СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Воздух.Свойства воздуха"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока направлены на знакомство учеников с составом воздуха, его свойствами.

Просмотр содержимого документа
«"Воздух.Свойства воздуха"»

МКОУ «Гимназия Культуры мира им.А.Д.Адилсолтанова»

с.Нурадилово Хасавюртовский район РД



Открытый урок

по окружающему миру

« Воздух. Свойства воздуха»

















Подготовила учитель начальных классов:

Хайдарбиева Х.М.

Ноябрь 2018

«Воздух и его свойства»

Цель: формирование представления о составе воздуха и его свойствах;

Задачи:

  • разъяснить экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха;

  • показать важность воздуха для всего живого на Земле;

  • развивать умение исследовать свойства веществ;

  • продолжать воспитывать интерес экологически грамотного поведения в природе, в быту, в классе.

Оборудование: диаграмма «Состав воздуха», таблички с надписями свойств воздуха, надутый воздушный шарик, книга, пустой стакан, стеклянная миска с водой, рисунок тополя, учебник «Окружающий мир» и рабочая тетрадь Поглазовой.

Ход урока

Учитель: Ребята, давайте вспомним, как назвали ученые все, что нас окружает?

Дети: ученые назвали телами все, что нас окружает.

Учитель: А из чего состоят все тела?

Дети: Из веществ.

Учитель: какие три состояния веществ мы знаем?

Дети: жидкие, твердые, газообразные.

На доске вывешиваются таблички.

ВЕЩЕСТВА

ЖИДКИЕ ТВЕРДЫЕ ГАЗООБРАЗНЫЕ

Учитель: отгадайте загадку в рабочей тетради на стр.25.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый; и все же

Без него мы жить не можем.

Учитель: конечно это воздух. Кто догадался о теме нашего урока? «Воздух и его свойства» ( тема записывается на доске)

Ребята, а воздух это вещество? В какую группу мы его отнесем?

На доске появляется ещё одна табличка «ВОЗДУХ»

Учитель: чем важен воздух для всего живого на земле?

Слушаем мнение детей

Учитель: а теперь прочитаем об этом в учебнике.

По ходу чтения объясняется, что толстый слой воздуха, который покрывает нашу Землю – это атмосфера (слово записать на доске). Человек без воздуха не может прожить и 5 минут.

Учитель: а кто знает, что такое воздух? Прочитаем об этом в учебнике на стр. 71.

На доске появляется диаграмма «СОСТАВ ВОЗДУХА»












Учитель: какого газа больше всего в воздухе?

Дети: азота.

Какой газ необходим нам для дыхания? (кислород)

Учитель: каждый день человеку необходимо для дыхания 600 литровкислорода.

Учитель: Какой газ мы выдыхаем? (углекислый газ)

- Какого газа добавится в классе к концу уроков? А чтобы не накапливался углекислый газ, что для этого нужно делать? (проветривать класс). А ещё в воздухе находятся частички пыли, водяные пары, бактерии.

Учитель: Ребята, а почему леса называют легкими планеты? Как хорошо, легко дышится в лесу. А это потому, что деревья выделяют особые летучие вещества фитонциды, которые убивают бактерии. В городе воздух другой. Пахнет бензином, выхлопными газами, загрязнён частицами пыли, копоти – ведь много машин, заводов, фабрик. Дышать таким воздухом вредно – вот люди и сажают много деревьев в городах.

- Какое дерево является «городским»? Вы сейчас узнаете из рассказа ребят.

Дети: городским деревом считают тополь, так как это дерево выделяет в атмосферу столько кислорода, сколько 3 липы, 4 сосны, 7 елей. Тополя неприхотливы и быстро растут. Тополиный лист очень гладкий и с него легко слетают или смываются дождем частицы грязи и пыли. Сами листья висят на длинных черешках и поэтому очень подвижны, трепещут, дрожат даже при легких порывах ветра и хорошо улавливают на свою поверхность пыль из воздуха. 

Учитель: Ребята, послушайте стихотворение ( читают дети).

Воздух.

Он прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Мы его не замечаем,

Мы о нем не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Ведь он нам необходим.

Учитель: о чем это стихотворение? (о свойствах воздуха)

- А что означает слово «свойство»?

- Свойства есть у каждого вещества – это признаки, которые отличают один предмет от другого. Какие свойства имеет воздух, мы сейчас узнаем, а поможет нам в этом рабочая тетрадь.

По ходу заполнения рабочей тетради учитель вывешивает карточки со свойствами воздуха на доску: бесцветный, прозрачный, без запаха, нет вкуса, занимает весь предоставленный объем.

Учитель: Ребята, давайте дорисуем шарик и точками покажем, что воздух занял в нем все пространство. Где это свойство воздуха используется?

Д ети: при надувании игрушек, мячей, плавательных кругов,

резиновых лодок. 


Учитель: чтобы познакомиться с другими свойствами воздуха, нам необходимо превратиться в исследователей и проделать опыты. Можем мы изменить объем воздуха? На воздушный шарик положим книгу и придавим ею шарик, после того как мы убираем книгу, объем шарика остается неизменным.

- Теперь возьмем пустой стакан и поставим его в миску с водой. Почему вода не поднялась выше?

В стакане молекулы воздуха сопротивляются и не дают воде подняться выше. Какой вывод можем сделать?

Дети вместе с учителем в рабочей тетради делают вывод о том, что воздух сопротивляется изменению объема, и записывают его в тетрадь. Такое свойство воздуха называют упругостью.

Наблюдаем в рабочей тетради за шариком, который надели на сосуд, стоящий в горячей воде. Шарик будет надуваться, так как, при нагревании молекулы воздуха движутся быстрее, при этом часто сталкиваются и отскакивают на большие расстояния. Поэтому промежутки между молекулами увеличиваются – воздух расширяется.

При охлаждении воздух в шарике будет сжиматься.

Записываем результаты в рабочую тетрадь. Свои наблюдения вы зарисуете дома.

Учитель: Ребята, нам ещё предстоит ответить на вопросы в рабочей тетради:

- Что находится между стеклами в двойных рамах? Для чего?

- Какое снежное «одеяло» теплее: пушистое или утоптанное?

- Почему на холоде воробьи сидят нахохлившись?

- Чем греет меховая шуба?

Делаем вывод и записываем его: воздух плохой проводник тепла и холода.

Учитель: Ребята, наши наблюдения за воздухом заканчиваются. Что же такое воздух? Какие свойства воздуха вы узнали на уроке?

Итог урока на доске:

ВЕЩЕСТВА

ЖИДКИЕ ГАЗООБРАЗНЫЕ ТВЕРДЫЕ

ВОЗДУХ

ПРОЗРАЧНЫЙ

БЕСЦВЕТНЫЙ

БЕЗ ЗАПАХА

ЗАНИМАЕТ ВЕСЬ ПРЕДОСТАВЛЕННЫЙ ОБЪЕМ

УПРУГИЙ

ПРИ НАГРЕВАНИИ РАСШИРЯЕТСЯ

ПРИ ОХЛАЖДЕНИИ СЖИМАЕТСЯ

ПЛОХО ПРОВОДИТ ТЕПЛо