СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на семинаре «Формирование жизненных ценностей и развитие навыков поведения в воспитательно-реабилитационной работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на семинаре «Формирование жизненных ценностей и развитие навыков поведения в воспитательно-реабилитационной работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на семинаре «Формирование жизненных ценностей и развитие навыков поведения в воспитательно-реабилитационной работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации»»

Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга» в г.Димитровграде»


воспитатель реабилитационного центра

Кудряшова Эльвира Геннадьевна


Выступление на семинаре «Формирование жизненных ценностей и развитие навыков поведения в воспитательно-реабилитационной работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации»



Актуальность темы методической проблемы. В последние годы в России наблюдается стремительный рост асоциальных явлений среди несовершеннолетних детей. Это говорит о том, что начинается процесс деградации значительной части молодых граждан, которые могли бы составить элиту государства…  

Социально-экономические преобразования в России в начале XXI века затронули все сферы жизни взрослых и детей. Наряду с позитивными изменениями, стимулирующими развитие многих сфер жизнедеятельности человека, в обществе усилились такие негативные тенденции, как имущественное неравенство, резкое снижение востребованности духовных ценностей, усиление социальной и психологической дезориентации и дезадаптации, безработица, сложная криминогенная обстановка, нарастание процессов деформации семьи. Все эти изменения выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания девиантных подростков. Вопросами выявления, коррекции и профилактики девиантного поведения занимались такие выдающиеся ученые, как А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий, Л.С.Выготский, П.П.Блонский и др.В настоящее время значительное внимание проблемам девиантного поведения подростков уделяют С.А.Беличева, В.Г.Бочарова, Б.З.Вульфов, В.И.Загвязинский, А.В.Мудрик, Б.Н.Алмазов, Н.А.Закатова, Р.В.Овчарова и многие другие.                                                                                                                      

Реальная ситуация в стране в условиях неблагоприятного воздействия факторов социальной и биологической экологии обусловила рост опасных для подрастающего поколения и общества в целом тенденция: раннюю алкоголизацию и наркоманию подростков; омоложение преступности, в том числе и среди девочек подросткового возраста, проституция и суицид среди несовершеннолетних.                                 

Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости усиления и совершенствования социально-профилактической деятельности государства и общества, всех социальных институтов, создания целостной системы профилактики девиантного поведения детей и подростков, защиты их прав, подготовки к этой деятельности родителей, педагогов, руководителей. Понимание этого происходит на всех уровнях официального сознания России. Выявление источников негативных тенденций, факторов, их усиливающих, устранение причин их проявления - задачи государственной важности, от решения которых зависит судьба общества в целом. В процессах, определяющих нравственное благополучие общества, значительное место принадлежит социально-педагогической деятельности детских социальных учреждений. Такие учреждения сталкиваются с необходимостью помогать семье в воспитании детей, направлять и выправлять, нивелировать недостатки семейного воспитания, негативного влияния окружающей среды, облегчать вхождение детей и подростков в различные виды социальных взаимоотношений. Ведь плохо образованные и слабо подготовленные к жизни, они сталкиваются с непреодолимыми трудностями при включении в трудовую жизни, становятся потенциальной группой риска, что и порождает целый ряд новых проблем.  Поэтому основная работа педагогов и психологов с такими подростками должна заключаться в выявлении причин девиантного поведения, профилактике (снятии причин, факторов и условий, их провоцирующих),  коррекции уже имеющихся отклонений, в формировании у воспитанников жизненных ценностей и приоритетов.        

Потребность в определении личностных ценностей, приоритетов и смысла жизни возникает у каждого человека. Это одна из важнейших потребностей личности. В юности эта необходимость ощущается особенно остро. Самостоятельность и ответственность воспитываются в человеке с детства, и каждый день ребенок сверяет свои поступки с поведением окружающих его людей: родителей, воспитателей детского сада, педагогов, сверстников и др. Взрослость определяется не возрастом, а умением быть самостоятельным и ответственным. Сила человека в действии, в умении добиться поставленной цели. Жизни без борьбы, трудностей, потерь и компромиссов не бывает. И задача взрослых состоит в том, чтобы помочь подростку сформировать свой внутренний мир, жизненные ценности, умение принимать правильные решения в трудных ситуациях и брать на себя ответственность за свои поступки.

Особенности становления личности зависят от экономического и культурного уровня развития общества, в котором растет ребенок, от того, какой исторический этап этого развития он застал.

 Развитие личности и формирование шкалы жизненных ценностей определяется также и тем, что ожидают от него семья и общество, какие ценности и идеалы ему предлагают, какие задачи стоят перед ним в разные возрастные периоды. Подросток (12-15 лет) идет к познанию действительности во многом "от себя", через свои переживания. Старшеклассник (16-18 лет), наоборот, познавая окружающее, возвращается к себе и задается мировоззренческими вопросами: "А что я значу в этом мире?", "Какое место я занимаю в нем?", "Каковы мои возможности?", "Какой я?". Он ищет четких, определенных ответов и в своих взглядах категоричен, недостаточно гибок. Недаром говорят о юношеском максимализме.

За долгую историю существования человеческого общества выработаны основополагающие общечеловеческие ценности и нормы нравственного поведения. В обществе всегда ценились и ценятся доброта, верность, честность, взаимопомощь и отвергаются цинизм, обман, жадность, тщеславие, преступления.

В современном обществе основными общечеловеческими ценностями являются семья, здоровье, образование, работа. Общечеловеческие ценности тесно связаны с личными ценностями человека, которые можно условно разделить на материальные и духовные (нравственные). Реализация всех этих ценностей необходима для самоутверждения, признания личности. Каждый человек отдает предпочтение тем или иным ценностям. О его выборе можно судить по богатству или скудности внутреннего мира, разнообразию интересов, неповторимой человеческой индивидуальности. На протяжении всей жизни человек формирует свое мировоззрение, образ жизни. Значительную роль в этом играют его окружение (семья, друзья), а также различные национальные, религиозные и социальные воззрения и традиции. Очень важен момент формирования собственной шкалы ценностей в подростковом возрасте - в период постепенного вхождения во взрослую жизнь.              

 Для подростка жизненные ценности воспринимаются только в личностном, конкретном воплощении. Эта черта заходит так далеко, что ценность, которую он ищет и находит, совершенно отождествляется для него с живым человеком, в котором он видит ее воплощенной. Вера подростка в идеал есть прежде всего вера в избранного им человека, которого он выделяет из своего окружения. Это может быть член семьи, педагог, кто-то из сверстников. Если этот человек не оправдывает той веры, весь идеальный мир может рухнуть. Вот почему для подростка очень важно, кто его окружает и какие взаимоотношения со взрослыми и сверстниками у него складываются в этот сложный период.

В связи с актуальностью данной проблемы, проблемы воспитания девиантных подростков, мною была определена тема методической проблемы " Формирование жизненных ценностей и развитие навыков поведения в реабилитационной работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации ".

Цель методической проблемы состоит в реализации процессов профилактики и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Цель конкретизируется в следующих задачах: 

Создание положительного эмоционального климата в детском коллективе, помощь в осознании своих эмоций и чувств, адекватных форм эмоционального реагирования;

Формирование у детей навыков анализа, оценки и разрешения жизненных ситуаций, обучение воспитанников навыкам ответственности за себя и свои поступки;

Ознакомление воспитанников с их правами и обязанностями, создание у детей позитивного отношения к обществу; обучение поведенческим навыкам безопасного поведения в окружающем мире.

Развитие  и  саморазвитие личности и ее способностей в соответствии с индивидуальными возможностями  каждого  воспитанника.

Формирование  у  каждого  воспитанника  опыта  творческой,  социальной  активности  в  реализации  своих  способностей,  накопление  воспитанниками  опыта  общения  и  взаимодействия,  основанного  на  гуманистических  отношениях.

Ориентирование  детей  на  общечеловеческие  ценности,  образующие  основу  воспитания  в  русле  отечественных  культурных  традиций.

Достижение  оптимального  уровня  воспитанности  несовершеннолетних.

Для этого необходимо:                

Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме девиантного поведения.                    

 Рассмотреть особенности и динамику развития девиантного поведения в подростковом возрасте.                         

Рассмотреть технологию работы психолога с девиантными подростками в условиях приюта.      

Совместно с психологом провести диагностику девиаций среди подростков в условиях приюта.     Определить методы и формы коррекционно-профилактической работы с девиантными подростками.

Для решения поставленных задач планирую использование методов обследования ситуации:            

 I. Общенаучные методы:                                                                                                                                        

а) теоретический анализ педагогической литературы;  

б) педагогическое наблюдение.        

II. Частично-научные методы:        

а) психолого-педагогическая диагностика девиантного поведения (беседы, тесты, наблюдения);          

б) метод обработки результатов обследования.

Социальный приют для детей и подростков «Радуга»- это государственное учреждение, призванное помогать детям, попавшим в сложные жизненные ситуации, оказавшимся без присмотра наедине с улицей. В чем заключается эта помощь? Приют предоставляет проживание, уход и питание, медицинское обслуживание - в общем, возможность жить и учиться. Приют дает детям надежду на светлое и счастливое будущее.

Опыт работы социального приюта « Радуга» показывает, что формирование у детей жизненных ценностей во многом определяет развитие их поведенческих навыков. Неправильные представления о дружбе, доброте, честности, справедливости являются причиной частых конфликтов между детьми. Поэтому воспитатель социального приюта должен прежде всего выяснить, что знают сами дети об этике отношений между людьми, какое конкретное содержание вкладывают они в понятия «доброта», «честность», «справедливость», осознают ли они проявления жестокости, лживости, эгоцентризма.

Предварительный анализ и сравнение ответов детей показал, что у тех из них, с кем не проводилась серьезная воспитательная работа,  морально-нравственные представления или недостаточно правильные, или отсутствуют вовсе. Иногда эти дети плохо дифференцируют отдельные понятия. Например, они путают понятия «быть добрым», «честным», «справедливым», хотя и связывают их с общим понятием «быть хорошим»; на вопрос: «Что значит быть справедливым?» отвечают: «Быть добрым, вежливым, ласковым»; на вопрос

 «Что значит быть добрым?» отвечают: «Это - место в автобусе уступать», «Быть хорошим». Конечно, решить подобную задачу ребенку из семьи «группы риска» трудно: необходимо обладать известной долей самокритичности, а также иметь представление о непредвзятом отношении как к окружающим, так и к самому себе. Но учить детей правильно оценивать свои поступки, сравнивая свое поведение с поведением других, - одна из главных задач на пути формирования у них жизненных ценностей и развития поведенческих навыков.

Такая категория детей, требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов. Данная проблема особенно актуальна именно с детьми 10 – 15 лет. Все участники воспитательного процесса должны уделять большое внимание здоровью подростков как физическому, так и душевному для своевременного выявления различных отклонений и их профилактики. В этом возрасте организм подростка более уязвим и повышается риск соматических заболеваний, в подростковом возрасте впервые проявляются многие нервные и психические заболевания. В этом возрасте происходит расширение социальных отношений, которые дают новый социальный опыт.В целом, главной задачей в работе с детьми группы риска является создание лучших условий для их развития и получения ими образования, построение системы психолого-педагогической и медико-социальной помощи и поддержки. Для решения этой задачи необходимо тесное сотрудничество всех ведомств, занятых этой деятельностью (милиция, инспекция по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечения, здравоохранения, образования и т.д.), взаимодействие разных специалистов на уровне села муниципалитета, района, города и т.д.                                                                                  

    Коррекционно- воспитательная работа призвана помочь несовершеннолетним найти логическую связь или противоречие между существующими моральными оценками и собственными суждениями, чтобы сориентироваться в своих поступках, в мире моральных ценностей и своей нравственной жизни, в природе и характеристике добра и зла, их критериях, в этических понятиях и категориях.    

Изучая нравственные нормы социального общества, ребенок способен преломить моральные законы человеческого бытия в своём жизненном опыте, постепенно выработать мышление, сориентированное на осознании нравственной ценности тех или иных поступков, их последствий для окружающего мира, людей, отдельного человека, самого себя.