Выявление и поддержка высокомотивированных учащихся.
Воскресова А.В.
учитель английского языка
МБОУ «Гимназия №7»
Здравствуйте уважаемые коллеги. Тема моего выступления: «Выявление и поддержка высокомотивированных учащихся»
В современном российском обществе возрастает потребность в людях, неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи. Сегодня нужны интеллектуально развитые граждане, которые в будущем смогут определить пути экономического и политического развития страны. Соответственно общество нуждается в школе, которая может подготовить делового человека, отличающегося высоким уровнем творчества, профессионализма. И поэтому забота о высокомотивированных учащихся сегодня – это забота о развитии науки, культуре, социальной жизни в России завтра.
Итак, кто же такой высокомотивированный учащийся? Это тот ребенок, у которого высоко развиты внутренние и внешние потребности быть успешным в определенной области знаний и деятельности. А цель каждой школы, создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру образовательного процесса.
Как же строится работа с высокомотивированными учащимися в нашем методическом объединении?
1.Раннее выявление, обучение и воспитание высокомотивированных и талантливых детей.
2. Составление плана работы с высокомотивированными учащимися, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.
3. Организация индивидуальной работы с одарѐнными детьми.
4. Использование на уроке иностранного языка дифференциации на основе индивидуальных особенностей учащихся.
5. Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научноисследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности.
6.Организация разнообразной внеурочной деятельности и консультационных занятий по предмету.
7. Развитие у высокомотивированных детей качественно высокого уровня знаний по иностранному языку.
8. Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям различного уровня.
В своей работе с высокомотивированными детьми мы придерживаемся следующих принципов:
- Принцип комфортности в любой деятельности.
- Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся.
- Возрастание роли внеурочной деятельности.
- Принцип развивающего обучения.
- Принцип добровольности.
Условиями успешной работы с высокомотивированными учащимися является:
1. Каждый учитель должен осознавать важность этой работы и усиливать в связи этим внимание к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
2. Создавать и постоянно совершенствовать методическую систему работы с высокомотивированными детьми.
3. Учитель должен быть:
- увлечен своим делом;
- способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
- профессионально грамотным;
- интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
- проводником передовых педагогических технологий;
- психологом, воспитателем и умелым организатором образовательного процесса;
Задачи развития и обучения высокомотивированных детей и подростков
заключаются не только в том, чтобы обеспечить усвоение образовательных
программ по разным предметам, дисциплинам, но и в том, чтобы продвинуть
детей в развитии. Этого можно добиться через оптимальное сочетание усвоения основного учебного материала, выполнение дополнительных заданий повышенной сложности и индивидуальных занятий, что в итоге должно способствовать саморазвитию обучающихся, их активной учебнопознавательной деятельности, а так же построению образовательного процесса с учѐтом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
В учебном процессе развитие высокомотивированного ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, причем каждый ребенок должен иметь возможность получить такое образование, которое позволит ему достичь максимально возможного уровня развития.
В этом плане большим образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом обладает иностранный язык.
Основной упор в методике преподавания делается на развитие умений общаться, на формирование коммуникативной компетенции. Уже в самом методе коммуникативного обучения заложены возможности не только для обучения иностранному языку, но и для всестороннего развития личности, так как учебная программа по иностранному языку охватывает огромное количество тем и ситуаций.
Но работа с высокомотивированными учащимися не может проходить по той же схеме, как работа со всем классом в целом.
Определив таких ребят, учитель должен заинтересовать их своим предметом, его значимостью на современном интегрированном развитии общества, научить их логически мыслить, обогатить их познания, словарный запас, занимать их творческими, проблемными заданиями, дать толчок творчеству и пробудить воображение, предпринимать все возможное для развития их одаренности.
Систему работы с высокомотивированными детьми по иностранному языку можно разделить на 4 части:
1) урочная деятельность - традиционные уроки, инновационные уроки: уроки с ИКТ, проекты, круглый стол, экскурсии, диспуты, дебаты, пресс-конференции, ролевые игры, интегрированные уроки;
2) внеклассная работа: предметные олимпиады, предметные недели, спецкурсы, научно-исследовательская работа, консультации, творческие домашние задания;
3) система дополнительного образования – дистанционные олимпиады, дистанционные курсы.
4) самостоятельная работа.
Важным фактором, влияющим на развитие высокомотивированных учащихся и на выявления скрытых одаренностей и способностей, является система внеклассной работы в нашей гимназии. Основой формирования такой системы является «погружение в культуру». Основными формами которой являются предметные олимпиады, интеллектуальные марафоны, различные конкурсы и викторины, проекты по различной тематике, ролевые игры. Они дают возможность таким учащимся выбрать подходящие виды творческой деятельности. Применительно к интеллектуально одаренным учащимся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательномотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов высокомотивированных учащихся.
Более того, у высокомотивированных детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в них жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию.
Система дополнительного образования (дистанционные олимпиады, дистанционные курсы) подразумевает активное использование IТ технологий в целях:
- извлечения необходимой языковой информации (знакомство с новыми
лексическими и грамматическими явлениями иностранного языка;
- тренировки языковых и речевых навыков с целью формирования и развития
языковой компетенции;
- знакомства с реалиями современной жизни разных стран;
- участия в телекоммуникационных проектах и он-лайн тестах и олимпиадах.
Главным результатом этой деятельности являются итоговые работы, представленные высокомотивированными учащимися на научно – практические конференциях гимназии, муниципальных и общероссийских конкурсах, олимпиадах и презентациях. Итоги нашей работы таковы:
Уровень | 2020-2021 учебный год |
Муниципальный | Савченко Стелла 10б – призер ВОШ(муниципальный этап) Собещанская Анастасия 7д – призер ВОШ(муниципальный этап) Горячева Елизавета 8б – призер ВОШ(муниципальный этап) Щетиков Евгений 8г – призер ВОШ(муниципальный этап) Мельникова Полина 4а – Гран – при Ученик года начальной школы по английскому языку Маслюков Георгий 4а – 1 место Ученик года начальной школы по английскому языку Васильева Марина 4а - 2 место Ученик года начальной школы по английскому языку Вишнякова Елена 4а – абсолютный победитель Ученик года начальной школы по английскому языку |
Региональный | Савченко Стелла 10б – призер ВОШ(региональный этап) Савченко Стелла 10б – диплом 3 степени (региональная научно – практическая конференция «English, French, German») Трофименко Лидия 10б - диплом за актуальность исследования (региональная научно – практическая конференция «English, French, German») Попов Георгий 8г - диплом 2 степени (региональная научно – практическая конференция «English, French, German») Попов Георгий 8г- участник научно – практической конференции «Ступени успеха» Петрова Маргарита 7д - диплом за оригинальность проблемы и ее решения (региональная научно – практическая конференция «English, French, German») Панарина Анастасия 9б – призер олимпиады школьников РАНХиГС |
Всероссийский | Савченко Стелла 10б – призер Олимпиады школьников «Ломоносов» Петрова Маргарита 7д – победитель Международной олимпиады «Сила разума» Безуглова Полина 5б – победитель Международного конкурса по немецкому языку “Auf gut Deutsch” Белецкий Кирилл 2 кл – призер Международной олимпиады по английскому языку «Мега- Талант» Белоусов Ян 3а, Пашков Федор 3а, Цымбалов Георгий 3а, Васильева Мария 3а – победители Всероссийской онлайн – олимпиады по английскому языку «Uchi. Ru» Кушнарев Кирилл – 2 место Всероссийская открытая акция – конкурс “Tolles Diktat” немецкий язык Басанец Анастасия 11б – 3 место Всероссийская открытая акция – конкурс “Tolles Diktat” немецкий язык Угай Евгения 11б – 3 место Всероссийская открытая акция – конкурс “Tolles Diktat” немецкий язык |