« Подготовила :
Шульгина Яна Александровна
Воспитатель КОУ ВО «Бутурлиновская
школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»
Тема: « Заботливое отношение к старшим членам семьи».
Цель: способствовать повышению роли семьи в жизни обучающихся.
Задачи:
Формирование у ребят чувства любви и уважения к своим родителям как личностям и самым близким людям;
Познакомить с Законами Российской Федерации и Республики Башкортостан, регулирующие отношения между родителями и детьми;
Помочь осознать детям своё истинное отношение к родителям.
Оборудование: компьютер, проектор, фонограмма песни «Родительский дом», красные, 1 большое белое сердце на стенде.
Ход занятия
1.Организационный момент.
2.Вступительное слово воспитателя.
- Добрый день, ребята. Нашу сегодняшнюю беседу я хотела бы начать с прочтения стихотворения.
С. Михалкова «Лапуся»
Я не знаю, как мне быть –
Начал старшим я грубить.
Скажет папа:
«Дверь открыта!
Притвори её, герой!»
Я ему в ответ сердито
Отвечаю: «Сам закрой!»
За обедом скажет мама:
«Хлеб. лапуся, передай!»
Я в ответ шепчу: «Сама подай!»
Очень бабушку люблю,
Все равно – ей грублю.
Очень деда обожаю,
Но и деду возражаю…
До того я распустился,
Что грублю я всем вокруг.
Я не знаю, как мне быть –
Начал старшим я грубить.
А они ко мне: «Голубчик,
Ешь скорее! Стынет супчик!»
А они ко мне: «Сыночек!
Положить еще кусочек?»
А они ко мне: «Внучек,
Ляг, лапуся, на бочок!»
Я такое обращенье
Ненавижу, не терплю,
Я киплю от возмущенья
И поэтому грублю.
Я не знаю, как мне быть –
Начал старшим я грубить.
Говорят, от рук отбился.
От каких скажите рук?!
3. Беседа по содержанию прочитанного стихотворения.
- Как вы думаете, какую проблему открывает перед нами автор стихотворения?
- Попробуйте сформулировать тему нашей беседы. Выход на тему («Уважение к старшему поколению»).
- Кого называют «люди старшего поколения»?
- Можно ли к этой группе людей отнести всех, кто старше вас?
- Как вы думаете, имеем ли мы право грубить людям старше себя?
- Необходимо ли помогать старикам?
- Убеждены ли вы в том, что наш долг уважать дедушек и бабушек?
- Любите ли вы маму и папу?
- А бабушку и дедушку?
- Согласны ли вы, что родителям нужно подчиняться во всем?
- Имеете ли вы право отказаться выполнять просьбу своих родителей?
Дети отвечают на вопросы, ситуации обсуждаются.
Дорогие ребята давайте мы с вами поговорим о самых дорогих и близких каждому человеку людях - о родителях -мамах, папах, бабушках и дедушках. Почему именно сегодня, именно в вашем возрасте, который называется «переходным» и «трудным»? Иногда, сами того не желая, вы сейчас становитесь неуправляемыми, где-то даже дерзкими и зачастую своим поведением или каким-то словом огорчаете родителей. Я думаю, что наш разговор заставит многих из вас задуматься, другими глазами посмотреть на себя и свое поведение по отношению к близким людям.
Семья – это дом, это папа и мама, бабушка и дедушка, это любовь и забота, труд и радость, несчастье и печали, привычки и традиции.
Послушайте легенду.
« В давние времена жила одна семья, и в ней царил мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: « Как вам удаётся жить никогда не ссорясь, не обижая друг друга » Старец взял бумагу и написал на ней что – то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано 100 раз одно и то же слово « понимание».
- Как же вы думаете, какое слово написал правитель?
- Почему же семья из легенды жили дружно? А, что значит слово « понимать – понимание»?
В раннем детстве родителей любят безоглядной любовью. Позже в чувствах появляется сдержанность, а порой и резкость. Почему? Надо беречь здоровье самых близких вам людей. И как бы вы ни пытались заменить их друзьями и подругами, в самые трудные и горькие дни вы все равно обратитесь к своим родителям.
Да, мы обязательно должны заботиться о своих родителях, ведь иначе не исполним свой долг перед ними. Ребята, но ведь есть дети, которые не выполняют этого долга. И тогда их родители оказываются брошенными, забытыми и беспомощными. И попадают в дома престарелых.
Желали бы вы такой участи своим родителям?
В деревнях, сёлах, городах живут одинокие беспомощные родители, которые остаются без нравственной опоры: их лишают квартиры, отдают в престарелый Дом, убивают морально и физически. Вот, к примеру, в нашем селе, мать и отец здесь, а родные детки в городе. Приедут, навестят и опять уедут. Оставляют своих старых родителей на попечение государства, общественности, добрых людей. Жизнь так быстротечна, что вы и не увидите, как состарятся ваши мамы и папы. И им потребуется ваша помощь.
Приезжайте к родителям в гости,
Чтобы совесть не мучила после,
Не везите ни денег, ни славы,
Будьте ласковы с ними всегда.
Мать. Отец…Их конец недалече…
Завтра может не быть уже встречи.
Чтобы совесть не мучила после,
Приезжайте к родителям в гости!
Тогда на помощь таким родителям приходит государство. В России действует Семейный кодекс - документ, в котором прописаны обязательства всех членов семьи по отношению друг к другу. Из него вы узнаете свои обязательства перед мамами, папами, бабушками и дедушками.
Воспитатель зачитывает детям статьи из Семейного кодекса Российской Федерации об алиментных обязательствах членов семьи.
Статьи Семейного кодекса РФ
Статья 87. Обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей.
Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.
При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей взыскиваются с трудоспособных совершеннолетних детей в судебном порядке.
Статья 88. Участие совершеннолетних детей в дополнительных расходах на родителей.
1. При отсутствии заботы совершеннолетних детей о нетрудоспособных родителях и при наличии исключительных обстоятельств (тяжелой болезни, увечья родителя, необходимости оплаты постороннего ухода за ним и других) совершеннолетние дети могут быть привлечены судом к участию в несении дополнительных расходов, вызванных этими обстоятельствами.
Статья 95. Обязанность внуков содержать дедушку и бабушку.
Нетрудоспособные нуждающиеся в помощи дедушка и бабушка в случае невозможности получения содержания от своих совершеннолетних трудоспособных детей или от супруга (бывшего супруга) имеют право требовать в судебном порядке получения алиментов от своих трудоспособных совершеннолетних внуков, обладающих необходимыми для этого средствами.
Статья 96. Обязанность воспитанников содержать своих фактических воспитателей.
1. Нетрудоспособные нуждающиеся лица, осуществлявшие фактическое воспитание и содержание несовершеннолетних детей, имеют право требовать в судебном порядке предоставления содержания от своих трудоспособных воспитанников, достигших совершеннолетия, если они не могут получить содержание от своих совершеннолетних трудоспособных детей или от супругов (бывших супругов).
Статья 97. Обязанности пасынков и падчериц по содержанию отчима и мачехи.
1. Нетрудоспособные нуждающиеся в помощи отчим и мачеха, воспитывавшие и содержавшие своих пасынков (падчериц), имеют право требовать в судебном порядке предоставления содержания от трудоспособных совершеннолетних пасынков (падчериц), обладающих необходимыми для этого средствами, если они не могут получить содержание от своих совершеннолетних трудоспособных детей или от супругов (бывших супругов).
Учитель. Сколько бы ни было ситуаций, как бы вы их не решали, помните: вам обязательно нужно оставаться хорошими помощниками и заботливыми детьми.
Ребята, подумайте и скажите строгость или мягкость, на ваш взгляд, более действенны в воспитании детей? Почему вы так считаете?
-Могут ли у хороших родителей вырастать плохие дети? Почему это происходит? Что значит – быть хорошим сыном, хорошей дочерью?
«Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети, - говорит украинская народная мудрость. Старость неотвратима, смерть неумолима, а от плохих детей дом можно уберечь, как и от огня. И это зависит не только от родителей, но и от самих детей.
Быть хорошим сыном (дочерью) – значит приносить в дом только мир и покой, радость и счастье. Поменяйтесь с родителями ролями, хотя бы день мысленно побудьте на их месте, попробуйте взглянуть на себя их глазами, и вы поймёте, как трудно и ответственно воспитывать детей. Поинтересуйтесь, как воспитывали родителей ваши бабушки и дедушки. Расспросите, каким сыном или дочерью были ваши мамы и папы. Обсудите в семейном кругу, что значит быть хорошим сыном или хорошей дочерью.
Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек». «Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.
Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им всё в доме портит, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.
Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет – что-то слаживает. Отец и спросил:
- Что ты это делаешь, Миша?
А Миша и говорит:
- Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить.
Муж и жена поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним».
Рефлексия. Сердце есть у каждого человека, просто есть люди, у которых оно холодное как лед, а у других горячее, как огонь, мне хочется, чтобы среди вас не было людей с холодным сердцем, поэтому я предлагаю, это безжизненное сердце сделать ярким, горячим, чтобы люди всегда тянулись к вам, как тянутся к огню. Прошу всех желающих прикрепить сюда свои сердечки, чтобы это белое сердце отогрелось (все желающие встают и под музыку прикрепляют свои красные сердечки на белое сердце на стенде).
Учитель раздает детям памятки .
«Правила заботливого отношений к родителям»
1. Настоящие сын и дочь берегут покой родителей.
2.Настоящие сын и дочь заботятся о благе своей семьи.
Нельзя бездельничать, когда родители трудятся.
Не вступайте в пререкания со взрослыми.
5.Не выражайте недовольство тем, что у вас нет той или иной вещи.
6. Не допускайте, чтобы мать давала вам то, что она не может позволить себе.
7.Не делайте того, что осуждают старшие - ни на их глазах, ни где-либо еще.
8. Нельзя садиться обедать, не пригласив старших.
9. Не собирайтесь в дорогу, не спросив разрешения и совета у старших.
10. Нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве, особенно мать, если у нее нет никого, кроме тебя.
Воспитатель. В этих правилах заключается глубокая внутренняя сущность - уважение человеческого достоинства.
Итог занятия:
Для нас родители – самые дорогие и близкие люди на свете. Рядом с ними, будь нам 5, 20, или 50 лет, мы всегда дети, и у нас всегда есть «помощь и отрада». Не сразу приходит к нам понимание этого, но чем старше мы становимся, тем острее ощущаем трагизм неизбежной потери и свою вину за то, что были, не всегда достаточно благодарны, внимательны и нежны. Но прошлого не вернёшь — надо беречь настоящее. Берегите своих родителей, ребята, любите их! А когда вы станете родителями, то ваши дети будут брать с вас пример. Желаю вам, ребята, и вашим родителям жить всегда по совести и проявлять заботу друг о друге. Чаще говорите друг другу ласковые слова. И тогда не только ваша жизнь, но и жизнь всего человечества будет лучше. Думайте больше о своих родителях. Их любовь к вам глубока и требовательна. Ведь они мечтают о том, чтобы вы выросли хорошими, добрыми и заботливыми людьми.