Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Хореографическая школа г.Донецка»
МЕДВЕДЬ СВЕТЛАНА ГРИГОРЬЕВНА
преподаватель
Выступление на конференции «Работа с родителями в творческом объединении»
Одним из важных аспектов деятельности педагога является организация работы с родителями учащихся. Сотрудничество педагога с родителями учащихся играет немаловажную роль в успешности развития способностей ребенка в том или ином виде деятельности.
Опираясь на опыт работы учреждений дополнительного образования можно выделить факторы, влияющие на отношение родителей к учреждению в целом и заинтересованность взаимодействия с ним. Такими факторами могут быть:
- авторитет педагогического коллектива и отдельных педагогов, что определяет репутацию учреждения в городе, поселке и т.д.;
- качество образования, достижения обучающихся за пределами учреждения;
- отношение бывших выпускников к педагогам, к учреждению в целом;
- заинтересованное отношение учреждения к родителям, умение в каждом воспитаннике увидеть его своеобразие;
- своевременное и качественное информирование родителей о достижениях обучающихся, их трудностях и т.д.;
- качественное просвещение родителей по интересующим их вопросам;
- квалифицированная помощь и поддержка в трудных педагогических ситуациях и жизненных ситуациях;
- справедливое разрешение конфликтов.
Совместная деятельность педагогов и родителей в интересах развития личности ребенка будет продуктивной только в том случае, если педагоги и родители смогут определить единство цели и задач в воспитании и развитии ребенка, если они станут союзниками. Не все родители проявляют заинтересованность к такому сотрудничеству. Задача педагога найти такие формы взаимодействия, которые помогут замотивировать родителей, грамотно организовать сотрудничество.
Существует достаточно много разнообразных форм работы с родителями учащихся, каждая из которых имеет свои цели и задачи:
беседа предполагает установление контакта между педагогом и родителями;
электронная переписка – оповещение или получение какой-либо информации от родителей;
проведение опросов, анкет – изучение различных сторон воспитательных воздействий родителей, их отношение к ребенку;
открытые занятия - знакомство родителей с особенностями работы педагога и ребенка в детском объединении;
родительские собрания – повышение педагогической культуры родителей, организация участия родителей в жизни детского объединения;
досуговые мероприятия - налаживание эмоционального контакта ребенка, родителя и педагога, формирование культуры досуга, инициативы родителей;
совместное творчество - организация совместной деятельности, сплочение детско-родительского коллектива;
индивидуальное консультирование – помощь в решении проблем ребенка и родителя;
посещение детей на дому – контроль, поддержка, получение информации на дому;
поощрение благодарственными письмами – повышение родительской инициативы;
организация мастер-класса для родителей - поддержка родительского авторитета, организация совместной творческой деятельности;
родительский лекторий – повышение педагогической компетентности родителей;
педагогические гостиные - просвещение родителей, обсуждение и решение проблем, сплочение родительского коллектива;
разработка информационных газет, буклетов, стендов для родителей – информирование о достижениях, деятельности в детском объединении;
совместные занятия, творческие мастерские – заинтересованность, выработка единой позиции родителей и педагогов во взаимодействии с ребёнком, передача опыта;
коллективное творческое дело (КТД), совместные проекты – сплочение детско-родительского сообщества, улучшение взаимопонимания между педагогами, детьми и родителями.
Именно от продуманного и сбалансированного выбора форм взаимодействия во многом зависит успех сотрудничества, что впоследствии приведет к построению единой системы сотворчества: педагог-ребенок-взрослый. Данная система помогает успешно развиваться детскому коллективу.
В детском объединении «Хореография» при взаимодействии с родителями большое внимание уделяется совместной деятельности детско-родительского коллектива. Под совместной деятельностью предполагается максимальное вовлечение родителей в образовательно-воспитательный процесс.
Родители посещают занятия, присутствуют на репетициях, вместе с педагогом готовят костюмы и атрибуты к выступлениям, выезжают с детьми на концерты и смотры.
Для родителей учащихся предусмотрен цикл мастер-классов по танцевальному искусству, совместные творческие занятия-путешествия, где они знакомятся с танцами народов мира.
Особое внимание уделяется совместной досуговой деятельности детей и родителей, направленной на сплочение детско-родительского коллектива (экскурсии, походы на природу, вечера отдыха и вечера встреч). Больше всего и ребята, и родители любят празднование Нового года, где наиболее активные взрослые и дети являют героями театрализованного представления. А родительские собрания с участием детей превращаются из скучных «заседаний» в веселый праздник.
Стало доброй традицией в течение учебного года устраивать благотворительные концерты для пожилых людей. Подобные мероприятия не только воспитывают в детях доброту и сочувствие, но и помогают родителям по-новому взглянуть на своих детей.
Ещё одно интересное мероприятие – это танцевальные флешмобы, посвящённые пропаганде соблюдения правил дорожного движения. Конечно, не все родители соглашаются выступить в роли танцора, но поддержать детей приходит большинство родителей. В конце учебного года проходит традиционный отчётный концерт, где самые активные родители награждаются благодарственными письмами. А такое внимание немаловажно.
Очевидно, что чем грамотнее организовано взаимодействие с родителями, тем успешнее развивает детский коллектив. Ребята сплочённые, меньше конфликтуют между собой, становятся увереннее в себе, так как чувствуют поддержку взрослых. Успешные выступления коллектива на конкурсах подтверждают данное убеждение.
А ещё и дети, и родители при совместной деятельности учатся раскрывать свои эмоции, идти на контакт друг с другом, видеть себя со стороны. Самое важное, что это вносит особую теплоту в детско-родительские отношения.
Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого учащегося, создать атмосферу общности интересов и взаимоподдержки, ведь от этого зависит успех обучения и развития ребёнка.
Литература
1. Александрова, Е Педагогическое сопровождение встречи детей и родителей в образовательном пространстве [Текст]/ Е. Александрова // Воспитательная работа в школе. – 2008. -№ 4. – С. 85-89.
2. Бочкарева, М. Основные направления работы учреждений дополнительного образования с семьей [Текст] / М. Бочкарева // Дополнительное образование и воспитание. – 2003. -№ 1. – С. 6-7.
3. Ефремова, Е.В., Содружество двух домов (Роль учреждения ДОД в работе с семьей) [Текст] / Е. Ефремова // Дополнительное образование и воспитание.. – 2009. -№ 1. – С. 8-11.