ВВЕДЕНИЕ ИННОВАЦИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Генералова Алёна Михайловна,
преподаватель ГПОУ ТО «Чернский профессионально-педагогический колледж»
Грашина Юлия Евгеньевна,
преподаватель ГПОУ ТО «Чернский профессионально-педагогический колледж»
Аннотация
В публикации рассматривается инновационная деятельность учителя, проводится сравнение её с традиционным обучением; уделяется внимание современным технологиям обучения: ИКТ-технология, проектная деятельность, в том числе исследовательская деятельность. Все рассматриваемые инновации апробированы преподавателями и обучающимися колледжа. Даны рекомендации применения элементов современных технологий по учебным предметам, изучаемым разделам и темам уроков в разных классах начальной школы. Определена роль учителя в инновационном развитии начального образования.
The publication examines the innovative activity of the teacher, compares it with traditional teaching; attention is paid to modern teaching technologies: ICT technology, project activities, including research activities. All the innovations under consideration have been tested by teachers and students of the college. Recommendations for the use of elements of modern technologies in academic subjects, studied sections and topics of lessons in different classes of primary school are given. The role of the teacher in the innovative development of primary education is determined.
Ключевые слова
Инновационная деятельность, современные педагогические технологии, ИКТ-технология, проектная деятельность, исследовательская деятельность, интерактивная тетрадь, разноуровневые интерактивные упражнения, SMART-презентации, начальная школа, роль учителя.
Innovative activity, modern pedagogical technologies, ICT technology, project activity, research activity, interactive notebook, multi-level interactive exercises, SMART presentations, primary school, the role of the teacher.
В латинском языке слово «инновация» (innovatis: in - в, novus - новый) означает вхождение нового в некоторую сферу, вживление в неё и порождение целого ряда изменений в этой сфере. Значит, инновация - это, с одной стороны, процесс обновления, реализации, внедрения, а с другой - это деятельность по вращиванию новации в определенную практику [1, с.393].
Инновационная деятельность учителя начальных классов – это многоаспектное явление, характеризующееся внедрением в образовательный процесс нововведений, современных технологий.
В.М.Монахов определяет педагогическую технологию, как «продуманную во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» [2, с. 115].
Но возникает вопрос: стоит ли отказываться от традиционного обучения?
Традиционное обучение представляет собой обучение по схеме: изучение нового - закрепление - контроль - оценка. Оно постепенно вытесняется другими видами обучения, так как определяются новые требования к личности и процессу её развития в школе. Прежняя образовательная парадигма, основанная на мнении, что можно определить достаточный для успешной жизнедеятельности запас знаний и передавать его ученику, себя исчерпала. Поэтому можно сказать, что традиции – это фундамент инноваций. Вот почему необходимо грамотное сочетание традиционного обучения с применением современных технологий.
В этом вопросе велика роль учителя. Готов ли он меняться сам, менять подходы к организации урока, в целом, к внедрению новых технологий?
Поскольку современная педагогическая среда не обладает постоянством в применении инновационных образовательных технологий, каждый учитель выбирает свой путь преподавания, опираясь на нормативные документы, методическую литературу, практический опыт и полагаясь на знание детской психологии. Если деятельность учителя направлена на развитие интересов обучающихся, на формирование их личности, на повышение качества образования, то он готов думать о цели, включать субъектность, передавать опыт, создавать и оценивать продукт, а не человека.
Опираясь на собственный опыт по организации разных видов педагогической практики, можем сказать, что благодаря применению ИКТ в образовательном процессе уроки в начальной школе проходят на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, обеспечивается наглядность изучаемого материала, у учеников появляется повышенный интерес к обучению.
С помощью ИКТ учебная деятельность обучающихся становится более содержательной, учебная информация для восприятия более интересной за счет привлечения зрительных образов, а урок динамичным.
Одним из требований к организации и проведению пробных уроков во время прохождения студентами колледжа педагогической практики в школе является применение образовательных видеофрагментов, упражнений на онлайн-сервисах CoreApp, LearningApps.org, Wizer, интерактивных рабочих тетрадей и презентаций.
Так, на уроках русского языка в 3 классе при закреплении темы «Фразеологизмы» студентом был создан обучающий мультипликационный фильм с главным персонажем Масяней. Ученики с интересом просматривали мультфильм и отвечали на вопросы викторины.
На онлайн-сервисе LearningApps.org студенты разрабатывали разноуровневые интерактивные упражнения, которые позволили в короткие сроки не только проверить ЗУНы учащихся, но и осуществить индивидуальный подход. Кроме того, и студенты применяли теоретические знания на практике, а именно: учились формулировать задания в соответствии системой учебных целей, разработанной Б.Блумом, составлять методические комментарии, в том числе критерии оценивания. (Табл. 1)
Интерактивная тетрадь позволяет превратить скучные грамматические правила в удивительный мир волшебства. А это как раз то, что нужно младшим школьникам. Благодаря такой тетради изучение материала превращается в увлекательный процесс.
На уроке окружающего мира по теме «Ориентирование» применение интерактивной тетради позволило получить отличный результат. Учащиеся с легкостью усвоили теоретический материал и показали хорошие результаты на контроле знаний. (см. рис 1)
На уроках русского языка также ученики вели такие тетради, фиксируя правила по разным темам, повторяя ранее изученный материал: «Перенос слов», 1 класс; «Число имен существительных», 2 класс; «Состав слова», 3 класс; «Склонение имен существительных», 4 класс и др.
На постоянной основе на всех уроках и на внеурочных занятиях используются SMART-презентации. Они позволяют организовывать работу в парах, группах, проводить игры и викторины со всем классом.
В совокупности с компьютерными технологиями безграничные возможности для раскрытия потенциала учеников даёт проектная деятельность, делая из школьников исследователей и эмоционально заряжая их.
Проектная деятельность является видом учебной деятельности, при которой обучающиеся постигают реальные процессы, используют доступные приемы и методы проектирования (исследования), характеризуют конкретные объекты, описывают виды деятельности, выявляют особенности и характеристики анализируемых объектов, оценивают социально-экономические ограничения и ресурсные возможности.
Во многих УМК уже запланирована проектная деятельность на различных учебных предметах. Проекты носят теоретический, практический и исследовательский характер. Для их создания обучающимся необходимо работать с различными источниками, находить и извлекать информацию, создавать продукты творческого характера.
Например, на уроках русского языка при изучении темы «Фразеологизмы» студенты совместно с учащимися готовили волшебный куб. По темам «Синонимы», «Антонимы», «Омонимы» и др. разрабатывались книжки-малышки, настольные игры, тематические словарики и др. (см. рис 2)
На уроках окружающего мира по темам «Хвойные растения», «Круговорот воды в природе», «Кто такие насекомые» и др. всю собранную информацию систематизировали в тематические папки – лэпбуки, макеты, дневники наблюдений и т.д.(см. рис 3)
Для работы над исследовательскими проектами, на наш взгляд, больше всего возможностей на уроках окружающего мира. Конечно, в начальной школе речь идет не столько о полноценных исследованиях, выполненных учащимися самостоятельно, сколько об элементах данной деятельности, но для младшего школьника – это будет его исследованием.
Так, при изучении раздела «Наше здоровье» студенты с учащимися 3 класса проводили исследование по определению влияния света на зрение. Результатом работы стала памятка, которую разместили на стенде в классе. (см. рис 4)
Мы рассмотрели не все направления инновации, но уже можно сделать вывод, что применение современных технологий в начальной школе способствует развитию у школьников познавательной активности, креативности, умения работать с информацией, повышению самооценки, а главное, динамике качества обучения.
Таким образом, инновационная деятельность связана с возможностью самовыражения, применения своих способностей, с творчеством.
В процессе организации инновационной деятельности крайне важным является предоставление свободы выбора всем участникам учебного процесса.
И этот выбор предоставляет учитель!
Литература
1. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь /С.А.Кузнецов. – СПб: Норинт, 2000. -1536с.
2. Монахов, В. М. Введение в теорию педагогических технологий : монография / В. М. Монахов. - Волгоград : Перемена, 2016. - 318 с.
3.Гараев, И. Д. Современные технологии образования / И. Д. Гараев. - Казань : Спутник, 2009. - 157 с.