СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возрастные особенности младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Возрастные особенности младших школьников»

Возрастные особенности младших школьников.

  1. Изменение социальной ситуации развития новые права и обязанности школьника;

  • осознание общественной значимости учебной деятельности и того, что от её успешности зависит место ребёнка в мире и взаимоотношения со взрослыми и детьми;

  • расширение пространства, появление новых социальных контактов (в т.ч. виртуальных) = бóльшая независимость, критичность по отношению к взрослым;

  • рост объёма информации в добавление к дошк. опыту;

  • противоречие между индивидуальными потребностями и способностями детей и стандартными требованиями ко всем детям.

  1. Ведущая деятельность – учебная, именно от неё зависит развитие всех психических процессов и личностных качеств. Активность ребёнка является одновременно и условием, и результатом, и средством развития младшего школьника.



  1. Новообразования возраста, особенности познавательных процессов Кризис 7 лет (Д. Б. Эльконин ): ориентация дошкольника на свои потребности, связанные с предметной деятельностью («хочу») сменяется ориентацией на учебные действия и правила их выполнения («могу»).

  •  неустойчивость настроения;

  • утрата непосредственности поведения;

  • повышенная напряжённость, стрессы;

  • самоуважение (дистанцирование при отсутствии);

  • ориентация на авторитеты вне семьи.

  • К 6 г. намечаются 3 линии развития, которые продолжаются в младшем школьном возрасте: переход от эгоцентризма к децентрации; овладение средствами и эталонами познания;

  • формирование произвольного поведения.

Особенности физического развития:

  • «второе округление»;

  • интенсивное развитие мелких мышц кистей рук;

  • развитие функций больших полушарий мозга;

  • меняется соотношение процессов возбуждения и торможения (однако преобладает пока возбуждение);

  • улучшается цветовосприятие на 45%, тактильная чувствительность – на 50%, зрительное восприятие – на 80%

Особенности познавательного развития:

  • Все психические процессы становятся осознаваемыми, произвольными, интеллектуализируются (кроме самого мышления).

  • Восприятие : возрастает острота, появляется «созерцательная любознательность», однако восприятие пока неустойчиво и неорганизованно (путают 6 и 9, ь и ъ), к концу НШ становится дифференцированным, дополняется анализом; ведущее полушарие – правое, поэтому в обучении рекомендуется делать акцент на целостном восприятии, образы и поисковую работу.

Особенности познавательного развития:

  • Внимание : пока недостаточно устойчиво, ограничено по объёму, развивается произвольное внимание; требуются упражнения по развитию наблюдательности, культуры наблюдения.

  • Память – эластичная, дословная, объём 6–8 предложений из 15 (по сравнению с 3–5 у дошкольника), произвольная, лучше работает с образами, конкретными и яркими.

  • Мышление – развивается от наглядно-образного к словесно-логическому, от конкретного к абстрактному, однако у 1классника функции интеллекта пока слабые, требуются упражнения в анализе и понимании причинно-следств. связей.



  1. Мотивационная и эмоционально-волевая сфера

Мотивационная сфера заметно отстаёт от развития познавательных действий, мотивы не осознаются, дети не задумываются о последствиях своих действий и выбора, однако детям свойственна любознательность (учитель – «гроздь винограда»), стремление добиться одобрения.

  • Эмоции. Нормой является бодрое, радостное настроение. Повышенная чувствительность превалирует над доводами рассудка, дети не умеют сдерживать эмоции, они доверчивы, склонны подражать. В 3–4 классах импульсивные моторные реакции заменяются речевыми, развиваются сдержанность и контроль эмоций.

  • Воля. Понятия «надо», «нельзя», «доведи до конца» - самые сложные; преодолевать затруднения детям очень сложно. Над развитием воли нужно работать с опорой на положит. отношение детей к любой деятельности; упрямство детей направлять на развитие самостоятельности.

  1. Особенности самооценки и общения

Важнейшие новообразования этого возраста – рефлексия и самооценка. Развитие самооценки связано с появлением оценивания со стороны учителя и других учащихся. Оценка учителя  взаимооценка  самооценка. Осторожно! Разница оценки в семье и школе создаёт дополнительную нагрузку на психику, может вызвать глубокий внутренний дискомфорт, что приведёт к развитию заниженной или завышенной самооценки. Требуется специальное обучение адекватному восприятию оценки, формирование умения признавать свои ошибки.

  • Период появления моральных суждений, развития нравственности. Эксперименты Ж. Пиаже свидетельствуют, что моральные суждения детей в начале младшего школьного возраста неадекватные.

  • Л. Кольберг выявил 3 стадии нравственного развития детей: 4–10 лет – преднравственный период (ориентация на наказания, затем на поощрения) 10–13 лет – конвенциональный период ( соглашение подростков со взрослыми) с 13 лет – постконвенциональный период.