Нравственное воспитание учащихся
Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов.
Школа для ребенка – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации.
На современном этапе общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведет к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности.
Решая задачи воспитания, необходимо опереться на разумное и нравственное в человеке, определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание.
Нравственное воспитание — это целенаправленное взаимодействие педагога с воспитанниками.
Цель нравственного воспитания
Целью нравственного воспитания является формирование нравственной культуры личности. Нравственная культура личности - освоенный личностью моральный опыт общества, выражающийся в уровне развития нравственных понятий, суждений, нравственных чувств, ценностей, оценок, сформированности ведущих нравственных качеств и культуры поведения, в способности к нравственному выбору.
Задачи нравственного воспитания
- Формирование нравственного сознания;
- Воспитание и развитие нравственных чувств;
- Выработка умений и привычек нравственного поведения.
Осуществление нравственного воспитания предполагает знание содержания тех отношений личности, которые лежат в основе ее нравственных качеств:
- отношение к родине, стране, политике государства, к другим странам и народам
- отношение к людям
- отношение к себе
- отношение к труду
- отношение к природе, материальным ценностям, общественному достоянию
Возрастные особенности воспитания нравственной культуры личности
- Младший школьный возраст: Формирование первоначальных основ нравственности. Освоение правил культуры поведения в отношениях с родителями, сверстниками, педагогами, формирование нравственного отношения к природе,
- Подростковый возраст: Приобщение к общечеловеческим ценностям (дружба, милосердие и др.), формирование гуманности, справедливости, ответственности, доброжелательности и других качеств, а также способности и умений нравственного самосовершенствования
- Юношеский возраст: Освоение системы нравственных ценностей (труд, творчество, любовь, ответственность и др.), сочетание этой деятельности с решением задач нравственного самосовершенствования. Организация дискуссий, пресс-конференций, встреч и т.п., в ходе которых формируется духовность как главный компонент самосознания и мировоззрения старшеклассников.
Содержание нравственного воспитания
Нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения.
Методы нравственного воспитания
Наиболее последовательной и современной представляется классификация, разработанная Щукиной Г.И., в которой выделяют такие группы методов:
- методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности);
- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;
- методы стимулирования поведения и деятельности.
- Каждый из методов имеет свою специфику и область применения.
Виды и формы воспитывающей деятельности:
- классные собрания;
- классные часы:
- Лекция; Беседа; Часы общения; Ролевые игры; Диспуты; Урок творчества.
- Лекция;
- Беседа;
- Часы общения;
- Ролевые игры;
- Диспуты;
- Урок творчества.
Решению поставленных задач образовательному учреждению помогает сетевое взаимодействие с социальными партнерами: школа искусств, центр народного творчества, музей, центр дополнительного образования,станция юннатов,центральная и детская библиотека
Результат нравственного воспитания
Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность.
Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданию, стыду и сочувствию.
Она характеризуется зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку.
Средства нравственного воспитания можно объединить в несколько групп:
1. Художественные средства : художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы и др. Эта группа важна, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Дети очень живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы.
2. Природа является значимым средством воспитания чувств и поведения: дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их.
3. Собственная деятельность детей : игра, труд, учение, художественная деятельность. Она необходима при воспитании практики нравственного поведения.
4. Особое место занимает общение , которое выполняет задачи корректировки (уточнения) представлений о морали и воспитании чувств и отношений.
5. Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера , в которой живет ребенок: атмосфера доброжелательная, с любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка – это средство воспитания чувств, представлений, поведения.
Уровни воспитанности
Предлагается выделить при диагностических процедурах четыре уровня воспитанности:
- Высокий уровень : личность способна к саморазвитию, отличается самостоятельностью в общении и деятельности.
- Достаточный уровень : у ребенка, в основном, сформированы внутренние регуляторы поведения, но ему нужна помощь в критических ситуациях.
- Низкий уровень : личность остановилась в своем развитии, без педагогической поддержки не способна к самосовершенствованию.
- Неудовлетворительный уровень : саморазрушающаяся личность, склонная к асоциальному поведению
Вывод
Результатом этой деятельности является нравственная воспитанность , выражающаяся в следующих показателях: знание нравственных норм, наличие в сознании ученика нравственных правил, потребность и умение их выполнять, способность испытывать нравственные чувства (сострадание, совесть, любовь), поведение в соответствии с нравственными нормами и др.
Спасибо за внимание!