Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Коммунаровский детский сад» Курской области Беловского района
Выступление из опыта работы на тему:
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
воспитатель: Куртаева Ю. С.
2023 год
В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.
Я расскажу, как мы реализуем раздел «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» основной общеобразовательной программы.
«В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям.» (А. С. Макаренко)
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к своей семье, родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Цель нравственно-патриотического воспитания в детском саду: способствовать воспитанию гражданина и патриота своей страны.
Задачи:
Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, селу, городу, стране.
Формирование бережного отношения к природе и ко всему живому.
Расширение представлений о городах России.
Знакомство с символикой нашего государства (флагом, гербом, гимном) и со столицей Москвой.
Формирование элементарных знаний о правах человека.
Развитие интереса к русским традициям и промыслам.
Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду. Проблема воспитания подрастающего поколения в духе толерантности актуальна в настоящее время как никогда, так как она обусловлена изменениями последних лет в жизни страны. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.
Поэтапная работа по данному направлению патриотического воспитания реализуется по следующим направлениям:
1. Методическое сопровождение.
2. Работа с детьми
3. Работа с родителями
Каждое из направлений связано между собой и включает в себя:
1. Знакомство с семьей.
2. Знакомство с родным п. Коммунар, его историей.
3. Знакомство с родной природой.
4. Знакомство с Россией, ее государственной символикой, со столицей Москвой.
5. Знакомство с детским садом
Методическое сопровождение:
Создание предметно –развивающей среды патриотической направленности:- в группе оборудовали стенд «Моя страна», дидактические игры: «Защитники России», «Военная техника», «Найди флаг России», «Космос» и др. Папки: «Моя семья», «Государственная символика России», «Они сражались за Родину», «Все о космосе», играем в сюжетно-ролевые игры «Моя семья», «Космос», «На флоте» и др. ; есть художественная литература, фотографии, иллюстрации через которые дети совершенствуют знания о подвигах в годы ВОВ, о России, о Российской армии и др.
Работа с детьми:
Мир ребенка начинается с семьи, семья и родители – самые близкие люди для ребенка. Семья всегда остается для человека самым надежным пристанищем. Где бы человек ни был, он всегда знает, что дома его ждут папа и мама, бабушка и дедушка, братья и сестры. Любовь родителей – самая бескорыстная, самая преданная. Любовь родителей к своим детям безгранична.
Любовь в Родине начинается у детей с любви к своей малой Родине.Знакомство с ним, с его историей, достопримечательностями.
Знакомим детей с государством – Россией, ее символами, со столицей нашей родины - городом Москва.
Мои дети очень любят наш детский сад.
Мы играем в ПДД и знакомимся с правилами.
Провожу каждый год с детьми НОД ко Дню Народного Единства и НОД по правам ребенка.
Работа с родителями.
Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями, семьей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна. Требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.
Чтобы работа с родителями не ограничивалась рамками педагогического просвещения (беседы, консультации, я поставила цель – вовлечь родителей в процесс патриотического воспитания с помощью взаимодействия: включение родителей и детей в общее дело (участие в спектаклях, играх, проектах, конкурсах).
Родители с детьми принимают активное участие в творческих конкурсах: конкурсы рисунков и поделок, «Лучшая елочная игрушка», «Дары осени», «Земля наш общий дом», «Красота Божьего мира», «Кормушка своими руками», «Вкусный блин» и др. При знакомстве детей с трудом взрослых привожу наглядные примеры детям, которые способствуют у них формированию положительного отношения к труду и наиболее ярко раскрывают качества людей. Знакомство детей с любой профессией дает возможность показать детям значение каждого вида труда для всех людей города. Наши родители сняли о своей профессии фильмы, которые дети с удовольствием смотрят.
Рассказы, беседы на тему, чем прославились в детском саду родители детей - тоже очень нравятся детям. Мамы и бабушки каждую весну приносят рассаду цветов. У детей возникает чувство радости, чувство уважения к родителям, присутствует желание подражать доброму делу родителей. Они начинают уважать труд своих родителей – стараются беречь то, что сделано близкими людьми.
Ежегодно принимаем участие в детсадовских конкурсах: конкурс чтецов, «День космонавтики», «Пасхальное яйцо», «Портрет мамы» и др.
Духовно-нравственное воспитание прививается детям через народные праздники : осенью - «Золотая осень», «Осенины», «День матери»; зимой - «Новый год», «Защитники Отечества», «Масленица» , весной - «Наши любимые мамы», «Папа, мама и я –спортивная семья», «День Победы», лето - «Вечер подвижных игр с родителями» и другие.
Провожубеседы с детьми о традициях русского народа, объясняем смысл пословиц о храбрости, героизме воинов «Смелость города берет», «Тот герой, кто за Родину горой» и т. д., читаем былинные и сказочные произведения, составляем описательные рассказы о персонажах русского народного фольклора по репродукции картины «Богатырская застава», рисуем на тему «Богатыри Земли Русской»;
слушаем песни А. Пахмутовой и Н. Добронравова «Богатырская сила», музыкальных отрывков из опер по мотивам сказок и былин с обсуждением образов героев, записей былин об Илье Муромце, Микуле Селяниновиче, Никите Кожемяке.
Играем в подвижные игры «Плетень», «Золотые ворота»;
артикуляционная гимнастика «Цокот копыт», «Свист», «Шипенье змия»;
пальчиковые гимнастики «Замок», «Скачет конь»;
импровизация игровых образов «Силач», «Грозный богатырь».
Экскурсионные маршруты: в школу к памятнику. Важно привлечь внимание детей к объектам поселка, которые расположены на ближайших улицах.
Существует у нас традиция: накануне великого праздника Дня Победы дети старшей и подготовительной групп ходят к памятнику «Неизвестного солдата», чтобы поклониться и возложить цветы в знак благодарности погибшим воинам.
Организуя работу по патриотическому воспитанию, знакомим детей и с современными событиями – « олимпийские игры » . Дети испытывают гордость за наших спортсменов, за нашу страну. Проведение мероприятий способствует нравственному формированию личности, в результате которой возникают коллективные отношения между детьми. В игре моделируются сложные жизненные ситуации, которые требуют определенной линии поведения спортсменов, взаимопонимания, товарищеских отношений, взаимовыручки.
Родители проявляют активность и заинтересованность к совместной работе.