МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)
Государственное казенное учреждение РС (Я)
«НЕРЮНГРИНСКИЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «ТУСКУЛ»
Конспект воспитательного часа
по подпрограмме «Мои умелые руки»
на тему: «Дело мастера боится».
(для детей младшего школьного возраста)
Составитель:
Яковлева Валентина Ивановна
воспитатель ГКУ РС (Я)
«НСРЦН «Тускул»
Цели:
- формировать первоначальные представления о роли труда в жизни отдельного человека и общества в целом, положительного отношения к трудовой деятельности.
Ход занятия
Воспитатель: С неизвестной для нас планеты мастер Переделкин передал сигнал.… Какой?
(Звучит фонограмма международного звукового сигнала бедствия).
Дети: Сигнал бедствия.
Воспитатель: Да, это международный сигнал бедствия. Ребята, выходит, что нас просят о помощи. Давайте прочитаем письмо.
(Воспитатель зачитывает письмо).
« Я нахожусь на планете, на которой живёт много ленивых людей, бездельников. Они перестали ухаживать за планетой. Здесь очень грязно, холодно, неуютно, царит настоящий хаос. Я и моя команда уже не справляемся с мусором. Даже название планеты давно позабыто. Помогите нам, пожалуйста! Высылаю фото, как выглядит планета сейчас ».
(Воспитатель показывает картинку с изображением планеты).
Воспитатель: Поможем мастеру Переделкину, очистим планету?
Дети: Да.
Воспитатель:: Почему на планете стряслась такая беда? (ответы детей)
Дети: Потому что жители планеты не любили трудиться.
Воспитатель:: Чтобы очистить планету от мусора нам нужно выполнить задания. Готовы?
Дети: Да.
Воспитатель:: Тогда начнём.
Задание 1. “Ассоциация”
(Дети работают в парах)
Воспитатель: На каждую букву слова «ТРУД» напишите слова, которые у вас ассоциируются с этими буквами.
(Дети зачитывают получившиеся ассоциации.)
Задание 2. «Продолжи высказывание»
Воспитатель: Известный французский философ Вольтер сказал: «Труд избавляет человека от трёх зол - …». Какие три зла он имел в виду? (скуки, порока, нужды).
Задание 3. «Подумай»
Воспитатель: Найдите определения к словам ТРУД и ЛЕНЬ в толковом словаре Ожегова.
Физминутка «Репка»
После долгих усилий весной и летом каждому садоводу очень приятно собирать большой урожай осенью. Скажите, как называется сказка, где дед вырастил большой-пребольшой овощ? («Репка») Точно такое же название имеет наше следующее состязание, в котором примут участие две команды. Для каждой команды нам нужны: Дед, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка.
(Формирование команд.)
По сигналу ведущего «Дед» добегает до репки, возвращается в команду, берет за руку «Бабку». Они вдвоем бегут до репки, возвращаются в команду, берут «Внучку», и так до тех пор, пока в игру не вступит «Мышка». Как только команда подхватила «Мышку» и добежала до репки, «Мышка» берет в свои руки овощ, и команда дружно, держась за руки, возвращается назад. Кто быстрее — тот и победитель.
(Звучит музыка. Проводится конкурс.)
Задание 4. Сочините мини сказку о труде.
Воспитатель: Послушайте сказку К.Д. Ушинского «Два плуга».
Начало формы
Из одного и того же куска железа и в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца.
Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был даже еще лучше, чем в то время, когда он только что вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.
— Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? — спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.
— От труда, мой милый, — отвечал тот, — а если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что всё это время ты пролежал на боку, ничего не делая.
Воспитатель: О чём эта сказка?
- Почему плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро? (ответы детей)
Воспитатель: Попробуйте сочинить свою сказку о труде.
(Дети работают в группах)
Задание 5. «Собери пословицу».
Воспитатель: Мы знаем с вами много пословиц о труде. Давайте сейчас вспомним их.
(Дети перечисляют пословицы.)
Воспитатель: Молодцы. Поиграем в игру: «Собери пословицы».
Без труда не вынешь /и рыбку из пруда/.
Болтуна видать по слову, /а рыбака – по улову/.
Больше дела, /меньше слов/.
Всякое дело /мастера боится/.
Глаза страшат, /а руки делают/.
Готовь сани летом, /а зимой телегу/.
Двое пашут, /а семеро руками машут/.
Дерево сильно корнями, /а человек – трудами/.
Землю красит солнце, /а человека труд/.
Кто любит трудиться, /тому без дела не сидится/.
Воспитатель: Что означают эти пословицы?
(Дети объясняют пословицы)
Задание 6. Выберите черты трудолюбивого человека.
Стремление
Прилежание
Рассеянность
Усердие
Старательность
Бережливость
Добросовестность
Ответственность
Трудолюбие
Аккуратность
Лень
Настойчивость
Усилие
Сообразительность
Равнодушие
Игра «Да - нет».
Воспитатель: Если вы согласны с утверждением, то хлопаете в ладоши, а если нет – топаете ногами.
Печник печет пирожки. (Нет)
Библиотекарь выдает книги. (Да)
Переводчик переводит бабушек через дорогу. (Нет)
Пожарный жарит котлеты. (Нет)
Часовщик чинит часы. (Да)
Машинист моет машины.(Нет)
Актер красит стены. (Нет)
Водопроводчик ныряет под воду. (Нет)
Шофер возит людей. (Да)
Летчик подметает двор. ( Нет)
Задание 7. «Собери название планеты»
Воспитатель: Соберите рассыпанное слово.
( Дети собирают слово ТРУДОЛЮБИЕ)
Воспитатель: Какое слово получилось? Что означает это слово?
(Ответы детей)
- Планету мы очистили. Украсим её цветами, чтобы жители планеты избавились от лени и не забывали ухаживать за ней, чтобы снова не проросли сорняки, напишем на ромашках, каким должен быть трудолюбивый человек.
Практическая работа. На столах у детей заготовлены ромашки, на лепестки дети вписывают черты характера трудолюбивого человека, раскрашивают цветок и прикрепляют на доску.
Воспитатель: Мастер Переделкин и его команда очень рада и благодарит нас за помощь.