Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2 города Димитровграда Ульяновской области»
Горностаева Валентина Васильевна,
учитель биологии
выступление на ГМО по теме
«Проектная деятельность по биологии во внеурочное время»
Получение любого результата образования требует адекватных педагогических технологий. Такой базовой образовательной технологией является метод проектов.
Проектирование сегодня – важнейший фактор развития образования и практика его организации многообразна.
Метод проектов - это всегда творческая деятельность.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умением самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
По своей сути проектирование - самостоятельный вид деятельности, отличающийся от познавательной деятельности. Этот вид деятельности существует в культуре как принципиальный способ планирования и осуществления изменений реальности.
«Если ребёнок упал и не хочет идти, то он никогда не научится ходить – Луиза Хейц». Если мы не будем стремиться к совершенству, к новому, мы никогда не достигнем высоких результатов.
Задача учителя состоит в создании условий для реализации и развития индивидуальных и творческих способностей учащихся, в воспитании интеллектуальной личности, способной к саморазвитию и творчеству, обладающей стремлением к успеху, верой в свои возможности, умеющей предвидеть результаты своих действий, обладающей активной жизненной позицией.
Поэтому основная цель, которую я ставлю перед собой в достижении желаемого результата - это усиление практической направленности в преподавании биологии как на уроках, так и во внеурочное время с использованием проектной деятельности, так как этот метод имеет ряд преимуществ, а именно:
- легко вписывается в учебный процесс в условиях классно – урочной системы и позволяет достигать цели образования по любому учебному предмету;
- метод проектирования обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;
- сплачивает детей, развивает коммуникабельность, желание помочь другим, умение работать в команде и ответственность за совместную работу;
- даёт возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой, между академическими знаниями и прагматическими умениями;
- реализует идею профессиональной ориентации на всех уровнях обучения;
- позволяет приобретать обучающимся уникальный опыт социального взаимодействия.
Специфика метода проектов заключается, прежде всего, в непосредственном взаимодействие ребенка с окружающим миром, в совместной деятельности учителя и ученика с опорой на собственный опыт ребенка. Образно говорят об этом методе так, что учитель осуществляет педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира.
Основные этапы работы учителя:
1.Целеполагание. Учитель помогает ребенку определить актуальную, но в тоже время посильную для него задачу, решение которой возможно в установленные сроки.
2. Разработка проекта. Это план деятельности по достижению намеченной цели
3.Выполнение проекта.
4.Подведение итогов.
По содержательному аспекту, проекты используемые в моей работе, можно классифицировать на:
естественнонаучные проекты. Чаще всего они бывают исследовательскими, имеющими четко обозначенную исследовательскую работу (например, изучать состояние лесов в данной местности предложить систему мероприятий по их охране;
экологические проекты, как правило, требуют привлечения исследовательских, научных методов, знаний из разных научных областей (кислотный дожди; флора и фауна наших лесов; беспризорные домашние животные в городе);
Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классной комнате, так как учителю приходиться переориентировать свою учебно–воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Успех проектной деятельности учащихся в большой степени зависит от организации работы внутри группы, от четкого распределения обязанностей и определения форм ответственности за выполняемую часть работы.
Проект может быть разной степени сложности. Это может быть проект, охватывающий весь класс и предусматривающий работу над отдельным проектами, составляющими общий проект, а могут быть и самостоятельные небольшие проекты, охватывающие всего несколько или даже пару участников.
Учебный исследовательский проект включает: определение целей и формирование гипотезы о возможных способах решения поставленной проблемы и результатах предстоящего исследования, уточнение выявленных проблем и определение процедуры сбора и обработки необходимых данных, сбор информации, ее обработка и анализ полученных результатов, подготовка соответствующего отсчета и обсуждение возможного примирения полученных результатов.
Всё, что я делаю, доставляет мне глубокое удовлетворение. Не бойтесь заглянуть к себе душу, вы раскроете не только свой творческий потенциал, но и поможете раскрыть и реализовать творческие возможности своих воспитанников.
Литература:
Матяш Н.В. Проектная деятельность школьников. - М.: Высшая школа, 2000.
Нельке Матиас. Техника креативности. - М.: ОМЕГА-Л, 2006.
Чечель Н.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. - М.: 1998 г.