Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Молчановская средняя общеобразовательная школа №1»
«Особенности структуры урока в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО. Изменения в деятельности учителя»
Пчёлкина В.И. учитель начальных классов
Главная составная часть учебной деятельности – урок. Учебная деятельность учителя и обучающихся в значительной мере сосредотачивается на уроке. Поэтому качество подготовки обучающихся по тому или иному учебному предмету во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой.
В настоящее время все более актуальным в образовательной деятельности становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию,
выдвигать гипотезы, делать выводы
и умозаключения .
Это значит, что у современного ученика должны быть сформированы УУД, которые обеспечивают способность к организации самостоятельной УД. Самым актуальным методом в обучении выступает системно – деятельностный . Это метод, в котором важным является: - применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и др.;
- создание условий для развития рефлексии - способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание.
Учебная деятельность - это самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознает.
Она включает в себя следующие компоненты:
- учебную задачу;
- учебные действия;
- действия самоконтроля и самооценки.
Учебная задача - цель, которую перед собой ставит ученик (Чему? Зачем? Для чего?)
Учебное действие - система приёмов, которые помогают успешно усваивать новые знания и навыки, алгоритм действий (Как?)
Самоконтроль и самооценка - определение правильности выполненного действия (Правильно? Хорошо?
Можно лучше?)
Требования к современному
уроку по ФГОС
- Урок обязан иметь личностно- ориентированный характер.
- В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.
- Осуществляется практический, деятельностный подход.
- Каждый урок направлен на развитие универсальных личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных учебных действий .
- Авторитарный стиль общения между учеником и учителем уходит в прошлое. Теперь задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс. !!!
Уроки деятельностной направленности по можно распределить в четыре группы : 1) уроки «открытия» нового знания; 2) уроки отработки умений и рефлексии; 3) уроки общеметодологической направленности; Они призваны формировать у учащихся представления о методах, которые связывают изучаемые понятия в единую систему и о методах организации самой учебной деятельности, которая направлена на самоизменение и саморазвитие, понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки. 4) уроки развивающего контроля. Каждый тип урока имеет свою структуру.
Структура урока «открытия нового знания»:
1 этап – организационный. Это приветствие, проверка подготовленности, организация внимания.
2 этап – постановка цели и задачи урока. Мотивация УД.
Главная задача этого этапа — создать такие условия, чтобы ученик внутреннее собрался, подготовился и нацелился на «покорение новых вершин».
3 момента мотивации:
«хочу» — вызываем интерес к уроку, к деятельности;
«надо» — подводим ученика к осознанию важности и необходимости нового знания;
«могу» — определяем тематические рамки познания, показываем, что непосильных и сверхсложных задач
не предвидится.
3 этап – актуализация знаний.
Поиск решения учебной задачи .
Основная цель данного этапа заключается в том, чтобы каждый ученик внутренне осознал потребность открытия новых знаний и умений. А пробные действия позволили ему зафиксировать свои затруднения.
Упражнения должны быть такие, чтобы ученики могли вспомнить, что они уже умеют и знают по данной теме; активизировали мыслительные процессы, а при попытке самостоятельно выполнить предложенное задание, смогли выявить затруднения
и зафиксировать их.
4 этап – первичное закрепление знаний.
На данном этапе ученикам предлагается несколько типовых задач по новой теме. Ученики (в парах, в группах) решают задания по новому, выработанному проекту и обязательно проговаривают каждый этап, объясняют и аргументируют свои действия.
5 этап – первичная проверка понимания.
Ученики самостоятельно выполняют типовые задания, проверяют их по предложенному эталону сначала сами, затем друг у друга.
6 этап – первичное закрепление.
Первичное закрепление можно провести в форме тестирования, проверочной, творческой работы и т.д. Основная цель этого этапа: зафиксировать полученное знание
7 этап – рефлексия .
Действия самоконтроля и самооценки.
Самоконтроль обучающимися проводится по эталону.
Обучающиеся пошагово сравнивают свою работу с эталоном при самопроверке.
Эталон может быть представлен в разных видах. Главное, чтобы он был понятен обучающимся.
Далее ученики оценивают свою работу.
Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:
1) Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в рамках учебной программы.
2) Отобрать учебный материал (определить его содержание, объём, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).
3) Выбрать наиболее эффективные методы и приёмы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.
4) Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
5) Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
6) Продумать форму подведения итогов урока.
7) Продумать содержание, объем и форму
домашнего задания.
Требования к уроку
Объявление темы урока
Традиционный урок
Учитель сообщает учащимся
Сообщение целей
Урок современного типа
и задач
Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться
Планирование
Формулируют сами учащиеся
Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели
Практическая деятельность учащихся
Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели
Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)
Осуществление контроля
Осуществление коррекции
Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)
Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию
Оценивание обучающихся
Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)
Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке
Итог урока
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили
Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
Домашнее задание
Проводится рефлексия
Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
Характеристика изменений в деятельности педагога,
работающего по ФГОС НОО
Предмет изменений
Традиционная деятельность учителя
Подготовка
Деятельность учителя, работающего по ФГОС
к уроку
Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока.
Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения.
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации.
Основные
Главная цель учителя на уроке
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами.
Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя.
этапы урока
Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока).
Успеть выполнить все, что запланировано.
Организовать деятельность детей:
• по поиску и обработке информации;
• обобщению способов действия;
• постановке учебной задачи и т. д.
Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)
Форма урока
Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.
Взаимодействие с родителями обучающихся
Преимущественно фронтальная.
Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.
Образовательная среда
Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс.
Преимущественно групповая и/или индивидуальная
Создается учителем. Выставки работ обучающихся.
Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета.
Результаты обучения
Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов.
Предметные результаты.
Основная оценка – оценка учителя.
Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные.
Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ.
Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки.
Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения.