СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции «Анализ результатов исследовательского проекта «Особенности профессиональной ориентации воспитанников социально-реабилитационного центра»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на конференции «Анализ результатов исследовательского проекта «Особенности профессиональной ориентации воспитанников социально-реабилитационного центра»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции «Анализ результатов исследовательского проекта «Особенности профессиональной ориентации воспитанников социально-реабилитационного центра»»

Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга» в г.Димитровграде»


воспитатель реабилитационного центра

Кудряшова Эльвира Геннадьевна


Выступление на конференции «Анализ результатов исследовательского проекта «Особенности профессиональной ориентации воспитанников социально-реабилитационного центра»»


Особенности профессиональной ориентации детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения в условиях социально-реабилитационного центра. Профессиональное самоопределение личности. Этапы профориентационной работы. Процесс актуализации профессионального самоопределения воспитанников за счет специальной организации деятельности воспитанников.

Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни всегда была острой государственной проблемой. Система государственного попечения охватывает практически всех детей, нуждающихся в опеке, и создаѐт материальные предпосылки для их полноценного развития и подготовки к взрослой жизни. Переход к самостоятельной жизни – важный момент в жизни любого молодого человека, и того, кто покидает учреждение, и, того, кто уходит из родительской семьи во взрослую жизнь. Этот переход к независимой жизни связан с серьѐзными стрессами. Государство берѐт на себя обязательство по решению основных проблем ребѐнка: обучение, воспитание, обеспечение детей-сирот самым необходимым. Но самостоятельная, взрослая жизнь ставит перед ними проблемы, к которым в реальности они оказываются неготовыми. Причины возникновения трудностей вхождения ребѐнка в систему социальных отношений могут быть совершенно разными. Прежде всего, они связаны с неадекватным восприятием сиротами тех требований, которые предъявляет социум. Сама организация жизнеспособности детей в интернатных учреждения устроена таким образом, что у них формируется только одна позиция – позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в социуме. Эта роль реализуется человеком в течение всей его жизни и удерживает детей – сирот в инфантильной иждивенческой позиции, блокирует проявление потенциальных возможностей. В связи с трудностями социализации не решаются и задачи адаптации. Накопленный специалистами опыт работы с детьми – сиротами, активный поиск решения проблемы привели к мысли о необходимости создания программы профессиональной ориентации воспитанников. Эта проблема в настоящее время становится особенно актуальной, так как в связи с новыми социально-экономическими условиями в России и быстро изменяющимся рынком труда большинство выпускников школы не имеют ясной жизненной перспективы. Более трети выпускников школ поступают учиться и работать по специальностям, не соответствующим их индивидуальным запросам и потребностям общества. Выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон человека с его индивидуальными особенностями, которые выражены в его физическом развитии, интересах, склонностях, характере, темпераменте, и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет к человеку. При правильном выборе это должно быть совпадение индивидуальных способностей человека с требованиями профессии. Следовательно, чтобы овладеть профессией, открывающей простор для развития личности и самореализации, необходимо, во-первых, ориентироваться в мире профессий и знать о требованиях, которые она предъявляет к человеку, и, во-вторых, знать себя, а именно свои индивидуальные особенности, интересы, возможности и способности.

Вот здесь как раз и выступает на первый план профориентация, которая помогает разобраться в себе, дать правильный прогноз. Профессиональное самоопределение личности – это не разовое действие, а сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни человека, который включает в себя: самопознание своих индивидуальных особенностей, интересов, сильных и слабых сторон; сопоставление знаний о себе и предпочитаемой профессии; выбор профессии и образа жизни. В связи с этим профориентационную работу нужно проводить в два этапа: 1 этап – это профессиональное просвещение. Главная цель на этом этапе – знания о мире профессий, тех требований, которые предъявляются профессией к человеку; 2 этап – это выбор профессии. Главная цель здесь – это определение направленности личности, интересов, склонностей и возможностей в различных специальных видах деятельности, помощь в выборе конкретной профессии, вуза, лицея или колледжа. Предлагаемый подход к решению проблемы своевременного и точного профессионального и личностного самоопределения подростков не требует особых материальных затрат и основан на положении о том, что причины возможных трудностей в выборе профессии во многом определяются личностными проблемами. Без их решения невозможен ни правильный выбор профессии, ни успешная социальная адаптация, ни семейное благополучие. Однако, несмотря на некоторые положительные результаты, профориентация в современных условиях всѐ ещѐ не достигает своих главных целей. О низкой результативности профориентационной работы со школьниками свидетельствуют и противоречия, связанные с профессиональным самоопределением воспитанниками: между их склонностями, способностями и требованиями избираемой профессии. Осознанием уровня своего общего развития и возможностью менее квалифицированной работы. Их притязаниями и реальными возможностями заполнения вакантных мест; склонностью и представлениями о престиже профессии; желанием заранее попробовать себя в избираемой профессиональной деятельности и отсутствием таковой возможности в школе и ближайшем еѐ окружении; несоответствием здоровья, характера, привычек требованиям, предъявляемым профессией. В профориентации традиционно выделяются следующие направления: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика (включая длительное отслеживание основных линий развития, профотбор и профподбор) и профконсультация. Профориентация – очень объемное понятие, она предполагает широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии, куда входит и профконсультация как индивидуально ориентированная помощь в профессиональном самоопределении. Профессиональное и личностное самоопределение имеют много общего, а в высших своих проявлениях они почти сливаются. Если же попытаться развести их, то можно выделить принципиальные отличия:

1. Профессиональное самоопределение более конкретное, его проще оформить официально (получить диплом и т.п.); личностное самоопределение это более сложное понятие. 2. Профессиональное самоопределение больше зависит от внешних условий, а личностное самоопределение от самого человека. Профориентация является непрерывным процессом и осуществляется целенаправленно на всех возрастных этапах. Исходя из опыта работы, мы сделали вывод, что профориентация школьников наиболее актуальна для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, так как у детей находящихся в Центрах Социальной Реабилитации условия социализации резко отличаются от условий социализации детей из семей. Они ведут к особенному (деформированному, эмоционально-дефицитарному) личностному развитию. Дети-сироты, как правило, почти всегда испытывают эмоциональную депривацию, то есть пребывают в длительном состоянии частичного блокирования, недостаточного удовлетворения потребностей в эмоциональном тепле, заботе, сопереживании. Доказано, что пребывание в состоянии эмоциональной депривации ведет к серьезным нарушениям эмоционального развития, к неразвитости эмоциональной сферы личности. В силу всех вышеназванных обстоятельств у детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей снижается адаптация к условиям обычной жизни. Уровень социальной дезадаптации в несколько раз превышает таковой по сравнению с обычными детьми. В результате социализации детей оставшихся без попечения родителей нормально адаптируются к самостоятельной жизни лишь единицы. Период обучения в профессиональном учреждении – это переходный период от условий реабилитационного центра к самостоятельной жизни. Поэтому социально-педагогическое сопровождение учащихся-сирот в учреждениях профессионального образования можно определить как систему педагогических действий, обеспечивающих физическую, психологическую и нравственно-психологическую безопасность, отстаивание их интересов и прав, создание материальных и нравственных условий для свободного развития духовных и физических сил, формирования способности к самостоятельному решению жизненно-важных социальных и профессиональных проблем. Проблема выбора профессии стоит перед старшеклассниками всегда. О множестве новых профессий школьники практически не имеют информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения. Необходимо сосредоточить внимание старшеклассников на формировании профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценке своих реальных возможностей. Выбор профессии часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь в этот момент от возможных ошибок. Сделать свой выбор помогает профессиональная ориентация. Есть два способа выбора профессии. Первый – это метод проб и ошибок: человек ищет вслепую, пробуя себя в разных сферах, пока не поймѐт то, что будет приносить ему средства, чтобы достойно существовать, и удовлетворение от процесса работы. Но это может быть очень трудный и длительный процесс. А возможен и другой путь: надо изучить, прежде всего, самого себя – свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, особенности нервной системы, познакомиться с миром профессий, узнать, какие требования предъявляет профессия к человеку, и только после этого соотнести их со своими личностными особенностями. Цель нашей работы видение выпускника не только как ученика общеобразовательного учреждения, но и как человека, который выбрал себе профессию по душе. Существует три главных требования, которым должна удовлетворять выбранная профессия: во-первых, чтобы профессия была интересной; вовторых, чтобы можно было найти работу по специальности; в-третьих, чтобы профессия соответствовала возможностям данного индивида. Наиболее эффективным является вариант, когда вопросами профориентации занимается весь педагогический коллектив, включая обслуживающий персонал (повар, водитель, сторож и др.). Возможно проведение интегрированных занятий, что требует от педагогов выработки единых дидактических подходов (систематичность и последовательность занятий, доступность, индивидуальный подход, сознательность и активность, связь теории с практикой) и координации действий. Основная идея программы заключается в том, чтобы оказать помощь подростку в познании самого себя, своих сил и индивидуальности, формирование мотивации осознанного и целенаправленного выбора будущей профессии. Таким образом, целью программы является процесс актуализации профессионального самоопределения воспитанников за счет специальной организации деятельности воспитанников, включающий получение знаний о себе и о мире труда и профессий, подготовку школьников к сознательному выбору профессии. Из этого следуют задачи: сформировать у воспитанников активную позицию по отношению к выбору будущей профессии; сформировать знания о мире труда и профессий, требованиях профессии к личности; научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами; научить анализировать свои возможности и способности; сформировать общественно значимые мотивы выбора профессии; подготовка к профессиональному самоопределению. При работе по апробации программы были определены методы и формы проведения занятий: активизирующие профориентационные опросники и тесты; экскурсии в учреждения профессионального образования; приглашение специалистов тех профессий, которые чаще выбирают подростки; работа с подгруппами и микрогруппами; индивидуальная работа с подростками, требующими особого отношения и внимания; профориентационные игры; беседы; дни открытых дверей в образовательных учреждениях района и города; консультации; дискуссии; занятия.