Тема: Обучение путем воспитания, воспитание путем обучения: связь урочной и внеурочной деятельности.
Научиться можно только тому, что любишь.
Гёте И.
Согласно учебному плану для образовательных учреждений организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию обучающихся и в формах отличных от урочной системы обучения. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Задачи внеурочной деятельности:
Оптимизировать учебную нагрузку обучающихся
·улучшить условия для развития ребенка
·учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся
Урочными занятиями считаются занятия, осуществляемые педагогами и учащимися в рамках отведенного времени.
Эти занятия включены в школьное, классное расписание. Урочные занятия обеспечивают четкое планирование и организацию учебно-воспитательной работы, а также систематический контроль процесса и результатов учебно-познавательной деятельности учащихся. Вместе с тем, данные занятия имеют ограниченные возможности для вариативной творческой организации обучения, воспитания и развития личности школьника,
Внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся;
Урочная деятельность | Внеурочная деятельность |
Построение научно-рациональной картины мира и способов нормативно целесообразной деятельности. | Раскрытие ценностно-смысловых компонентов этого мира и развитие самодеятельности детей. |
Усвоение предметных знаний и способов их употребления. Освоение обще учебных умений и навыков, как универсальных способов деятельности и познания. | Раскрытие личных интересов и склонностей, где учебные предметы -лишь одно из средств раскрытия. |
Освоение возрастного нормативного пространства. | Построение пространства саморазвития. |
Социализация детей, формирование социально-адаптированной личности | Индивидуализация, «выращивание» свободной, самобытной личности. |
Опора на общечеловеческий опыт познания. | Опора на личный опыт практической жизнедеятельности ребенка |
Адаптирующее и корректирующее образование | Развивающее и реабилитирующее образование |
Детство – пора наиболее оптимального приобщения ребёнка к миру прекрасного. Это время наиболее благоприятно для развития образного мышления, воображения, эмоционально-чувственной сферы его личности. Учитывая психологические особенности этого возраста, целесообразно развивать у детей творческое восприятие действительности.
Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания школьников. Обучение во внеурочной деятельности приводит к воспитанию эстетического отношения к музыке, музыка вызывает у детей эмоциональный отклик, любовь и интерес к песням народного творчества, русских, советских, зарубежных композиторов в последствии может перерости в потребность к ней. Занятия музыкально-творческой и концертной деятельностью способствуют развитию исполнительского и актерского мастерства, развитию эстетического вкуса, дают прекрасную возможность для творческой самореализации обучающихся, раскрытия их творческого потенциала и самоутверждения.
К обучающимся приходит уверенность в собственных силах, они не стесняются выступать перед аудиторией, повышается их самооценка и значимость в собственных глазах и глазах социума. Кроме этого, школьники получают прекрасную возможность развить свои коммуникативные умения, найти новых друзей, тем самым расширить свой круг общения.
Я в своей школе веду занятия внеурочной деятельности и в начальных классах и классах среднего звена.
Занятия проходят через 40 минут после окончания уроков.
при изучении песенного материала подбирается репертуар, где присутствует воспитательный момент:
— чувство гордости за свою Родину, знание культуры своего народа, своего края;
участие в общественной жизни школы— признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
На занятиях мы развиваем знания, полученных на уроках это и развитие общих музыкальных способностей обучающихся, знакомство со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса, а также развиваем вокальные навыки, продолжаем работать над четкой дикцией, звучанием в унисон. При разучивании народных песен я прошу детей дома с родителями вспомнить ту или иную сказку, где бы могла звучать песня. Узнать значение фразы, слова, которые приближены к речи простого народа. На уроках при изучении, например, темы балет в 7 классе прошу учащихся выполнить дома по желанию рисунок из понравившегося эпизода, а на внеурочном занятии можно разучить песню Золушки. Так проверяю, хорошо ли дети знакомы с содержанием сказки. Таким образом,
ситуация успеха становится фактором развития личности школьника.
Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности педагогов и школьников позволяет успешно интегрировать различные виды и формы нормативных и самодеятельных занятий, изобретаемых участниками педагогического процесса (как в содружестве, так и индивидуально).
Я считаю обучение путем воспитания содействует становлению успеха ученика, это является залогом положительного отношения к учению, школе, науке, труду и т.д.