ОГКОУ «Ивановский областной центр психолого-медико-социального сопровождения»
г. Фурманов
Выступление на педсовете.
«Оценка сформированости базовых учебных действий»
Подготовила учитель
высшей квалификационной категории
Назакова В.Э.
2019-2020 учебный год
Программа формирования базовых учебных действий
Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности.
Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Базовые учебные действия ― это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью. БУД формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося.
БУД обеспечивают становление учебной деятельности ребенка с умственной отсталостью в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной, коммуникативной, личностной.
Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании основ учебной деятельности учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда.
Задачами реализации программы являются:
― формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
― овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;
― развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.
Для реализации поставленной цели и соответствующих ей задач необходимо:
•определить функции и состав базовых учебных действий, учитывая психофизические особенности и своеобразие учебной деятельности обучающихся;
•определить связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов;
Согласно требованиям Стандарта уровень сформированности базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяется на момент завершения обучения школе.
Функции, состав и характеристика базовых учебных действий
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Повышение эффективности обучения предполагает формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. Проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности.
В качестве базовых учебных действий рассматриваются операционные, мотивационные, целевые и оценочные.
Функции базовых учебных действий:
- обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;
- реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;
- формирование готовности обучающегося с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) к дальнейшей трудовой деятельности;
- обеспечение целостности развития личности обучающегося.
С учетом возрастных особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) базовые учебные действия целесообразно рассматривать на различных этапах обучения.
V-IX классы
Личностные учебные действия |
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны. |
Коммуникативные учебные действия: |
вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач. |
Регулятивные учебные действия: |
принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. |
Познавательные учебные действия: |
дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию; использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. |
Связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов
Практически все БУД формируются в той или иной степени при изучении каждого предмета, но отдельные учебные предметы, в наибольшей мере способствуют формированию конкретного действия.
V-XII классы
Личностные учебные действия |
Осознанно выполнять обязанности ученика, члена школьного коллектива, пользоваться соответствующими правами |
Образовательная область | Учебный предмет |
Человек | Основы социальной жизни, обществоведение, этика |
Гордиться школьными успехами идостижениями как собственными, так и своих товарищей |
Язык и речевая практика | Русский язык |
Человек | Основы социальной жизни |
Физическая культура | Физическая культура |
Технологии | Профильный труд |
Адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др. |
Язык и речевая практика | Русский язык, чтение |
Искусство | Музыка, изобразительное искусство |
Уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности |
Язык и речевая практика | Русский язык, чтение |
Технологии | Профильный труд |
Активно включаться в общеполезную социальную деятельность |
Технологии | Профильный труд |
Естествознание | Природоведение, биология |
Осознанно относиться к выбору профессии |
Человек | Основы социальной жизни, обществоведение |
Технологии | Профильный труд |
Бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края страны |
Язык и речевая практика | Русский язык, чтение |
Человек | История Отечества |
Естествознание | Биология, география |
Понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе |
Язык и речевая практика | Русский язык, чтение |
Человек | Основы социальной жизни, обществоведение, этика |
Соблюдать правила безопасного и бережного поведения в природе и обществе |
Естествознание | Природоведение, биология, география |
Человек | Основы социальной жизни, обществоведение, этика |
Технологии | Профильный труд |
Коммуникативные учебные действия |
Вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.) |
Образовательная область | Учебный предмет |
Язык и речевая практика | Русский язык, чтение |
Человек | Основы социальной жизни |
Технологии | Профильный труд |
Слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию |
Язык и речевая практика | Русский язык, чтение |
Человек | Основы социальной жизни, этика |
Дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый - незнакомый и т.п.) |
Язык и речевая практика | Русский язык, чтение |
Человек | Основы социальной жизни, этика |
Использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач |
Язык и речевая практика | Русский язык, чтение |
Человек | Основы социальной жизни, этика |
Использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные |
Язык и речевая практика | Русский язык, чтение |
Математика | Математика |
Регулятивные учебные действия |
Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач; осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность |
Образовательная область | Учебный предмет |
Язык и речевая практика | Русский язык, чтение |
Естествознание | Природоведение, биология, география |
Математика | Математика |
Человек | Основы социальной жизни, история Отечества, обществоведение, этика |
Искусство | Музыка, изобразительное искусство |
Технологии | Профильный труд |
Физическая культура | Физическая культура |
Познавательные учебные действия |
Использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами |
Образовательная область | Учебный предмет |
Язык и речевая практика | Русский язык, чтение |
Математика | Математика |
Естествознание Человек | Природоведение, биология, география Основы социальной жизни, история Отечества, обществоведение, этика |
Искусство | Изобразительное искусство, музыка |
Физическая культура | Физическая культура |
Технологии | Профильный труд |
В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы.
Таблица оценки сформированности базовых учебных действий
Группа БУД | Перечень учебных действий | Оценка сформированности (в баллах) |
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Личностные учебные действия | осознанно выполнять обязанности ученика, члена школьного коллектива, пользоваться соответствующими правами | | | | | | |
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей | | | | | | |
адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др. | | | | | | |
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности | | | | | | |
активно включаться в общеполезную социальную деятельность | | | | | | |
осознанно относиться к выбору профессии | | | | | | |
бережно относиться к культурно- историческому наследию родного края и страны | | | | | | |
понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе | | | | | | |
соблюдать правила безопасного и бережного поведения в природе и обществе | | | | | | |
Максимум 45 баллов |
Коммуникативные учебные действия | вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.) | | | | | | |
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию | | | | | | |
дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый - незнакомый и т.п.) | | | | | | |
использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач | | | | | | |
использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные. | | | | | | |
Максимум 25 баллов |
Регулятивные учебные действия | принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления | | | | | | |
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач | | | | | | |
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | | | | | | |
осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность | | | | | | |
Максимум 20 баллов |
Познавательные | дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию | | | | | | |
использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, общение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями | | | | | | |
применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач | | | | | | |
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражаю-щие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами | | | | | | |
Максимум 20 баллов |
Для оценки сформированности каждого действия используется следующая система оценки:
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Выводы:
Первый уровень сформированности БУД:
110 - 81 баллов (обучающиеся понимают смысл действий, способны самостоятельно применять действия влюбых ситуациях).
Второй уровень сформированности БУД:
80 - 51 баллов (обучающиеся понимают смысл действий, способны самостоятельно применять действия в знакомых ситуациях, в необычной ситуации допускают ошибки, но могут исправить их по замечанию учителя).
Третий уровень сформированности БУД:
50 - 21 балл (смысл действий обучающийся связывает с конкретной ситуацией, в основном выполняет действия по указанию учителя).
Четвертый уровень сформированности БУД:
20 - 0 баллов (в некоторых ситуациях не понимает смысл действий, действия выполняет только по указанию учителя, в затруднительных ситуациях не может справиться с поставленной задачей).
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.