Какое влияние оказывают «Разговоры о важном».
С нового учебного года во всех школах нашей страны каждый понедельник начинается с занятия «Разговоры о важном».
Цель «Разговоров о важном» — пробуждение интереса к изучению отечественной истории и культуры, морально-нравственное формирование личности, воспитание гражданственности и патриотизма, формирование и конкретизация понятия «Родина», осознание собственного отношения к ней; формирование представления о культурном и историческом единстве русского народа и важности его сохранения.
Эти классные часы не должны повторять традиционные для урока формы, а учителя должны не просто рассказывать, а вовлекать детей в обсуждение. Работу можно организовать по-разному. В методических рекомендациях предлагаются очень интересные игры по возрастам. Можно всячески стимулировать активность учеников. Мы, например, раздаем ребятам за правильные ответы карточки, а в конце классного часа те, кто заработал больше всего карточек, получают почетное звание «Всезнайка». Очень здорово, что ученический парламент нашего лицея проявил инициативу помогать классным руководителям в проведении этих классных часов.
Невозможно в начале недели затронуть важную темы и потом просто забыть ее. Необходимо всю неделю, на всех учебных предметах, возвращаться к теме «Разговоров о важном», только тогда ученики прочувствуют ее важность и интересность. Темы классных часов не просто интересные, но и полезные. И все они интегрируются в разные учебные дисциплины.
Например, информацию, полученную 19 сентября на классном часу, посвящённом выдающемуся ученому Константину Эдуардовичу Циолковскому, ученики могут использовать на уроках физики, математики, истории и обществознания, даже в экзаменационных заданиях. Например, после данного классного часа наши учителя физики всю неделю на своих уроках в 9 и 10 классах говорили о ракетах и реактивном движении Циолковского, даже на допах с 9 и 11 классами разбирали закон сохранения импульса. А еще учителя физики организовали конкурс плакатов, посвященный Циолковскому и организовали экскурсию для всех старшеклассников по выставке плакатов. Учителя математики, на своих уроках, говорили с учениками о Циолковском решая задачи на движение и скорость, перевод единиц измерения, расстояние. На допах, решая задания ЕГЭ, математики вспоминали о Циолковском решая задачи с прикладным содержанием. Географы продолжили тему на своих уроках разбирая особенности Калужской области, родины Циолковского. Историки вместе с учениками проработали информацию о Циолковском в исторических источниках, провели анализ иллюстративного материала (марок), посвященного ему. На уроках обществознания обсудили с ребятами роль личности в развитии общества и государства. Этот классный час заставил наших лицеистов гордиться своей страной и выдающимися космонавтами-соотечественниками.
26 сентября был классный час по теме «День пожилых людей». Очень здорово, что была поднята такая важная тема, ведь в семье практически каждого из учеников и учителей есть пожилой человек. Да и каждый когда-нибудь станет бабушкой или дедушкой. Пожилые люди капризны и требуют к себе особого внимания и уважения. Это был очень душевный классный час, на нем наши ученики прекрасно читали стихи о пожилых людях, обсуждали фрагменты художественных произведений, прочитанных на уроках литературы. Очень важно, что ученики лицея на этом классном часу делились с одноклассниками рассказами о своих бабушках, дедушках, прабабушках и прадедушках, участниках ВОВ. Такая инициатива способствовала сплочению детского коллектива, воспитанию доброты, заботы и милосердия.
3 октября провели классный час по теме «День учителя», ребятам была дана возможность подумать, хотят ли они стать учителями сами. Оказывается, многие наши ученики хотели бы попробовать себя в данной роли, заразительной стала для них инициатива парламента нашего лицея по организации для самоуправления. А еще хотелось бы сказать большое спасибо парламенту за организацию замечательного праздника для учителей!
17 октября на классном часу по теме «День музыки», ученики лицея познакомились с разными музыкальными жанрами и музыкальными инструментами. Многие классные руководители нашего лицея превратили этот классный час в настоящий мини-концерт путешествие. Лицеисты поработали с картой, послушали разные музыкальные инструменты, познакомились с национальной музыкой народов России и даже сами играли на разных музыкальных инструментах и пели. Например, в моем классе ребята играли на балалайке, пели под гитару. Тему музыки можно было развивать на разных учебных предметах. Например, на уроках русского языка учителя познакомили ребят с музыкальными терминами, провели фонетический разбор слова, говорили о звуках русского языка, об аналогии музыкального звука и звука в русском языке. На уроках литературы тема музыки поднималась при обсуждении былины «Садко», на которую написал музыку Римский Корсаков, романа Гончарова «Обломов», при работе с произведением Куприна «Гранатовый браслет». На уроках математики наши учителя объясняли дроби с помощью музыки, установили связь скорости и тембра в музыке. На уроке музыки учителя поговорили с ребятами о великих русских великих композиторах и музыкальных жанрах. На уроках истории и географии мы говорили с ребятами о русских городах, которые были родиной великих композиторов: Новгород -Рахманинов, Римский Корсаков, Москва – Скрябин, Псков- Мусоргский. На физике в 9 и 11 классах разбирали, что такое звук, колебания. На биологии учителя обсуждали с учениками что ушная раковина появляется только у наземных млекопитающих, размер раковины имеет значение, выясняли как мы слышим звук и почему. А на изо, представляете, наши ученики рисовали настроение музыки. Вы спросите, как это? Учитель включал им музыкальные композиции разных жанров, например, джаз, блюз, классику и предлагал выбрать с какой цветовой гаммой и сюжетом ассоциируется данное музыкального произведение.
На последнем классном часу по теме «Россия –мировой лидер атомной отрасли» наши ученики узнали очень много нового и интересного об Арктике и Северном морском пути и важности развития атомных технологий. Всю эту неделю учителя закрепляли и расширяли полученные знания на своих уроках.
Итак, давайте подведем итог. «Разговоры о важном», по сути, структурировали работу по патриотическому воспитанию, предложили педагогам полный пакет материалов для этих занятий. Учителя отмечают, что «Разговоры о важном» позволяют более предметно беседовать с детьми о каких-то знаменательных вехах в жизни общества. Мы в его рамках с ребятами вступаем в дискуссии, разговариваем о насущных проблемах семьи и общества. Старшеклассники заинтересованы в темах разговоров, охотно делятся своими наблюдениями. Ребятам интересно узнавать о выдающихся людях России. Большинство родителей поддерживают проведение «Разговоры о важном». Ведь наши дети должны гордиться своей Родиной и знать, что от каждого человека, ребенка зависит то, как живет целая страна.