ВСЕГДА ЛИ ДРУЖБА ВАЖНЕЕ ВСЕГО
- Здравствуйте. Я рада снова встретиться с вами. Если вы мне тоже рады, то покажите мне это своими улыбками. Давайте подарим друг другу хорошее настроение.
Отрывок из стихотворения Л.Измайлова «Монолог о дружбе».
Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает,
Это слово? Значит что оно?
- Как вы понимаете смысл слова «Дружба»? (ответы детей)
- Дружба – это привязанность, возникающая вследствие взаимного уважения, веры друг в друга, общих интересов и взглядов.
- Какими качествами должен обладать, на ваш взгляд, друг?
- Обычно дружат люди, похожие друг на друга, сходство характеров облегчает им взаимное понимание. Недаром говорится: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
- Я хочу рассказать вам одну историю. Жили две неразлучные подружки – первоклассницы. Обе маленькие. Розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились только на пятерки.
– Мы во всем, во всем одинаковые! Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась - Я получила по математике пять, а Вера – только три. Мы стали уже не одинаковые. Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказала грустно:
- Да, ты стала хуже… - Я? – удивилась Соня.
- Но ведь тройку-то получила не я!
- Тройку получила Вера, но она ведь получила ее, потому что на днях болела. А ты болела. А ты обрадовалась – и это значительно хуже.
Вопросы для обсуждения:
-Почему мама так ответила Соне? Почему девочка стала хуже?
-Как, по вашему мнению, должна была поступить Соня?
(ответы детей)
Рассказ "До первого дождя”.
Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – За Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.
- Сними свой плащ, мы накроемся вместе, - крикнула на бегу Таня.
- Я не могу, я промокну! – нагнув голову с капюшоном, ответила ей Маша. В школе учительница сказала: - Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?
- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.
- Так вы могли бы укрыться одним плащом, сказала учительница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя! Обе девочки густо покраснели: Маша – за себя, а Таня – за Машу.
- Что вы можете сказать про девочек, Можно ли их назвать настоящими
подругами? Почему?
- Дружба учит бескорыстной заботе о благе другого, преодолению собственного эгоизма, сочувствию, сопереживанию, состраданию. Друг разделит ваши радости, заботы, поможет решить проблемы. Но не всякий умеет быть другом. До дружбы надо дорасти. Не может быть другом тот, кто самолюбив и хочет играть в дружбе главную роль. Другом не может быть тот, кто не умеет искренне, бескорыстно, не завидуя, радоваться успеху друга.
- «Друг», «приятель», «товарищ» – одно ли значение у этих слов?
- Есть ли определенные правила дружбы?
- Я предлагаю, вам написать правила или, по – другому говорят, законы дружбы. Мы их все прикрепим на доску и выберем общие законы для нашего класса.
А сейчас я предлагаю вам обсудить разные ситуации. (Первые парты поворачиваются к ребятам за вторыми партами)
Ситуация 1: девочки
Прочитать, обсудить ситуацию и высказать свое мнение.
- Как бы потупили вы? Можно дать списать один раз, другой, а потом…. Это не решит проблему. Правильно ли поступила девочка, которая не дала списать. А как бы вы поступили? (Остался позаниматься)
Ситуация 2: На перемене (мальчики)
- Правильно ли поступили мальчики? Почему?
- Как вы оцениваете поступок Коли, а Миши? ( Он делал неправильно, разрисовал стены)
- Он был неправ, потому что он его не остановил, когда тот разрисовывал стены.
- Настоящий друг – это не тот, кто молчит, зная, что ты делаешь плохие поступки, а тот, кто вовремя тебя остановит, объяснит, в чем ты неправ. Скажет правду в лицо.
Ситуация 3: (Кукла)
- Умеет ли дружить эта девочка? (Эта девочка дружит только с тем, от кого есть выгода)
- Можно ли считать такие отношения дружбой?
Ситуация 4: (Про стихотворение)
- Кто был неправ, Наташа или Катя?
- Права ли была Катя, требуя от подруги не рассказывать стихотворение? Почему?
- Настоящий друг должен радоваться успехам друга.
ПРАВИЛА (3 группы)
- Вот мы составили правила дружбы, которые я хочу оставить вам на память
- Эти правила дружбы я оставляю вам, думаю, что они будут нелишними в вашем классном уголке. Время от времени вы будете заглядывать в них.
- Давайте вспомним, на какой вопрос нам нужно найти ответ? Что вы можете сейчас сказать? (Всегда ли дружба важнее всего?)
- Если хочешь иметь хорошего друга, старайся сам стать лучше, стремись к тому, чтобы другим было интересно с тобой дружить. Я хочу, чтобы у каждого из вас был настоящий друг и чтобы вы могли сказать, что ваша дружба настоящая, искренняя и верная.
- А закончить я хочу словами Пеменского В.Г. «Спасибо»
Игра «Продолжи предложение»
• Помогай другу: Если друг не умеет что-то делать, научи и его; если он попал в беду, помоги ему, чем можешь.
• Делись с друзьями: если у тебя есть интересные игрушки, книги, поделись с другими ребятами, у которых их нет. Играй с ними так, чтобы не брать себе самое лучшее.
• Останови друга, если он делает что-то плохое. Хорошо дружить – значит говорить друг другу только правду; если друг в чем-то по отношению к тебе не прав, скажи ему об этом – не таи зла на него.
• Не ссорься с друзьями: старайся работать и играть с ними мирно, не спорь по пустякам; не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается; не завидуй друзьям – надо радоваться их успехам; если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и исправиться.
• Умей принять помощь, советы и замечания других ребят
Все живут не тужат, а со мной не дружат,
Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной».
Есть разряд у Ильиной и девчонок свита,
Подружусь я с Ильиной – стану знаменитой.
Все пятерки до одной у Светловой Нади.
Я прошу: «Дружи со мной! Подружись хоть на день!
Будешь ты меня спасать – дашь контрольную списать».
А девчонка на дыбы! Говорит: «Молчала бы!»
Не вставать же на колени уговаривать подруг,
Напишу я объявленье: «Срочно требуется друг!».
Вопросы для обсуждения:
- Итак, мы с вами рассказали друг другу, кто такой друг. Вы высказали интересные суждения о том, как надо дружить и какие правила дружбы должны существовать.
Предлагаю каждой группе на листочках записать правила, законы дружбы.
Учащиеся работают в группах, в итоге все вместе отбирают наиболее значимые для всех законы.
Законы дружбы
Помогай другу в беде.
Умей с другом разделить радость.
Не смейся над недостатками друга.
Останови друга, если он делает что-то плохое.
Умей принять помощь, совет, не обижайся на критику.
Не обманывай друга.
Умей признать свои ошибки, помириться с другом.
Не предавай своего друга.
Относись к своему другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.
- Предлагаю послушать стихотворение, которое подготовили две наши ученицы.
Стихотворение читают заранее подготовленные дети.
Вопросы для обсуждения:
– Почему с девочкой никто не хотел дружить?
– Что бы вы ей посоветовали?
– Можно ли заставить насильно дружить?
- Дружба учит бескорыстной заботе о благе другого, преодолению собственного эгоизма, сочувствию, сопереживанию, состраданию. Друг разделит ваши радости, заботы, поможет решить проблемы. Но не всякий умеет быть другом. До дружбы надо дорасти. Не может быть другом тот, кто самолюбив и хочет играть в дружбе главную роль. Другом не может быть тот, кто не умеет искренне, бескорыстно, не завидуя, радоваться успеху друга.
- Поднимите руку те, у кого есть настоящий друг – такой, которому можно доверять?
- Почему вы его считаете настоящим другом?
-Ребята, кто из вас может уверенно сказать: «У меня есть настоящий друг»
- Какими качествами должен обладать друг? запишите одним словом, что такое дружба? (записывают на листах классного часа приложение 1)
Если хочешь иметь хорошего друга, старайся сам стать лучше. Будь добрым, справедливым, честным, смелым. Стремись больше узнать, больше уметь, чтобы другим было интересно с тобой дружить. Тогда потянутся к тебе люди, найдется и тот, с кем завяжется у тебя самая тесная дружба
-Кто, по-вашему, в нашем классе может быть настоящим другом?
- Может ли взрослый (родитель, учитель) быть вашим другом?
-Ребята, кто из вас может уверенно сказать: «У меня есть настоящий друг»
- Какими качествами должен обладать друг? запишите одним словом, что такое дружба? (записывают на листах классного часа приложение 1)
Если хочешь иметь хорошего друга, старайся сам стать лучше. Будь добрым, справедливым, честным, смелым. Стремись больше узнать, больше уметь, чтобы другим было интересно с тобой дружить. Тогда потянутся к тебе люди, найдется и тот, с кем завяжется у тебя самая тесная дружба
Кто в дружбу верит горячо, кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадёт, в любой беде не пропадёт.
А если и споткнётся вдруг, то встать ему поможет друг,
Всегда в беде надёжный друг ему протянет руку.
Я хочу, чтобы у каждого из вас был настоящий друг, и вы могли сказать что у вас дружба настоящая искренняя верная, которая важнее всего поскольку
Истинные друзья ничего не требуют один от другого во имя дружбы, но делают друг для друга всё, что могут.
(В.Г. Белинский)
Друзей у нас может быть много, а может, и нет, но каждый занимает определенное место в нашей жизни.
- Дружба начинается в семье. Семья – начало нашей жизни, мы растем в ней и взрослеем. Недаром пословица гласит: «Нет лучше дружка, чем
родная матушка».
Для чего дружить ровесникам?
- Есть ли у вас друзья-животные? Какие? Чем отличается дружба с животными от дружбы с мальчиками или девочками? Что самое хорошее в
дружбе с животным?
Пословицы о дружбе.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей
Человек без друзей, что дерево без корней
Не тот друг, кто потакает, а тот друг, кто на ум наставляет
Не хвались другом три дня, а хвались три года.
Правила дружбы
• Помогай другу: если друг не умеет что-то делать, научи и его; если он попал в беду, помоги ему, чем можешь.
• Делись с друзьями: если у тебя есть интересные игрушки, книги, поделись с другими ребятами, у которых их нет. Играй с ними так, чтобы не брать себе самое лучшее.
• Останови друга, если он делает что-то плохое. Хорошо дружить – значит говорить друг другу только правду; если друг в чем-то по отношению к тебе не прав, скажи ему об этом – не таи зла на него.
• Не ссорься с друзьями: старайся работать и играть с ними мирно, не спорь по пустякам; не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается; не завидуй друзьям – надо радоваться их успехам; если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и исправиться.
• Умей принять помощь, советы и замечания других ребят
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет,
А если и споткнется вдруг.
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надежный друг
Ему протянет руку.
Правила дружбы читаем все вместе)
Помогай другу в беде.
Не обманывай и не предавай друга.
Не смейся над неудачами друга.
Умей помириться с другом.
Мы постараемся их помнить и соблюдать.
Учитель: А теперь, ребята, я предлагаю вспомнить то, с чего началось наше мероприятие. Каждый из вас нарисовал красивую бабочку «настроения» и, если ваше настроение не изменилось, положите бабочку в нашу волшебную коробочку.
Как вы сами сказали, дружба – это главное чудо. Давайте совершим маленькое чудо: подуйте на нашу волшебную коробочку.
(слайд№5 «В дружбе – сила!»)