СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Всероссийский конкурс "Словарный урок". Методическая разработка: «Энциклопедия слова»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приёмы работы со словарями.

Просмотр содержимого документа
«Всероссийский конкурс "Словарный урок". Методическая разработка: «Энциклопедия слова»»

Всероссийский конкурс «Словарный урок»









Методическая разработка:

«Энциклопедия слова»











Автор:

Королева Марина Борисовна,

МОУ СОШ «Созвездие Вента»

(п. Синичино),

Можайского г.о.,

учитель русского языка

и литературы







Можайск, 2021 год



2. Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения. Перед учителем поставлены новые цели: формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению. Содержание образования не сильно меняется, существенно изменяется роль учителя, которому необходимо будет выстраивать процесс обучения не только как систему усвоения знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности. 

Учитель должен не только понимать, чему и как учить, но и организовывать процесс таким образом, чтобы дети задавались вопросами: «Чему мне нужно научиться?», «Как мне этому научиться?». Обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Из пассивного слушателя ученик должен превратиться в самостоятельную, критически мыслящую личность. Сегодня важно обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие ребенка.

Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. По моему мнению, этому могут способствовать активные формы и методы обучения, в частности, работа со словом и словарями.  

2.1. Сегодня интерес молодёжи к русскому языку немного ослабел. Причина этому следующая: книгу заменили гаджеты, компьютерные игры, фильмы, где герои говорят не на языке Пушкина или Толстого, а используют жаргоны, «модные словечки», рекламные слоганы, молодёжный сленг и т.д. Большие изменения произошли в жизни общества и в русском языке в особенности. Как жить с этим явлением людям образованным, начитанным, а особенно учителям русского языка: терпеть, закрыть на это глаза и делать равнодушное лицо или бороться, находить разные приёмы, чтобы показать красоту нашего родного русского языка и вызвать уважение и гордость тем, что владеешь «великим, могучим русским языком», каждое слово которого – «бриллиант». Я - одна из «больно переживающих» за настоящее состояние русского языка. На своих уроках стараюсь использовать разные способы, чтобы помочь своим ученикам разглядеть и почувствовать многообразие, красоту и ёмкость, волшебную силу слова. По словам Л.Н. Толстого, «слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти».

Проводим с обучающимися различные игры со словами, работаем с разными словарями и над проектом «Энциклопедия слова», с русскими пословицами и поговорками, ставим дикцию с помощью работы со скороговорками, проводим костюмированные мероприятия к юбилеям русских писателей и поэтов, не забываем и про лингвистов (В.И.Даля и других).

2.2. Начинаю работать над проектом «Энциклопедия слова» с учащимися 5 класса (11 – 12 лет) сельской средней общеобразовательной школы, затем продолжаю работу со словом и словарями в 6 классе, можно в 7 - 8 классах, а в 9 классе это может перерасти в работу над проектом.

2.3. Формирование у школьников потребности в обращении к словарям и навыков работы с ними, способности извлекать из словарей информацию, необходимую для решения учебных задач по разным дисциплинам, в рамках проектной деятельности и во внеаудиторной работе должно стать одной из норм образования. Словарная культура, являющаяся одним из показателей уровня развития общей культуры и просвещенности как всего общества, так и отдельной личности, является одной из основ информационной грамотности и необходима школьнику для достижения равноценно высоких личностных, предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы, предусмотренной ФГОС.

- Воспитание культуры работы со словарями разных типов необходимо осуществлять на протяжении всего образовательного процесса: в начальной школе закладываются потребности обращения к словарям и общеучебные умения пользования ими, в основной и старшей школах эти потребности и умения развиваются и закрепляются, формируются навыки поисково-информационной работы по различным дисциплинам школьной программы с использованием толковых, энциклопедических и специальных (предметных) словарей, закладываются умения использовать все разнообразие словарей при решении учебных задач по дисциплинам филологического цикла.

- Практика систематического использования словарей в аудиторной, проектной и внеурочной деятельности призвана способствовать формированию интеллектуальных навыков ученика в области универсальных учебных действий: поиска информации, логических действий по формированию понятий, знаково-символических действий по обработке и хранению информации. /1/

Не ожидала, что большой интерес у учеников вызовет работа со словом и словарями. Я имею в виду «Энциклопедия слова». Благо, что сейчас много способов работы со словарями. Главное – мотивировать ребят. Начала с 5 класса, продолжила в 6 классе при изучении темы «Лексика»: «Ребята, вы хотите почувствовать себя учёными и написать научную работу? Над ней вы будете работать определённое время дома, в библиотеке. Попробуете себя и в роли научного сотрудника, и писателя или поэта, и художника». У ребят глаза загорелись. Дала им сначала простой план работы со словом, состоящий из нескольких пунктов, но потом всё усложняла и усложняла задания. Информировала родителей обучающихся, что они имеют

возможность участвовать в образовательном процессе.

2.4. Цель работы: составить «Энциклопедию слова», то есть собрать как можно больше материала о жизни слова в языке: значениях и функционировании.

Нами были поставлены следующие задачи:

- познакомиться с различными типами словарей и их структурой;

- определить параметры работы со словом, найти в словарях информацию о нем;

- формировать умения пользоваться словарями и справочниками для поиска ответа на вопросы, нахождения нужной информации.

2.5. Планируемые результаты:

- привлечь внимание ребят к живому слову,

- интерес к изучению языка;

- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

- заинтересовать школьников русским языком,

- получение информации о многообразии словарей в нашем языке, умение пользоваться различными словарями,

- пробудить желание искать и находить исторические корни,

- исследовать, углубляться в историю слова и не просто делать открытия, а делать их с радостью и удовольствием,

- развитие речи, грамотности,

- интерес к нашей истории,

- учиться любить слово, а значит, и родной язык, и родную историю,

- умение выступать перед аудиторией: заинтересовать слушателей, отвечать на вопросы,

- умение оценивать письменные и устные речевые высказывания с точки зрения их эффективности;

- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

2.6. Я использую разные формы проведения работы с проектами:

1. Обучающиеся со своими проектами выступали в начале урока на этапе работы со словарными словами «Словарь трудных слов» или со «Словарём корней» (В начале каждого урока в 5 – 6 классах я провожу различную работу с словарными словами и предлагаю ребятам завести свой словарик, в который будем записывать словарные слова или слова, часто встречающиеся в диктантах, домашних упражнениях. Так создали два словаря – помощника «Словарь трудных слов» и «Словарь корней». Поэтому детям было интересно моё предложение работы над проектом «Энциклопедия слова».

2. С удовольствием ребята выступали на различных школьных мероприятиях:

- «Неделе русского языка»,

- «Великие люди России», посвящённому лингвисту В.И.Далю,

- «21 февраля – Международный день родного языка».

3. В 7 – 9 классах хочу предложить работу «Энциклопедия слова» над словарными словами и над заимствованными или новыми словами, ворвавшимися в наш современный язык в последние годы.

4. В 9 классе можно данный проект использовать в качестве защиты в новой форме допуска к ОГЭ.

2.7. Русский язык учащиеся воспринимают как свод орфографических и пунктуационных правил, поэтому перед учителем стоит задача - воспитать интерес к предмету. Красота и богатство русского языка могут раскрыться в полной мере только в процессе кропотливой работы на каждом уроке.

Приходится немало поработать над тем, чтобы заинтересовать учащихся. Систематическое формирование потребности каждого ученика получить глубокие и прочные знания постепенно развивает определенные мыслительные операции, тем самым повышая результативность обучения и сохраняя при этом у учащихся интерес к предмету. В настоящее время для обучения в средней школе внедряются новые технологии.

В поисках новых идей учитель обращается к нестандартным формам обучения, т. е. к современным технологиям , которые обеспечивают активное участие на уроке каждого ученика. Такие уроки создают атмосферу сотрудничества, активизируют творческие силы учащихся, ставят перед ситуацией выбора принятия самостоятельного решения. Ведь современный урок должен быть интересным и насыщенным полезной информацией. А для развития творческих способностей учащиеся должны использовать полученные знания и жизненные наблюдения, должны стремиться работать самостоятельно.

Особое место в современных технологиях играет концепция свободы выбора.

Применительно к личностно-ориентированному обучению ситуация выбора - это спроектированный учителем элемент (этап урока), когда ученики поставлены перед необходимостью отдать свое предпочтение одному из вариантов учебных задач и способов их решения для проявления своей активности, самостоятельности и индивидуального стиля познания.

Ситуация выбора при правильном построении позволяет ставить ребенка в позицию субъекта деятельности и оказывать развивающее влияние на его личность.

Не ожидала, что большой интерес у учеников вызовет работа со словом и словарями. Я имею в виду «Энциклопедия слова». Благо, что сейчас много способов работы со словарями. Главное – мотивировать ребят. Начала с 5 класса, продолжила в 6 классе при изучении темы «Лексика»: «Ребята, вы хотите почувствовать себя учёными и написать научную работу? Над ней вы будете работать определённое время дома, в библиотеке. Попробуете себя и в роли научного сотрудника, и писателя или поэта, и художника». У ребят глаза загорелись. Дала им сначала простой план работы со словом, состоящий из нескольких пунктов, но потом всё усложняла и усложняла задания. Информировала родителей обучающихся, что они имеют

возможность участвовать в образовательном процессе.

Понятием «мотивация» в психолого-педагогической науке обозначается процесс, в результате которого определенная деятельность приобретает для индивида известный личностный смысл, создает устойчивость его интереса к ней и превращает внешне заданные цели его деятельности во внутренние потребности личности.

Отметим при этом, что мотивация учебно-познавательной деятельности не возникает самопроизвольно, ее создание — задача и признак мастерства преподавателя. Разумеется, в зависимости от умений и усилий мотивация учащихся в учебной деятельности может быть слабой или сильной. И, как отмечалось, мера мотивации внешне проявляется в том прилежании, внимании и усидчивости, с которыми учащиеся работают на уроке или занимаются по учебной книге дома. Одна из наиболее простых методик формирования мотивации — занимательность занятий в классе или текста учебника.

Хочу остановиться на общем подходе работы над проектом «Энциклопедия слова».

- Начинаю всегда с выбора темы проекта (примерные темы представлены ниже), предлагаю каждому ученику попробовать поработать над определённым словом.

- Обсуждаем возможные методы исследования, поиска информации, творческих решений, самостоятельной работе над своим индивидуальным проектом.

- Промежуточное обсуждение полученных данных,

- Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.

Эти памятки помогают учащимся успешно двигаться к достижению цели – созданию проекта.

Деятельность в проекте можно представить в следующей схеме – плане конспекта, где учтены все необходимые моменты проектной деятельности на уроке и во внеурочной работе.

Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.

2.8. Ресурсы, используемые при подготовке и проведении урока/внеурочного мероприятия.

Кадровые ресурсы – ученики, учитель, школьный библиотекарь, родители.

Методические ресурсы: пособия, наглядный материал, методическая литература.

Информационные ресурсы – энциклопедии, справочники, словари.

Порталы « Грамота.ру», «Словари.ру».

3. Каждый ученик, начиная с 5 класса, работал с одним словом из тематической группы, которую мы сами же и выбрали. Необходимо было прийти к единой структуре работы. Для этого мы определились с этапами работы: выбор тематической группы и слова из нее, знакомство с разными типами словарей, составление перечня словарей для работы со своим словом, исследование жизни слова.

Вот примерная схема - план работы над «Энциклопедией слова»:

Для 5 класса:

1. Слово … и его лексическое значение («Толковый словарь»).

2. История происхождения слова …(«Этимологический словарь»).

3. Подобрать однокоренные слова …

4. Слово … в русском фольклоре: в пословицах и поговорках, загадках, скороговорках, притчах, легендах, сказках, народных песнях (можно в современных приличных песнях).

5. Слово … в кинофильмах.

6. Синквейн со словом …

7. Реклама со словом …

Этот метод хорошо использовать на уроках русского языка при изучении «словарных слов».

Для шестиклассников работу над «Энциклопедией слова» усложняю, так как они получают большой объём знаний при изучении темы «Лексика».

Для 6 класса:

1.Слово … и его лексическое значение («Толковый словарь»).

2.История происхождения слова …(«Этимологический словарь»).

3. Слово … и «слова – родственники» (однокоренные).

4. Слово … и его «друзья – синонимы» (если есть) («Словарь синонимов»).

5. Слово … и его «враги – антонимы» (если есть) («Словарь антонимов»).

6. Слово … в фразеологических оборотах (если есть) («Словарь фразеологизмов» или «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля).

7. Слово … и слова – рифмы (если есть).

8. Слово … в русском фольклоре: в пословицах и поговорках, загадках, скороговорках, притчах, легендах, сказках, народных песнях (можно в современных приличных песнях).

9. Слово … в названиях произведений литературы ( прозе и поэзии, русской и зарубежной).

10. Слово … в названиях газет, журналов, рекламе.

11. Слово … в названиях картин художников.

12. Слово … в названиях художественных фильмов.

13. Слово … в детском речевом творчестве (собственные стихи, сказки, рассказы).

14. Слово … в иллюстрациях, рисунках (нарисуй своё слово; придумай серию картинок, которые могли бы отразить жизнь твоего слова; можно рисунком проиллюстрировать какой-нибудь художественный текст, связанный с употреблением этого слова).

Какие слова я использовала? Решила, что нужно «убить несколько зайцев»: научить работать со словарём, ребята на практике узнают о многообразии словарей, расширят свой кругозор, а главное – научатся более грамотно писать.

Слова я взяла словарные, с орфограммами, которые часто используются в диктантах, сочинениях, и разделила их на несколько рубрик:

«В мире животных»

Обучающимся предлагается представить, что они были в зоопарке, а материал, предложенный на уроке, – это животные и птицы, которые есть у ребят дома, или в контактном зоопарке, или в клетке, или просто любимое животное или птица.

Ребята выбрали слова: заяц, лошадь, змея, орёл, попугай, паук, акула, муравей, дятел, бегемот, жаворонок, собака, дельфин, верблюд, ястреб и др. по желанию ( см. ПРИЛОЖЕНИЕ)

«В мире растений»

Учащимся предлагается представить, что они были в питомнике, где продавалась рассада цветов и кустов, а материал, предложенный на уроке, – это цветовод или садовод. Вам нужно выбрать растение, которое бы было полезное и с интересной историей.

Ребята выбрали слова: мать-и-мачеха, женьшень, берёза, гладиолус, гвоздика, хризантема, кипрей, лопух, одуванчик, арбуз, ромашка, подсолнух и др. по желанию ( см. ПРИЛОЖЕНИЕ)

«Скатерть – самобранка»

Обучающимся предлагается представить, что они были в ресторане, а материал, предложенный на уроке, – это блюда от повара.

Ребята выбрали слова: шоколад, колбаса, вермишель, котлета, пирог, винегрет, завтрак, бутерброд, коктейль и другие.

После выступления по теме «Энциклопедия слова» было предложено высказать своё мнение в такой форме «В ресторане»:

- Сегодня на уроке все было очень вкусным…

- Я на уроке очень наелся, но некоторые блюда нужно подсолить…

- Все было приготовлено с душой, но не хватило кетчупа…

- А я не наелся, у меня не было настроения принимать вашу пищу…

«Словарные слова из рамочек в учебнике»

Ребята выбрали слова: профессия, солдат, герой, хоккей, генерал, вежливый, корабль, ветеран, дебют, теннис, велосипед и другие.

Рубрики могут быть разнообразными:

«Транспорт»,

«Спорт»,

«Наш гардероб» и т.д.

Как и у каждой методики есть свои плюсы и минусы.

+ Активные методы обучения помогаютразвивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учить учащихся самостоятельно добывать знания, развивают интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

- Дети имеют свои особенности, поэтому не всегда могут совладать со своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем; методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии; применять данную методику не обязательно все на каждом и на одном уроке. 

Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, но и как в любой методике есть особенности. А применять ее или нет, это уже дело учителя и его творчества.

4. Заключение. Какие же интеллектуальные умения можно развить в учебной деятельности, организованной по методу проектов?

Во-первых, аналитическое мышление в процессе анализа информации, отбора необходимых фактов, сравнения, сопоставления фактов, явлений.

Во-вторых, ассоциативное мышление в процессе установления ассоциаций с ранее изученными, знакомыми фактами, явлениями, установление ассоциаций с новыми качествами предмета, явления и пр.

В-третьих, логическое мышление, когда формируется умение выстраивать логику доказательности принимаемого решения, внутреннюю логику решаемой проблемы, логику последовательности действий, предпринимаемых для решения проблемы.

Кроме того, у ученика формируется умение искать новые решения, переносить знания из разных областей для решения проблемы.

Эта технология актуализирует важнейшие речевые умения, включая учеников во все виды речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо), совершенствует умение работать с текстами разных стилей и типов речи на уровне информационно-смысловой обработки в первую очередь.

Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.

Метод проектов вызывает интерес у преподавателей русского языка, однако опыт создания проектов по русскому языку пока невелик.

Обучающиеся познакомились с историей слова, поняли, что это слово всегда будет востребовано и в языке появилось не случайно.

Для чего ещё проводится данная работа: возможна проектная работа в 9 классе по русскому языку «Энциклопедия слова».

Информированность родителей обучающихся. Они имеют

возможность участвовать в образовательном процессе.

Обучающимся было интересно работать над данным проектом:

- они много раз обращались к различным словарям и находили ответы на интересующие их вопросы,

- узнали о многообразии и полезности словарей,

- поняли, как нелегко заниматься научной деятельностью,

- узнали, что у каждого слова «портфель информации»,

- научатся бережному отношению к слову,

- уметь создавать презентации, печатать.

А раз ребятам работа «Энциклопедия слова» была интересной и нужной, значит я иду в правильном направлении как учитель, буду дальще способствовать развитию своих учеников и «гореть» вместе с ними на уроках русского языка!

5. Список источников:

1. Методические рекомендации по формированию культуры работы со словарями в системе общего образования Российской Федерации

( Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России).

2. Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 №1897 (в ред. от 31.12.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования".

3. Беспалько В.П. «Слагаемые педагогической технологии» , Москва, 1989г.,

4. Портал «Грамота.ру», «Словари.ру».

5. Вартаньян Э.А. «Путешествие в слово». – М.: Просвещение, 1987.

6. «Энциклопедия. Проверьте свои знания» ( Вадченко Н.Л. – Д: «Сталкер», 1996).

7. В.В.Волина «Откуда пришли слова: Занимательный этимологический словарь». - М.: АСТ – ПРЕСС, 1996