Возрастные периоды онтогенеза человека
Цели урока:
- познакомиться с этапами постэмбрионального развития человека;
- основные изменения организма человека, происходящие после его рождения;
- определить особенности становления личности человека;
- познакомиться с особенностями полового созревания человека;
- вывести закономерности возрастных изменений.
Задачи
Образовательные: сформировать знания учащихся об особенностях, происходящих с организмом и психикой человека в разных возрастных периодах, закрепить учебный материал с помощью выполнения заданий.
Развивающие: развивать творческое мышление, умения анализировать, сравнивать, самостоятельно находить ответы на вопросы, делать выводы, работать с книгой, в группе, прививать навыки ухода за грудными детьми.
Воспитательные: способствовать воспитанию навыков здорового образа жизни, сознанию уникальности человеческого организма, уважения, доброты, ответственности, расширить кругозор.
Этапы урока
Организационный
Здравствуйте, дорогие ребята! Рада видеть вас на своём уроке. Начнем наше занятие с простого метода, известного з давних времен для повышения иммунитета. От себя добавлю, что этот метод не требует материальных затрат, доступный всем и его можно использовать в любой момент. Это смех, хорошее настроение. Так давайте улыбнемся и начнем наш урок с хорошего настроения.
В продолжении рода человек воплощает в реальность свое бессмертие. А для этого нам нужно знать последствия нежелательной беременности, болезни половых органов, личную гигиену и много других вопрос, которые касаются нашей теми урока. А для начала давайте проверим, как вы усвоили предыдущий материал. Найдите, и исправьте ошибки в тексте и выполните задание «Шифровальщик» (прилож.1)
Мотивация учебной деятельности.
Как много на свете чудес! Гигантские деревья и огромные статуи, фантастические водопады и огромные храмы вызывают восхищение у каждого, кому повезло их увидеть. Но не одно из чудес мира не может сравниться с тем, что всегда с нами. Это чудо- мы сами!
Много есть чудес на свете,
Человек – их всех чудесней.
Так когда то сказал Софокл
Сегодня мы продолжаем изучать тайны человеческого организма.
Человек - он ведь тоже природа,
Он ведь тоже закат и восход,
И четыре в нем времени года,
И особый в нем музыки ход.
Жизнь человека-это беспрерывный процесс роста, развития, обновления клеток. В процессе индивидуального развития возникают специфические анатомические, физиологические и психологические особенности, которые называют возрастными.
Объявление темы и цели урока.
Человек - часть природы, а у природы, как известно бывают день и ночь, весна, лето и зима…
Так как каждое время года прекрасно по-своему, так и каждый этап жизни человека - детство, юность, зрелость и даже старость имеют свои прекрасные моменты.
Изучение нового материала.
Соответственно возрастным особенностям развития организма весь жизненный цикл человека делиться на периоды. Между этими периодами нет четких границ , они условные. Но выделение таких периодов необходимо для создания хронологического (паспортного) и биологического возраста человека.
Беседа: изучение основных показателей возрастной периодизации ( морфологические особенности, социальные факторы).
Работа с учебником, заполнение таблицы в рабочей тетради
Устный журнал (доклады учащихся)
Рецепт долголетия (прилож.2)
Обобщение знаний учащихся
- Что такое биологический возраст?
- Какие факторы влияют на него? (наследственность, среда обитания, Социально-экономические условия жизни)
- Что изучает геронтология?
Подведение итогов урока
Живу не бедно и не худо
И помню: каждому из нас
Рожденье как земное чудо
Даровано всего лишь раз…
Кто знает, кто ответит,
А может, в день рожденья мой
Была у жизни на примете
Не я, а кто-нибудь другой?
Не мы природу выбираем,
Природа выбирает нас.
Природа выбрала вас, и я желаю, чтобы жизнь, которая еще впереди, вы прожили достойно, не встречаясь с болезнями, оставляя хороший след в жизни…
Чтобы используя знания с биологии, вы нашли «рецепт» вечной молодости. Конечно, многих из вас интересуют собственные шансы на долголетие. Я подготовила для вас «Тест долгожителя», разработанный научными специалистами. Предложите его своим родным, а когда то воспользуйтесь им и сами.
Желаю всем крепкого здоровья, долголетия. Почаще улыбайтесь, ведь, как вы уже знаете, смех продлевает жизнь.
Приложение1
Найдите и исправите ошибки
1.Сперматозоиды-парные мужские железы, которые состоят из многочисленных семенных канальцев.
2. В яичниках образуются ферменты, которые влияют на формирование половых желез.
3.В онтогенезе различают такие периоды: размножение, созревание, формирование.
4. На протяжении первого месяца развития зародыша формируется большинство органов и можно определить массу плода.
5.Курение и употребление женщинами алкоголя небезопасно во время кормления грудью ребенка, а не во время беременности.
6.На венерические болезни, так как и на другие инфекционные заболевания вырабатывается иммунитет.
7. Хромосомный набор женщины 44А+XY
8. Признаки полового созревания у девочек появляются в 11-18 лет, а у мальчиков в 9-16лет.
«Шифровальщик»
Выберите характеристики, что касаются понятий, запишите цифрами.
Яйцеклетка_________________________________________
Сперматозоид_______________________________________
Зигота_____________________________________________
Оплодотворенная яйцеклетка
Женская половая клетка
Мужская половая клетка
Имеет ядро с оболочками
Передвигается при помощи жгутика
Содержит 46 хромосом
Содержит 23 хромосомы
В результате дробления образуются зародыш
Тест долгожителя
Семья и работа
1. Пол:
а) Мужской – – 5 лет
б) Женский – + 6 лет
2. Средняя продолжительность жизни бабушек и дедушек:
а) Больше 80 – + 6 лет
б) 71–80 – + 4 года
в) 60–70 – + 3 года
3. Какое у вас образование?
а) Неполное среднее – – 7 лет
б) Среднее – + 2 года
в) Высшее – + 4 года
г) Ученая степень – + 6 лет
4. Трудовая занятость:
а) Работа по специальности, предпринимательство – + 3 года
б) Канцелярская или вспомогательная работа – – 1 год
в) Сменная работа – – 2 года
г) Не работаете – – 3 года
д) Перспектива карьерного роста – + 1 год
5. Время, затрачиваемое на дорогу на работу:
а) 0,5 часа – + 1 год
б) От 0,5 до 1 часа – 0 лет
в) Каждые полчаса сверх 1 часа – – 1 год
6. Имеете хобби?
а) Да – + 2 года
б) Нет – – 2 года
7. Вы вспыльчивы?
а) Да – – 2 года
б) Нет – + 2 года
8. Вы живете в соответствии со своими доходами?
а) Да – + 2 года
б) Нет – – 2 года
9. У вас есть свободное время?
а) Да – + 2 года
б) Нет – – 2 года
10. У вас есть домашние животные?
а) Да – + 2 года
б) Нет – – 4 года
11. Вы работаете:
а) 40 часов в неделю – + 3 года
б) Ненормированный рабочий день – – 5 лет
Питание и образ жизни
1. Вы питаетесь 3–5 раз в день более-менее по часам?
а) Да – + 2 года
б) Нет – – 2 года
2. Вы едите мясо, морепродукты, птицу по 1–2 раза в неделю?
а) Да – + 5 лет
б) Нет – 0 лет
3. Вы едите 5 и более порций свежих овощей в день?
а) Да – + 7 лет
б) Нет – – 5 лет
4. Половина вашей еды – полуфабрикаты?
а) Да – – 8 лет
б) Нет – + 2 года
5. Вы выпиваете 1 бокал сухого вина в день?
а) Да – + 6 лет
б) Нет или больше – – 4 года
6. Вы пьете крепкий алкоголь?
а) Никогда или не более 0,50 г раз в неделю – + 6 лет
б) От 50 до 100 г ежедневно – – 4 года
в) каждые 50 г сверх последнего – – 1 год
7. Вы занимаетесь аэробикой (быстрая ходьба, танцы, велосипед, бег, плавание 20–40 минут)?
а) 5 раз в неделю и больше – + 10 лет
б) 4 раза в неделю – + 6 лет
в) 3 раза в неделю – + 3 года
г) 2 раза в неделю – + 1 год
д) Нет – – 10 лет
8. Вы ходите пешком?
а) Не менее 3 км ежедневно – + 3 года
б) Каждый километр сверх последнего – + 1 год
в) Не ходите пешком – – 6 лет
9. Сколько вы спите?
а) Меньше 5 часов в сутки – – 5 лет
б) От 5 до 9 часов – + 7 лет
в) Больше 10 часов – – 7 лет
Здоровье и медицина
1. Вы берете больничный:
а) Редко – + 6 лет
б) Не более 2 недель в году – + 4 года
в) Более двух недель в год – – 2 года
г) Болеете более 21 дня в год – – 10 лет
2. Ваше давление:
а) Ниже 140/90 – + 3 года
б) От 140/90 до 160/95 – – 5 лет
в) Выше 160/95 – – 10 лет
3. Ваш вес:
а) Соответствует росту и телосложению – + 5 лет
б) На 5–9 кг ниже нормы – – 15 лет
в) На 3–4 кг ниже нормы – + 5 лет
г) 3–4 кг сверх нормы – – 2 года
д) 5–9 кг сверх нормы – – 3 года
е) 10–14 кг сверх нормы – – 10 лет
ж) За каждый кг сверх 14 – – 1 год
4. Разделите ваш объем талии на объем бедер
У женщин:
а) 0,8 и более – – 5 лет
б) 0,79 и менее – + 3 года
У мужчин:
а) 0,96 и более – – 12 лет
б) 0,95 и менее – + 2 года
5. Вы регулярно проходите полное медицинское обследование?
а) Да – + 3 года
б) Нет – – 4 года
6. Ваш кишечник работает нормально?
а) Да – + 3 года
б) Нет – – 10 лет
7. Вы нуждаетесь в снотворном или антидепрессантах?
а) Да – – 12 лет
б) Нет – 0 лет
8. Выписываете издания о здоровом образе жизни?
а) Да – + 2 года
б) Нет – 0 лет