СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на МО учителей математики по теме "Развитие коммуникативных компетенций с помощью игровой технологии".

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья из опыта работы.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на МО учителей математики по теме "Развитие коммуникативных компетенций с помощью игровой технологии".»

СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КАДЕТСКИЙ КОРПУС СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО»

109462, г. Москва, ул. Маршала Чуйкова, дом 26 корп.1 тел./факс: :(495)123-50-57; email:[email protected]

















Развитие коммуникативных компетенций

с помощью игровой технологии







Учитель математики

высшей квалификационной категории

И.В. Петрунина



















Москва, 2022

К.Д. Ушинский писал: «Истинный педагог постарается сделать учение занимательным, но никогда не лишит его характера серьезного труда, требующего усилия воли».

В современном мире все большее значение приобретает умение людей взаимодействовать друг с другом. От того, насколько люди умеют и готовы общаться, обмениваться информацией, зависит эффективность работы, качество взаимоотношений, социальный климат. Важной составляющей межличностного общения является сформированная коммуникативная компетенция. Человек, имеющий развитые коммуникативные навыки, успешно взаимодействует с другими людьми в различных сферах деятельности: бытовой, учебной, социальной, производственной, культурной.

Поэтому для современного учителя проблема развития коммуникативной компетенции учащихся особенно актуальна. Одним из приемов формирования и развития коммуникативных навыков является использование на уроках различных техник вопросов, позволяющих учителю вовлечь в конструктивный диалог учащихся, тем самым активизируя их интеллектуальную, познавательную и творческую деятельность.

Итак, что же такое коммуникативная компетентность? Существует множество различных определений этого понятия. Вот два наиболее распространенные из них:

- коммуникативная компетенция – это умение строить эффективную речевую деятельность и эффективное речевое поведение, которые соответствуют нормам социального взаимодействия, присущим конкретному этносу;

- коммуникативная компетенция – это способность человека к общению в одном или всех видах речевой деятельности, которая представляет собой приобретённое в процессе естественной коммуникации или специально организованного обучения особое качество реальной личности.

Обобщая, можно сказать, что коммуникативная компетентность – это, прежде всего, готовность и способность к конструктивному общению. И на сегодняшний день это одно из важнейших качеств, необходимых человеку во всех жизненных ситуациях. Новый государственный образовательный стандарт определяет коммуникативную компетентность как основную (универсальную) компетентность учащихся.

Развитие коммуникативной компетенции на уроках математики дает возможность формировать и развивать у учащихся навыки логических рассуждений, умения структурировать и анализировать информацию, делать выводы, отстаивать собственную точку зрения.

Современный мир – это мир информации. Чтобы быть востребованным в этом мире, современному школьнику необходимо учиться работать с информацией: грамотно отбирать ее (в том числе в сети Интернет), анализировать, перерабатывать и, конечно, уметь передавать.

То есть становится очевидным, что развитие коммуникативной компетенции является неотъемлемым условием формирования математической грамотности учащихся.

В курсе математики можно выделить два тесно взаимосвязанных направления развития коммуникативных умений:

  • развитие устной научной речи

  • развитие комплекса умений, на которых базируется грамотное эффективное взаимодействие.

Возникает вопрос: где, на каких этапах обучения учителю следует уделить внимание развитию коммуникативной компетенции учащихся?

Главным элементом учебного процесса был и по-прежнему остается урок. Поэтому на каждом этапе любого, даже стандартного, урока учитель может и должен обращать внимание учащихся на необходимость грамотного и четкого изложения материала.

Рассмотрим пример, как на различных этапах урока учитель может с помощью техники простых вопросов вовлечь учащихся в диалог и заставить их участвовать в процессе урока не в качестве пассивных слушателей, а в качестве активных участников. Именно такой подход заложен в требованиях новых государственных стандартов к современному уроку.

Так, на этапе проверки домашнего задания ученики представляют не просто ответы к заданиям, а комментируют или «представляют» («презентуют») его. Если ответы учащихся отличаются, можно предложить аргументировать свое решение и в процессе дискуссии определить правильное решение и ответ.

На этапе целеполагания учащимся можно предложить самостоятельно сформулировать цели и задачи урока (выдвинуть гипотезы и проверить их правильность).

На этапе актуализации знаний можно предложить ребятам ответить на ряд вопросов, например:

Знаете ли вы, как это посчитать? Какой порядок действий? Какие правила помогут выполнить это задание? Сможете посчитать устно? А есть идеи, как можно сделать проще? Можете сформулировать, каким правилом мы воспользовались?

На этапе первичного усвоения новых знаний вопросы могут быть такими:

Вы слышали когда-нибудь это словосочетание? А что вы знаете о…? Где в обычной жизни мы сталкиваемся с…? Как думаете, что тут можно сделать? Есть идеи, что можно сделать дальше? Повтори, пожалуйста, основную мысль материала, который мы обсудили. Если бы тебе нужно было другу объяснить то, что мы прошли, что бы ты сказал? Можешь теперь своими словами объяснить, что мы сделали? Приведи пример?

Первичная проверка понимания также может осуществляться учителем в виде диалога:

Есть идеи - с чего начать? Решали ли мы раньше такое? Какой будет план/порядок действий? Знаем ли мы формулу, которая бы связывала эти понятия? Кто знает правило об…? Какую формулу можем применить? Нет ли тут противоречия? Проговорим правило/метод, которым мы воспользовались.

На этапе первичного закрепления:

Проговори, пожалуйста полностью новый алгоритм/правило, который ты использовал/научился применять/запомнил. Как мы будем решать такую задачу в следующий раз? Если бы тебе нужно было другу объяснить то, что мы прошли, что бы ты сказал?

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению может предполагать такие вопросы:

С чего ты начнешь выполнять это задание? Какое правило/теорему необходимо применить, чтобы выполнить это задание? Какая будет последовательность действий для выполнения этого задания? Какое самое трудное/простое задание? Что вызовет трудность при выполнении этого задания? Сможешь выполнить домашнее задание, не заглядывая в доп. источники?

Рефлексия:

Что из сегодняшнего урока вам запомнилось лучше всего? Что было труднее всего? Какие новые методы ты теперь знаешь? Можешь пересказать правило, которое мы изучили? Какие новые приемы мы применили на практике?

Таким образом, организуя урок в виде диалога, учитель, с одной стороны, имеет возможность вовлечь в работу всех учащихся, а с другой – заставляет учащихся говорить: формулировать мысли, проговаривать правила и алгоритмы, генерировать идеи и отстаивать их, учит работать в команде.

На нестандартном уроке возможностей для развития коммуникативных навыков еще больше. Помимо традиционной формы возможно использование и других типов урока: урок-диспут; урок-практикум; урок с использованием технических средств обучения; урок-игра; урок-путешествие; интегрированный урок; урок-интеллектуальный марафон и др.

Использование учителем инновационных технологий также расширяет возможности для развития коммуникативной компетентности учащихся. Наиболее удачные, на мой взгляд, технологии, позволяющие наиболее эффективно развивать коммуникативные навыки учащихся, это: проектная технология; технология проблемного обучения, технология развития критического мышления и игровая технология.

Введение в школу информационно-коммуникативных технологий позволило урок математики сделать современным и интересным. Дидактические игры на уроках математики с применением презентаций – современный и всеми признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитательной функциями, которые действуют в органическом единстве. Игра – творчество. Игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.

Увлекшись игрой, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают фантазию. Дидактические игры очень хорошо уживаются с “серьезным” учением. Включение в урок игр и игровых моментов делают процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. В математике нет легких путей, поэтому учение с увлечением поможет ребятам найти притягательные стороны математики, ее возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.

Реализация игровых приемов и моментов при урочной форме занятий с применением информационно-коммуникативных технологий происходит по следующим основным направлениям:
– цель урока – в форме игровой задачи;
– учебная деятельность подчиняется правилам игры;
– учебный материал используется в качестве средства игры;
– на уроке водится элемент соревнования,
– успешность выполнения задания связывается с игровым результатом.

На уроках математики я применяю игры, игровые моменты, занимательные задания с использованием презентаций. Их можно классифицировать так:

1. Игры-упражнения, которые проводятся в течение 5–15 минут и являются хорошим средством для развития познавательных интересов, устного счета, закрепления нового материала.
2. Уроки-путешествия. Они хороши для углубления и закрепления учебного материала, повторение больших тем и блоков.
3. Уроки – соревнования. Такие уроки хорошо проходят при делении класса на 3 или 4 группы. Это уроки обобщения и систематизации знаний по отдельным темам. На уроке – соревновании я использую не только материал занимательного характера, но и вопросы учебной программы, а также задания практического содержания.
4. Интерактивные игры. Это различные квесты.

Таким образом, коммуникативные умения, которые формируются посредством игровых технологий – это умения слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться, учитывать позицию собеседника. Но самое важное – не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих учащихся во время игр происходит многократное повторение материала в его различных сочетаниях и формах

Работая над проблемой развития коммуникативной компетенции учащихся, учителю, прежде всего, самому необходимо владеть навыками грамотной выразительной речи, умением излагать мысли четко, последовательно и эмоционально, готовностью к конструктивному общению.

Это помогает учителю работать творчески и интересно, а для ребенка урок становится самым любимым и увлекательным. Учащийся усваивает материал в процессе диалога, не замечая интеллектуальной нагрузки, быстро, весело, с удовольствием.

Использованная литература:

Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004 – 175с.

Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 38 с.

Немов Р.С. Практическая психология: Учеб. пособие. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1997.- 320 с.

Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях // О чем спорят в языковой педагогике. – М.: Еврошкола, 2004. – 236 с.

Седов К.Ф. Дискурс и личность. – М. Лабиринт, 2004. – 320 с.

Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля

Царенков Д.И. Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирование на продвинутом этапе обучения студентов-нефилологов// Русский язык за рубежом. – 1990. – М.