Возможности использования инновационных технологий в учебном процессе
Внедрение инновационных технологий в современный образовательный процесс способствует изменению деятельности учащихся на уроке. Характер деятельности учащихся от репродуктивного (выполнение заданий по образцу, по алгоритму) меняется на продуктивный. Учащиеся самостоятельно ищут решение нового для них задания, проблемы, т.е. они, учатся применять знания в новой ситуации, самостоятельно разрабатывать алгоритм решения стоящей перед ними проблемы. Т.е. если следовать словам японской пословицы, учатся ловить рыбу. А задача педагога на уроке правильно направлять действия учащихся. Для того, чтобы осуществлять педагогическую деятельность необходимо определиться с педагогическими технологиями.
«Технология» в переводе с греческого на русский язык означает искусство, умение, мастерство учить .
Инновационная педтехнология – это сложный процесс реализации методов, процедур, средств, направленных на достижение поставленных целей .
Развитию познавательных и творческих способностей у учащихся способствуют различные педагогические технологии:
развивающее обучение;
проблемное обучение;
разноуровневое обучение;
исследовательский метод обучения;
коллективная система обучения;
проектный метод обучения;
ИКТ.
В педагогической деятельности применяются технологии проблемного обучения, исследовательский метод обучения и информационно–коммуникационные технологии.
Технология проблемного обучения
Это такая организация учебного процесса, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их решению. В результате такой деятельности и происходит овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах урока.
Например, урок в 9 классе по теме «Фосфор». При объяснении нового материала зачитываю отрывок из произведения Конан Дойля «Собака Баскервилей». После прочтения текста задаю вопрос: какую ошибку допустил автор в своём произведении и вообще может ли писатель допустить ошибку? Почти все учащиеся отвечают, что автор может допустить ошибку, таких больших собак не бывает. Ответы не опровергаю и не соглашаюсь. Предлагаю познакомиться с фосфором, как химическим элементом, так и простым веществом. После этого ребята находят ошибку в произведении. Светится белый фосфор, который очень ядовит и воспламеняется на воздухе.
На уроке по изучению нитратов и фосфатов (9кл.) в качестве домашней работы прошу приготовить сообщение на тему “Применение удобрений – польза или вред?”, которая была разрешена после самостоятельной работы с текстом учебника, дополнительной литературой. Перед изучением темы «Гидролиз» прошу объяснить, почему индикаторы ведут себя поразному в растворах солей.
При знакомстве с ароматическими углеводородами в 10 классе предлагается решить задачу на нахождение молекулярной формулы вещества и построить структурную формулу неизвестного углеводорода, с учётом валентности углерода. С решением задачи учащиеся справляются, а с построением структурной формулы возникают затруднения. Начинаем вместе искать выход из сложившейся проблемной ситуации. Примеров можно приводить очень много, почти на каждом уроке можно создать проблемную ситуацию.
Исследовательский метод обучения
Развитие познавательных интересов учащихся в процессе обучения имеет большое значение при изучении любого предмета. Однако в химии есть свои особенности. Прежде всего, это касается многочисленных экспериментальных и теоретических исследований. Школьный эксперимент может применяться на разных этапах урока, он необходим для лучшего усвоения и закрепления знаний учащихся. Надо отметить, что учебное исследование обладает некоторыми особенностями :
истина, которую учащиеся открывают в науке, уже известна, но для них эти факты новы, и мыслят они как первооткрыватели;
учебное исследование проводится под руководством учителя, но учащиеся должны быть уверены в том, что самостоятельно достигли цели;
учебное исследование не является универсальным методом. В деятельность учащихся можно включить лишь элементы исследований, применять исследования только при изучении отдельных тем и вопросов.
Виды исследовательской деятельности на уроках могут быть разными. Это демонстрационный опыт, лабораторная работа, практическая работа. Например, в 8 классе, при изучении физических и химических признаков химических явлений, ребята выполняют лабораторную работу и сами делают вывод о признаках химических реакций.
При изучении темы “Растворы” учащиеся делятся на группы и начинают выполнять лабораторный опыт с использованием реактивов. По окончании работы они обобщают полученные данные и делают выводы об условиях, при которых реакции ионного обмена протекают в растворах до конца. Знания, полученные таким методом, бесспорно, будут усвоены на самом высоком уровне, то есть творческом уровне.
При изучении темы «Кислоты», ребятам предлагают следующую работу: испытать растворы кислот разными индикаторами. Результаты занести в таблицу. После выполнения задания ребята делают вывод о том, что лакмус и метилоранж в кислотах красные. Ученикам задается вопрос: «Почему индикаторы в кислотах красные?».
Сравнивая качественный состав кислот, учащиеся говорят, что во всех кислотах присутствуют ионы водорода, которые изменяют окраску индикатора. Также они делают вывод о том, что с помощью индикаторов кислоты можно распознать среди других классов неорганических соединений.
При изучении «Гидролиза» (11 класс) в начале урока ученики отвечают на вопрос: «Какое определение Вы дали бы этому процессу?» В работу включается почти весь класс, и предлагают свое определение. Гидро – это вода, лизис – растворять, следовательно, растворение соли в воде, а при растворении новых веществ не образуется. После этого их теоретические выводы подтверждаются на практике, проводя демонстрационный опыт: 4 стакана с водой, 1 оставляется как эталон для сравнения, а в остальные добавляются соль – хлорид натрия, карбонат натрия, хлорид алюминия. Затем в каждый стакан добавляется индикатор метилоранж. Каково же удивление учеников, когда они видят изменение окраски индикатора, которая говорит о том, что произошел химический процесс, а по цвету индикатора можно определить среду раствора: нейтральная, кислая, щелочная. Ученики еще раз дают определение этому процессу. И теперь они отвечают, что это взаимодействие соли с водой.
Исследование, это не только работа с реактивами и лабораторным оборудованием, но и работа с таблицами, схемами, справочной и другой литературой. К примеру, пользуясь схемой «Основный оксид», можно исследовать, дать характеристику любому основному оксиду. Пользуясь схемой «Свойства кислот» можно написать уравнения реакций, характеризующие основные свойства кислот.
Используется индивидуальная форму работы, если предложенное задание учащиеся могут выполнить самостоятельно, это проверяется заранее. Бывает такое, что некоторые испытывают затруднения, тогда им предлагается выбрать приемлемую для себя форму работы, то есть объединиться в пары или группы по принципу кто с кем хочет работать. Здесь присутствует условие: группа в конечном итоге должна добиться положительного результата. В случае если пара или группа не справляется с заданием, то оставляктся за собой право – и об этом информируется заранее – внести изменение в состав. И вот на определенном этапе обучения все учащиеся становятся способными выполнять, каждый на своем уровне, творческие задания.
Через активное включение различных сенсорных систем усваивается один и тот же учебный материал. Обращается внимание, что используется не только зрение и слух, но и моторика, тактильные восприятия, различные семантические коды, т.е. мыслительные операции, которыми пользуются ученики, работая с учебным материалом. Например, при изучении сложных эфиров знакомлю учащихся с запахом яблока и груши, ананаса и миндаля, барбариса и т.д.
Как преподаватель, необъодимо предоставлять ученику возможность воспользоваться своим субъектный опытом, с помощью выбора формы и вида учебного материала. Чем разнообразнее субъектный опыт ребенка, тем больше у педагога возможности его использовать в обучении. Каждое задание, по возможности, должно иметь разное решение, а именно словесное, графическое, символико-числовое, предметно-иллюстративное решение. Ученик знает, что он вправе выбрать и рассчитывает на успех, это усиливает его учебную мотивацию
Частично-поисковый (эвристический) метод готовит к самостоятельному решению познавательных проблем. Учащиеся конкретизируют учебную информацию, преобразовывают ее из одной формы в другую .
Была изучена тема “Простые вещества” в 8-м классе, изучая свойства получение кислорода, опираясь на полученный конспект, предлагаются все знания о свойствах водорода самостоятельно оформить в виде опорного конспекта. Всегда для обобщения знаний при изучении номенклатуры, классификации и свойств оснований, оксидов, солей и кислот прибегаю к составлениям учащимися опорных конспектов.
При сравнении свойств и строения органических и неорганических веществ (10 кл.), строения и свойств оксидов углерода (IV) и кремния, оксида азота (V) и оксида фосфора (V) (9 кл.) использую умение проводить сравнения и аналогии.
Информационно-коммуникационные технологии
Использование информационных и коммуникационных технологий открывает новые перспективы и возможности для обучения химии. ИТ можно использовать на различных этапах урока: для проведения химической разминки, на этапе объяснения нового материала, для коррекции знаний, умений, навыков. Развивают познавательные и творческие способности учащихся. Эти задачи решаются через технологию мультимедийных уроков. Одновременное воздействие на два важнейших органа (слух и зрение) облегчает процесс восприятия и запоминания информации. Не все химические эксперименты можно проводить в школьной лаборатории, здесь на помощь приходит мультимедийное оборудование и коллекция видеоопытов. Заранее приготовленные слайды с таблицами, схемами, рисунками экономят время учителя на уроке, а сам урок делают более запоминающимся и содержательным и эмоциональным .
Применение на уроках презентаций, созданных учащимися, даёт им возможность принимать активное участие в создании урока (поиск и систематизация информации), тем самым, формируя навыки самостоятельной работы по предмету, а так же навыки владения информационными компьютерными технологиями. При подготовке к уроку ученики могут использовать Интернет-ресурсы, образовательные сайты как информационное поле, позволяющее получить дополнительную информацию.
Необходимо менять функцию и форму организации урока в процессе реализации инновацинного подхода в обучении. Теперь урок должен подчиняться не сообщению и проверке знаний (хотя и такие уроки нужны), а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому содержанию.
Взаимодействуя с учениками в ходе урока, необходимо привлекать к работе всех учеников, а не только успевающих. Не надо опасаться неправильных ответов. Обсуждать все высказывания, отбирая из них наиболее соответствующие научному содержанию знания. Не бояться подчеркивать – “давайте договоримся, что в это понятие мы вкладываем определенный смысл (содержание), и будем в дальнейшем его придерживаться”. Ведь любое научное знание (понятие) возникает как коллективное мнение ученых – профессионалов и в этом смысле становится общепринятым. Дети постоянно сотрудничают со мной в диалоге, а не просто слушают мой рассказ. Они высказывают свои мысли. Благодаря обсуждению, мы вместе отбираем то содержание, которое закреплено научным знанием. В своей работе использую вопросы, с которыми обращаюсь к классу:
– Что вы знаете об этом?
– Где наблюдали?
– Какие признаки, свойства можно выделить?
– Где в жизни это можно использовать?
В ходе такой беседы происходит нацеливание учеников, что нет неправильных и правильных ответов, а есть разные точки зрения, взгляды, позиции, выделив которые, начинаем отрабатывать с позиции предмета. Идет убеждение, а не принуждение ребят принять то содержание, которое предлагается с позиции научного знания.
Научное содержание рождается как знание, которым владею не только учитель, но и ученик, между которыми происходит своеобразный обмен знаниями, коллективный отбор его содержания.
На уроках особое внимание уделяется развитию мышления и речи учащихся. Предлагаются такие задания, для выполнения которых необходимо, прежде всего, составить алгоритмы. Эта деятельность требует мыслительных усилий, обсуждения, групповых и парных формы работы, в рамках которых можно организовать конструктивное общение и сотрудничество. Соответственно речь является не только средством развития мышления, но и важнейшим условием успешности учебной деятельности. Обсуждая алгоритм, процесс выполнения задания и получаемые ответы, учащиеся предельно эффективно развиваются, формируется не только их учебная, но и социальная самостоятельность.
Использование инновационных технологий способствует повышению результативности и качества усвоения знаний, превращению ученика из объекта в субъект учебной деятельности, повышает у ребенка мотивацию к обучению, вносит значительный вклад в формирование самостоятельной познавательной деятельности учащегося.