СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как привить интерес к чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самый простой ответ на вопрос, как привить интерес к чтению у ребенка, – начинать с рождения. Конечно, младенец ещё не осознаёт смысл маминых слов, но его привлекает голос любимого человека, интонации. В возрасте 8-18 месяцев у детей формируется пассивный словарь, то есть он накапливает запас слов. Этому активно помогает и чтение. Двухлетний малыш уже понимает некоторые слова и следят за сюжетом. А в трёхлетнем возрасте он не просто слушатель, а настоящий собеседник. Он внимательно слушает сказку, просит перечитывать самые интересные моменты, задаёт вопросы, комментирует поступки героев. Такое поведение говорит о том, что возникает интерес к чтению.  

Просмотр содержимого документа
«Как привить интерес к чтению»

Как ребенку привить любовь к чтению с помощью нескольких интересных методик.

Какая из них подойдёт именно вашему чаду, сказать сложно. Можно выбрать одну из них, можно опробовать несколько вариантов, а можно придумать собственный воспитательный манёвр. «Дочитай сам» Такой способ ещё называют по фамилии известного советского писателя – метод Кассиля. Он подходит тем детям, которые обладают навыком чтения, но равнодушно относятся к литературе и предпочитают слушать мамины сказки и истории. Что же делать? Взрослый подбирает книгу с максимально увлекательным сюжетом и закрученной интригой. Читает ребёнку, внезапно делает паузу на самом интересном месте, объясняя это занятостью. Малыш, желая понять, чем же всё закончилось, вынужден сам взяться за книжку. Мама и папа тут же хвалят ребёнка за этот самостоятельный поступок и ненавязчиво помогают ему, если тот об этом просит. Метод Искры Даунис -советский психолог предложила интересный способ, совмещающий игру и чтение. В один прекрасный момент ребёнок просыпается и находит, допустим, в рюкзачке или под подушкой письменное послание от сказочного героя. К примеру, от Карлсона. Тот кратко сообщает, что хочет подружиться с малышом и дарит ему подарок, который спрятан в определённом месте. В указанном месте действительно обнаруживается сюрприз. На следующее утро обнаруживается ещё одно послание, чуть длиннее и подробнее. В нём «Карлсон» рассказывает о чём-то интересном из своей жизни либо из жизни малыша. Такие письма могут быть просто весёлыми или же нести воспитательную нагрузку (но не нужно сочинять скучные нотации). С каждым днём письменные сообщения становятся всё более длинными и содержательными. В них попадаются задания, обещаются награды (обещания нужно обязательно выполнять). Ребёнок читает их всё проще и всё с большим удовольствием. Как результат – чтение превращается из скучного занятия в увлекательный процесс. Метод древнего народа Ещё один хитрый метод – донести до ребёнка информацию о том, что книги – это настоящее сокровище. Следовательно, он может их читать лишь в том случае, если ведёт себя хорошо. Получается, что чтение ассоциируется у малыша с чем-то радостным и праздничным, тем более что каждый раз можно печь специальные печеньки в виде книжек. Если же ребёнок ведёт себя плохо, то пухлый томик откладывается в сторону. Запрет на чтение Этот способ довольно манипулятивный, поэтому применять его стоит крайне осторожно. Чем-то он похож на предыдущий вариант, но тут опытные родители предлагают запрещать ребёнку читать определённую книгу, аргументируя это тем, что он ещё слишком мал для подобной литературы. Все мы знаем, что запретный плод отличается сладостью и манит детей. Следовательно, интерес к книжке возрастает многократно. Советы библиотекарей и педагогов.Любовь к книгам формируется не в школе, а в семье. Учитель только обучает ребёнка грамоте – письму и чтению. А родители собственным примером показывают то, насколько увлекательным может быть мир литературы. И начинать нужно ещё с раннего детства, когда формируются многие навыки и полезные привычки. Как привить любовь к чтению у ребенка? Мы собрали ответы библиотекарей и педагогов на популярные родительские вопросы. Когда читать? Ответы: с самого рождения; каждый день понемногу; когда ребёнок находится в хорошем настроении; когда малыш плачет, начинает капризничать; в любом месте и в любое время; когда ребёнок сделал что-то хорошее (в качестве награды). Как читать? Ответы: с выражением, по ролям; рассматривая иллюстрации; по книге или наизусть; разыгрывая сценки из книги; позволяя ребёнка выбирать любимую книгу; останавливаясь на самом интересном месте. Что читать? Ответы: ориентироваться на возраст ребёнка (малышам – книги с картинками, дошкольникам и школьникам – энциклопедии, подросткам – на их выбор); ориентироваться на интересы ребёнка; книги, безопасные для детей (качественные иллюстрации, хорошо читаемый текст); и прозу, и стихи. Сегодня, к сожалению, библиотеки не пользуются такой популярностью, как несколько десятилетий назад. Но всё равно можно записать ребёнка в это учреждение, чтобы он прочувствовал необычную атмосферу читательского зала. Если ему это неинтересно, попробуйте приобрести ридер – электронную читалку, в которую можно закачать тысячи и тысячи литературных томов. Как привить ребенку любовь к чтению: советы психологов Специалисты убеждены в том, что привитие любви к чтению возможно лишь до определённого возраста – до 9 лет. Затем сформировать эту привычку будет сложно или даже невозможно. Именно поэтому стоит не откладывать литературное воспитание детей на потом, а начинать с раннего детства. Читайте с рождения Самый простой ответ на вопрос, как привить интерес к чтению у ребенка, – начинать с рождения. Конечно, младенец ещё не осознаёт смысл маминых слов, но его привлекает голос любимого человека, интонации. В возрасте 8-18 месяцев у детей формируется пассивный словарь, то есть он накапливает запас слов. Этому активно помогает и чтение. Двухлетний малыш уже понимает некоторые слова и следят за сюжетом. А в трёхлетнем возрасте он не просто слушатель, а настоящий собеседник. Он внимательно слушает сказку, просит перечитывать самые интересные моменты, задаёт вопросы, комментирует поступки героев. Такое поведение говорит о том, что возникает интерес к чтению Читайте регулярно Обращайтесь к книгам не от случая к случаю, а каждый день. Формирование привычки (любой – и хорошей, и плохой) занимает некоторое время, значит, нужно заниматься чтением на регулярной основе. Старайтесь каждый день организовывать «минутку общения с книгой», когда вы, бабушка или старший брат/сестра читают малышу сказку или стихи. Кстати, читать можно не только дома, на диване или в кресле. Книжку можно взять с собой на утреннюю или вечернюю прогулку, на пляж, на дачу, в длительную поездку, даже в поликлинику. А когда ребёнок научится читать самостоятельно, можно исследовать вывески, названия магазинов и т.д. Выбирайте книжки вместе с ребёнком .Сначала родители выбирают книги малышу сами, ориентируясь на безопасность, качество, красочность иллюстраций и прочие параметры. Но по мере взросления ребёнка стоит отдать часть инициативы ему в руки. Пусть он сам подберёт себе несколько томов, ориентируясь на собственные интересы. Возможно, он любит истории про динозавров, диких животных, индейцах, космических приключениях? Обязательно сходите вместе в специализированный магазин или зайдите на сайт книжного интернет-ресурса. Пусть ребёнок выберет ту книжку, которая ему понравится. Не нужно отговаривать его от покупки комикса, даже если этот вид литературы вам не по душе. Ведь вы можете купить ему другую книгу, которая потом прочтёте вместе. Не бойтесь повторений Часто бывает так, что ребёнок в течение долгого времени или просит читать одну и ту же книжку, или сам читает давно потрёпанный томик. Не нужно раздражаться или запрещать, даже если вам надоело в двадцатый раз повторять историю о Питере Пэне или приключениях Элли и Тотошки в Изумрудном городе. Причин любви ребёнка к перечитыванию несколько. Во-первых, он старается разобраться в перипетиях сюжета более подробно. Во-вторых, он медленнее взрослого человека вникает в смысл литературного произведения. В-третьих, знакомая книга олицетворяет для него спокойствие и психологический комфорт. Так что не лишайте малыша удовольствия слушать знакомую историю столько раз, сколько ему хочется. Приводите правильные аргументы Если ребёнок особо не интересуется книжками, следует заинтересовать его, приводя разумные доводы. Неубедительные и неправильные аргументы: «Это произведение входит в школьную программу, читай обязательно»; «Ты должен прочитать эту книжку»; «Мы давненько не читали эту сказку, давай сегодня будем её читать»; «Мне эту книжку посоветовал продавец (моя подруга, женщина в социальной сети)»; «Эта книжка нравится всем детям. Прочитай её». Правильные и серьёзные аргументы: «Смотри, ещё одна книга того автора, произведения которого ты уже читали и хвалил»; «Эта книжка про динозавров/роботов/кошек/про то, что тебе интересно»; «Эту книгу мне подарила бабушка, она для меня настоящее сокровище»; «Посмотри, эту книжку любит читать тот актёр из фильма, который тебе очень понравился»; «По этой книге сняли тот самый фильм/сериал, который нам очень понравился». Добавьте творчества и фантазии .Чтение – это не скучный процесс, а возможность проявить свою творческую жилку. Тут всё зависит от вашей фантазии. Вы можете вместе с ребёнком читать по ролям, привлекая в качестве декламаторов супруга, старших детей, бабушек. Устраивайте театрализованные сценки после прочтения сказок. Это дополнительно раскрепостит застенчивых детей и поможет им развить актёрские способности. Ребёнку постарше можно предложить сочинить продолжение любимой истории или изменить финал. Пересказ старых произведений на новый лад – великолепный способ формирования воображения, литературного таланта и фантазии. А ещё можно рисовать иллюстрации, готовить блюда из книжек и т.д. Не заставляйте Верный способ вызвать у ребёнка отвращение к книгам – это заставлять его читать. Да, в школе есть список обязательных к прочтению литературных произведений, которые могут не нравиться вашему чаду. Но и в этом случае следует подбирать альтернативные принуждению методы. Возможно, лучше будет скачать аудиокниги, посмотреть фильм по мотивам романа, а потом обсудить расхождения с сюжетом. Кроме того, нельзя превращать чтение в один из элементов дисциплинарного воздействия. К примеру, часто от взрослых можно услышать следующую фразу: «Пока не дочитаешь книжку до конца, не пойдёшь на встречу с друзьями». Как вы думаете, возникнет ли у ребёнка любовь к чтению после подобных категоричных требований? Ответ, на наш взгляд, очевиден. Читайте сами Любопытно, но не любящие книги родители хотят, чтобы их дети читали. И они не понимают простой вещи: если мама говорит ребёнку о пользе и важности чтения, а сама увлекается ежедневным просмотром сериалов и болтовнёй в социальных сетях, то маленький человек вряд ли её поверит. Так что показывайте положительный пример своему чаду. Пусть вы устали, перенервничали на работе, но постарайтесь уделять хотя бы четверть часа в день чтению книг. Читайте про себя, читайте ребёнку, читайте в месте с ним. Обсуждайте прочитанные книги и делитесь планами на покупку будущих литературных произведений. И тогда вопрос, как привить любовь к чтению подростку, может вообще не возникнуть.