Воспитательское мероприятие.
Тема: «Определение профессиональных интересов»
Цели: раскрыть суть понятий «интерес», «профессиональный интерес», «склонности»; способствовать формированию у учащихся профессионального и жизненного самоопределения.
Вступление.
- Сегодня мы с вами поговорим о профессиональных интересах и способностях.
Каждый человек рано или поздно задумывается о своей профессии и о том, кем он хочет работать. Поиски своего предназначения в профессиональной сфере не всегда бывают простыми и понятными, и могут занять много времени. Для того чтобы не ошибиться, необходимо трезво оценить свои таланты, способности, особенности личности, склонности к наукам, спорту или творческой деятельности, а также профессиональные интересы, которые помогут определить будущую специальность.
Основная часть.
Профессиональный интерес – это эмоционально окрашенное отношение человека к определенному виду деятельности.
-У вас уже проявляются подобные интересы? (ответы детей)
Сейчас мы с вами пройдем небольшой тест на определение профессиональных интересов.
Инструкция. В бланке рядом с номером высказывания поставьте «+», если оно вам подходит.
П | Т | З | И | Ч |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
1. С удовольствием ухаживаю за растениями, животными.
2. Могу подолгу что-нибудь мастерить.
3. Люблю ходить в музеи, театры, на выставки.
4. Мне нравится что-нибудь вычислять, чертить.
5. Легко знакомлюсь с людьми.
6. Охотно читаю о растениях, животных.
7. Мое техническое творчество обычно вызывает интерес у товарищей, старших.
8. Обычно делаю мало ошибок в письменных работах.
9. Знакомые считают, что у меня есть художественные способности.
10. С удовольствием общаюсь с самыми разными людьми.
11. Я хорошо себя чувствую наедине с растениями или животными.
12. Принимаю участие в спектаклях, концертах.
13. Люблю читать об устройстве механизмов, приборов, машин.
14. Подолгу могу разгадывать головоломки, задачи, ребусы.
15. Легко улаживаю разногласия между людьми.
16. Мне кажется, что я чувствую состояние растений и животных.
17. Считаю, что у меня есть способности к работе с техникой.
18. Я могу ясно излагать свои мысли в письменной форме.
19. Знакомым нравится, как я пою, танцую, рисую, пишу стихи (хотя бы одно).
20. Я почти никогда ни с кем не ссорюсь.
21. Охотно наблюдаю за растениями или животными.
22. Люблю разбираться в устройстве механизмов, приборов.
23. Без особого труда усваиваю иностранные языки.
24. Стараюсь понять секреты мастерства и пробую свои силы в живописи, музыке и т. п.
25. Мне часто случается помогать даже незнакомым людям.
Обработка результатов. По каждому столбцу подсчитайте сумму плюсов. Наибольшая сумма указывает на наиболее подходящий вам тип профессии, который обозначен буквами.
4–5 баллов – выраженный интерес, 2–3 – умеренный интерес; 0–1 – отсутствие интереса.
Подсчет результатов.
- С интересами разобрались. Двигаемся дальше.
- А как вы понимаете слово склонность? (ответы детей)
Склонность – это стремление заниматься определенной деятельностью, жажда этой деятельности. Это желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремление не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. Настоящая склонность обычно сочетает в себе устойчивый интерес к тем или иным явлениям действительности и устойчивое стремление самому действовать в этом направлении. Склонность – это влечение, интерес к какому-либо занятию.
Применительно к выбору профессии выделяют следующие виды склонностей:
склонность к работе с людьми;
склонность к работе с техникой;
склонность к работе с условными знаками;
склонность к работе с растениями и животными;
склонность к работе с художественными образами.
Между интересами и склонностями существует много общего, но есть и различия. Можно, например, проявлять интерес к кинематографу: отслеживать все кинопремьеры и с удовольствием ходить в кинотеатр, читать книги по киноискусству, изучать биографии артистов, однако при этом совершенно не стремиться к деятельности в области кино.
Еще одно важное понятие – способности.
Способности – это такие индивидуально-психологические свойства человека, от которых зависит возможность успешного осуществления определенного рода деятельности. Человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности в течение его жизни, под влиянием воспитания и обучения. Отличный музыкальный слух сам по себе еще не создает музыканта. Для успешного овладения любой деятельностью необходимо определенное сочетание отдельных, частных способностей, образующих единство.
Заключение .
Подведем итоги. Выбор профессии – это серьезный и осознанный шаг. Профессия должна быть желаемой, работа - приносить самоудовлетворение. Вопрос выбора профессии является одним из самых первых серьезных выборов для большинства школьников. Сегодня мы вместе с вами попробовали помочь вам в выборе такого рода, чтобы вы работали над собой и для себя в этом направлении. Я желаю вам сделать правильный выбор и в нашем обществе появятся профессионалы в своем деле, к которым не страшно будет обратиться за помощью. Но не важно, какую профессию вы выберете в дальнейшем, но помните, что, прежде всего, в любой ситуации вы должны остаться Человеком.