СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции «Функциональная грамотность обучающихся средствами дополнительного образования»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на конференции «Функциональная грамотность обучающихся средствами дополнительного образования»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции «Функциональная грамотность обучающихся средствами дополнительного образования»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования и развития детей города Димитровграда Ульяновской области»


Сорочкина Екатерина Игоревна,

педагог-организатор


Выступление на конференции «Функциональная грамотность обучающихся средствами дополнительного образования»




По различным понятиям и в различных источниках обозначено по-разному:

Функциональная грамотность (лат. – направление) – степень подготовленности человека к выполнению возложенных на него или добровольно взятых на себя функций.

Функциональная грамотность обучающихся - это определенный уровень образованности обучающихся, выражающий степень овладения учащимися ключевыми компетенциями, определяемых образовательным стандартом по любым предметам, позволяющий эффективно действовать в учебной деятельности и за ее пределами, в обществе, способность к самоопределению, самосовершенствованию и самореализации.

Формирование функциональной грамотности учащихся в современной образовательной системе может быть решено в контексте каждой образовательной области, а также дополнительного образования. В функциональную грамотность входят: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность и креативное мышление.

1.                 Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.  При изучении любого предмета грамотность чтения необходима для получения какой-либо информации об изучаемом объекте и для формирования навыков анализа текстовой информации. 

2.                 Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.  (Например: при изучении биологии знания математики используются для построения графиков (температурных, изменения артериального давления и т.п.), выполнения расчётов энергетической ценности пищевого суточного рациона и так далее). 

3.                 Естественнонаучная грамотность  – способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования выводов, основанных на научных доказательствах, в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием. 

4.                 Креативное и инновационное мышление — это вид мышления, которое ведет к инсайтам, новым подходам, свежим взглядам, это новый путь понимания и видения вещей. Продукты креативного мышления включают наблюдаемые вещи, такие как музыка, поэзия, танец, драматическая литература и технические инновации.

Физкультурно-спортивное направление

Как развивать функциональную грамотность на занятиях в спортивных объединениях? Ведь наше направление в корне отличается от других направлений дополнительного образования. Главная задача физкультурно-спортивного направления – обеспечить максимальную двигательную активность детей в процессе занятия. Но вместе с тем мы не должны забывать и о теоретических сведениях. На каждом занятии обучающиеся должны почерпнуть знания, а не только умения и навыки. Каждый педагог в процессе занятия дает объяснение по теме. Это могут быть: исторические сведения о виде спорта, правила соревнований, техника выполнения упражнения, примеры возможных ошибок и как их избежать и т.д. Но нужно не только рассказывать все это детям, но и проверять усвоение ими этих знаний.

Как это сделать? Самое простое – рефлексия, т.е. опрос в конце занятия. Можно предложить выполнение домашнего задания в виде теста, заполнения таблицы, подготовки сообщения по теме, написания реферата. А можно подойти к этому более творчески.

Участие с детьми в различных интернет конкурсах, олимпиадах навело нас на мысль: можно применять задания такого характера для проверки знаний обучающихся на занятиях и в виде домашних заданий. Это могут быть карточки с вопросами, тесты. Задания должны быть творческого характера: ребусы, кроссворды, загадки, головоломки, задания с выбором ответа, а также открытые задания, где обучающийся сам вписывает ответ и т.п.

Такие задания активизируют мыслительные процессы, тренируют память, развивают умение анализировать, сопоставлять, логически мыслить.

  Процесс физического воспитания обучающихся может служить настоящей школой жизни, познания, общения, взаимопонимания и самовыражения. Основываясь на духовном фундаменте личности, необходимо развивать у детей стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию.

Техническое направление

  Основные формы функциональной грамотности технического направления — это компьютерная грамотность, информационная грамотность, коммуникативная грамотность, бытовая грамотность, общая грамотность, грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях, умение выбирать и использовать различные современные методы и технологии, способность видеть и осознавать проблему, а также искать пути ее решения, способность учиться на протяжении всей жизни.

  Многие люди думают, что занятия по техническому направлению, не столь важны, как другие предметы и науки, но это не так. Основная цель таких занятий не в овладении конкретными знаниями, а формирование умений нестандартно смотреть на ситуацию, развивать творческое видение и самостоятельность мышления, умение решать проблему творчески и видеть ее с разных сторон.

  Задача таких занятий в том, чтобы научить обучающихся смотреть на мир под другим углом, дать понять, что он способен сориентироваться в ситуации и найти выход из нее самостоятельно, приобрести новые знания, правильно поставить цель и разработать план действии.

Занятия по программам технической направленности помогают сформировать различные навыки современного успешного человека, т.е. функционально грамотную личность:

– человека, способного к принятию самостоятельного решения и выбора; 

– умеющего нести ответственность за принятые решения; 

– способного быть ответственным за себя и своих близких; 

– умеющего «учиться» и желающего постоянно самосовершенствоваться;

 – обладающего различными компетенциями в разных областях; 

– умеющего нестандартно решать задачи; 

– легко адаптирующегося в социуме;

 – умеющего искать общие решения и компромиссы;

– хорошо владеющего устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми; 

– владеющего современными информационными технологиями.

 Происходит развитие дизайнерского мышления – развитие неординарной, интересной личности; ЗD технологии — развитие пространственного мышления и интерес к инновациям; профориентация обучающихся на работу в различных сферах производства. Обучение в творческом объединении «VR» направлено на формирование у обучающихся навыков работы с устройствами виртуальной реальности, а также создание мультимедийного контента для данных устройств.   Виртуальная реальность — это искусственный мир, созданный техническими средствами, взаимодействующий с человеком через его органы чувств. Использование виртуальной реальности охватывает собой целый ряд задач при создании реалистичных тренажёров для подготовки специалистов в областях, где тренировки на реальных объектах связаны с неоправданно большими рисками, либо требуют значительных финансовых затрат. Так, например, технологии виртуальной реальности незаменимы при подготовке пилотов и других узконаправленных специалистов.

 

Естественнонаучное направление

Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

Рассмотрим некоторые особенности формирования естественнонаучной грамотности. Среди компетентностей, определяющих естественнонаучную грамотность, нужно выделить следующие:

-  понимание основных особенностей естественнонаучного исследования;

- умение описывать и объяснять естественнонаучные явления, используя имеющиеся знания, умение прогнозировать изменения;

- умение проводить анализ и формулировать выводы на основе имеющихся данных и научных доказательств.

Для формирования данных умений и видов деятельности реализуются программы естественнонаучного направления.