III этап: Изучение нового материала | 40 мин | 1.Знакомство с учебником. - Назовите автора своего учебника. - Откройте учебник на странице с содержанием и скажите, какие большие разделы мы будем изучать? 2.Беседа по правилам поведения в кабинете технологии. Правила поведения: Приходить за несколько минут до начала урока. Входить в кабинет организованно, только с разрешения учителя. Соблюдать порядок и чистоту на рабочем месте. Соблюдать правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования. Бережно относиться к оборудованию и инструментам. Не включать станки без разрешения учителя. Во время перемены выходить из кабинета. По окончании работы навести порядок на своем рабочем месте. 3.Изучение свойств древесины. Основным материалом, используемым при приготовлении изделия, является древесина. Древесина – это ценный и широко используемый конструкционный материал. Но для того, чтобы грамотно использовать этот материал, необходимо знать его свойства. Ответьте на вопросы: Какие древесные породы вам известны? (Береза, ель, сосна, пихта, осина и др.). На какие виды делятся породы древесины? (Лиственные и хвойные). Каковы основные части дерева? (Корень, крона, ствол). Какими свойствами обладает древесина? (Текстурой, запахом, твердостью, цветом). Что такое текстура древесины? (Рисунок на поверхности, образованный в результате перерезания годичных колец и волокон). Что можно получить из древесины? (Дрова, доски, мебель, дом, фанеру, лыжи и др.) 4.Работа с учебником. Рассмотрите таблицу 1, стр 6 учебника («Виды продукции из древесины»). Виды обработки | Продукция | Рабочие профессии | Механическая (резание) | Пиломатериалы, двери, окна, мебель, паркет, тара, бочки, фанера, плиты, игрушки. | Станочник-распиловщик, станочник токарных станков, оператор в деревообработке и др. | Химическая (разложение) | Бумага, картон, целлюлоза, фотопленка, кинопленка, покрышки, резиновая обувь. | Варщик целлюлозы, оператор-прессовщик и др. | Термическая (разложение) | Скипидар, масло, спирт, канифоль. | Аппаратчик разложения древесины, оператор лесохимической установки и др. | 5.Рассказ учителя: 1.Виды лесоматериалов и их измерение (в объеме учебника: §1, стр 8-9). Круглый лес подразделяют на бревна и кряжи. Бревно – это части ствола разной толщины в верхнем отрезе, диаметр которых может быть различным. Круглые лесоматериалы в зависимости от толщины (диаметра) делят на три группы: мелкие, средние, крупные. У хвойных пород мелкие в верхнем отрезе имеют диаметр 6-13 см, средние 14-24 см, крупные 26 см и более; у лиственных – мелкие 8-13 см, остальные размеры как у хвойных. В каждой группе выделяют сорта бревен. Длина бревен 3-6,5 м с градацией через 0,5 м. В строительстве применяют бревна 2-го и 3-го сортов. Кряж – это отрезок от нижней, комлевой части ствола длиной до 4 м. Тонкие стволы деревьев толщиной в верхнем сечении 8-11 см называют подтоварником, толщиной 3-7 см – жердями. Кряжи бревен на месте заготовки рекомендуется очистить от коры, чтобы они быстрее сохли и не завелся жук-короед. Хранить круглый лес надо на расстоянии от земли минимум 50 см. При этом лес предохраняют от намокания, заражения грибами и жуками-короедами. Торцы круглого лесоматериала рекомендуется замазать глиной, известью или мелом, чтобы они не растрескивались, а бревна, уложенные в штабеля, надо держать под навесом в тени, закрыв со всех сторон. Лесоматериал периодически необходимо осматривать и обрабатывать антисептиком против грибов и жуков-короедов. Таблица объемов бревен: Длина бревен, м | Толщина бревен в верхнем отрубе без коры, см | 14 | 16 | 18 | 20 | 22 | 24 | 26 | 3,0 | 0,05 | 0,07 | 0,09 | 0,11 | 0,13 | 0,16 | 0,18 | 3,5 | 0,06 | 0,08 | 0,10 | 0,13 | 0,15 | 0,18 | 0.22 | 4,0 | 0,07 | 0,09 | 0,12 | 0,15 | 0,18 | 0.21 | 0.25 | 4,5 | 0,08 | 0,11 | 0,13 | 0,17 | 0,20 | 0,24 | 0,28 | 6,0 | 0,12 | 0,16 | 0,19 | 0,24 | 0,28 | 0,33 | 0,39 | 6,5 | 0,13 | 0,17 | 0,21 | 0,26 | 0,31 | 0,36 | 0,43 | 7,0 | 0,15 | 0,19 | 0.23 | 0.28 | 0,34 | 0,40 | 0,47 | 9,0 | 0,21 | 0,27 | 0,33 | 0,39 | 0,47 | 0,55 | 0,63 | 2.Способы сушки древесины (в объеме учебника). Дополнительный материал. Сухая древесина обладает высокой прочностью, меньше коробится, легко склеивается, лучше отделывается, более долговечна. Любая древесина самых разных пород очень чутко реагирует на изменение влажности окружающей среды. Это свойство является одним из недостатков лесоматериалов. При повышенной влажности древесина легко впитывает воду и разбухает, а в отапливаемых помещениях она усыхает и коробится. В помещении допустима влажность древесины до 10 %, а под открытым небом – не более 18 %. Существует много способов сушки древесины. Самый простой и доступный - естественный вид сушки (атмосферный, воздушный). Сушить древесину надо в тени, под навесом и на сквозняке. При сушке на солнце внешняя поверхность древесины быстро нагревается, а внутренняя остается сырой. Из-за разницы напряжений образуются трещины, дерево быстро коробится. Доски, брус и другой пиломатериал укладывается в штабеля на подставки высотой не менее 50 см. Доски укладываются внутренними пластями вверх для уменьшения их коробления. Считается, что сушка досок, поставленных на кромки, происходит быстрее, так как они лучше проветриваются и влага испаряется более интенсивно, но они и больше коробятся. При естественной сушке на торцах всегда образуются трещины. Для предупреждения растрескивания рекомендуется торцы досок тщательно закрасить масляной краской или пропитать горячей олифой или битумом. Обрабатывать торцы нужно сразу после поперечных перепилов. Если дерево отличается повышенной влажностью, то торец сначала просушивают пламенем паяльной лампы, а уже потом закрашивают. Стволы (кряжи) обязательно окоряют (очищают от коры), только у торцов оставляют небольшие пояски-муфты шириной 20-25 см для предупреждения растрескивания. Кору очищают для того, чтобы дерево быстрее просыхало и не поражалось жуками. После атмосферной сушки при теплой погоде влажность древесины составляет 12-18 %. Существуют и другие способы сушки древесины: Выпаривание, или запаривание. Парафинирование. Вакуумные камеры. 6.Лабораторная работа «Расчет объема единичного дерева». Цель работы: ознакомить учеников со способами измерения объема дерева; воспитывать бережное отношение к дереву. Оборудование: мерная лента для измерения диаметра дерева или мерная скоба, шест длиной 1 м. Порядок выполнения работы: 1)Подготовка таблицы для записи результатов измерения: № п/п | Дерево | Диаметр | Длина | Объем | 1 | | | | 2 | | | | 3 | | | | Для выполнения работы следует выбрать деревья длиной около 20 м, которые можно обойти со всех сторон. 2)Измерение диаметра дерева. Диаметр измеряется на высоте 1,4 м от угла корня, крест-накрест, после чего вычисляется среднее значение 3)Измерение высоты дерева методом «завала». Замер шестом с расстояния, а затем «завал» горизонтально и измерить расстояние. 4)Расчет объема дерева: V = 3,14 + D2 . L/4, D – средний диаметр дерева, L – длина дерева. | Отвечают на вопросы учителя. Слушают учителя. Записывают правила в тетрадь. Беседуют с учителем. |