СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции «Влияние занятий бадминтоном на социальную адаптацию обучающихся с нарушением интеллекта»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на конференции «Влияние занятий бадминтоном на социальную адаптацию обучающихся с нарушением интеллекта»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции «Влияние занятий бадминтоном на социальную адаптацию обучающихся с нарушением интеллекта»»

Областное государственное казенное учреждение дополнительного образования «Ульяновская спортивно-адаптивная школа паралимпийского и сурдлимпийского резерва»


Иванов Максим Юрьевич,

тренер-преподаватель


Выступление на конференции «Влияние занятий бадминтоном на социальную адаптацию обучающихся с нарушением интеллекта»


Одной из ведущих задач коррекционной педагогики является социальная адаптация детей и подростков с нарушениями интеллекта. Широкое декларирование в современном обществе идей толерантности и инклюзии тем не менее само по себе не решает проблему интеграции людей с нарушениями интеллекта в социуме. Социальная адаптация, является сложным процессом включения личности в социальную среду посредством решения проблем взаимодействия с другими людьми, группами людей и обществом в целом [1].

Наличие проблем социальной адаптации школьников с нарушениями интеллекта характеризуется, с одной стороны, трудностями в усвоении ими социальных норм и создании коммуникативных контактов, а с другой стороны – имеющимися в обществе стереотипами относительно людей с нарушениями интеллекта. Решение данных проблем на сегодняшний день активно реализуется средствами психологии, коррекционной педагогики, медицины и других областей науки и практики. В системе традиционной реабилитации школьников с ментальными нарушениями все большее значение приобретают применение активных форм работы. Наиболее эффективными из них являются физическая реабилитация и социальная адаптация средствами физической культуры и спорта [2; 3].

Как уже указывалось нами в более ранних публикациях, адаптация и реабилитация как процесс обеспечения готовности человека с ограниченными возможностями здоровья к реализации образа жизни, который бы не вступал в противоречие с образом жизни здоровых (нормально развивающихся) людей, предполагает обязательное использование физических упражнений [4].

С опорой на сформулированные в отечественной науке Л. С. Выготским принципы зоны ближайшего развития и опоры на сохраненные возможности, а также условия коллективного обучения, коррекционные возможности адаптивной физической культуры становятся фундаментом социальной адаптации и реабилитации [5].

В более ранних публикациях нами уже делались выводы о том, что занятия физической культурой и спортом являются одним из важных элементов процесса социальной адаптации детей и подростков с нарушениями интеллекта, компенсации и коррекции их социально-личностного и физического развития. Но эффективность данного процесса, безусловно, зависит от степени методической разработанности данной проблемы [6].

Об этом также говорится в многочисленных научных публикациях последних лет, где приведено не только теоретическое обоснование значительной роли занятий физической культурой и спортом в социальной адаптации школьников с нарушениями интеллекта, но и представлен практический опыт в данной сфере. В частности, в статье Ю. А. Каляевой и А. А. Семченко рассматривается положительный опыт занятий ритмопластикой с детьми младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта [7], в статье А. В. Доронцева с соавторами, показано положительное влияние занятий юнифайд гандболом на уровень общефизической подготовки и психосоциальной адаптации у школьников 13‒14 лет с умственной отсталостью легкой степени [8], в работе И. Ф. Ибрагимова (и др.) приведены эмпирические данные о позитивном влиянии пауэрлифтинга на психическое и физическое развитие подростков с легкой умственной отсталостью [9].

Мы считаем, что оптимальным видом физкультурно-спортивной деятельности школьников с нарушениями интеллекта, способствующим не только их моторно-двигательному развитию, но и социальной адаптации, будет являться бадминтон, тем более что данный вид спорта, на наш взгляд, характеризуется такими чертами, как: ‒ относительная простота правил, доступных для понимания школьниками с нарушениями интеллекта; ‒ возможность проведения занятий как в помещении, так и на открытом воздухе, что расширяет оздоровительную направленность занятий бадминтоном и в то же время повышает адаптивность занимающихся за счет смены условий проведения занятий; ‒ отсутствие необходимости покупки дорогостоящего инвентаря и специальной формы для занятий; ‒ возможность использовать навыки игры в бадминтон как в ходе специально организованных занятий с тренером или учителем физкультуры, так и в рамках активного досуга, не только поддерживая, таким образом, ведение здорового образа жизни, но и расширяя спектр социальных контактов; ‒ игровое взаимодействие с партнером, с другими участниками учебно-тренировочных занятий развивает у детей с нарушениями интеллекта коммуникативные навыки, способствует обучению их различным способам взаимодействия со сверстниками и взрослыми, учит соблюдению правил социального взаимодействия. Безусловно, данные положительные стороны бадминтона как средства физического воспитания школьников с интеллектуальными нарушениями и средства их социальной адаптации учитываются специалистами по адаптивной физической культуре.

Например, в статье Е. В. Морозовой на основе проведенного эмпирического исследования утверждается, что занятия бадминтоном в рамках адаптивной физической культуры не только оказывают общее благотворное влияние на организм людей с ограниченными возможностями здоровья, но и способствуют адаптации и социализации инвалидов [10]. О положительной роли занятий бадминтоном для лиц с ограниченными возможностями здоровья говорится и в статье Е. А. Сергиевича [11].