СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Всесторонняя подготовка спортсменов.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

. Нормативная часть.

Программа для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР) разрабатывается на основе нормативных документов, регламентирующих работу спортивных школ.

Этап спортивного совершенствования формируется на конкурсной основе из здоровых учащихся, прошедших необходимую подготовку в учебно-тренировочных группах и выполнивших приемные нормативы по общефизической и специальной подготовке. Перевод по годам обу­чения на этом этапе осуществляется при условии выполнения учащими­ся контрольно-переводных нормативов по общей физической и спе­циальной подготовке.

Этап высшего спортивного мастерства формируется из здоровых учащихся, прошедших необходимую подготовку в группах спортивно­го совершенствования и выполнивших норматив кандидата в мастера спорта и мастера спорта.

2. Методическая часть.

Методическая часть программы включает учебный материал по ос­новным видам подготовки, его распределение по годам обучения и в годичном цикле; рекомендуемые объемы тренировочных и соревнова­тельных нагрузок и планирование спортивных результатов по годам обучения; организацию и проведение педагогического и медико-биоло­гического контроля; содержит практические материалы и методические рекомендации по проведению учебно-тренировочных занятий.

Просмотр содержимого документа
«Всесторонняя подготовка спортсменов.»

Всесторонняя подготовка спортсменов.

1. Нормативная часть.

Программа для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР) разрабатывается на основе нормативных документов, регламентирующих работу спортивных школ.

Этап спортивного совершенствования формируется на конкурсной основе из здоровых учащихся, прошедших необходимую подготовку в учебно-тренировочных группах и выполнивших приемные нормативы по общефизической и специальной подготовке. Перевод по годам обу­чения на этом этапе осуществляется при условии выполнения учащими­ся контрольно-переводных нормативов по общей физической и спе­циальной подготовке.

Этап высшего спортивного мастерства формируется из здоровых учащихся, прошедших необходимую подготовку в группах спортивно­го совершенствования и выполнивших норматив кандидата в мастера спорта и мастера спорта.

2. Методическая часть.

Методическая часть программы включает учебный материал по ос­новным видам подготовки, его распределение по годам обучения и в годичном цикле; рекомендуемые объемы тренировочных и соревнова­тельных нагрузок и планирование спортивных результатов по годам обучения; организацию и проведение педагогического и медико-биоло­гического контроля; содержит практические материалы и методические рекомендации по проведению учебно-тренировочных занятий.

2.1. Учебный план.

В процессе многолетней тренировки чрезвычайно важна рациональная система применения тренировочных и соревновательных нагрузок.

Она строится на основе следующих методических положений:

- ориентация уровней нагрузок юных спортсменов на соответству­ющие показатели, достигнутые сильнейшими взрослыми спортсменами;

- увеличение темпов роста нагрузок от этапа начальной спортив­ной специализации на последующих этапах;

- соответствие уровня тренировочных и соревновательных нагру­зок возрастным особенностям и уровню подготовленности юных спорт­сменов;

- учет закономерностей развития и взаимосвязи различных систем организма спортсмена.

Годичный цикл подготовки юных бегунов на короткие дистанции состоит из двух полуциклов, каждый из которых включает подготови­тельный и соревновательный периоды. Для достижения наивысшей спе­циальной работоспособности к основным соревнованиям года целесо­образна следующая периодизация годичного цикла тренировки.

Первый подготовительный период разбивается на 2 этапа - обще­подготовительный (базовый) продолжительностью 6 недель и специально-подготовительный (4 недели). В первый соревновательный период (7 недель) юные бегуны принимают участие в 4-6 соревнованиях.

Второй подготовительный период также делится на 2 этапа - обще­подготовительный (6 недель) и специально-подготовительный (4 неде­ли). Второй более продолжительный соревновательный период (22 не­дели) следует разбить на 3 этапа: ранний соревновательный (9 недель), специализированной подготовки (4 недели), основной соревнователь­ный (9 недель).

Для бегунов, занимающихся на этапе высшего спортивного мастерства, такая периодизация годичного цикла носит несколько условный характер.

На этапе спортивного совершенствования происходит увеличение доли специальной физической подготовки. В первые два года обучения соотношение средств ОФП и СФП составляет 30 к 70%, в третий год -20 к 80%. Специальная физическая подготовка направлена на совер­шенствование специальных физических качеств и спортивной техники.

Наряду с общей специальной физической подготовкой учебный план для спортивных школ должен предусматривать и такие важные разде­лы, как теоретическая подготовка, контрольно-переводные испытания, участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика, вос­становительные мероприятия, медицинское обследование.

Примерный учебный план по разделам подготовки рассчитан на 52 недели, в котором предусмотрено 46 учебных недель и 6 недель - спортивно-оздоровительный лагерь.

2.2. План-схема годичного цикла.

Рациональная подготовка бегунов на короткие дистанции строится с учетом:

- традиционной периодизации подготовки легкоатлетов;

- правильной постановки очередных тренировочных задач, исходя из преемственности в многолетнем плане и годичных циклах;

- соответствия основных средств и методов подготовки задачам текущего года;

- динамики физической подготовленности;

- основных принципов распределения тренировочных нагрузок в годичном цикле.

3. Контрольно-нормативные требования.

Важным звеном управления подготовкой юных спортсменов являет­ся система педагогического контроля, благодаря которой можно оце­нить эффективность избранной направленности тренировочного процес­са, того или иного принятого решения. С помощью педагогического контроля определяются сильные и слабые стороны в подготовке юных спортсменов. Он используется для оценки эффективности средств и ме­тодов тренировки в соответствии с установленными контрольными нор­мативами для выявления динамики развития спортивной формы и про­гнозирования спортивных достижений.

Один из главных вопросов в управлении тренировочным процессом - правильный выбор контрольных упражнений (тестов). Программа в беге на 100 и 200 м предусматривает 7, в беге на 400 м - 8 контрольных упражнений. Они наиболее полно характеризуют развитие основных физических качеств; имеют высокую корреляцию со спортивным резуль­татом на основной дистанции и соответствуют статистическим критери­ям надежности, объективности и информативности.

Контрольные нормативы в тестах, представленные в поурочных про­граммах, рассчитаны от целевого результата на основной дистанции, а целевой результат найден по формуле расчета планируемых достижений.

Для установления должных норм на этапах подготовки был исполь­зован метод эталонного расчета, разработанный в отделе теории и ме­тодики детского и юношеского спорта ВНИИФК и основанный на оп­ределении планируемого спортивного результата и модельных характе­ристик, обеспечивающих его достижение.

В спортивной практике в рекомендациях специалистов прослежива­ется тенденция к сокращению обследований по сравнению с количеством этапов подготовки в сдвоенном годичном цикле. Такое положение впол­не объяснимо, поскольку тренер не в состоянии 8-10 раз в течение года (а именно столько этапов выделяется в сдвоенном макроцикле) прово­дить всесторонние обследования. Важно выбрать переломные моменты и затем из года в год проводить испытания приблизительно в одно и то же время.

Этапный контроль позволяет объективно характеризовать состоя­ние спортсмена только в том случае, если показатели контрольных уп­ражнений соотносятся со спортивными результатами и являются дей­ственными в управлении подготовкой спортивного резерва. Задача этап­ного контроля - выявление изменений в состоянии спортсмена на протяжении относительно длительного периода тренировки. Частота обследований может быть различной и зависит от особенностей постро­ения годичного цикла тренировки и специфики избранного вида спорта.

Первый раз педагогический контроль по перечисленным тестам для получения исходной информации наиболее целесообразно проводить в начале подготовительного периода, когда спортсмен начинает приоб­ретать устойчивое спортивное состояние.

Второе контрольное тестирование проходит в конце специально-под­готовительного этапа. Его задача - проверка эффективности выпол­ненных нагрузок в течение первого подготовительного периода.

Третье тестирование проводится в конце второго специально-подго­товительного этапа - накануне первых весенних соревнований. Цель - проверка эффективности применяемых нагрузок в течение зимнего со­ревновательного периода.

После второго и третьего тестирования возможна определенная кор­рекция тренировочных нагрузок в зависимости от степени достижения того или иного контрольного норматива.

Задача последнего тестирования на этапе основных соревнований -достижение контрольных нормативов во всех тестовых упражнениях, что обеспечивает выполнение целевого спортивного результата на ос­новной дистанции.

Контрольное тестирование должно проводиться в процессе трени­ровки на протяжении 1-2 недель за 1-1,5 недели до соревнований.

Система педагогического контроля в подготовке юных спортсменов основывается на ряде методических положений. Первое из них - целе­вая направленность по отношению к высшему спортивному мастерству. Это значит, что относительные показатели использования своих воз­можностей, типичные для спортсменов высших разрядов, должны слу­жить ориентиром для определения нормативных требований к юным спортсменам. Второе методическое положение - установка на сораз­мерность в развитии физических качеств, т. е. обеспечение их должного соотношения. Реализация этого положения в контрольных показателях общей и специальной физической подготовленности юных спортсменов состоит в том, что контрольные нормативы, определяющие уровень раз­вития отдельных физических качеств спортсмена, должны находиться в оптимальном соотношении, характерном для данного этапа многолет­ней тренировки.

4. Программный материал для практических занятий.

Главная организационная форма тренировочного процесса для всех спортсменов - групповой или индивидуальный урок. Основную роль должны играть групповые занятия, в том числе и у спортсменов-разряд­ников. Только в этом случае наиболее организованно и целесообразно решаются задачи воспитания и обучения.

Продолжительность занятий различная - от 1 до 4-5 часов. Наи­большие вариации продолжительности - в индивидуальных занятиях. Продолжительность занятий связана с особенностями вида спорта, уров­нем подготовленности занимающихся и их самочувствием. Если прово­дятся два основных занятия в день, то обычно каждое из них несколько короче, а в сумме больше, чем один урок. В принципе, чем интенсивнее тренировка, тем короче занятие. Например, продолжительность трени­ровочного занятия у спринтера в соревновательном периоде может быть около часа, а у марафонца - около 3 часов.

Основные занятия дополняются ежедневной утренней тренировкой - зарядкой, которая проводится, как правило, с малой нагрузкой, хотя у ряда спортсменов она достигает довольно большой величины. Опыт показывает большую эффективность утренних тренировочных занятий. Полезны также домашние задания, выполняемые в свободное время, тренировочные упражнения и занятия в виде кроссов, ходьбы на лыжах, игры в баскетбол и др. Наконец, спортивные соревнования любого мас­штаба также представляют собой важную форму занятий.

В занятиях любой формы, а также во время эпизодических упражне­ний должно быть сохранено основное правило: постепенное начало, за­тем основная работа (в этой части занятия кривая нагрузки может быть различной в зависимости от вида упражнений, характера нагрузки и т. п., но обычно находится на высоком уровне) и в заключение-сни­жение нагрузки.

Основные тренировочные занятия строятся по общепринятой струк­туре. Урок состоит или из четырех частей (вводной, подготовительной, основной и заключительной), или из трех (разминки, основной и заклю­чительной). В зависимости от задач и содержания занятия, периода тре­нировки, а главное, подготовленности спортсменов применяется пер­вый или второй вариант. Для групповых занятий, особенно в подгото­вительном периоде, характерен вариант из четырех частей. Вариантом из трех частей чаще пользуются в тренировке спортсменов высших раз­рядов, особенно в соревновательном периоде. Принципиальной разни­цы между этими двумя вариантами нет.

При тренировке два раза в день оба занятия могут строиться по одной схеме - из трех частей; возможно и сочетание одного индивидуального занятия из трех частей с основным групповым занятием из четырех частей.

Тренировочный микроцикл.

Тренировка планируется по дням на основе недельного (или с дру­гим числом дней) цикла. Цикловое планирование позволяет выполнять большую тренировочную работу и в то же время иметь достаточный отдых, причем не столько за счет свободных дней, сколько за счет целе­сообразного чередования и сочетания различных тренировочных работ. В настоящее время спортсмены тренируются 5-7 раз в неделю.

В тренировочном цикле чередуются занятия с разными задачами, средствами, методами и нагрузками. В связи с этим очень важно так построить микроцикл, чтобы повысить эффективность тренировки за счет правильного распределения в цикле разных занятий. Так, для со­вершенствования техники далеко не безразлично, что выполнялось в тренировочном занятии накануне. Если занятие было посвящено воспи­танию выносливости или совершенствованию техники при максималь­ных усилиях, то на следующий день работать над улучшением техники не следует, поскольку это неэффективно. В то же время совершенство­вание техники при небольших нагрузках в течение нескольких дней под­ряд дает положительные результаты.

При повторении микроцикла надо учитывать и роль эмоционально­го фона. Например, после участия в соревнованиях или после трениров­ки при большом скоплении зрителей следует проводить облегченную тренировку.

Среди разных упражнений и тренировочных нагрузок, включаемых в занятие, надо выделять главные, которые определили бы его преиму­щественную направленность: на воспитание какого-либо двигательно­го качества, овладение техникой или тактикой, поддержание трениро­ванности или активный отдых и т. п. Подчеркиваем, что преимуществен­ная направленность определяет основную задачу; кроме нее в занятиях во многих случаях решаются и другие задачи, но внимание спортсмена, его возможности лучше сосредоточить на чем-либо одном, главном в данном занятии. Даже при интегральном методе направленность созна­ния спортсмена не должна распыляться.

При установлении оптимального взаимодействия смежных по дням занятий можно исходить из их принципиальной последовательности в связи с преимущественной направленностью:

1. Изучение и совершенствование техники при малых и средних уси­лиях;

2. Совершенствование техники при больших и максимальных усилиях;

3. Воспитание быстроты в кратковременной работе;

4. Воспитание быстроты в продолжительной работе;

5. Воспитание силы при усилиях 60-80% от максимального уровня;

6. Воспитание силы при усилиях 90-100% от максимального уровня;

7. Воспитание силовой выносливости в работе малой и средней ин­тенсивности;

8. Воспитание силовой выносливости в работе большой и максималь­ной интенсивности;

9. Воспитание выносливости в работе максимальной мощности и близкой к ней;

10. Воспитание выносливости в работе большой мощности;

11. Воспитание выносливости в работе умеренной мощности.

В ряде случаев для усиления эффекта обучения или воспитания дви­гательных качеств занятие с одной преимущественной направленно­стью может повторяться 2-3 дня подряд. Особенно в этом есть необхо­димость при овладении техникой и воспитании быстроты.

Упражнения, направленные на воспитание того или иного качества или совершенствование техники, нуждаются в разной частоте повторе­ний по дням. Так, воспитание гибкости, общей выносливости, а также силы мелких мышечных групп осуществляется эффективнее при еже­дневной тренировке; в то же время сила более крупных мышц лучше нарастает при тренировке через день; режим воспитания специальной выносливости при высокой нагрузке - три занятия, равномерно распо­ложенных в течение недели; общая физическая подготовленность, в том числе и общая выносливость, поддерживается на достигнутом уровне двумя занятиями в неделю; двух занятий достаточно также для поддер­жания достигнутой гибкости, силы и быстроты.

Здесь нет возможности перечислить все средства тренировки и их оптимальную повторяемость в микроцикле. Важно, что любая задача тренировки успешнее решается при оптимальном режиме повторений по дням.

Оптимальная повторяемость по дням может измениться в зависимос­ти от условий выполнения упражнения. То же воспитание гибкости, но с отягощениями уже нецелесообразно планировать ежедневно, лучше че­рез день. Также и прыжковые упражнения, столь полезные при ежеднев­ной тренировке без отягощений, можно делать лишь три раза в неделю, если положить на плечи штангу. Упражнения «на быстроту» нельзя вы­полнять 3-4 дня подряд зимой на снегу или летом на песке. Более эффек­тивно делать это через день.

Для правильного сочетания работы и отдыха в тренировочном мик­роцикле чередуются предельные нагрузки в одних занятиях с работой, поддерживающей уровень тренированности, - в других и активным от­дыхом - в третьих. Предельные нагрузки обычно включаются один - два раза в неделю, нагрузка, поддерживающая тренированность - два раза, а для активного отдыха бывает достаточно одного раза в неделю.

Активный отдых применяется всякий раз, когда надо ускорить вос­становление организма после особенно большой нагрузки накануне.

Величины нагрузки в течение недели во многих случаях изменяются двойной волной. Однако в горных условиях, например, могут понадо­биться дополнительные дни отдыха; в очень жаркую погоду не всегда рациональна предельная нагрузка во второй волне и т. п.

Чередование различных тренировочных занятий, прикидок или со­ревнований, а также дней отдыха на протяжении микроцикла должно быть постоянным в течение продолжительного времени. Это создает привычный режим, обеспечивающий высокую эффективность трениров­ки и стабильность спортивных достижений.

При пропуске тренировочных занятий по тем или иным причинам микроцикл не следует сдвигать на другие дни. Пропущенные трениро­вочные дни - это изъян одного цикла, и из-за этого не следует нарушать привычный ритм тренировки по определенным дням недели.

Приступая к построению микроцикла, тренер должен распределить по дням все, что он включил в план тренировки на данный этап. Прежде всего тренировочные занятия, исходя из их преимущественной направ­ленности; после этого - содержание тренировки, исходя из оптимально­го повторения разных упражнений; затем - уровень нагрузки по отдель­ным упражнениям и в целом на день.

Если тренировка проводится два-три раза в день, то аналогично за­писывается содержание утренней, дневной и вечерней тренировки.

При составлении индивидуального недельного плана в него записы­ваются конкретные средства тренировки, величины нагрузок и другие данные.

Установленный тренировочный цикл повторяется столько раз, сколь­ко потребуется для решения задач подготовки на данном этапе (обычно 1,5-2 месяца в подготовительном периоде и 1-1,5 - в соревновательном).

В повторяемых циклах направленность занятий и упражнений со­храняется, но средства и методы разнообразятся, а объем и интенсив­ность работы изменяются. Могут меняться и условия, в которых прово­дится тренировка.

После того как задачи данного этапа тренировки решены и возмож­ности микроцикла в значительной мере исчерпаны, переходят на новый цикл. Он может иметь другое число дней или оставаться прежним, глав­ное - в его содержании, направленном на решение новых задач, на даль­нейшее повышение подготовленности спортсменов. Фактически недельный цикл может сохраняться в течение года, но в связи с периодом и этапом тренировки, изменением подготовленности спортсмена и многи­ми другими условиями преимущественная направленность, средства, методы и нагрузки в занятиях должны соответственно изменяться.

Взаимоотношение повторяемых циклов может быть различным. На одном этапе тренировки может понадобиться сохранить однородность микроциклов, если тренировочная программа выполняется на одинако­вом уровне интенсивности и объема; на другом - увеличить нагрузку от цикла к циклу. Очень часто такое увеличение нагрузки осуществляется на протяжении трех микроциклов, а четвертый проходит со сниженной нагрузкой для полного восстановления организма. Подобные четыре цикла многократно повторяются, но всякий раз па несколько более вы­соком уровне нагрузки. Такое изменение нагрузки может быть и при двухцикловых повторениях: первый - с очень большой нагрузкой, вто­рой -с облегченной.

Может быть и постепенное, от цикла к циклу, снижение нагрузки, что характерно для заключительного периода тренировки.

Вполне допустима и другая, более сложная, динамика содержания и нагрузки повторяемых микроциклов. Но складывается эта динамика на основе указанных сочетаний микроциклов. В построении тренировоч­ных микроциклов не должно быть догматизма, механического выполне­ния того, что запланировано. Необходимо постоянно вносить поправки в соответствии с состоянием спортсмена, условиями занятий и пр.

Микроциклы делятся на тренировочные и соревновательные.

Тренировочные микроциклы строятся таким образом, чтобы обеспе­чить наибольшее повышение уровня тренированности и развитие спортивной формы. Соревновательные циклы направлены на обеспече­ние наилучшей подготовки к определенному состязанию.

Соединяясь, микроциклы образуют этапы и периоды круглогодич­ной и многолетней тренировки. Есть все основания считать микроцикл основным конструктивным элементом в построении и планировании процесса спортивной тренировки.

5. Теоретическая подготовка.

В подготовке спортсменов исключительно важную роль играет их теоретическая подготовка - главнейшая сторона в практической реали­зации принципа сознательности. Путь к высшему совершенству в спорте - только через знания. Надо, чтобы с первых шагов в спорте знания спортсмена опережали его практику, служили основой для совершен­ствования.

Приобретение знаний по специальности и использование их в практике - верное средство убыстрения спортивного роста. Вот почему так важно, чтобы вместе с физическим развитием юных спортсменов, ростом их технического мастерства и психологической подготовленности параллельно шло и обучение специальным знаниям. Только в этом случае к оптимальному возрасту спортсмен подойдет теоретически подготовленным.

Однако сегодня все еще существует недооценка глубоких знаний спортсмена. Это выражается в нередко встречающемся мнении: «Зна­ния спортсмену не нужны, за него думает тренер». Разумеется, тренер должен быть очень знающим и опытным человеком. Его вклад в подго­товку спортсмена велик. Поэтому постоянное повышение квалифика­ции тренера остается чрезвычайно важным требованием. Широтой зна­ний и многообразием педагогического опыта тренер должен превосхо­дить спортсмена. Но это ни в коей мере не исключает серьезной теоретической подготовки спортсмена.

Программа теоретической подготовки спортсмена должна быть до­статочно широкой и глубокой. Она должна отражать общие понятия сис­темы физического воспитания, перспективы развития физической куль­туры и спорта в стране и воспитания спортсмена. В процессе специаль­ной теоретической подготовки спортсменов необходимо дать научные обоснования и анализ техники и тактики в избранном виде спорта; озна­комить спортсменов с методикой обучения спортивной технике и путями совершенствования в ней; полно раскрыть систему спортивной трени­ровки и ее общие основы.

Спортсмен должен: знать задачи, стоящие перед ним, уметь разби­раться в средствах и методах воспитания силы, быстроты, выносливо­сти, ловкости и гибкости, в формах тренировочных занятий и планиро­вании их, периодизации круглогодичной тренировки, ее содержании, планировании перспективной многолетней тренировки; знать роль спортивных соревнований и их варианты; особенности непосредствен­ной подготовки к ним и участия в них; вести учет тренировки и ее конт­роль; анализировать спортивные и функциональные показатели; вести дневник тренировки.

Само определение индивидуальных особенностей спортсмена, выяв­ление слабых и сильных сторон в подготовленности и перевод их на конкретные цифры показателей силы, выносливости, быстроты, гибко­сти, переносимости нагрузки, продолжительности процессов восстанов­ления и т. п. также требуют больших знаний. В конечном счете управле­ние процессом спортивной тренировки на ступени высшего мастерства должно осуществляться самим спортсменом. А это требует понимания процессов, происходящих в организме под влиянием тренировки, изуче­ния основ анатомии, физиологии, психологии, гигиены, биомеханики.

Необходимо, чтобы вопросы гигиенического режима спортсмена (ре­жим дня, питания, сна, зарядка, водные процедуры, закаливание, само­массаж и массаж) также вошли в программу теоретической подготовки.

Кроме того, спортсмены должны быть ознакомлены с основами врачеб­ного контроля и самоконтроля, а также травматизма и его профилакти­ки в избранном виде спорта.

Для теоретической подготовки спортсменов используются специаль­но организованные лекции и беседы по отдельным вопросам техники, тактики и т. п., изучение занимающимися специальной литературы по вопросам теории и методики спорта, чтение спортивных газет и журна­лов, беседы с другими спортсменами, наблюдение за содержанием их тренировки, техникой и тактикой во время соревнований.

Безусловно, программа специального образования спортсменов го­раздо обширнее, чем указано здесь. К проблеме специальной теорети­ческой подготовки должно быть привлечено особое внимание спортив­ных организаций и тренеров. В теоретической подготовке спортсмена наибольшая роль принадлежит тренеру. На первых тренировочных за­нятиях, во время объяснения упражнений, в паузах между ними тренер настраивает ученика на изучение избранного вида спорта, его техники, тактики.

Тренер организует специальные занятия по теоретической подготов­ке, делает доклады, проводит беседы, встречи с известными мастерами спорта и специалистами. Тренер постоянно следит за новинками спортив­ной литературы, знакомит с ними учеников. Но самое главное - жела­ние самих спортсменов приобрести глубокие знания. Очень важно про­будить у спортсменов интерес ко всем вопросам специальной теорети­ческой подготовки.

6. Воспитательная работа.

Целью тренировочного процесса наряду с достижением высокого спортивного результата должно быть всестороннее и гармоническое развитие личности. Добиваться реализации этой цели невозможно без использования основных принципов воспитания: научности; связи вос­питания с жизнью; воспитания личности в коллективе; единства требо­ваний и уважения к личности; последовательности, систематичности и единства воспитательных воздействий; индивидуального и дифферен­цированного подхода; опоры на положительное в человеке. Руковод­ствуясь данными принципами, тренер избирает необходимые методы, средства и формы воспитательной работы. Стратегия и тактика их ис­пользования должна основываться на знании интересов, характера, ус­ловий жизни и воспитания в семье и школе каждого занимающегося в спортивной секции, уровня его воспитанности.

Специфика воспитательной работы в спортивных школах состоит в том, что тренер-преподаватель имеет для нее то время, которое отведено на учебно-тренировочные занятия. Кроме того, в учебно-трениро­вочном сборе или спортивно-оздоровительном лагере он может исполь­зовать и свободное время. Воспитательная работа в спортивной школе практически связана с общеобразовательной школой и воспитательной работой с семьями юных спортсменов.

Тренер-преподаватель должен постоянно следить, чтобы учебно-тре­нировочный процесс способствовал формированию сознательного, твор­ческого отношения к труду, высокой организованности и требователь­ности к себе, чувства ответственности за порученное дело, бережного отношения к месту проживания и отдыха, спортивным сооружениям, спортивной форме, инвентарю.

Главные воспитательные факторы в этой работе:

- личный пример и педагогическое мастерство тренера-преподавателя;

- четкая творческая организация тренировочной работы;

- формирование и укрепление коллектива;

- правильное моральное стимулирование;

- пример и товарищеская помощь (наставничество) более опытных спортсменов;

- творческое участие спортсмена в составлении планов на очеред­ной этап подготовки и в обсуждении итогов его выполнения;

- товарищеская взаимопомощь и взаимотребовательность;

- эстетическое оформление спортивных залов и сооружений.

Спортивным школам необходимо постоянно обновлять стенд спортив­ной славы, где представлены фотографии, призы, награды, завоеван­ные спортсменами школы за время ее существования. Это способствует воспитанию клубного патриотизма как одной из конкретных форм об­щего чувства патриотизма спортсмена.

Эффективной формой воспитательной работы может быть торжествен­ное празднование дня открытия школы и выпуска учащихся.

Большую помощь в воспитании молодых спортсменов окажут встре­чи с известными спортсменами.

Во время проведения учебно-тренировочных сборов и спортивно-оз­доровительных лагерей используются следующие формы воспитатель­ной работы: собрания команды, лекции и беседы о международном по­ложении, политинформации, митинги и ритуалы, участие в субботни­ках, встречи-отчеты с шефскими и другими трудовыми коллективами, встречи с ветеранами войн, труда и спорта.

Эти мероприятия ставят своей задачей прямое воспитательное воз­действие на личность спортсмена, рост его политического самосоз­нания, чувство ответственности перед страной и народом. Этому слу­жат и культурно-массовые мероприятия, которые оказывают воспи­тательное воздействие главным образом посредством литературы

и искусства. Фильмы следует подбирать так, чтобы они в увлека­тельной форме воспитывали лучшие гражданские качества, оптими­стическое настроение при преодолении трудностей, упорство в дос­тижении цели.

Необходимо широко использовать воспитательные возможности вечеров отдыха, концертов самодеятельности и встреч КВН. В таких мероприятиях пробуждается чувство коллективизма, активность юных спортсменов, теснее и многообразнее становятся их контакты. Подготовка к вечерам стимулирует спортсменов повышать культур­ную и политическую эрудицию. Этим целям служат фотовитрины, плакаты наглядной агитации, стенды славы сборных команд, пра­вильно подобранные книги, журналы, газеты, лекции, встречи с ин­тересными людьми.

В воспитательной работе следует использовать следующие формы:

- утверждение почетного звания «наставник» для оказания помощи в подготовке и воспитании более юных спортсменов;

- внедрение форм поощрения за успехи подопечных как в спортив­ной, так и в общественной жизни;

- введение единого ритуала торжественного приема новых спорт­сменов и проводов выпускников школ;

- постоянный контроль воспитательной работы в группах с ежегод­ным заслушиванием на педагогическом совете школы;

- создание «Летописи славы» школы в виде альбома с фотография­ми и сведениями о выдающихся достижениях спортсменов;

- активное привлечение новых учащихся к общественным мероприя­тиям с конкретными поручениями и контролем их выполнения;

- в качестве первой меры воспитательного воздействия при дис­циплинарных нарушениях - обсуждение неправильного поведения спортсмена коллективом группы без представителей тренерского состава;

- участие всего коллектива школы в подведении итогов воспита­тельной и культурно-массовой работы в конце каждого сбора и состав­лении плана на следующий сбор;

- культурно-массовые мероприятия (посещение театров, выставоч­ных залов, дискотеки, встречи с интересными людьми, болельщиками, молодежными коллективами предприятий и организаций, просмотр ки­нофильмов, чтение книг, знакомство с достопримечательностями мест пребывания и др.).

План воспитательных и культурно-массовых мероприятий необхо­димо четко скоординировать с тренировочным процессом. Так, напри­мер, длительный выезд на экскурсию или на шефское предприятие во время сборов следует планировать на разгрузочный день, а в дни повышенных нагрузок предложить спортсменам короткую развлекательную программу или прослушивание музыкальных записей.

Определенное место в воспитательной работе с юными спортсмена­ми должно отводиться соревнованиям. Наблюдая за выступлениями, поведением и высказываниями спортсмена, тренер может сделать вы­вод, насколько прочно сформировались у него морально-волевые каче­ства. Ведь именно напряженная атмосфера ответственных соревнова­ний проверяет не только устойчивость спортивно-технических навыков, но и морально-психологическую подготовленность спортсмена.

Тренеру необходимо фиксировать в специальном журнале спортив­ные результаты своих воспитанников, комментировать их поведение во время соревнований, настраивать на занятие определенного места и на проявление конкретных морально-волевых качеств, отмечать недостат­ки в морально-психологической подготовке.

Тренеру следует постоянно помнить, что комплексный подход к вос­питанию юного спортсмена предполагает изучение, учет и использова­ние всех факторов воздействия на личность не только в спорте, но и в быту. Разрабатывая план воспитательной работы, тренер должен пре­дусмотреть особенности бытового поведения учащихся, их учебной и общественной деятельности, факторы влияния на их поведение и убеж­дения, чтобы уметь максимально использовать, координировать, а в некоторых случаях и нейтрализовать это влияние.

7. Психологическая подготовка.

Достижение высокого уровня мастерства и успех выступления в со­ревнованиях зависит от рационального построения всех взаимосвязан­ных сторон подготовки спортсменов - технической, тактической, физи­ческой, теоретической и психологической. Формирование психических качеств спортсмена может быть наиболее эффективным в подростковом и юношеском возрасте, и на тренера-преподавателя ложится обязанность использовать для этого средства и методы психологического воздействия.

В процессе психологической подготовки спортсменов воспитываются психические качества личности, которые способствуют овладению ма­стерством в избранном виде спорта и соответствуют требованиям, предъявляемым к высокому знанию спортсмена, а также формируется психическая готовность к конкретным соревнованиям, к надежности выступления в них.

Психологическая подготовка спортсменов состоит из общей психо­логической (круглогодичной) подготовки, психологической подготовки к соревнованиям и управления нервно-психическим восстановлением спортсменов.

Общая психологическая подготовка спортсменов.

Общая психологическая подготовка предусматривает формирова­ние личности спортсменов и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, специализированных психических функций и психомоторных качеств.

Тренеры-преподаватели должны воспитывать спортсменов в духе нравственных принципов.

В процессе психологической подготовки формируются также специ­фические морально-психические качества: устойчивый интерес к спорту, дисциплинированность при соблюдении тренировочного режима, чув­ство долга перед тренером и коллективом, чувство ответственности за выполнение плана подготовки и результаты выступления в состязаниях.

Тренер формирует у спортсменов такие важные качества, как общи­тельность, доброжелательность и уважение к товарищам, требователь­ность к другим и самому себе, спортивное самолюбие и стремление к самовоспитанию.

Воспитываются волевые черты, проявляемые при соблюдении тре­нировочного режима, а также в соревнованиях: целенаправленность и самостоятельность в ходе подготовки, настойчивость в овладении мас­терством в условиях больших нагрузок, смелость и самообладание при выполнении упражнений, связанных с риском, решительность и инициативность в трудных ситуациях соревнований, стойкость и выдержка при утомлении.

В процессе психологической подготовки вырабатывается эмоцио­нальная устойчивость в различных условиях обитания и тренировки, в условиях соревнований.

Формируются положительные межличностные отношения (общие моральные нормы поведения, сплоченность, взаимная требовательность и помощь, благоприятная психологическая атмосфера в ходе подготов­ки и соревнований), взаимопонимание и взаимодействие членов груп­пы. Содержание спортивного интеллекта включает: широкий кругозор и эрудицию, способность к планированию и анализу процесса подго­товки, оценке своей тренированности и обобщению собственного опы­та и опыта других спортсменов.

К специализированным психическим функциям относятся:

- оперативно-тактическое мышление (способность к мгновенной ори­ентировке в соревновательной ситуации и принятию решения, коррек­ции плана выступления и отдельных действий, анализу своего выступ­ления и выступлений конкурентов и др.);

- специализированное восприятие (пространства, времени, усилий, темпа);

- комплексные специализированные восприятия (чувство воды, план­ки, дистанции удара и др.);

- простые и сложные сенсомоторные реакции, свойства внимания (концентрация, распределение, переключение).

Средства и методы психолого-педагогических воздействий, приме­няемых для формирования личности и межличностных отношений:

1. Информация спортсменам об особенностях развития их свойств личности и групповых особенностей команды;

2. Методы словесного воздействия: разъяснения, убеждения, советы, похвала, требования, критика, ободрение, суждение, внушение, приме­ры авторитетных людей и др.;

3. Методы смешанного воздействия: поощрение, наказание, обще­ственные и личные поручения;

4. Морально-психологическое просвещение спортсменов в ходе лек­ций, бесед, консультаций, объяснений;

5. Личный пример тренера и ведущих спортсменов;

6. Воспитательное воздействие коллектива;

7. Совместные общественные мероприятия команды: формирование и укрепление спортивных традиций команды, воздействие авторитетных людей, лидеров, коллективные обсуждения выполнения учебного и трени­ровочного планов, дисциплины и поведения спортсменов, итогов соревно­ваний, организация шефства производственных и других коллективов;

8. Организация целенаправленного воздействия литературы и ис­кусства;

9. Постепенное осознание повышения трудности тренировочных за­даний и уровня нагрузок;

10. Создание жестких условий тренировочного режима;

11. Моделирование соревновательных и предсоревновательных стресс-ситуаций с применением методов секундирования;

12. Участие в гандикапных состязаниях и прикидках.

Психологическая подготовка спортсменов к соревнованиям.

Психологическая подготовка к соревнованиям состоит из двух раз­делов: общей, проводимой в течение всего года, и специальной - к кон­кретному соревнованию.

В ходе общей психологической подготовки к соревнованиям форми­руется высокий уровень соревновательной мотивации, эмоциональная устойчивость, способность к самоконтролю и саморегуляции в соревно­вательной обстановке.

При психологической подготовке к конкретным соревнованиям вос­питывается специальная (предсоревновательная) психологическая бое­вая готовность спортсмена, характеризующаяся уверенностью в своих силах, стремлением к обязательной победе, оптимальным уровнем эмо­ционального возбуждения, устойчивостью к влиянию внутренних и внеш­них помех, способностью произвольно управлять действиями, эмоциями и поведением, умением немедленно и эффективно выполнить во время выступления действия, необходимые для победы.

Общая психологическая подготовка спортсменов к соревнованиям осуществляется путем разъяснения цели и задач участия в состязаниях, условий и содержания предсоревновательной подготовки, значения вы­сокого уровня психической готовности к выступлению, регуляции тре­нировочных нагрузок и средств подготовки для улучшения психическо­го состояния обучаемых, моделирования условий основных соревнова­ний сезона, уменьшения действий внешних, отрицательно влияющих факторов, обучения приемам самоконтроля и саморегуляции и система­тической их тренировки.

В специальной психологической подготовке к конкретному соревно­ванию используется общественное мнение коллектива для поддержания принятых целевых установок, уверенности и поощрения оптимальных мотивов выступления; моделируются условия предстоящих соревнова­ний и тактики борьбы с конкретными соперниками; проводятся беседы; применяются методы саморегуляции для настройки на предстоящее вы­ступление и оптимизации психического напряжения. Перед выступле­нием применяются приемы секундирования в ходе контрольных прикидок.

Управление нервно-психическим восстановлением спортсменов.

В процессе управления нервно-психическим восстановлением спорт­смена снимается нервно-психическая напряженность, восстанавливает­ся психическая работоспособность после тренировок, соревнователь­ных нагрузок, в перерывах между выступлениями, формируется способ­ность к самостоятельному восстановлению.

Нервно-психическое восстановление осуществляется с помощью сло­весных воздействий, отдыха, переключения, рекламации и других средств. Для этой цели используются также рациональное сочетание средств ОФП в режиме дня, средства культурного отдыха и развлече­ния, система аутовоздействий.

Распределение средств и методов психологической подготовки спортсменов в зависимости от этапов и периодов учебно-тренировочного процесса.

Средства и методы психолого-педагогических воздействий должны быть включены во все этапы и периоды круглогодичной подготовки, постоянно повторяться и совершенствоваться. Некоторые из них на том или ином этапе годовых циклов обучения и тренировки, особенно в свя­зи с подготовкой к соревнованиям, участием в них и восстановлением после значительных нагрузок, имеют преимущественное значение.

На этапе начальной подготовки основной упор в занятиях спортив­ных групп должен делаться на формирование интереса к спорту, пра­вильной спортивной мотивации, общих нравственных и специальных морально-психологических чертах характера (трудолюбие в трениров­ке и дисциплинированность при соблюдении режима, чувство ответствен­ности за выполнение плана подготовки и результаты выступления, ува­жение к тренеру, требовательность к самому себе и др.), а также на уста­новление положительных межличностных отношений в коллективе, развитие простейших сенсомоторных реакций, внимания, навыков са­моконтроля.

На этапе занятий учебно-тренировочных групп внимание акценти­руется на воспитании спортивного интеллекта, способности к саморе­гуляции, формировании волевых черт характера, улучшении взаимо­действия в команде, развитии оперативного мышления и памяти, специ­ализированных восприятий, создании общей психической подготовлен­ности к соревнованиям.

На этапе занятий групп спортивного совершенствования основное внимание уделяется совершенствованию волевых черт характера, са­морегуляции, специализированных восприятий, сложных сенсомоторных реакций и оперативного мышления, формированию специальной предсоревновательной и мобилизационной готовности к нервно-психи­ческому восстановлению.

В круглогодичном цикле подготовки существует следующее распре­деление объектов психолого-педагогических воздействий:

В подготовительном периоде выделяются средства и методы, свя­занные с морально-психологическим просвещением спортсменов, воспитанием их спортивного интеллекта, разъяснением цели и за­дач участия в соревнованиях, содержания общей психической под­готовки к соревнованиям, развитием волевых качеств и специали­зированных восприятий, оптимизацией межличностных отношений и сенсомоторным совершенствованием общей психологической под­готовленности.

В соревновательном периоде упор делается на совершенствование эмоциональной устойчивости, свойств внимания, достижение специаль­ной психической и мобилизационной готовности в состязаниях.

В переходном периоде преимущественно используются средства и методы нервно-психического восстановления спортсменов.

В течение всех периодов подготовки применяются методы, способ­ствующие совершенствованию моральных черт характера, и приемы психической регуляции спортсменов.

В ходе учебно-тренировочных занятий также существует определен­ная тенденция преимущественного применения некоторых средств и ме­тодов психолого-педагогического воздействия.

В вводной части занятий применяются психолого-педагогические методы словесного и смешанного воздействия, направленные на раз­витие разных свойств личности юных спортсменов, сообщается ин­формация, способствующая развитию интеллекта и психических функ­ций; в подготовительной части занятий - методы развития внимания, сенсомоторики и волевых качеств, в основном совершенствуются специализированные психические функции и психомоторные каче­ства, эмоциональная устойчивость, способность к самоконтролю и саморегуляции, повышается уровень психологической специальной готовности спортсменов. В заключительной части занятий совершен­ствуется способность к саморегуляции и нервно-психическому вос­становлению.

Распределение средств и методов психологической подготовки в ре­шающей степени зависит от психических особенностей спортсменов, задач индивидуальной подготовки, направленности тренировочных за­нятий.

8. Восстановительные мероприятия

Неотъемлемой составной частью каждого плана тренировки долж­но быть использование средств восстановления. Все многочисленные средства восстановления подразделяются на три группы: педагогичес­кие, психологические, медико-биологические.

Педагогические средства восстановления

Наиболее естественными из всех используемых являются педагоги­ческие средства восстановления. Применение этих средств предполага­ет как использование отдельных упражнений (бег трусцой, ходьба, пла­вание, упражнения на гибкость, расслабление и пр.), так и грамотное построение тренировки в занятии, микро-, мезо- и макроциклах. О пра­вильном использовании педагогических средств можно говорить, когда у спортсмена после серии занятий отмечается нарастание тренирован­ности и повышение работоспособности за счет выполнения нагрузки и накопления энергетических ресурсов. Этого можно достигнуть лишь умелым сочетанием различных по характеру и величине нагрузок с ин­тервалами восстановления, обеспечиваемого переключением на другой вид деятельности или варьированием параметров работы. Ускорению течения восстановительных процессов у легкоатлетов способствуют упражнения ОФП, выполняемые в конце тренировки. В микроцикле тре­нировки утомление у занимающихся быстрее накапливается при такой схеме построения, когда в смежных днях недели планируется одинако­вая по направленности работа, например: понедельник - развитие ско­ростных качеств, вторник - развитие скоростных качеств. Для повыше­ния работоспособности спринтеров при построении микроциклов необ­ходимо наряду с повышением нагрузки планировать и ее снижение в середине или конце недели. Аналогичным образом в мезоциклах трени­ровки наряду с возрастанием нагрузки в одном-трех микроциклах нуж­но предусматривать ее снижение в разгрузочном микроцикле.

Педагогические средства восстановления являются основными, по­скольку нерациональное планирование тренировки невозможно воспол­нить воздействием любых психологических, медико-биологических средств, какими бы эффективными они ни были.

Психологические средства восстановления

К психологическим средствам относятся:

- аутогенная тренировка;

- психопрофилактика;

- психомышечная тренировка, внушение, мышечная релаксация, сон, отдых;

- психорегулирующая тренировка, активизирующая терапия, спе­циально отвлекающие факторы, интенсивный индивидуальный или кол­лективный отдых, исключение отрицательных эмоций.

Применение психологических средств позволяет снизить уровень нервно-психического напряжения и уменьшить психическое утомление. Методика их использования, описанная во многих источниках, базиру­ется на самовнушении, благодаря которому спортсмен приводит себя в состояние дремоты с ощущением тепла, расслаблением мускулатуры, регулированием деятельности вегетативной нервной системы.

Психологические средства восстановления применяются в учебно-тренировочных группах и особенно в группах спортивного совершен­ствования и высшего спортивного мастерства.

Медико-биологические средства восстановления

Медико-биологические средства восстановления включают: рацио­нальное питание (сюда входят специальные питательные смеси), вита­минизацию, массаж и его разновидности (ручной, вибро-, гидро-, баро-массаж), спортивные растирки, гидро- и бальнеопроцедуры, физиотера­пию, курортотерапию, фармакологические и растительные средства.

При планировании использования восстановительных средств необ­ходимо учитывать, что течение процессов восстановления обусловлено как направленностью тренировочной работы, так и объемом и интен­сивностью нагрузок в занятии, микро- и мезоциклах тренировки, часто­той участия в соревнованиях. Характер восстановления зависит от воз­раста, состояния здоровья спортсмена в данный момент, уровня его под­готовленности, влияния внешней среды.

В связи с этим выбор восстановительных средств в том или ином случае должен быть индивидуальным для каждого легкоатлета.

Охарактеризуем основные из медико-биологических средств восста­новления. Главным средством восстановления и повышения работоспо­собности спортсменов является питание. Его значение трудно переоце­нить еще и потому, что период пребывания в ДЮСШ совпадает с фор­мированием всех органов и систем растущего организма детей, подростков, юношей. Между тем, как показывает практика, проблеме питания зачастую не уделяется должного внимания ни самими занимаю­щимися, ни тренерами.

Питание выполняет в организме энергетическую и пластическую функции. Энергетическая функция питания заключается в том, что при окислении кислородом содержащихся в пище жиров и углеводов выделяется энергия, используемая для мышечной деятельности. Пластичес­кая функция состоит в использовании поступающих с пищей белков для построения и восстановления мышц, сухожилий и других тканей, кото­рые разрушаются в процессе работы. Особое значение в период роста имеют продукты, содержащие белковые вещества, необходимые для пластических целей.

Наряду с описанными выше средствами в практике работы с легко­атлетами с целью восстановления широко используются и различные виды массажа, сауна, душ, ванны.

В отдельных случаях восстановительный эффект может быть полу­чен при использовании фармакологических средств. Скутамил Ц (0,5-1 таблетка вечером) принимается при повышенном мышечном то­нусе. Улучшает эластичность мышц прием витамина Е (2-3 драже в сутки в течение 3-5 дней). После объемных нагрузок, когда наблюдает­ся гипертонус мышц, можно использовать трентал, нигексин, ксавин (2-4 таблетки вечером).

Для ускорения восстановительных процессов рекомендуется исполь­зовать инозин, или рибоксин (по 3-4 таблетки в сутки).

В случае когда тренировки проводятся на твердом грунте или имели место перегрузки, у бегунов часто появляются боли в области ахиллова сухожилия. Это объясняется микротравмами и воспалением волокон ахиллова сухожилия. В данной ситуации необходимо уменьшить трени­ровочные нагрузки и начать лечение. Назначается массаж с такими мазями, как опиногель, репарил, фенилбутазон. В «остром» периоде за­болевания рекомендуется использовать УВЧ и электрофорез, а в после­дующем - ультразвук с лазонилом или капсолином. В дни разгрузки с целью восстановления применяют плавание и теплые ванны. В меню бегунов включают студни и желе, ускоряющие заживление хрящевой ткани, увеличивают прием каротина и аскорбиновой кислоты. Хоро­ший эффект дает прием метилурацила (по 4-6 таблеток в сутки в тече­ние 5-7 дней).

Вследствие применения серии больших нагрузок или частого учас­тия в соревнованиях у спортсменов может наблюдаться перевозбужде­ние или угнетение нервной системы, отражающееся на работоспособно­сти бегунов. В состоянии перевозбуждения можно рекомендовать прием в течение 3-5 дней настоя корня валерианы или травы пустырника с бромистым натрием. В более серьезных случаях используется рудотель, терален (по 1-2 таблетки в сутки в течение 2-3 дней) либо радедорм (по 1-2 таблетки на ночь, но не более двух дней подряд). В состоянии угнетения хороший эффект дает применение в первой половине дня та­ких тонизирующих препаратов, как настойка лимонника или женьше­ня, экстракт левзеи, пантокрин.

Необходимо помнить, что использование всех вышеприведенных медико-биологических средств допустимо только при назначениях спортивного врача.

Отметим, что описанные восстановительные мероприятия приведут к желаемому эффекту только при их соответствии функциональному состоянию организма бегунов, которое тренер должен уметь оценивать.

В практике спортивной тренировки хорошо зарекомендовала себя классификация нагрузок, предложенная Ф.П. Сусловым и В.П. Фили­ным. К малым нагрузкам относятся такие, после выполнения которых восстановление спортивной работоспособности наблюдается в тот же день. Работа, вызывающая снижение работоспособности на срок не бо­лее суток, была классифицирована как средняя нагрузка. Нагрузки, после которых восстановление работоспособности у бегунов происхо­дит не ранее чем через 48 часов, оцениваются как большие. Степень воздействия определенной тренировочной нагрузки на организм сприн­тера может быть определена на основе ряда биохимических показате­лей. Однако, к сожалению, на практике тренеры не имеют такой инфор­мации.

9. Медико-биологический контроль

Медико-биологический контроль направлен на оценку состояния здоровья, определение физического развития и биологического возраста юного спортсмена, уровня его функциональной подготовки. Основ­ным в комплексном врачебно-биологическом контроле является углуб­ленное медицинское обследование, тестирование физической работо­способности в лабораторных и естественных условиях, определение специальной тренированности и оценка воздействия тренировочных нагрузок на юного спортсмена. Содержание медико-биологического конт­роля имеет свои особенности в зависимости от специфики спортивной деятельности. В скоростно-силовых видах спорта, в частности в беге на короткие дистанции, комплексный контроль предусматривает исследо­вание морфофункциональных признаков, особенностей высшей нервной деятельности и уровня проявления личностных качеств, определение координационных способностей, физической и технической подготов­ленности спортсменов.

Врачебный контроль юных спортсменов осуществляется силами вра­чей общеобразовательных школ, ДЮСШ, СДЮШОР, училищ олим­пийского резерва, ШВСМ и лечебно-профилактических учреждений в тесном контакте с тренерско-преподавательским коллективом. Вра­чебный контроль является составной частью общего учебно-трениро­вочного плана подготовки юных спортсменов.

Главная особенность врачебного обследования юных спортсменов - комплексный подход, направленный на изучение целостной деятельнос­ти организма, обуславливающий его приспособляемость к физическому напряжению. Методы исследования подбираются с таким расчетом, что­бы как можно полнее охарактеризовать все системы организма и вы­явить уровень функциональных возможностей.

Существуют следующие виды медицинского обследования: углуб­ленное, этапное, текущее и оперативное.

Углубленное медицинское обследование юные спортсмены проходят два раза в год (в начале и в конце учебного года).

При исследовании физического развития определяется биологичес­кий возраст, выявляется его соответствие паспортному возрасту и нор­мативам для возрастно-половой группы данного географического рай­она. Биологический возраст в большей степени определяет уровень фи­зического развития, чем паспортный. С темпами полового созревания тесно связаны показатели физической подготовленности и работоспо­собности.

Для определения физической работоспособности в условиях кабине­та используются различные модели физических нагрузок. Наиболее рас­пространено определение работоспособности по тесту РWС170.

Заключение по результатам углубленного обследования составля­ется с учетом всех использованных методов. При этом возраст является основополагающим фактором при анализе и оценке многообразного

комплекса анатомо-физиологических показателей. Полученные данные суммируются и обобщаются.

Заключение должно содержать: оценку состояния здоровья, оценку физического развития, биологический возраст и его соответствие пас­портному, уровень функционального состояния, рекомендации по ле­чебно-профилактическим и восстановительным мероприятиям, рекомен­дации по тренировочному режиму.

Этапное медицинское обследование проводится в сроки основных периодов годичного тренировочного цикла. Кроме обследования в ла­бораторных условиях исследования ведутся в процессе тренировки. При этом ставятся задачи - оценить состояние здоровья, изучить динамику тренированности и переносимость тренировочных нагрузок.

Дополнительные осмотры юных бегунов на короткие дистанции при­урочиваются к концу мезоцикла. Они обязательно включают функцио­нальные пробы сердечно-сосудистой системы и инструментальные ме­тоды исследования. В этапном врачебном обследовании большое зна­чение придается определению динамики специальной тренированности. Особенно это относится к этапу спортивного совершенствования. Ди­намические наблюдения проводятся в одинаковых условиях. Этому тре­бованию удовлетворяет методика повторных нагрузок. При их исполь­зовании соблюдается ряд методических требований: нагрузки должны быть специфичными для данного вида спорта; каждая из повторных на­грузок выполняется с максимальной интенсивностью, а между нагруз­ками регистрируются медико-биологические показатели; точно учиты­ваются интенсивность и продолжительность выполнения нагрузки (секунды, метры, баллы и т. д.); сопоставляются педагогические крите­рии и медико-биологические показатели. Повторные нагрузки для оп­ределения специальной тренированности сохраняются идентичными на различных этапах годичного цикла.

Текущий контроль проводится по заранее намеченному плану либо после того как спортсмен приступил к тренировкам после перенесенно­го заболевания, либо по заявке тренера. Его цель - выявить, как перено­сит спортсмен максимальные тренировочные нагрузки (одно трениро­вочное занятие, недельный цикл и т. д.). Методы исследования зависят от возможности медицинских работников и наличия аппаратуры. Ми­нимальный комплекс включает измерение частоты сердечных сокраще­ний, артериального давления, электрокардиограмму, проверку адапта­ции к дополнительной нагрузке.

Оценка результатов обследования должна содержать медицинское заключение о состоянии здоровья, физическом развитии, биологичес­ком возрасте, функциональной подготовленности и специальной трени­рованности. В зависимости от этапа многолетней подготовки содержание медицинского заключения должно включать или все параметры, или только часть из них.

Оценка состояния здоровья. К занятиям спортом допускаются лишь спортсмены, отнесенные к основной медицинской группе. В эту группу входят лица, не имеющие отклонений в состоянии здоровья, физическом развитии и функциональной подготовленности, а также лица, имеющие незначительные, чаще функциональные отклонения, но не отстающие по своему физическому развитию и функциональной подготовленности.

Оценка физического развития проводится с учетом полового созре­вания, так как биологический возраст в большей степени определяет показатели физической подготовленности и работоспособности, темпы их развития.

При оценке функционального состояния прежде всего анализируют данные, полученные в состоянии покоя, по отношению к возрастным нормам (ЧСС, артериальное давление, электрокардиограмма и др.) или к должным величинам (жизненная емкость легких, максимальная венти­ляция легких и др.).

При оценке функциональной подготовленности ориентируются на показатели работоспособности в тестирующих нагрузках. В практике врачебного контроля юных спортсменов количественное определение физической работоспособности при пульсе 170 уд/мин проводится почти на всех этапах многолетней подготовки.

Определение специальной тренированности. Динамика специаль­ной тренированности изучается методом повторных нагрузок. Оценка дается с учетом результатов проделанной работы и степени сдвигов в функциональных показателях. По изменению биохимических показате­лей можно судить о направленности тренировочных занятий и тем са­мым управлять тренировочным процессом.

Результаты обследования спортсменов заносятся в протоколы, и на их основе дается заключение о переносимости тренировочной нагрузки. В за­ключении указывается, какое воздействие оказывает проведенное заня­тие, соответствует ли нагрузка периоду подготовки, дается оценка уровня функциональных возможностей, вносится коррекция в планы тренировок. Итак, наличие медико-биологических данных на каждого спортсмена позволит своевременно вносить коррекцию в процесс тренировки бегу­нов на короткие дистанции, что будет способствовать повышению каче­ства учебно-тренировочного процесса.

10. Инструкторская и судейская практика

Приобретение навыков судейства и самостоятельной практики про­ведения занятий является обязательным для всех групп подготовки и осуществляется с целью получения учащимися звания инструктора-обще­ственника и судьи по спорту и последующего привлечения их к тренерс­кой и судейской работе, а также имеет большое воспитательное зна­чение - у занимающихся воспитывается вкус к наставничеству, созна­тельное отношение к тренировочному процессу и уважение к решениям судей.

Навыки организации и проведения занятий и соревнований приобре­таются на всем протяжении многолетней подготовки в процессе теоре­тических занятий и практической работы в качестве помощника трене­ра, инструктора, помощника судьи, секретаря, самостоятельного судейства.

Учащиеся групп спортивного совершенствования 1-3-го годов обу­чения и высшего спортивного мастерства являются помощниками тре­нера в работе с начинающими спортсменами. Они должны уметь само­стоятельно провести все тренировочное занятие в группах начальной подготовки или в учебно-тренировочных группах, составив при этом программу тренировки, отвечающую поставленной задаче. Наряду с хорошим показом легкоатлетических упражнений учащиеся обязаны знать и уметь охарактеризовать методические закономерности развития быстроты, силы, выносливости, объяснить, на каком уровне ЧСС сле­дует выполнять работу соответствующей направленности. Отметим, что наблюдения за проведением занятий учащимися групп спортивного со­вершенствования позволяют тренеру выделить из них тех, кто обладает склонностями к педагогической работе и может быть рекомендован для учебы в педагогическом или физкультурном вузе.

Спортсмены групп спортивного совершенствования должны хоро­шо знать правила соревнований по легкой атлетике и, постоянно уча­ствуя в судействе городских и областных соревнований, на третьем году обучения выполнять необходимые требования для присвоения звания инструктора и судьи по спорту.

14