« Подготовила :
Шульгина Яна Александровна
Воспитатель КОУ ВО «Бутурлиновская
школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»
Тема: « Здравствуй, зимушка зима».
Цель: познакомить с происхождением названия месяца-декабрь; рассказать о поэтических названиях декабря ;нарисовать словесный портрет зимы.
Задачи:
-закрепить знания детей о зиме;
-развивать память, мышление, устную речь, воображение;
- прививать любовь и интерес к природе;
-развивать творческие способности;
-развивать умение работать в группе;
-воспитывать чувство ответственности и дружеских взаимоотношений в группе.
Ход занятия:
Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает .(Зима)
Правильно ребята, это зима .А вот еще одно стихотворение послушайте.
Зима ,где была?
В мешке стужу несла.
На землю холод трясла,
У реки гостила.
Во всю реку мосты мостила.
У избы побывала.
Окна все разрисовала.
По полям ,по лесам ходила,
Белой шубой все накрыла.
Дороги снегом замела
И сугробы нагребла.
Г.Науменко.
-Где была зима? (У реки ,у избы, в поле, в лесу, на дорогах.)
- Чем зима занималась? ( Стужу принесла, мост через реку мостила ,окна разрисовала ,нагребла сугробов.)
В стихотворении автор очень поэтично рассказывает о « делах» Зимы,ее заботах.
-Сегодня мы отправимся в гости к зиме, а точнее к одному из зимних месяцев.
-Какой месяц зиму начинает?
Назовите – ка, ребятки, месяц в этой вот загадке:
Дни его всех дней короче, всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга до весны сошли снега.(декабрь)
- Что же это за месяц такой, декабрь?
«Декабрь год кончает – зиму начинает» - так говорят о декабре, последнем месяце года и первым – зимы.
Свое имя декабрь получил в Древнем Риме от латинского слова «decem»,что значит- «десять». Но ведь декабрь- двенадцатый месяц ,какое отношение он имеет к числу десять?
В Древнем Риме ,а также на Руси первоначально декабрь был 10-м месяцем, так как год начинался 1 марта.
В народе декабрь называли студень, так как декабрь всю зиму землю студит, стужей веет, в этом месяце студёно и холодно .Мороз строит ледяные мосты на реках, прудах и озёрах.
Другой вариант- хмурень ,то есть пора хмурого неба и ранних сумерек. Декабрь-хмурый .бессолнечный месяц, дни короткие ,ночи длинные ,смеркается рано.
Самый короткий световой день и самая длинная ночь приходятся на 22 декабря- это день зимнего солнцестояния .С этого времени день начинается постепенно увеличиваться, забирая время у ночи .Солнце на летний путь выезжает»,- говорили в народе.
По народному поверью ,зима представлялась людям в виде женщины .
Как ,по- вашему ,она выглядела?
- Ходит Зима в медвежьем полушубке ,на ногах-сапоги на волчьем меху, а на голове красуется кичка-женский головной убор .Кичка венчалась одним или двумя рогами, потому что наши предки весьма почитали рогатый скот.
Ребята, а сейчас мы немного поиграем с вами.
Воспитатель:
Вы разделитесь на 2 команды по цвету снежинок.
Сейчас вы должны будете выбрать капитана и назвать свою команду, исходя из темы занятия (зима).
На нашей игре-викторине присутствует жюри.
За каждый правильный ответ команда получает одно очко.
В конце игры жюри подсчитает очки и объявит итоги игры-викторины.
Начинаем игру.
конкурс: «Мой вопрос-ваш ответ». (Вопросы задаются по очереди каждой команде)
1.- Какой месяц заканчивает год, а начинает зиму? (Декабрь)
2.- Какой последний месяц зимы? (Февраль)
3.- Что дерево делает зимой? (Спит, отдыхает)
4.- Какое дерево украшают один раз в году? (Ель)
5.- Кто в лесу дружит с елью? (Дятел, белка, клест, мышь)
6.-Кто зимой меняет шубку? (Белка, заяц)
7.- Чем медведь на ежика похож? (Оба спят зимой).
8.- Делает ли запасы волк? (Нет)
9- Как назвать птиц, которые улетают в тёплые края? (Перелётные)
10- Как назвать птиц, которые остались с нами зимовать?
(Зимующие)
конкурс: «НАЙДИ ЛИШНЕЕ»
Поиграем в игру на внимание и проверим, хорошо ли вы знаете птиц. Я буду читать стихотворение, вы внимательно слушайте и назовите лишнее слово.
1.Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…
2.Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи…
1.Прилетели птицы: голуби ,куницы…
2.Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки…
Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, галки скворцы.
Все вы молодцы!
конкурс « Собери словечко».
- Ваша задача: составить из слова «Снегопад» как можно больше слов –существительных в именительном падеже. Повторять буквы нельзя.
СНЕГОПАД: снег, пена, год, годе, пас, сан. Гена, гад, дог, гон, нога, ад, сон, нега, ген, ас, сено…
конкурс « Кто быстрее»
-Ребята, вам нужно как можно быстрее собрать снежинки. Первая команда собирает белые снежинки, вторая - синие. Выиграет та команда, которая быстрее справится с заданием. ( Снежинки рассыпаны по всему классу)
конкурс « Нарисуй елку»
-Наш новый конкурс – « Нарисуй елку!» (С закрытыми глазами.)
(К доске выходят представители команд и по сигналу начинают рисовать елки.) Выиграет та команда, которая быстрее выполнит задание.
Физкультминутка. « Метель, вьюга, стужа».
-А теперь время игры « Метель, вьюга, стужа». (Все участники игры выходят и
встают в круг).
При слове « Метель!» - поднимаем руки вверх и размахиваем.
При слове « Вьюга!» - кружимся на месте.
При слове «Стужа!» - топаем ногами и стучим по себе руками, будто
согреваемся при большом морозе.
конкурс для капитанов « Собери из пазлов картинку снеговика»
-Вам нужно собрать картинку зимнего пейзажа как можно быстрее. Выиграет та команда, которая была быстрее.
конкурс "ПУТАНИЦА" (чьи следы отпечатались на снегу)карточки со следами лежат на столе .
Учитель предлагает учащимся (3-4 человека от команды) изобразить зверя(заяц, волк, белка, лиса, медведь), а остальные должны угадать кто это. Затем, задаётся вопрос:
- Кто из зверей не мог оставить свой след на снегу и почему? (медведь)
III. Подведение итогов .
Жюри подводят итоги игры.
Награждение участников.
Спасибо всем за участие в игре. Желаем удачи.