СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педсовете. «Оценка сформированости базовых учебных действий»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности.

Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педсовете. «Оценка сформированости базовых учебных действий»»

ОГКОУ «Ивановский областной центр психолого-медико-социального сопровождения»

г. Фурманов











Выступление на педсовете.



«Оценка сформированости базовых учебных действий»


























Подготовила учитель

высшей квалификационной категории

Назакова В.Э.



2019-2020 учебный год



Программа формирования базовых учебных действий

Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности.

Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Базовые учебные действия ― это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью. БУД формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося.

БУД обеспечивают становление учебной деятельности ребенка с умственной отсталостью в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной, коммуникативной, личностной.

Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в фор­ми­ро­ва­нии основ учебной де­ятельности учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают его подготовку к са­мо­стоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда.

Задачами реализации программы являются:

― формирование мотивационного компонента учебной деятельности;

― овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;

― развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.

Для реализации поставленной цели и соответствующих ей задач необходимо:

•определить функции и состав базовых учебных действий, учитывая пси­хофизические особенности и своеобразие учебной деятельности обучающихся;

•определить связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов;

Согласно требованиям Стандарта уровень сформированности базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяется на момент завершения обучения школе.






Функции, состав и характеристика базовых учебных действий

обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

Повышение эффективности обучения предполагает формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. Проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности.

В качестве базовых учебных действий рассматриваются операционные, мотивационные, целевые и оценочные.

Функции базовых учебных действий:

- обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;

- реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;

- формирование готовности обучающегося с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) к дальнейшей трудовой деятельности;

- обеспечение целостности развития личности обучающегося.

С учетом возрастных особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) базовые учебные действия целесообразно рассматривать на различных этапах обучения.

V-IX классы

Личностные учебные действия

Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну;

  • гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;

  • адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;

  • уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;

  • активно включаться в общеполезную социальную деятельность;

  • бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.

Коммуникативные учебные действия:

  • вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);

  • слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;

  • использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные учебные действия:

  • принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;

  • осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

  • обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;

  • адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия:

  • дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-про­странственную организацию;

  • использовать усвоенные логические операции (сравнение, ана­лиз, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, при­чинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, ос­но­ве практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

  • использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и про­цессами.


Связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов

Практически все БУД формируются в той или иной степени при изучении каждого предмета, но отдельные учебные предметы, в наибольшей мере способствуют формированию конкретного действия.


V-XII классы

Личностные учебные действия

Осознанно выполнять обязанности ученика, члена школьного коллектива, пользоваться соответствующими правами

Образовательная область

Учебный предмет

Человек

Основы социальной жизни, обществоведение, этика

Гордиться школьными успехами идостижениями как собственными, так и своих товарищей

Язык и речевая практика

Русский язык

Человек

Основы социальной жизни

Физическая культура

Физическая культура

Технологии

Профильный труд

Адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.

Язык и речевая практика

Русский язык, чтение

Искусство

Музыка, изобразительное искусство

Уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности

Язык и речевая практика

Русский язык, чтение

Технологии

Профильный труд

Активно включаться в общеполезную социальную деятельность

Технологии

Профильный труд

Естествознание

Природоведение, биология

Осознанно относиться к выбору профессии

Человек


Основы социальной жизни, обществоведение

Технологии

Профильный труд

Бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края страны

Язык и речевая практика

Русский язык, чтение

Человек

История Отечества

Естествознание

Биология, география

Понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе

Язык и речевая практика

Русский язык, чтение

Человек


Основы социальной жизни, обществоведение, этика

Соблюдать правила безопасного и бережного поведения в природе и обществе

Естествознание

Природоведение, биология, география

Человек


Основы социальной жизни, обществоведение, этика

Технологии

Профильный труд

Коммуникативные учебные действия

Вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.)

Образовательная область

Учебный предмет

Язык и речевая практика

Русский язык, чтение

Человек

Основы социальной жизни

Технологии

Профильный труд

Слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию

Язык и речевая практика

Русский язык, чтение

Человек

Основы социальной жизни, этика

Дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый - незнакомый и т.п.)

Язык и речевая практика

Русский язык, чтение

Человек

Основы социальной жизни, этика

Использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач

Язык и речевая практика

Русский язык, чтение

Человек

Основы социальной жизни, этика

Использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные

Язык и речевая практика

Русский язык, чтение

Математика

Математика

Регулятивные учебные действия

Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач;

осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;

осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность

Образовательная область

Учебный предмет

Язык и речевая практика

Русский язык, чтение

Естествознание

Природоведение, биология, география

Математика

Математика

Человек


Основы социальной жизни, история Отечества, обществоведение, этика

Искусство

Музыка, изобразительное искусство

Технологии

Профильный труд

Физическая культура



Физическая культура

Познавательные учебные действия

Использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;

использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами

Образовательная область

Учебный предмет

Язык и речевая практика

Русский язык, чтение

Математика

Математика

Естествознание

Человек

Природоведение, биология, география

Основы социальной жизни, история Отечества, обществоведение, этика

Искусство

Изобразительное искусство, музыка

Физическая культура

Физическая культура

Технологии

Профильный труд


В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы.


Таблица оценки сформированности базовых учебных действий


Группа БУД

Перечень учебных действий

Оценка сформированности (в баллах)

0

1

2

3

4

5

Личностные

учебные действия

осознанно выполнять обязанности ученика, члена школьного коллектива, пользоваться соответствующими правами







гордиться школьными успехами и

достижениями как собственными, так и своих товарищей







адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.







уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности







активно включаться в общеполезную социальную деятельность







осознанно относиться к выбору профессии







бережно относиться к культурно-

историческому наследию родного края и страны







понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений о этических

нормах и правилах поведения в современном обществе







соблюдать правила безопасного и бережного поведения в природе и обществе







Максимум 45 баллов

Коммуникативные учебные действия


























вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия

(учебных, трудовых, бытовых и др.)







слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию







дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый - незнакомый и т.п.)







использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач







использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.







Максимум 25 баллов

Регулятивные

учебные действия


принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их

осуществления







осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач







осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих







осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность







Максимум 20 баллов


Познавательные


дифференцированно воспринимать

окружающий мир, его временно-пространственную организацию













использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, общение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями







применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии

с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических

задач







использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражаю-щие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами







Максимум 20 баллов


Для оценки сформированности каждого действия используется следующая система оценки:

0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

Выводы:

Первый уровень сформированности БУД:

110 - 81 баллов (обучающиеся понимают смысл действий, способны самостоятельно применять действия влюбых ситуациях).


Второй уровень сформированности БУД:

80 - 51 баллов (обучающиеся понимают смысл действий, способны самостоятельно применять действия в знакомых ситуациях, в необычной ситуации допускают ошибки, но могут исправить их по замечанию учителя).

Третий уровень сформированности БУД:

50 - 21 балл (смысл действий обучающийся связывает с конкретной ситуацией, в основном выполняет действия по указанию учителя).

Четвертый уровень сформированности БУД:

20 - 0 баллов (в некоторых ситуациях не понимает смысл действий, действия выполняет только по указанию учителя, в затруднительных ситуациях не может справиться с поставленной задачей).

Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сфор­ми­ро­ван­нос­ти учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить кор­ре­ктировку процесса их формирования на протяжении всего времени обу­че­ния.