Второстепенные члены предложения. Практикум.
Заполни пропуски, восстановив теорию о второстепенных членах предложения. 1) Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? который? -... 2) Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей-… 3) Особый вид определения, выраженный существительным, - …. 4) Второстепенный член предложения, который обозначает место, время, причину, цель и др - … 5) Определение, связанное с существительным по способу управления или примыкания, -… 6) Дополнение, выраженное формой слова в винительном падеже без предлога, -… 7) Существительное в именительном падеже может быть подлежащим, приложением и … 8) По способу выражения определения делятся на … 9) На вопрос зачем? отвечает обстоятельство … 10) Названия газет, кинофильмов, спектаклей и др являются приложением. Каким?
Прочитайте предложение. Выберите из пяти высказываний о предложении два неверных. Да, пройдёт всего лишь каких – нибудь два- три года, и эта полянка перед шалашом зарастёт молодыми берёзками и ёлочками, опутается буйным орешником, и ничто уже не напомнит о том, что некогда здесь жили – были мы, мальчишки, которые захотели поскорее войти в жизнь. 1) В этом предложении 4 грамматические основы 2) В этом предложении есть приложение 3) Одна из частей предложения содержит грамматическую основу ничто не напомнит. 4) Слово которые выступает в роли подлежащего. 5) В этом предложении нет однородных членов.
Выберите правильный вариант из четырёх предложенных. 1) В каком предложении есть определение. А) Осенью дни становятся короткими. Б) Айсберги были похожи на неприступные белые крепости. В) Читать – значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное. Г) Наступила внезапно и быстро осень. 2) В каком предложении есть обстоятельство. А) Облака как причудливые замки. Б) Простота есть необходимое условие прекрасного. В) Громадные тучи нависли широко над морем. Г) Преодолеть препятствие – вот наша задача. 3) В каком предложении есть прямое дополнение. А) Необходимо оплатить проезд. Б) За столом мы мирно беседовали с товарищами. В) Выступление было широко разрекламировано средствами информации. Г) Вы просили рассказать о проекте. 4) В каком предложении есть несогласованное определение. А) Тётя относилась к Наташе с любовью матери. Б) На втором этаже горело Верино окно. В) Медный сосновый ствол порозовел на солнце. Г) Задремали звёзды золотые. 5) В каком предложении приложение пишется без дефиса. А) Здесь вещею силой героя()народа ковалась Победа. Б) Едут – едут на восток друзья()добровольцы. В) Сестра Света приехала из Москвы. Г) Студенты()геологи отправились в экспедицию.
Определите, каким членом предложения является неопределённая форма глагола в предложениях 1) Сила Виктора заключалась в умении общаться с людьми. 2) Он мог читать в любое время дня и ночи. 3) Почти все жители села сбежались смотреть на редких гостей. 4) Мы договорились встретиться на станции. 5) Я опять пришёл сюда слушать прибой.
Распределите приложения в зависимости от способа их написания ( с дефисом// без дефиса). Бабушка ..немка, жук..олень, солдат..украинец, цветок..василёк, гриб..подосиновик, врач..терапевт, друг..хранитель, река..Москва, гриб..опёнок, мужчина..красавец, завод..гигант, дерево..берёза.
Произведите синтаксический разбор предложений: Даже в ненастную погоду белка выходит из гнезда пробежаться по дереву. Раздалась команда поднять паруса. Моё увлечение собирать марки.
Второстепенные члены предложения. Практикум. Ответы
1. Заполни пропуски, восстановив теорию о второстепенных членах предложения. 1) Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? который? -.определ 2) Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей- дополнение 3) Особый вид определения, выраженный существительным, - приложение 4) Второстепенный член предложения, который обозначает место, время, причину, цель и др -обстоят 5) Определение, связанное с существительным по способу управления или примыкания, - несогл 6) Дополнение, выраженное формой слова в винительном падеже без предлога, - прямое 7) Существительное в именительном падеже может быть подлежащим, приложением и сказуемым 8) По способу выражения определения делятся на согл и несогл 9) На вопрос зачем? отвечает обстоятельство цели 10) Названия газет, кинофильмов, спектаклей и др являются приложением. несогл
2. Прочитайте предложение. Выберите из пяти высказываний о предложении два неверных. Да, пройдёт всего лишь каких – нибудь два- три года, и эта полянка перед шалашом зарастёт молодыми берёзками и ёлочками, опутается буйным орешником, и ничто уже не напомнит о том, что некогда здесь жили – были мы, мальчишки, которые захотели поскорее войти в жизнь. 1) В этом предложении 4 грамматические основы 2) В этом предложении есть приложение 3) Одна из частей предложения содержит грамматическую основу ничто не напомнит. 4) Слово которые выступает в роли подлежащего. 5) В этом предложении нет однородных членов.
3. Выберите правильный вариант из четырёх предложенных. 1) В каком предложении есть определение. А) Осенью дни становятся короткими. Б) Айсберги были похожи на неприступные белые крепости. В) Читать – значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное. Г) Наступила внезапно и быстро осень. 2) В каком предложении есть обстоятельство. А) Облака как причудливые замки. Б) Простота есть необходимое условие прекрасного. В) Громадные тучи нависли широко над морем. Г) Преодолеть препятствие – вот наша задача. 3) В каком предложении есть прямое дополнение. А) Необходимо оплатить проезд. Б) За столом мы мирно беседовали с товарищами. В) Выступление было широко разрекламировано средствами информации. Г) Вы просили рассказать о проекте. 4) В каком предложении есть несогласованное определение. А) Тётя относилась к Наташе с любовью матери. Б) На втором этаже горело Верино окно. В) Медный сосновый ствол порозовел на солнце. Г) Задремали звёзды золотые. 5) В каком предложении приложение пишется без дефиса. А) Здесь вещею силой героя()народа ковалась Победа. Б) Едут – едут на восток друзья()добровольцы. В) Сестра Света приехала из Москвы. Г) Студенты()геологи отправились в экспедицию.
4. Определите, каким членом предложения является неопределённая форма глагола в предложениях 1) Сила Виктора заключалась в умении общаться с людьми. определение 2) Он мог читать в любое время дня и ночи. СГС 3) Почти все жители села сбежались смотреть на редких гостей. Обстоятельство цели 4) Мы договорились встретиться на станции. дополнение 5) Я опять пришёл сюда слушать прибой. Обстоятельство цели
5. Распределите приложения в зависимости от способа их написания ( с дефисом// без дефиса). Бабушка- немка, жук-олень, солдат-украинец, цветок василёк, гриб подосиновик, врач- терапевт, друг-хранитель, река Москва, гриб опёнок, мужчина- красавец, завод- гигант, дерево берёза.
6. Произведите синтаксический разбор предложений: Даже в ненастную погоду белка выходит из гнезда пробежаться по дереву. Раздалась команда поднять паруса. Моё увлечение собирать марки.