СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возрастная психология

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Буклет собран по конспектам лекций. Содержит в себе краткую информацию по возрастным периодам, начиная с младенчества, заканчивая зрелым возрастом.

Просмотр содержимого документа
«Возрастная психология»

возрастная психология

(дошкольный возраст)

Дошкольная психология - одно из важнейших направлений современной психологической науки. Она теснейшим образом связана с общей психологией, раскрывающей природу и закономерности психической жизни человека.

Умение видеть особенности детей - дошкольников, понимать их внутренний мир, организовать взаимодействие с ними на основе такого видения - основа психолого - педагогической деятельности.

Основные, фундаментальные изменения во внутреннем мире человека относятся именно к дошкольному возрасту.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЭЛЬКОНИНА:

  • от 0 до 1 года - младенчество. Ведущая деятельность - эмоциональное общение со взрослыми. Основная задача возраста - установить простейшие способы взаимодействия с людьми. Идет развитие предпосылок личности.

  • от 1 до 3 лет, раннее детство и преддошкольный период. Ведущая деятельность - манипулятивная и игра. Основная задача - освоить мир окружающих предметов, в основном идет развитие восприятия, памяти, мышления, внимания.

  • от 3 до 6 лет, дошкольный возраст. Ведущая деятельность - сюжетно - ролевая игра. Основная задача - понять, овладеть системой межличностных отношений в доступной для ребенка форме. Основное новообразование - соподчинение мотивов.

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (3 - 6-7 лет)

Ведущая деятельность - сюжетно - ролевая игра. Динамика развития в дошкольном возрасте очень велика. В детской психологии различают несколько микровозрастов:

- младший, от 3 до 4

- средний, от 4 до 5,5

- старший, от 5,5 до 6-7 лет.

АНАТОМО - ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

Равномерное, стабильное равитие психики. Отсутствие дисгармонии. Равномерное развитие костной и мышечной системы. Меняются пропорции тела, мышечной, сердечно - сосудистой систем, развитие мозга. Увеличение массы мозга за счет развития всех отделов. Усиливаются процессы возбуждения, поэтому система психики обладает большой работоспособностью.

Процесс торможения отстает. Ребенок несдержан, неуравновешен, но сильный мотив оказывает регулирующее влияние на поведение.

К 5 годам дети начинают различаться на более уравновешенных и менее уравновешенных, благодаря развитию торможения с 5 лет. Слабость возбуждения и торможения означает высокую чувствительность нервной системы. Это делает возраст сензитивным к образам, ощущениям и предрасполагает к развитию художественных видов деятельности.

При доминировании правого полушария возникает сензитивность к эмоциональным и образным компонентам, предрасположение к образным процессам.

СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Из социальных условий выделяют роль взрослого, который является образцом, эталоном оценочных суждений (что хорошо, что плохо). Вследствие чего у дошкольников ярко выражено стремление походить на взрослых и взрослеть. Главная потребность ребенка состоит в том, чтобы войти в мир взрослых, быть как они, действовать вместе с ними. Ведущая деятельность - сюжетно - ролевая игра. Именно в ней ребенок берет на себя роль взрослого, выполняя его социальные и общественные функции. Психология игры рассматривается в разных аспектах и разными исследователями.

Что является мотивом игры? Гроос считал, что в основе игры лежат инстинктивные основы поведения, подобные животным. И в игре ребенок упражняется в будущей взрослой деятельности. Взгляд Пиаже на игру заключается в том, что ребенок получает удовольствие от игры, естественного положения, а также игра сублимирует половое влечение. Эльконин обнаружил и доказал, что мотив игры заключается в выполнении роли. Он доказал, что сюжетно - ролевая игра обладает своей структурой:

- роль

- действия в соответствии с ролью

- сюжет

-договоренность о разделении ролей

- речь

- правила игры.

Можно выделить этапы развития игры:

- Роли. У младших дошкольников роли возникают от того, какие предметы окружают ребенка. Роли не распределяются, о них не договариваются.

- Ролевые (игровые) действия. Они являются самыми важными для дошкольника. Происходит тренировка ребенка, правил игры нет. К концу младшего дошкольного возраста ролевые действия сокращаются, и возникает называние действия: «Я как будто покормила куклу". Сюжеты очень просты (например, "Дом", "Больница", «Магазин").

СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ.

Смысл ролевых действий в том, чтобы действия соответствовали действительности (не может быть у одной куклы несколько мам). Ролевые действия выстраиваются в логическую цепочку. Роли называются и иногда даже распределяются. Ролевые действия часто заменяются речью. Взаимодействие в игре обсуждается, и в случае конфликтов возникает форма правил, сюжеты разнообразные и разветвленные. Дошкольник встает на позицию другого человека, причем не одного, а разных. Таким образом, перед ребенком открываются не только правила поведения, но и их значение для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми. Игры длительные и могут занимать много времени и даже переносятся на следующий день.

Широко используются предметы заместители, они свидетельствуют о том, что возникает обобщенность, возникает символическая функция сознания и речи.

Сюжетно - ролевая игра позволяет малышу понять мотивы трудовой деятельности взрослых, раскрывает ее общественный смысл.

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ.

Роли в игре распределяются и обсуждаются. Сюжеты становятся сложными. Подолжительность игр может исчисляться несколькими днями .Внутри одной игры может быть несколько сложных линий. Важнейшим элементом в игре становится правило. О правилах договариваются в начале игры. Они регулируют взаимоотношения между детьми. Важность правил, их значение обнаружено в работах Русской. Она назвала эти правила

жалобы - заявления. В этих жалобах дети уточняют, что можно делать, а что нельзя. Соблюдение правил и сознательное отношение к ним ребенка показывает, насколько глубоко он освоил отражаемую в игре сферу социальной деятельности. Ребенок сознательно выполняет правила, объясняя следование им необходимостью. Так он учится управлять своим поведением.

" Игра является школой морали, но не в представлении, а морали в действии ", - писал Д.Б.Эльконин.

Выделим особенности равития игровой деятельности в дошкольном возрасте:

- игра становится самостоятельной деятельностью ребенка;

- ребенок осваивает виды игры;

- с помощью игры дошкольник "входит" в разные сферы действительности, расширяя возможности познания этих сфер.

ОБЩЕНИЕ СО ВЗРОСЛЫМИ.

Лисина считает, что в дошкольном возрасте существует несколько разновидностей общения:

- ситуативно - личностное общение;

- ситуативно - деловое общение;

- внеситуативно - познавательное общение. Это общение по поводу предметов, явлений, знакомство с окружающим миром. Проявляется в детских вопросах: почему? как? Также общение со взрослыми способствует развитию интеллектуальной сферы. И дефицит общения приводит к невысокому, замедленному уровню познавательных процессов.

- внеситуативно - личностное общение, складывается к 5 годам. Это общение по поводу свойств, качеств личности.

Общение - это коммуникативная деятельность на определенном этапе ее развития, характеризуемая несколькими параметрами. Таковыми считают:

- время возникновения данной формы общения;

- место, которое она занимает в жизни ребенка;

- главное содержание потребности, которая удовлетворяется детьми в ходе общения;

- ведущие мотивы, побуждающие малыша к общению со взрослыми;

- основные средства общения, с помощью которых осуществляется коммуникации с другими людьми.

Когда взрослый общается с ребенком, развитие личностного общения предрасполагает к развитию личности ребенка, его высших чувств, а также активизирует роль идеалов. Для дошкольника общение со взрослыми даже более важно, чем общение со сверстниками. Общение начинается с 5 лет, т.к. по исследованиям общей психологии означает обмен информацией, выработку стратегии взаимодействия, воспитание и понимание человека человеком.

Виды трудностей общения:

- операциональная

Ребенок владеет какими - то общими знаниями, или какая - то операция стала универсальной (речевая грубость). Дети не умеют советовать, просить, делиться информацией.

- мотивационная.

Главным мотивом общения становится личностный. Взрослый выступает перед дошкольником в полноте своих особенностей, дарований, жизненного опыта. Поэтому для дошкольника приобретают значение такие детали жизни взрослых, которые их не касаются, но позволяют воссоздать полный образ данного человека. В разговорах преобладают темы не о животных, природе и предметах, а о жизни, работе взрослых, их взаимоотношениях. Возникает потребность не просто в доброжелательном внимании, а во взаимопонимании и сопереживании. Детям важно знать, как нужно делать, как правильно поступать. Они соглашаются исправить ошибки, изменить свою точку зрения или отношение к обсуждаемым вопросам, чтобы достичь единства мнений со взрослым. Совпадение своей позиции с позицией взрослого выступает для ребенка доказательством ее правильности.

Подчеркнем, что строго фиксирована в онтогенезе только последовательность появления форм общения, но не их связь с возрастом.

Специфика общения дошкольников со сверстниками во многом отличается от общения со взрослыми. Контакты со сверстниками более ярко эмоционально насыщены, сопровождаются резкими интонациями, криками, кривляниями, смехом. Также преобладают инициативные высказывания над ответными. Ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать другого. А в итоге беседа с ровесником часто не получается, потому что каждый говорит о своем, не слушая и перебивая друг друга. Ребенок не испытывает трудностей, у него нет желания общаться с детьми. Возникают комплексы: доминирование, авторитаризм.

Но к 5-6 годам ребеку становится важнее играть вместе, чем утвердиться в глазах сверстника. Дети чаще говорят о себе с позиции "мы". Приходит понимание того, что у товарища могут быть другие игры, занятия, хотя дошкольники по - прежнему ссорятся, а нередко и дерутся.

Также в дошкольном возрасте возникают элементы трудовой деятельности: самообслуживание. И результат труда носит интеллектуальный характер.

К концу дошкольного возраста появляются новые игры: интеллектуальные, спортивные, соревновательные, подвижные.

ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

Ощущения и восприятие составляют процессы чувственного познания.

В дошкольном возрасте воспрятие превращается в особую познавательную деятельность, имеющие свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Совершенство восприятия, полнота и точность образов зависят от того, насколько полной системой способов, необходимых для обследования, владеет дошкольник. Поэтому главными линиями развития восприятия освоение новых по содержанию, структуре и характеру обледовательских действий и освоение сенсорных эталонов.

Важнейшей отличительной особенностью восприятия детей 3 - 7 лет выступает тот факт, что, соединяя в себе опыт других видов ориентировочной деятельности, зрительное восприятие становится одним из ведущих. Оно позволяет охватить все детали, уловить их взаимосвязи и качества. Дошкольник в ходе рассматривания решает разнообразные задачи: ищет нужный предмет и выделяет его; устанавливает его особенности, индивидуальные стороны, определяет в нем признаки или части, отличающие и объединяющие его с другими объектами; создает образ незнакомого предмета.

Возрастает любознательность ребенка. Увеличивается число объектов, сторон действительности, привлекающих его внимание. Дошкольник начинает открывать новое в знакомых объектах. Он замечает не только то, что снег белый и холодный, но еще и то, что он тает в тепле, а цвет его меняется в зависимости от времени суток, погоды, времени года.

Сначала только взрослый ставит цель наблюдения и контролирует весь его ход. Его словесные указания организуют деятельность ребенка. А затем педагог учит ребенка постановке таких целей и контролю за процессом их достижения. Ребенок учится составлять план (например, от дома до ближайшего магазина).

Наблюдение превращается у дошкольника в своеобразную умственную деятельность, направленную на решение интеллектуальных проблем. Развитие восприятия направлено на овладение сенсорными эталонами. Идет процесс развития восприятия формы, удаленности, взаимоотношениями между предметами.

Связь восприятия с мышлением и речью приводит к интеллектуализации. Обследование свойств предметов в дошкольном возрасте происходит путем их моделирования, замещения идеальными представлениями - сенсорными эталонами.В ходе обследовательской деятельности происходит как бы перевод свойств воспринимаемого объекта на знакомый ребенку язык, каковым являются системы сенсорных эталонов.

Освоение сенсорных эталонов не только значительно расширяет сферу познаваемых ребенком свойств, но и позволяет отражать взаимосвязь между ними.

Сенсорные эталоны - это представления о чувственно воспринимаемых свойствах объектов.Эти представления характеризуются обобщенностью, так как в них закреплены наиболее существенные, главные качества. Осмысленность эталонов выражается в соответствующем названии - слове. Эталоны не существуют отдельно друг от друга, а образуют определенные системы, например решетка фонем родного языка, спектр цветов, шкала музыкальных звуков, система геометрических форм и т.д., что составляет их системность (А.В.Запорожец).

Особенности сенсорного развития в дошкольном возрасте:

- зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим;

- осваиваютс сенсорные эталоны;

- возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия;

- с установлением взаимосвязей с речью и мышлением восприятие интеллектуализируется.

Происходит развитие памяти - непроизвольная, образная. Но в некоторых случаях развивается произвольная (например, нужно выучить слова к утреннику). Во время работы произвольной памяти ребенок овладевает операцией заучивания. Очень легко ребенок запоминает рифмованные тексты.

На протяжении дошкольного возраста, как показала А.А.Люблинская, наблюдается переход:

- от еденичных представлений, полученных в процессе восприятия одного конкретного предмета, к оперированию обобщенными образами;

- от "нелогичного", эмоционально нейтрального, часто смутного, расплывчатого образа, в котором нет основных частей, а есть тольо случайные, несущественные детали в неправильной их взаимосвязи, к образу, четко дифференцированному, логически осмысленному, вызывающему определенное отношение к нему ребенка.

- от нерасчлененного, слитного статического образа к динамическому отображению, используемому старшими дошкольниками в разной деятельности;

- от оперирования отдельными оторванными друг от друга представлениями к воспроизведению целостных ситуаций, включающих выразительные, динамические образы, то есть отражающие предметы в многообразии связей.

Важным моментом в развитии памяти дошкольника выступает появление личных воспоминаний.

Особенности развития памяти в дошкольном возрасте:

- преобладает произвольная образная память;

- память, все более объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер;

- словесно - смысловая память обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу познавательной деятельности ребенка;

- складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса сначала со стороны взрослого, а потом и самого ребенка;

- формируются предпосылки для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность, для овладения логическими приемами запоминания;

- по мере накопления и обобщения опыта проведения, опыта общения ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие памяти включается в развитие личности.

Также в это время начинает развиваться речевая память. Благодаря развитию восприятия и памяти идет развитие речи.

Этапы развития речи:

- ситуативная речь, понятна в зависимости от ситуации.

- к 4-м годам начинает возникать контекстная речь. Ребенок пытается в речи выразить ситуацию.

- объяснительная речь. Ребенок устанавливает причинно - следственные связи. Чем больше родители и воспитатели заставляют ребенка отвечать на вопрос "Почему", тем раньше ребенок перейдет на объяснительную речь.

МЫШЛЕНИЕ

В отличие от периода раннего детства, в дошкольном возрасте мышление опирается на представления. Ребенок может думать о том, что в данный момент он не воспринимает, но что он знает по своему прошлому опыту. Оперирование образами и представлениями делает мышление дошкольника внеситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации, и значительно расширяет границы познания.

Изменения в мышлении дошкольника, прежде всего, связаны с тем, что устанавливаются все более тесные взаимосвязи мышления с речью. Такие взаимосвязи проводят, во - первых, к появлению развернутого мыслительного процесса - рассуждения, во - вторых, к перестройке взаимоотношений пракической и умственной деятельности, когда речь начинает выполнять планирующюу функцию, в - третьих, к бурному развитию мыслительных операций.

Развитие мыслительных операций приводит к формированию дедуктивного мышления у ребенка, под которым понимается умение согласовывать свои суждения друг с другом и не впадать в противоречия. Первоначально ребенок, хотя и оперирует общим положением, обосновать его не может или дает случайные обоснования.

Особенности развития мышления в дошкольном возрасте:

- ребенок решает мыслительные задачи в представлении, мышление становится внеситуативным;

- освоение речи приводит к развитию рассуждений как способа решения мыслительных задач, возникает понимание причинности явлений;

- детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о проблемности мышления ребенка;

- появляется иное соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения, возрастает планомерность мышления;

- ребенок переходит от использования готовых связей и отношений к "открытию" более сложных;

- возникают попытки объяснить явления и процессы;

- экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, применить имеющиеся знания, пробовать свои силы;

- складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость.

К концу дошкольного возраста наглядно - образное переходит в наглядно - схематическое, благодаря этому складывается высокий уровень обобщения. Обобщенность находит свое отражение в речи. Также в это время складываются такие операции общения, которые будут основой готовности к школе - это анализ.

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА.

В данном разделе можно отметить несколько направлений в развитии:

1.Развитие мотивов. Продолжают развиваться прежние мотивы, такие, как игровые, но они усложняются. Появляется устойчивый интерес к интеллектуальным и соревновательным играм.

2.Мотив общения

3.Стремление стать взрослым.

4.Возникновение новых мотивов - желание учиться. При этом познавательный мотив превращается из любопытства в потребность быть школьником, желание выполнять учебную деятельность.

5.Соревновательный мотив. Развитие детского честолюбия, тщеславия.

Мотивы начинают управлять поведением в разных ситуациях - приобретают более обобщенный характер. Благодаря этому поведение ребенка становится менее импульсивным. Складывается соподчинение мотивов - это структура, мотивационная сфера, когда какие - то мотивы являются ведущими, а другие более подчиненными.

САМОСОЗНАНИЕ.

В дошкольном возрасте у ребенка в 3 года уже была сформирована концепция "Я сам".

У дошкольника в содержание представлений о себе входит отражение им своих свойств, качеств, возможностей. Формирование образа самого себя происходит на основе установления сязей между индивидуальным опытом ребенка и информацией, которую он получает в процессе общения. В более старшем же возрасте формируется самооценка. Она складывается под влиянием социальных оценок, и под влиянием общества сверстников, а также на основе знаний и мыслей о себе. Но оценки взрослых более значимы. Оценки же детей недифференцированы и носят целостно - личностный характер. Положительные оценки складываются у двух групп детей:

- дети, получившие максимум внимания, любви и заботы.

- дети, недополучившие любви. Такие дети тоже склонны к высокой самооценке. Эти дети думают о себе лучше, чем другие, что является разновидностью защитной реакции.

В 6 - 7 лет дошкольник хорошо представляет свои физические возможности, оценивает их правильно, у него складывается представление о личностных качествах и умственных возможностях.

Эгоистическая позиция заключается в том, что ребенку безразличны другие дети, а его интересы сосредоточены на предметах. Обычно дошкольники с такой позицией ничего не знают о своих ровесниках и даже не помнят их имена.

Конкурентная позиция состоит в том, что ребенок понимает: чтобы тебя любили, уважали и ценили, нужно быть послушным, хорошим, никого не обижать. Такого ребенка любят и хвалят воспитатели. Он добивается признания в группе сверстников. Но они его интересуют только как средство для самоутверждения.

Гуманная позиция. Ребенок относится к товарищу как к самоценной личности. Он положительно относится к товарищам, очень чувствителен к внутреннему состоянию других, хорошо знает интересы, настроения и желания окружающих.

Постепенно у дошкольников возрастает способность мотивировать самооценку, причем изменяется и содержание мотивировок. Но даже в 6-7 лет не все дети могут мотивировать самооценку.

К 7 годам у ребенка происходит важное пребразование в плане самооценки. Она из общей становится

дифференцированной. Также намечается дифференциация двух аспектов самосознания - познание себя и отношение к себе.

Кроме осознания своих качеств, старшие дошкольники пытаются осмыслить мотивы своих и чужих поступков.

Постепенно дошкольник начинает осознавать не только свои нравственные качества, но и переживания, эмоциональные состояния.

В дошкольном детстве начинает складываться еще один важный показатель развития самосознания - осознание себя во времени. У ребенка складывается способность осознать и будущее.

Осознание своих умений и качеств, представление себя во времени, открытие для себя своих переживаний - все это составляет начальную форму осознания ребенком самого себя, возникновение "личного сознания".

К концу раннего детства ребенок усваивает свою половую принадлежность. Закладываются основы представлений о мужественности и женственности. Ребенок осознает необратимость своей половой принадлежности и строит свое поведение в соответствии с ней.

Особенности развития самосознания в дошкольном возрасте:

- возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника;

- оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя;

- дошкольник осознает свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы;

- к концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность;

- развивается способность мотивировать самооценку;

- появляется осознание себя во времени, личное сознание.

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ.

Происходит в двух планах:

- взаимоотношения взрослого и ребенка. Эти отношения основаны на послушании. Формирует устойчивые поведенческие навыки и привычки. Но без присутствия взрослого ребенок может не следовать этим нормам. Не следует нормам чаще всего тогда, когда у родителей для ребенка существует много запретов.

- взаимоотношения ребенок - ребенок. Эти отношения очень зависят от тех правил, которые приняты. Сложившиеся традиции детского общества. В основе лежит собственная ответственность за поступки. И поэтому, как правило, сформированные нормы поведения становятся очень устойчивыми. Это является детской моралью.

Главным новообразованием становится новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений.

Как ни в каком другом возрасте, ребенок осваивает широкий круг деятельности - игровую, трудовую, продуктивные, бытовую, общение, формируется как их техническая сторона, так и мотивационно - целевая.

Главным итогом развития всех видов деятельности, с одной стороны, выступает овладение моделированием как центральной умственной способностью (Л.А.Венгер), с другой стороны, формирование произвольного поведения (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин).

В познавательной сфере главным достижением является освоение средств и способов познавательной деятельности. Между познавательными процессами устанавливаются тесные взаимосвязи, они все более и более интеллектуализируются, приобретают призвольный, управляемый характер.

В сфере развития личности возникают первые этические инстанции, складывается соподчинение мотивов, формируется дифференцированная самооценка и личностное самосознание.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ.

Выготский выделил два компонента готовности:

- объективная - это уровень знаний, умений и навыков. Это способности к анализу предметов, выделение существенных признаков, способности к синтезу. Эта готовность решается в занятиях на развитие познавательной сферы.

- субъективная, личностная - это готовность мотивов школьника. Проявляется в эмоциональной, волевой и нравственной готовности. И эту готовность очень сложно корректировать, но очень часто ее недооценивают.

Божович отобрала для исследования Славиной группу первоклассников, которые после первой четверти стали получать плохие оценки. Это свидетельствует о несформированности личностной готовности.

Дети с разной зрелостью мотивов, с незрелыми познавательными мотивами отражают в игре внешние мотивы школы. А дети со зрелыми познавательными мотивами отражают в игре смысл и существенную характеристику учебной деятельности.

Другие проявления познавательной активности - это бескорыстный интерес к миру, интерес к литературе, потребность узнавать новое. И именно личностная готовность будет отражением объективной готовности к школе.

Итогом развития ребенка в дошкольном возрасте является возникновение фундаментальных психологических образований: внутреннего плана действий, произвольности, воображения, обобщенного внеситуативного отношения к себе. У ребенка возникает стремление к выполнению общественно значимой, общественно оцениваемой деятельности. Все эти факты свидетельствуют о том. Что ребенок переживает кризис семи лет. Формирование внутренней позиции по отношению к школьному обучению, направленность на будущее, познавательные интересы, готовность к познанию знаковых систем, достаточный уровень познавательного и эмоционально - волевого развития составляют содержание психологической готовности к школьному обучению.

Подготовила педагог - психолог Александрова Е.М.