Возрастные особенности младших школьников.
Изменение социальной ситуации развития новые права и обязанности школьника;
осознание общественной значимости учебной деятельности и того, что от её успешности зависит место ребёнка в мире и взаимоотношения со взрослыми и детьми;
расширение пространства, появление новых социальных контактов (в т.ч. виртуальных) = бóльшая независимость, критичность по отношению к взрослым;
рост объёма информации в добавление к дошк. опыту;
противоречие между индивидуальными потребностями и способностями детей и стандартными требованиями ко всем детям.
Ведущая деятельность – учебная, именно от неё зависит развитие всех психических процессов и личностных качеств. Активность ребёнка является одновременно и условием, и результатом, и средством развития младшего школьника.
Новообразования возраста, особенности познавательных процессов Кризис 7 лет (Д. Б. Эльконин ): ориентация дошкольника на свои потребности, связанные с предметной деятельностью («хочу») сменяется ориентацией на учебные действия и правила их выполнения («могу»).
неустойчивость настроения;
утрата непосредственности поведения;
повышенная напряжённость, стрессы;
самоуважение (дистанцирование при отсутствии);
ориентация на авторитеты вне семьи.
К 6 г. намечаются 3 линии развития, которые продолжаются в младшем школьном возрасте: переход от эгоцентризма к децентрации; овладение средствами и эталонами познания;
формирование произвольного поведения.
Особенности физического развития:
«второе округление»;
интенсивное развитие мелких мышц кистей рук;
развитие функций больших полушарий мозга;
меняется соотношение процессов возбуждения и торможения (однако преобладает пока возбуждение);
улучшается цветовосприятие на 45%, тактильная чувствительность – на 50%, зрительное восприятие – на 80%
Особенности познавательного развития:
Все психические процессы становятся осознаваемыми, произвольными, интеллектуализируются (кроме самого мышления).
Восприятие : возрастает острота, появляется «созерцательная любознательность», однако восприятие пока неустойчиво и неорганизованно (путают 6 и 9, ь и ъ), к концу НШ становится дифференцированным, дополняется анализом; ведущее полушарие – правое, поэтому в обучении рекомендуется делать акцент на целостном восприятии, образы и поисковую работу.
Особенности познавательного развития:
Внимание : пока недостаточно устойчиво, ограничено по объёму, развивается произвольное внимание; требуются упражнения по развитию наблюдательности, культуры наблюдения.
Память – эластичная, дословная, объём 6–8 предложений из 15 (по сравнению с 3–5 у дошкольника), произвольная, лучше работает с образами, конкретными и яркими.
Мышление – развивается от наглядно-образного к словесно-логическому, от конкретного к абстрактному, однако у 1классника функции интеллекта пока слабые, требуются упражнения в анализе и понимании причинно-следств. связей.
Мотивационная и эмоционально-волевая сфера
Мотивационная сфера заметно отстаёт от развития познавательных действий, мотивы не осознаются, дети не задумываются о последствиях своих действий и выбора, однако детям свойственна любознательность (учитель – «гроздь винограда»), стремление добиться одобрения.
Эмоции. Нормой является бодрое, радостное настроение. Повышенная чувствительность превалирует над доводами рассудка, дети не умеют сдерживать эмоции, они доверчивы, склонны подражать. В 3–4 классах импульсивные моторные реакции заменяются речевыми, развиваются сдержанность и контроль эмоций.
Воля. Понятия «надо», «нельзя», «доведи до конца» - самые сложные; преодолевать затруднения детям очень сложно. Над развитием воли нужно работать с опорой на положит. отношение детей к любой деятельности; упрямство детей направлять на развитие самостоятельности.
Особенности самооценки и общения
Важнейшие новообразования этого возраста – рефлексия и самооценка. Развитие самооценки связано с появлением оценивания со стороны учителя и других учащихся. Оценка учителя взаимооценка самооценка. Осторожно! Разница оценки в семье и школе создаёт дополнительную нагрузку на психику, может вызвать глубокий внутренний дискомфорт, что приведёт к развитию заниженной или завышенной самооценки. Требуется специальное обучение адекватному восприятию оценки, формирование умения признавать свои ошибки.
Период появления моральных суждений, развития нравственности. Эксперименты Ж. Пиаже свидетельствуют, что моральные суждения детей в начале младшего школьного возраста неадекватные.
Л. Кольберг выявил 3 стадии нравственного развития детей: 4–10 лет – преднравственный период (ориентация на наказания, затем на поощрения) 10–13 лет – конвенциональный период ( соглашение подростков со взрослыми) с 13 лет – постконвенциональный период.