Дата проведения 10.02.2022г.
Ейск, 2022г.
Образовательные: закреплять умение находить значение переменной, навыки письменных вычислений; учить рассуждать и логически мыслить; формировать навык решения задач с переменной.
Развивающая: развивать логическое мышление, память, внимание, познавательные и математические способности, речь.
Воспитательная: формировать интерес к предмету, показать значимость изучаемой темы.
Развивать познавательные интересы, учебные мотивы; личностный смысл учения, желание учиться.
Научиться контролировать свою деятельность.
Обозначать переменную буквой; составлять выражения с переменной.
Находить в простейших случаях значение выражения с переменной.
Выполнять арифметические действия.
Взаимодействовать с партнером; вступать в диалог с учителем; отстаивать свое мнение.
Сотрудничать в совместном решении проблемы.
Давать полные ответы.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Мотивация учебной деятельности | -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Юрьевна и сегодня урок математики у вас проведу я. -Девиз нашего урока звучит так: «Ум и сердце в работу вложи, Каждой минутой своей дорожи!» Как вы понимаете смысл? -Тихо присаживаемся. В течение урока контролирую посадку и дисциплину. | -Здравствуйте! -Нужно работать с душой и беречь время. | К-2 |
Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии Выявление места и причины затруднения | -Ребята, откройте тетрадь, положите ее наискосок, отступите от домашней работы четыре клетки и аккуратно запишите число 10 февраля, классная работа. -Кто закончит – сигнал готовности. -Сейчас проведем математический диктант. Ваша задача – внимательно меня слушать и стараться давать правильные ответы. 1. Найдите сумму 465 и 33. 2. Найдите произведение чисел 41 и 4. 3. Первое слагаемое 807, второе 17. Чему равна сумма? 4. Найти разность чисел 164 и 42. 5. На сколько 90 больше 34? 6. Сколько нужно вычесть из 110, чтобы получить 27? 7. Найти разность чисел 152 и 42. -Ребята, как мы можем найти значение этого выражения? 5 - -Конечно, мы не можем решить выражение, так как не знаем какое число нужно вставить. -Математики решили в таких случаях заменить окошки латинскими буквами. -А, b, c, d, x, y, z. -Заменим окошко буквой x. …, прочитай, что получилось. -Как можно назвать выражение, в котором вместо числа пишем букву? (если затрудняются, подсказываю) -Подумайте, какие числа мы можем поставить вместо x? -Почему мы не можем подставить 6? -Подставьте вместо x числа, которые мы назвали (5-x, если x=0) …, дальше. Если x=1, то Если x=2, то Если x=3, то Если x=4, то Если x=5, то -Мы из буквенного выражения сделали числовое. -А почему буквенные выражения называют выражения с переменной? -О чем мы сейчас говорили? - Какая тема урока? -Или как по-другому? - Какую поставим цель урока? | 498 164 824 122 На 56 83 110 Затрудняются ответить. -От 5 вычесть x. -Такие выражения называются буквенными выражениями или выражениями с переменной. -Можно подставить 0 1 2 3 4 5 6 больше 5. 5-0=5 5-1=4 5-2=3 5-3=2 5-4=1 5-5=0 -Потому что буква принимает разные значения, меняется. -О буквенном выражении. И выражении с переменной. -«Буквенные выражения» -«Выражения с переменной» -Повторить выражения с переменной, научиться решать с ними задачи. | Р-1, Р-1, Л-2 К-1 |
Построение проекта выхода из затруднения | -…, прочитай задание. -Мы помним, что вместо букв мы подставляем числа. -Ребята, ваша задача подставить вместо буквы «а» числа, которые нам даны. …, выходи к доске. -Отступите в тетради 1 клетку вниз, 1 вправо и запишите выражение. 75+а, если а=45; ниже после «а=45» записываем а=20; ниже после «а=20» записываем а=15. Под выражением 75+а записываем вычисления. -Что должны записать? -Доп. вопрос: сколько минут в 1 часе? -Молодец, отметка… -Ребята, в выражениях могут встречаться и 2 переменные. …, читай выражение. …, выходи к доске. -Отступите в тетради 1 клетку вниз, 1 вправо и запишите выражение. 40+а+78-х, если а=20; ниже после «а=20» записываем х=50. Под выражением 40+а+78-х записываем вычисления. -Что должны записать? -Доп. вопрос: что такое «выражение с переменной»? -Хорошо, отметка… | 75+45=120 75+20=95 75+15=90 -1ч=60 мин 40+а+78-х, если а=20 х=50 40+20+78-50=88 -Выражение, в котором вместо числа пишем букву. | Р-2, П-1, К-1, К-2, Л-1, Л-2 |
Реализация построенного выхода из затруднения | -Открываем учебник на с. 69. …, читай №2. -О чем говорится в задаче? -Нам известно, сколько карандашей было в первой коробке? -Нам известно, сколько карандашей было во второй коробке? -Известно ли нам запись буквенного выражения для второй коробки? -Что нас просят сделать? -Ваша задача - составить 3 задачи, используя ту задачу, которая нам дана и вместо переменной n подставить значения 2, 4 и 8. -Кто готов – поднимите руку. …, какие 3 задачи ты придумал? -Записываем в тетради в первый прямоугольник 6*2 -Записываем в тетради во второй прямоугольник 6*4 -Записываем в тетради в третий прямоугольник 6*8 -Доп. вопрос: что такое «переменная»? …, отлично, отметка… -В тетради записываем № 4. …, читай задание. -Составлять задачи вы будете дома. Сейчас ваша задача – найти значения выражений. …, иди к доске. -Отступите 1 клетку вниз 1 вправо и записываем выражение под буквой «а». Отступите 1 клетку вниз 1 вправо. Что запишем? -Отступите 1 клетку вниз 1 вправо и записываем выражение под буквой «б». Отступите 1 клетку вниз 1 вправо. Дальше. -Отступите 1 клетку вниз 1 вправо и записываем выражение под буквой «в». Отступите 1 клетку вниз 1 вправо. Какое следующее действие? -Отступите 1 клетку вниз 1 вправо и записываем выражение под буквой «г». Отступите 1 клетку вниз 1 вправо. Продолжай. -Доп.вопрос: сколько лет в 1 веке? -Умница, садись, отметка… Физминутка. Раз- подняться, подтянуться. Два- согнуться, разогнуться. Три-в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – ноги шире. Пять – руками помахать. Шесть – за стол тихонько сесть. | -О коробках с карандашами. -Да, 6 карандашей. -Нет, но сказано, что в n раз больше, чем в первой. -Да, 6*n. -Составить полный список задач, если n принимает значения 2, 4 и 8. В первой коробке 6 карандашей, а во второй в 2 раза больше. Сколько карандашей во второй коробке? В первой коробке 6 карандашей, а во второй в 4 раза больше. Сколько карандашей во второй коробке? В первой коробке 6 карандашей, а во второй в 8 раз больше. Сколько карандашей во второй коробке? -Буква, которая меняет свои значения в выражении. -Найди значения выражений. Составь задачи, решением которых могут служить эти выражения. а) 38+y, если y=92; 38+92=130 б) m*15 , если m=60; 60*15=900 в) x-65, если x=140; 140-65=75 г) 5400:a , если a=60; 5400:60=90 100 лет. | Р-1, П-2, П-2 К-1, К-2, К-2 |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | -Откройте с. 70. Задание №8. …, читай условие задачи под буквой «а». -Нам известно, сколько человек ехало? -Какой переменной обозначили людей, которые ехали в автобусе? (записываю на отрезке) - Известно ли, сколько человек вышли на остановке? (записываю на отрезке) - А известно сколько человек вошли? (записываю на отрезке) - Что спрашивают в задаче? (рисую фигурную скобку на отрезке) …, можем ли сразу ответить на вопрос задачи? -Каким действием? -Как записать это не по действиям, а с помощью числового выражения? -Записываем, ребята, в прямоугольное окошко напротив задачи: a-5+7 -Доп. вопрос: сколько часов в сутках? Молодец, отметка … -Остальные задачи решите дома. | - В автобусе ехали a человек. На остановке 5 человек вышли, а 7 человек вошли. Сколько человек стало в автобусе? -Нет. -Переменной a. -Да, вышли 5 человек. -Да, вошли 7 человек. -Сколько человек стало в автобусе. -Да. -Сложением и вычитанием. a-5+7 -В сутках 24 часа. | Р-2, П-1, П-2, П-2, К-1, К-2, К-2, Л-1, Л-2 |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону | - Ребята, вернитесь на с. 69 №5. …, прочитай задание. -Первый вариант выполняет первую таблицу. Второй вариант – вторую таблицу. Ваша задача – подставить значение переменной и найти значение выражения. В ответе вы записываете числовое выражение, а в фигурных скобках указываете ваши результаты. Кто закончит – сигнал готовности. (На проверку беру 2 тетради) - Обменяйтесь тетрадями с соседом. Сверьте ответы соседа с ответами на слайде. Если одна ошибка-ставите 4, если 2 – 3 и более – 2. (Ответы на слайде) Поднимите руку, кто не допустил ошибок….Молодцы! 1 ошибку/2 ошибки. - В следующий раз те, кто допустил ошибки, подготовятся к этой теме лучше. | -Заполни таблицы. Запиши для каждого выражения множество его значений для указанных значений переменной с помощью фигурных скобок. Оценивают работы друг друга. | П-2 |
Включение в систему знаний и повторений | - Какая была тема урока? - Что такое выражение с переменной? -Как по-другому можно назвать «выражение с переменной»? - Что такое «переменная»? | - Тема нашего урока: «Выражение с переменной» - Выражение, в котором вместо числа пишем букву. -Числовое выражение. -Буква, которая меняет свои значения в выражении. | Р-2, К-1, К-2, Л-2 |
Рефлексия | - Возьмите карточки. - Ваша задача закрасить одну часть круга, которая соответствует вашему настрою на уроке. - Покажите свои карточки. - Вы все большие молодцы! - Вы отлично поработали на уроке. -За урок отметки получают… - Откройте дневники, запишите домашнее задание с. 69 №4 (доделать), с.70 №8 (б,в,г,д) - До свидания! | Оценивают себя. До свидания! | Р-2, Л-2 |