СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на РМО «Ориентация младших школьников на нравственные ценности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ориентация младших школьников на нравственные ценности

Просмотр содержимого документа
«Выступление на РМО «Ориентация младших школьников на нравственные ценности»»

Нравственное воспитание учащихся

Нравственное воспитание учащихся

Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов.

Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов.

 Школа для ребенка – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации.

Школа для ребенка – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации.

На современном этапе общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведет к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности. Решая задачи воспитания, необходимо опереться на разумное и нравственное в человеке, определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание.

На современном этапе общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведет к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности.

Решая задачи воспитания, необходимо опереться на разумное и нравственное в человеке, определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание.

 Нравственное воспитание — это целенаправленное взаимодействие педагога с воспитанниками.

Нравственное воспитание — это целенаправленное взаимодействие педагога с воспитанниками.

Цель нравственного воспитания  Целью нравственного воспитания является формирование нравственной культуры личности. Нравственная культура личности - освоенный личностью моральный опыт общества, выражающийся в уровне развития нравственных понятий, суждений, нравственных чувств, ценностей, оценок, сформированности ведущих нравственных качеств и культуры поведения, в способности к нравственному выбору.

Цель нравственного воспитания

Целью нравственного воспитания является формирование нравственной культуры личности. Нравственная культура личности - освоенный личностью моральный опыт общества, выражающийся в уровне развития нравственных понятий, суждений, нравственных чувств, ценностей, оценок, сформированности ведущих нравственных качеств и культуры поведения, в способности к нравственному выбору.

Задачи нравственного воспитания  Формирование нравственного сознания; Воспитание и развитие нравственных чувств; Выработка умений и привычек нравственного поведения.

Задачи нравственного воспитания

  • Формирование нравственного сознания;
  • Воспитание и развитие нравственных чувств;
  • Выработка умений и привычек нравственного поведения.
Осуществление нравственного воспитания предполагает знание содержания тех отношений личности, которые лежат в основе ее нравственных качеств:   отношение к родине, стране, политике государства, к другим странам и народам отношение к людям отношение к себе отношение к труду отношение к природе, материальным ценностям, общественному достоянию

Осуществление нравственного воспитания предполагает знание содержания тех отношений личности, которые лежат в основе ее нравственных качеств:

  • отношение к родине, стране, политике государства, к другим странам и народам
  • отношение к людям
  • отношение к себе
  • отношение к труду
  • отношение к природе, материальным ценностям, общественному достоянию
Возрастные особенности воспитания нравственной культуры личности Младший школьный возраст:  Формирование первоначальных основ нравственности. Освоение правил культуры поведения в отношениях с родителями, сверстниками, педагогами, формирование нравственного отношения к природе, Подростковый возраст:  Приобщение к общечеловеческим ценностям (дружба, милосердие и др.), формирование гуманности, справедливости, ответственности, доброжелательности и других качеств, а также способности и умений нравственного самосовершенствования Юношеский возраст:  Освоение системы нравственных ценностей (труд, творчество, любовь, ответственность и др.), сочетание этой деятельности с решением задач нравственного самосовершенствования. Организация дискуссий, пресс-конференций, встреч и т.п., в ходе которых формируется духовность как главный компонент самосознания и мировоззрения старшеклассников.

Возрастные особенности воспитания нравственной культуры личности

  • Младший школьный возраст:  Формирование первоначальных основ нравственности. Освоение правил культуры поведения в отношениях с родителями, сверстниками, педагогами, формирование нравственного отношения к природе,
  • Подростковый возраст:  Приобщение к общечеловеческим ценностям (дружба, милосердие и др.), формирование гуманности, справедливости, ответственности, доброжелательности и других качеств, а также способности и умений нравственного самосовершенствования
  • Юношеский возраст:  Освоение системы нравственных ценностей (труд, творчество, любовь, ответственность и др.), сочетание этой деятельности с решением задач нравственного самосовершенствования. Организация дискуссий, пресс-конференций, встреч и т.п., в ходе которых формируется духовность как главный компонент самосознания и мировоззрения старшеклассников.
Содержание нравственного воспитания     Нравственное воспитание –  непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения.

Содержание нравственного воспитания

Нравственное воспитание –  непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения.

Методы нравственного воспитания  Наиболее последовательной и современной представляется классификация, разработанная Щукиной Г.И., в которой выделяют такие группы методов: методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; методы стимулирования поведения и деятельности. Каждый из методов имеет свою специфику и область применения.

Методы нравственного воспитания

Наиболее последовательной и современной представляется классификация, разработанная Щукиной Г.И., в которой выделяют такие группы методов:

  • методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности);
  • методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;
  • методы стимулирования поведения и деятельности.
  • Каждый из методов имеет свою специфику и область применения.
Виды и формы воспитывающей деятельности:   классные собрания; классные часы: Лекция; Беседа; Часы общения; Ролевые игры; Диспуты; Урок творчества. Лекция; Беседа; Часы общения; Ролевые игры; Диспуты; Урок творчества.

Виды и формы воспитывающей деятельности:

  • классные собрания;
  • классные часы:
  • Лекция; Беседа; Часы общения; Ролевые игры; Диспуты; Урок творчества.
  • Лекция;
  • Беседа;
  • Часы общения;
  • Ролевые игры;
  • Диспуты;
  • Урок творчества.
Решению поставленных задач образовательному учреждению помогает сетевое взаимодействие с социальными партнерами:      школа искусств, центр народного творчества, музей, центр дополнительного образования,станция юннатов,центральная и детская библиотека 

Решению поставленных задач образовательному учреждению помогает сетевое взаимодействие с социальными партнерами:   школа искусств, центр народного творчества, музей, центр дополнительного образования,станция юннатов,центральная и детская библиотека 

Результат нравственного воспитания  Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность.     Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданию, стыду и сочувствию.   Она характеризуется зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку.

Результат нравственного воспитания

Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность.

Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданию, стыду и сочувствию.

Она характеризуется зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку.

Средства нравственного воспитания можно объединить в несколько групп:

1.  Художественные средства : художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы и др. Эта группа важна, так как способствует  эмоциональной окраске  познаваемых моральных явлений. Дети очень живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы.

2.  Природа  является значимым средством воспитания чувств и поведения: дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их.

3.  Собственная деятельность детей : игра, труд, учение, художественная деятельность. Она необходима при воспитании практики нравственного поведения.

4. Особое место занимает  общение , которое выполняет задачи корректировки (уточнения) представлений о морали и воспитании чувств и отношений.

5. Средством нравственного воспитания может быть вся та  атмосфера ,  в которой живет ребенок: атмосфера доброжелательная, с любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью.  Окружающая ребенка обстановка  – это средство воспитания чувств, представлений, поведения.

Уровни воспитанности  Предлагается выделить при диагностических процедурах  четыре уровня воспитанности: Высокий уровень : личность способна к саморазвитию, отличается самостоятельностью в общении и деятельности. Достаточный уровень : у ребенка, в основном, сформированы внутренние регуляторы поведения, но ему нужна помощь в критических ситуациях. Низкий уровень : личность остановилась в своем развитии, без педагогической поддержки не способна к самосовершенствованию. Неудовлетворительный уровень : саморазрушающаяся личность, склонная к асоциальному поведению

Уровни воспитанности

Предлагается выделить при диагностических процедурах  четыре уровня воспитанности:

  • Высокий уровень : личность способна к саморазвитию, отличается самостоятельностью в общении и деятельности.
  • Достаточный уровень : у ребенка, в основном, сформированы внутренние регуляторы поведения, но ему нужна помощь в критических ситуациях.
  • Низкий уровень : личность остановилась в своем развитии, без педагогической поддержки не способна к самосовершенствованию.
  • Неудовлетворительный уровень : саморазрушающаяся личность, склонная к асоциальному поведению
Вывод Результатом этой деятельности является  нравственная воспитанность ,  выражающаяся в следующих показателях: знание нравственных норм, нали­чие в сознании ученика нравственных правил, потребность и умение их выполнять, способность испытывать нравственные чувства (сострадание, совесть, любовь), поведение в соответствии с нравственными нормами и др.

Вывод

Результатом этой деятельности является  нравственная воспитанность выражающаяся в следующих показателях: знание нравственных норм, нали­чие в сознании ученика нравственных правил, потребность и умение их выполнять, способность испытывать нравственные чувства (сострадание, совесть, любовь), поведение в соответствии с нравственными нормами и др.

 Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!