«Интеграция основного,дополнительного образования и внеурочной деятельности в гимназии как условие последующего саморазвития,самоопределения и социализации гимназистов»
Выступление на педсовете
Октябрь 2018г.
«Внеурочная деятельность— это отнюдь не механическая
добавка к основному общему образованию,
призванная компенсировать недостатки работы
с отстающими или одарёнными детьми.
Внеурочная деятельность— это осуществление взаимосвязи
и преемственности общего и дополнительного образования
как механизма обеспечения полноты и цельности образования».
( Государственный образовательный
стандарт начального общего образования ЛНР.)
Интеграция основного и дополнительного образования приобретает особую значимость при организации внеурочной деятельности в рамках внедрения ГОС ЛНР. Это продиктовано общностью проблем воспитания и личностного развития детей, вопросами их самореализации, социальной адаптации в учебное и личное время, а также обосновано реальной целесообразностью объединения ресурсов.
Стандартами определены новые результаты образования в виде предметных, метапредметных и личностных результатов. Совершенно логично, что для их достижения должны были быть предложены и новые ресурсы. Вот одним из таких ресурсов, по замыслам разработчиков стандартов, и должна была стать внеурочная деятельность.Главное – осуществить на основе взаимных интересов содружество общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.
Урочная и внеурочная деятельность в гимназии организована в форме проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся, познавательных экскурсий, викторин ,бесед,классных часов,сообщений,встреч с интересными людьми,литературно – музыкальных композиций,просмотров и обсуждений видеоматериала,поездок, походов к памятным местам города,творческих конкурсов, коллективных творческих дел,соревнований,праздников,интеллектуально-познавательных игр,трудовых дел,обсуждений, обыгрываний проблемных ситуаций,заочных путешествий,тренингов,акций благотворительности, милосердия,творческих проектов, презентаций,сюжетно – ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания
Эти разнообразные формы урочной и внеурочной деятельности помогают гимназистам приобретать социальные знания, понимать социальную реальность и повседневную жизнь, позитивно относиться к базовым ценностям общества, получать опыт самостоятельного социального действия. Внеурочную деятельность в своём классе я организовывала по нескольким направлениям.
Досугово-развлекательная деятельность(досуговое общение)
Достижению воспитательных результатов в досугово-развлекательной деятельности гимназистов способствуют такие хорошо известные формы, как культпоход в музей, ДК, организация силами самих учащихся концертов, инсценировок.Ученики очень любят праздничные «огоньки» в классе
Воспитательные задачи таких вечеров общения состоят в оптимизации межличностных отношений в детских коллективах, формировании опыта совместного социально-приемлемого проведения свободного времени.
Проблемно-ценностное общение
Проблемно-ценностное общение, в отличие от досугового общения, затрагивает не только эмоциональный мир ребенка, но и его восприятие жизни, её ценностей, смысла. Проблемно-ценностное общение вклассе организовано в форме этических бесед, дебатов, тематических диспутов, проблемно-ценностных дискуссий.
Во большинстве случаев организующая роль учителя состоит в предоставлении учащимся на выбор той или иной формы фиксации рефлексивной позиции (ответы на вопросы, продолжение незаконченных предложений, интервью и т. д.) и а также поддержание динамики рефлексивных процессов.
Игровая деятельность
Игровое общение оказывается мощным воспитательным средством, потому что во-первых, позволяет педагогу совершать разнообразные маневры в поле делового и личностного общения. Во-вторых, игра создаёт возможности для сотворчества, совместного творческого развития взрослого и ребёнка. Давно признано, что игра занимает значительную часть жизни ребёнка. Ещё в восемнадцатом веке Ж. Ж. Руссо писал о том, что «для того, чтобы узнать и понять ребёнка, необходимо наблюдать за его играми.Достижение воспитательных результатов в игровой деятельности обеспечивается формой игр с ролевым акцентом, участники которых действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия, вместе создают или следуют уже созданному сюжету, свободно импровизируют в рамках выбранных правил. В центре внимания игр с деловым акцентом - поиск путей решения проблемы, заданной игровым сценарием. В том числе поиск и освоение ролей, наиболее адекватных решению проблемы игры, например, школьной бизнес-игры, целью которой является знакомство учащихся с экономической инфраструктурой рынка и приобретение начальных навыков ориентации в ней.
Социальное творчество(социально- преобразующая добровольческая деятельность)
Сегодня уже не надо доказывать, что существует особый тип результатов образования, связанный с социализацией учащихся. Одна из задач социализации - перевод ребёнка, подростка в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание и цели, разрабатывать проекты преобразования общества и отдельных его институтов, реализовывать данные проекты. Иными словами, речь идёт о формировании юного субъекта социального творчества.Достижения воспитательных результатов в социально преобразующей добровольческой деятельности обеспечиваются формой социальной пробы — это инициативное участие ребёнка в социально значимых делах, организованных взрослыми. Например ,сбор подарков для воспитанников детских домов и военнослужащих,подготовка и рассылка праздничных открыток для ветеранов Великой Отечественной войны и т.д. Большинство этих мероприятий проходят в форме коллективного творческого дела
Художественное творчествоОсновная идея внеурочной деятельности в сфере художественного воспитания состоит в нацеливании образовательного процесса в первую очередь на духовно-нравственное развитие и воспитание гимназиста, а уже потом — на развитие специальных предметных компетенций художественного творчества (игра на музыкальных инструментах, актёрское мастерство и т. д.).
Социально-трудовая деятельность
Именно здесь закладывается понимание ребёнком культуры труда, этики трудовых отношений, вклада труда в осмысленность повседневного бытования, растёт чувство продуктивной самостоятельности, ощущение и осознание причастности миру трудящихся взрослых.Дети создают разнообразные изделия на пользу и радость своему коллективу, близким и далёким людям. Это:
сувениры-игрушки из природного материала, модели, макеты, вышивки и др.;
оформление для праздников — баллов, вечеров, концертов и т.д.
Спортивно-оздоровительная деятельность
Здоровье детей -это одно из приоритетных направлений современного общества, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации. Для детей младшего школьного возраста высокая двигательная активность является естественной потребностью. Постоянная двигательная активность является своего рода «пусковым механизмом» эффективного обучения .Не случайно большинство школьников предмет физическая культура называют интересным, комфортным, любимым. Действительно, здесь они чувствуют себя как рыба в воде. Они могут шуметь, играть, общаться, много двигаться, но при этом еще и учиться.Такие спортивно-оздоровительные мероприятия как «Папа, мама, я -спортивная семья !» , «Веселые старты», «Вперед мальчишки!», «А ну-ка, девочки!» легкоатлетические эстафеты ,очень модные на сегодняшний день танцевальные флешмобы, конкурсы рисунков «Здоровый я -здоровая страна», просто стали традицией в нашем классе.Правильно организованная физкультурно-оздоровительная работа повышает возможности организма, а значит, становится средством сохранения и укрепления здоровья школьников.
Военно-патриотическая деятельность Военно-патриотическаядеятельность в гимназии организуется в форме периодических музейных экскурсий,, викторин, встреч с интересными людьми, работы в библиотеке,просмотра кинофильмов,
рассказов взрослых о значении для нашего общества Победы в Великой Отечественной войне, о нормах отношения к ветеранам, о необходимости чтить память погибших .
Важную роль в занятиях внеурочной деятельнстью я отвожу коррекционной работе с учениками в преодолении речевых трудностей у детей т.к.16 учащихся класса имеют деффекты речи. Для успеха коррекционной логопедической работы необходимы достаточно высокий уровень основных психических процессов (внимания, памяти, мышления), познавательных интересов и активности ребенка.Стремясь к тому, чтобы такие занятия проходили эмоционально и не были утомительными для детей, я стараюсь использовать различные формы работы, применять нетрадиционные технологии. Это - игро-, кукло-, сказко- терапия, работа соленым тестом.
Я хочу вас познакомить с технологией тестотерапии.Эта технология способствует:
- преодолению нарушений звукопроизношения
- развитию фонематических процессов
- формированию навыка звуко-слогового анализа и синтеза
- обогощению словарного запаса
- развитию связной речи
- формированию графо-моторных навыков
- развитию высших психических функций. Такая форма терапии помогает развитию различных органов чувств, способствует взаимодействию «рука-рука», «рука - глаз», «рука-ухо-глаз». Замешивание и формирование изделий из теста развивает мелкую моторику, при этом равномерно распределяя мышечное напряжение. В своей практике я активно осуществляю следующие виды деятельности:
1. Коррекция звукопроизношения. Упражнения для развития тонкой моторики и артикуляции.
- Размять кусочек теста пальцами, одновременно с вылепливанием фигурок выполнить элементы артикуляционной гимнастики:
«непослушный язычок», «лопаточка», «вкусное варенье», «чашечка».
- Скатать из теста жгутик, выкладывая на столе фигурки «улыбка, бублик» выполнить упражнения для губ «трубочка, улыбочка».
- Выложить тесто в форме дорожки, выполняя артикуляционное упражнение «лошадка», «поскакать» пальчиками правой и левой руки по дорожке.
2. Развитие фонематического восприятия и формирование навыка
звуко-слогового анализа и синтеза.
- Скатать длинный и короткий жгутики, соотнести их с предложенными картинками (велосипед, кубики, роза, мяч).
- Сделать из теста столько шариков, сколько гласных звуков в словах.
- Соотнести кол-во шариков с кол-вом слогов в слове.
- Назвать гласный звук в словах: дом, волк, мак, слон, кот.
-Назвать гласные звуки в этих словах, найти «лишнее» слово.
- Вылепить буквы, обозначающие гласные звуки в этих словах ( «о», «а» ).
- На что похожа буква «о»?
- Придумать слова, которые начинаются на звук « о».
- Слепить из теста фигурки «облако, обруч».
3. Конструирование и реконструирование букв.
- Слепить два жгутика, выложить письменную букву « г », превратить еев « п », « р ».
- Что изменилось, какие новые элементы добавились?
- Слепить «овал» и «петельку», из получившихся элементов выложить буквы « в », « д ». Объяснить, в чем между ними разница.
- Реконструировать буквы: п-т, и-у, о-а, и-ш.
- Слепить элемент, которым отличаются буквы: в-д, г-р, и-ц, и-у.
- Вылепить первую букву своего имени.
4. Развитие пространственной ориентировки.
- Слепить из теста фигурку птички. Следуя инструкции логопеда, перемещать ее вверх, вниз, в правый верхний угол, в левый нижний угол, над облаком, под облаком, справа, слева и т.д.
5. Развитие связной речи.
- Составить предложение по предложенной картинке, определите кол-во слов в предложении (4 слова ).
- Из теста слепить жгутик, разделите его на 4 части, выложить схему предложения.
Вывод.
Использование тестотерапии на логопедических занятиях способствует лучшему усвоению материала, повышению мотивации детей, стимулирует их активность на уроках, формирует эмоционально-положительный настрой к обучению.
Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что интеграция урочной и внеурочной деятельности обеспечивает решений следующих задач:
- обеспечивает успешную адаптацию ребёнка в социуме;
- оптимизирует учебную и внеучебную нагрузку обучающихся;
- улучшает условия развития ребёнка;
- учитывает возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.
В дальнейшем я планирую продолжать обеспечивать обмен информацией о результатах урочной и внеурочной деятельности через интерактивные ресурсы (интернет),использовать потенциал родительской общественности и внешкольных специалистов для развития разнообразных форм урочной и внеурочной деятельности,пропагандировать и популяризировать успехи учащихся в урочной и внеурочной деятельности (ученические портфолио),продолжить работу с мотивированными детьми и работу по учету их индивидуальных достижений.
Рассматривая дополнительное образование как важнейшее средство гармоничного развития личности на всех этапах обучения, я считаю, что оно должно обогащать основное (базовое) образование и компенсировать его недостатки. Являясь элементом общего образования, содержание дополнительного образования предполагает целостное развитие личности каждого школьника: духовно-нравственное, интеллектуальное, эмоциональное и физическое.