СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на МО по теме "Информационные технологии в деятельности педагога-психолога"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ппреимущества использования ИКТ (информационных компьютерных технологий) открывают широкие возможности в практической деятельности психолога образования.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на МО по теме "Информационные технологии в деятельности педагога-психолога"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида»
















Выступление на МО специалистов на тему

«Информационные технологии в деятельности педагога-психолога»


















Составитель:

педагог-психолог

Морова Е.В.


г.Чернушка, 2020





 21 век  называют веком информации. И чем дальше -  тем больше: современные информационные технологии внедряются в различные сферы жизни. Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе и в сфере образования. Компьютер стал неотъемлемым атрибутом современного специалиста, вне зависимости от сферы,  в которой он работает.

Преимущества  использования ИКТ (информационных компьютерных технологий) открывают широкие возможности  в практической деятельности психолога образования.   На современном этапе практическая деятельность психолога уже не мыслится без использования компьютерных технологий. Внедрение современных компьютерных технологий в школьную психологическую практику позволяет сделать работу психолога более продуктивной и эффективной.  

Большую часть времени психолога отнимает именно проведение обследований. Даже не столько их проведение, сколько анализ и обработка результатов, так как зачастую необходимо провести обследование не одного конкретного ребенка, а целой группы учащихся, а опросник может включать более ста вопросов. В этой ситуации на помощь психологу приходит компьютер. Именно с его помощью до минимума уменьшаются затраты на проведение обследований. Применение компьютерных технологий в работе психологов и педагогов играет все большую роль в последнее время. Работа психологов на компьютере ведется в основном в сфере коррекции познавательных способностей детей.. Но к сожалению,  совершенно не развито направление работы по коррекции эмоциональных, личностных и поведенческих качеств ребенка, хотя к настоящему времени уже вполне очевидно, что компьютерные программы обладают значительным потенциалом в этой сфере.



II. Основные направления использования  технологий в работе педагога-психолога

  1. Диагностика.

Одно из основных направлений деятельности психолога – это психодиагностика. Чем в этом направлении работы может помочь ПК и ИТ?

- использование компьютерных тестов

- печать бланков

- обработка тестов

- составление диаграмм

- презентации по результатам тестирования

- электронная база данных

Возможен поиск и использование готовых тестовых методик как компьютеризированных так и бланковых, компьютерная психодиагностика.

Тесты можно как находить в Интернете, так и на флешках.

Компьютерные версии тестов могут быть полезны в работе, как начинающих, так и опытных психологов, врачей, педагогов и других специалистов. Для начинающих может иметь существенное значение сокращение времени обучения работе с психологическим тестом.

Психологам, имеющим большой опыт психодиагностической работы, использование компьютеров позволяет избавиться от рутинной части работы с тестом, такой как подсчет сырых оценок, перевод их в шкальные, подсчет индексов, построение графиков («профилей») и проч. Кроме того, такой психолог может рассматривать результаты компьютерного тестирования как предварительные и может осуществлять дополнительный анализ и интеграцию по своему усмотрению, руководствуясь логикой и задачами исследования. Важно отметить, что компьютер существенно облегчает возможность качественного, а не только количественного анализа получаемых данных. Так, компьютер делает легко доступным просмотр ответов на интересующие психолога вопросы. Компьютер сам может отбирать и группировать вопросы и ответы по тематическим критериям.

Кроме того, компьютер позволяет легко получать временные характеристики реакций испытуемого на предъявляемые ему стимулы и легко анализировать эти характеристики. Например, могут быть выделены те вопросы, ответы на которые потребовали наибольшего времени по сравнению с другими вопросами, что потенциально может свидетельствовать об их большем личностном значении для испытуемого.

При компьютерной психодиагностике значительно понижается вероятность ошибок, связанных с человеческим фактором: психоэмоциональным состоянием экспериментатора, большей или меньшей его заинтересованностью в результатах исследования и т.п. Гарантируемая при компьютерной психодиагностике абсолютная беспристрастность имеет особое значение в ситуациях экспертизы.

Компьютерные тесты в Интернете. Самые распространенные – это тесты на интеллект, тесты по соционике – определение типа личности, тесты Люшера разной интерпретации, диагностика темперамента (Айзенк).

 

  1. Просвещение и консультирование

Следующее направление деятельности – просвещение и консультирование.

Для этого вида деятельности можно широко использовать различные электронные книги, энциклопедии, справочники на флешках, а так же возможно использование различных психологических ресурсов Интернет. Кроме этого можно создать для этой цели свой сайт педагога-психолога, сайт своей школы – в нем рубрика педагога-психолога.

Относительно нашей школы – педагог-психолог в группах или в беседах класса выкладывает информацию по темам.

При организации психологического просвещения и группового консультирования старшеклассников по вопросам профессионального и личностного самоопределения можно  использовать широкий спектр возможностей, предлагаемых ИКТ: компьютерные программы, электронные книги, ресурсы Рунета и разработанные самим психологом  игрушками-презентациями (например: игра «Ориентир в мире профессий» позволяет в игровой форме систематизировать полученную на занятиях информацию о мире профессий). Возможно создание со старшеклассниками программы-презентации «Цветонастроение», в которой можно совместно подобрать фотографии цветов, водопадов, пейзажей, соблюдая переход цветовой гаммы, сопровождаемые определенным музыкальным сопровождением что потребует от учеников предварительного ознакомления с информацией о влиянии цвета и музыки на настроение и физическое состояние человека.

Появилось много фильмов и программ, которые так же можно использовать с этой целью.

Для работы по просвещению педагогов, родителей удобно пользоваться ресурсами Интернет, которых сегодня уже очень много. Есть огромные залежи полезной информации, которая практически готова к использованию.

Так же возможно создание собственных Интернет-ресурсов, к примеру сайта своей школы, где кроме информации о школе можно создать и страничку психологической помощи.

Часто приходят родители на консультацию, которые интересуются, что можно сделать для развития ребенка. Сегодня существует много сайтов, посвященных этой теме и вы можете посоветовать им воспользоваться тем, что там есть.

Много форумов педагогов-психологов. На форуме сотрудничают такие специалисты, как Гиппенрейтер Ю.Б., Ася Штейн, Елена Макарова, Евгений Лакшанов и многие другие. На этом сайте можно найти много готовых презентаций и копилка все пополняется.


Коррекционная и развивающая работа.

В чем же преимущество использования информационных компьютерных технологий в работе с детьми?

Первое  и немаловажное - это огромный интерес детей и подростков заниматься всем, что связано с компьютерами;

Например, робототехника.


Второе и тоже важное – это широкие мультимедийные возможности (хорошая графика, качественный звук, трехмерное изображение, динамика -  лучше моделируют живую реальность, обусловливая более полное восприятие  информации);

Третье – возможность учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка (например: индивидуальный темп деятельности, ведущую репрезентативную систему, интересы и т.д.);

Четвертое – интерактивность компьютерных программ;

Пятое – экономия временных ресурсов (например: при проведении психологических исследований и др.).

Использование компьютерных программ способствует развитию сенсомоторных, перцептивных и высших когнитивных функций; повышению эффективности обучения учащихся, повышению их учебной мотивации, развитию их интеллектуальных и творческих возможностей и др.  Можно выделить два направления использования ИКТ в  коррекционно- развивающей работе:

1) использование ИКТ для развития познавательных способностей ребенка (по этому направлению сейчас предлагается большое разнообразие компьютерных тренажеров и комплексов игр, направленных на развитие сенсомоторики, внимания, памяти и мышления); 

2) использование ИКТ при организации коррекционно - развивающей работы с личностными, поведенческими и эмоциональными качествами учащихся. Применяя компьютерные игры при коррекции основных эмоциональных и поведенческих нарушений (агрессивности, замкнутости, страхов и др.), они используются в качестве такого же инструмента, как куклы и картинки, в качестве некоего посредника, замещающего живых участников общения. Компьютерные игры  в данном случае имеют опосредованное значение, т.к. в коррекционной работе применяются отдельные эпизоды какой-либо игры, моделирующие ситуации общения, которые необходимо проиграть психологу с ребенком. В этом компьютерные игры подобны книжно-картонным материалам, но имеют перед ними преимущество в лучшей графике, интерактивности и подвижности персонажей компьютерных игр. Различные эпизоды квестов, ролевых игр и стратегий содержат в себе и позволяют смоделировать любые ситуации взаимодействия.

Еще эффективнее данные задачи можно решать с помощью программ-студий, позволяющих создавать свои собственные мультфильмы. Созданные детьми мультфильмы будут иметь не только коррекционное значение, но и предоставляют психологу богатый диагностический материал. Например, при работе с тревожным школьником использование мульт-студии может способствовать: а) повышению самооценки ребенка (с этой целью ребенку предлагается создать мультфильм-путешествие  «про героя», наделенного лучшими качествами ребенка (качества выясняются в ходе беседы с психологом: Чему бы ты смог его научить? Какими качествами ты бы смог с ним поделиться?)); б) обучению ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях. В данном случае психолог совместно с ребенком развивает сюжетную линию мультфильма, имитирующую конкретную реальную ситуацию (например: ответ у доски). Герой истории обязательно должен добиться успеха, несмотря на все преграды. Даже просто «проигрывание» фрустрирующей ситуации благодаря созданию и озвучиванию мультфильма позволяет снизить уровень тревожности ребенка-мультипликатора. Главное в этом методе работы сопровождающая роль психолога - он вводит ребенка в игровую ситуацию, обязательно обсуждает совершаемые ребенком в игре действия. Сама психологическая коррекция осуществляется в общении с психологом. Психолог может предлагать ученикам, как созданные им самим незаконченные мультфильмы для продолжения детьми, так и просто темы для создания мульт-историй.

Еще одно возможное направление – это использование компьютерного лечебно-оздоровительного игрового тренажера, основанного на принципе биообратной связи (БОС)

Биоуправление представляет собой комплекс процедур, при проведении которых человеку, посредством специальных технических устройств передается информация о состоянии той или иной физиологической функции его собственного организма. На основе полученной информации с помощью аппаратуры и используя специальные приемы человек развивает навыки саморегуляции, т.е. приобретает способность произвольно изменять физиологические функции организма. Это особый вид обучения, обеспечивающий произвольную регуляцию многих физиологических показателей - частоты сердечных сокращений электрического сопротивления и температуры кожи, степени напряжения мышц, электрического сопротивления кожи, показателей дыхания и др.

Биоуправление - не только технология, но и принципиально новый концептуальный подход к регуляции функций и состояний организма человека, широко используемый в диагностических, лечебно-реабилитационных и профилактических целях.



Сферы применения БОС-технологий условно могут быть разделены на две большие части:

- клиническую - при лечении различных хронических заболеваний (гипертоническая болезнь, эпилепсия, синдром нарушения внимания и гиперактивность у детей и подростков, ночной и дневной энурез, мигрень, бронхиальная астма и др.) и при предотвращении развития болезни (депрессия, патологическая тревога, панические атаки и др.).

- неклиническую (стрессменеджмент) - применение БОС-технологий для:

повышения показателей в большом спорте, искусстве, а также в любой деятельности, требующей длительных усилий, а также большой ответственности;

коррекции так наз. пограничных состояний, вызванных неконтролируемым влиянием хронического стресса; повышения эффективности обучения, развития творческих способностей и др.

Компьютерный игровой тренажер состоит из детектора пульса, который подключается к порту компьютера, и программного обеспечения "Вира", "Гребной канал", "Магические кубики", "Ралли". Его стоимость сегодня около 200 долларов.

Использование компьютерных игр

Применение компьютеров в работе с детьми может быть весьма многогранным и обширным. Прежде всего, это развивающие и обучающие игры, ставшие уже одним из методов коррекции и развития интеллектуальной, двигательной и речевой сферы.

Основной целью применения развивающих компьютерных игр является стимуляция интеллектуальной деятельности ребенка, формирования и совершенствования его высших психических функций: внимания, памяти, пространственных и конструктивных представлений, речи, логического мышления. Кроме того, компьютерные игры необходимы для развития быстроты реакции ребенка, а также его манипулятивной деятельности (включая мелкую моторику).

Но существуют и проблемы, возникающие при использовании компьютеров.

1.      факторы, возникающие при работе самих ПК – электромагнитное, тепловое, радиационное излучение.

2.      факторы, связанные с изменением качества окружающей среды в помещении с ПК – ионизация воздуха, повышение температуры и снижение относительной влажности, заряжение статическим электричеством окружающих предметов.

3.      факторы, связанные с качеством монитора – яркость, контрастность, четкость, пульсация, бликование экрана, минимальный размер пикселя.

4.      факторы, обусловленные особенностями характера работы на ПК – статическая поза сидя, зрительное напряжение, рассматривание предметов и деталей на фоне светящегося экрана с пульсирующей яркостью.

Как же снизить эти вредные воздействия?

Помещение должно проветриваться и необходимо применять меры по повышению влажности.
Необходимо ограничить время работы за ПК до 15 – 20 минут.
Работа за ПК сопряжена с вынужденной сидячей позой. Это весьма неблагоприятно воздействует на организм ребенка и способствует его быстрому утомлению. Поэтому особенно важно следить за тем, чтобы ребенок сидел в удобной для него позе, стопы должны полностью находиться на опоре, для этого  можно использовать подставки для ног.

Работа на компьютере оказывает на детей возбуждающее действие.

Функции компьютерных игр.

Одна из важнейших функций компьютерных игр - обучающая. В этих играх ребенок начинает очень рано понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, но только знаки этих реальных вещей. В различных играх эти знаки или символы реальных предметов усложняются, становятся все более и более обобщенными и все меньше походят на окружающие реальные предметы.

Не только психологи, но и родители, и воспитатели, занимающиеся с детьми на компьютере, заметили, что в процессе этих занятий улучшаются память и внимание детей. И это закономерно, так как соответствует законам психического развития детей. Детская память непроизвольна, дети запоминают только яркие, эмоциональные для них случаи или детали, и здесь опять незаменимым помощником является компьютер, так как он делает значимым и ярким содержание усваиваемого материала, что не только ускоряет его запоминание, но и делает его более осмысленным и долговременным.

Компьютерные игры имеют большое значение не только для развития интеллекта детей, но и для развития их моторики, точнее для формирования моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов. В любых играх, от самых простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру руки, моторику детей. Действия рук нужно сочетать с видимым действием на экране. Так, совершенно естественно, без дополнительных специальных занятий, развивается необходимая зрительно-моторная координация.

Психологическое сопровождение педагогов

Психологическое сопровождение специалистов предполагает целостный и непрерывный комплекс мер, предусматривающий реализацию адекватных форм, методов, приемов взаимодействия с педагогами и включает в себя различные формы работы: психологическое консультирование индивидуальное и групповое, просвещение, семинары-практикумы, психолого-педагогические консилиумы, тренинговые занятия, психологическое тестирование и т.д.


Самообразование психолога

Чтение различной литературы, самодиагностика с помощью батареи компьютерных тестов, общение с психологами на психологических форумах

Общение и работа с коллегами с использованием Интернет-конференций, форумов и электронной почты. В чем преимущество такого общения – анонимность, доступность, скорость, возможность общения с психологами из самых разных уголков мира.

Скайт, вайбер, ватсап и пр.

Как часто даже профессиональный психолог не может задать вопрос, испытывая негативные эмоции, боясь «потерять лицо». В этом же случае человек скрыт за ником, поэтому он свободен. Еще одно преимущество – возможность общаться с очень широким кругом специалистов, находящихся в разных странах мира, разделенных огромными расстояниями. Скорость общения, возможность общения не выходя со своего рабочего места или из дома, если есть такая возможность. Это фантастические возможности.

таких известных психологов, как Козлов Николай Иванович, Леви.

 

IV. Заключение

В настоящий момент компьютер и информационные технологии  являются не только инструментом и средством в деятельности школьного психолога, но и выступают в качестве общей основы для организации совместной с педагогами деятельности по решению задачи информатизации образовательного процесса.

Надеюсь, что компьютерные технологии и в дальнейшем будут надежными помощниками практической психологии. Горизонты открывают и широкие возможности дальнейшего развития ИКТ в практической психологии, так и определенные риски. От нашей активности и жизненной позиции зависит, какую информацию будут воспринимать наши дети. Тандем психологов-теоретиков, психологов-практиков и программистов могут помочь сделать современную информационную среду более созидающей, развивающей и безопасной, а также снизить ее порой негативное влияние  на детей и подростков.