;

  • овладение умениями и навыками заботы о своем здоровье;

  • увеличение количества детей, занимающихся физической культурой и спортом.


6 направление – «Гражданско-патриотическое»

Цель: формирование чувства патриотизма, гордости за свою Отчизну, правового сознания и гражданской ответственности.

Задачи:

  • формировать у учащихся чувства патриотизма, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;

  • формировать гуманистическое мировоззрение, гордость за свою Отчизну, правового сознания и гражданской ответственности;

  • формировать правовую культуру и законопослушание на основе изучения нормативных документов о правах и обязанностях гражданина РФ.

Формы работы:

  • тематические классные часы;

  • встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;

  • конкурсы, викторины по правовой тематике;

  • праздники, читательские конференции по праву;

  • смотр строя и песни;

  • экскурсии по родному краю.

План-сетка мероприятий

Месяц

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Сентябрь

Беседа «Россия – родина моя»

Классный час «День памяти жертв теракта в Беслане».

Беседа «Кто и как управляет страной»

Классный час «История символов государств»

Октябрь

Классный час «Символы государства»

Классный час «Мы граждане России»

Урок –путешествие «Знания нужны мне и моей стране»

Литературный час «Путь к добру откроет сердце»

Ноябрь

Классный час «История моей станицы»

Беседа, посвященная Дню народного единства

Игра-путешествие «Россия –Родина моя»

Беседа «Чем живёт моя станица?»

Декабрь

Информационный классный час «Россия, родина, единство», 12 декабря - День Конституции Российской Федерации.

Классный час «Главный закон государства. Что я знаю о Конституции»

Викторина «Загадочная Россия»

Круглый стол «Конституция РФ –основной закон нашего государства»

Январь

Писатели и поэты Донского края (поэтический час)

Классный час «Друг в беде не бросит, лишнего не спросит».

Классное собрание «Жизнь дана на добрые дела»

Линейка «В память о героях-антифашистах»

Февраль

Игровая программа «А ты–баты, шли солдаты»

Урок мужества «Есть такая профессия Родину защищать»

Викторина «Знаешь ли ты законы?»

Конкурсная игровая программа

«Ратное дело»


Март

Беседа «Добру путь откроет сердце»

Круглый стол «С чего начинается Родина?»

Классный час «Душевность и бездушность»

Выставка рисунков «Мои родные»

Апрель

Беседа ко дню космонавтики «Первый полет»

Викторина «Через тернии к звездам»

Беседа – обсуждение «Кем быть?»

Игра-викторина «Космический рейс»

Май

«Мы помним, мы гордимся!» (конкурс рисунков о войне)

Акция «Георгиевская ленточка»

Классный час «Мужество, стойкость, верность Родине!»

Акция «Мир глазами детей»



Ожидаемые результаты

  • учащиеся получат первоначальные представления о Конституции Российской Федерации, государственной символики, символики субъекта Российской Федерации, в котором они родились, живут и учатся;

  •   учащиеся узнают свои права и обязанности, проявляют интерес к событиям общественной жизни.

7 направление – «Семейное»

Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности, формирование уважительного отношения к членам семьи.

Задачи:

  • организовать и совместно провести досуг детей и родителей;

  • организовать психолого-педагогическое просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;

  • создать условия для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей, родителей;

  • оказать помощь родителям умению быть родителями, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.


ФОРМЫ РАБОТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ

Психолого-педагогическое просвещение родителей:

  • родительские встречи, обмен опытом;

    • индивидуальные и тематические консультации;

    • тренинги;

    • конференции;

    • родительские собрания.

Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс:

  • дни творчества;

  • организация совместного досуга семьи и школы;

  • открытые уроки и внеклассные мероприятия;

  • помощь в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально - технической базы школы и класса;

  • родительское общественное патрулирование;

  • участие в управлении учебно-воспитательным процессом:

  • участие родителей класса в работе попечительского совета школы, совете профилактики;

  • участие родителей класса в работе родительского комитета.


ТЕМАТИКА РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ

1 класс

1. «Давайте знакомиться!»

2. «Проблемы адаптации первоклассников»

3. «Режим дня школьника»

4. «Родителям о внимании и внимательности»

5. «Итоги первого года учебы»

2 класс

1. «Хорошо, что есть семья, которая от бед всегда хранит меня...»

2. «Первые уроки школьной отметки»

3. «Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии»

4. «Поощрение и наказание в семье»

5. «Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка»

3 класс

1. «Семейные традиции и способность ребенка трудиться»

2. «Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребенка»

3. «Значение общения в развитии личностных качеств ребенка»

4. «Трудовое участие ребенка в жизни семьи»

5. «Телевизор и компьютер в жизни младшего школьника»

4 класс

1. «Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка»

2. «Роль семьи и школы в формировании интереса к учению»

3. «Эстетическое воспитание ребенка в семье – школа высококультурного человека»

4. «Как научить своего ребенка жить в мире людей»

5. «Вот и стали мы на год взрослей...

Ожидаемые результаты направления:

  • сформированное чувство чести рода, семьи;

  • осознание учащимися ответственности перед своей семьей;

  • повышение уровня воспитанности школьников и родителей.

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Личностные качества

У выпускника будут сформированы:

    • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

    • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

    • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

    • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

    • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

    • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

    • ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

    • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм,

    • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

    • установка на здоровый образ жизни;

    • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегаюшего поведения;

    • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Регулятивные качества

Выпускник научится:

    • принимать и сохранять учебную задачу;

    • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

    • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

    • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

    • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

    • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

    • различать способ и результат действия;

    • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Познавательные качества

Выпускник научится:

    • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

    • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

    • сообщения в устной и письменной форме;

    • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

    • осуществлять синтез как составление целого из частей;

    • проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

    • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

    • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

    • осуществлять подведение пол понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

Коммуникативные качества

Выпускник научится:

    • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

    • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

    • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

    • формулировать собственное мнение и позицию;

    • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

    • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

    • задавать вопросы.

ЦИКЛОГРАММА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Ежедневно:

  • работа с опаздывающими, выяснение причин отсутствия;

  • организация дежурства в классе

  • оформление классного журнала;

  • индивидуальная работа с учащимися;

  • внешний вид.

Еженедельно:

  • работа с родителями;

  • работа с учителями предметниками;

  • проведение бесед, классных часов, мероприятий.

Ежемесячно:

  • посещение уроков;

  • работа с социологом, психологом, логопедом.

Один раз в четверть:

  • семинар, учеба классного руководителя (МО);

  • анализ выполнения работы;

  • работа с родителями;

  • проведение родительских собраний;

  • посещение детей на дому;

Один раз в год:

  • оформление личных дел

  • анализ и составление воспитательного плана на будущий год

  • статистические данные о классе (движение учащихся)

Работа с одаренными детьми

  • выполнение творческих работ, участие в проектно-исследовательской деятельности;

  • подготовка сообщений к урокам литературного чтения, окружающего мира, выполнение общественных поручений;

  • подготовка и участие в интерактивных олимпиадах, конкурсах чтецов;

  • развитие логического мышления, памяти, воображения путём выполнения заданий повышенной трудности.

Работа со слабоуспевающими

  • индивидуальная работа;

  • вовлечение в коллективную деятельность;

  • консультации родителей по подготовке дополнительных заданий;

  • привлечение специалистов для корректирования отклоняющегося поведения;

  • исследование способностей и возможностей обучающихся для предоставления им разноуравневых заданий.

Моделирование воспитательной программы – это сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, школы, класса, ребенка требуют постоянного внесения корректив в первоначально созданную модель. Во всей работе отчетливо реализуется идея сотрудничества, она способствует обогащению жизни детей, содействует формированию благоприятного морально – психологического климата в детском коллективе, укрепляет и развивает отношения «Педагог-ученик», «Ученик-родитель», «Педагог-родитель». Такая работа способствует достижению положительных результатов в учебно-воспитательном процессе.




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373. // Вестник образования (приложение). – 2009. – № 3.

  2. Агафонова А.В. Классные часы на темы этики. – Москва, 2009.

  3. Алоева М. А. Классные часы и родительские собрания в 1 – 4 классах. – изд. 4-е, доп. и перераб. – Ростов Н/Д: Феникс, 2007. – 328 с.

  4. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. – Москва, 2007.

  5. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 320 с.

  6. Загадки русского народа: Сборник загадок, вопросов, притч и задач. – М.: ТЕРРА, 1996.

  7. Командные игры – испытания. сборник игр. – М.: Пед. общество «Россия», 2003.

  8. Федоренко Л.Г. Секреты общения. – СПб., 2003.

  9. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. – М., 1998.

  10. Яковлев Ю.Я. Ваши права, дети. – Москва, 2002.