СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на ШМО на тему: "Экологическо-нравственное ориентирование младших школьников на уроках окружающего мира на основе использования художественных произведений."

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление на ШМО на тему: "Экологическо-нравственное ориентирование младших школьников на уроках окружающего мира на основе использования художественных произведений."»

Тема: Экологическо-нравственное ориентирование младших школьников на уроках окружающего мира на основе использования художественных произведений.

Задачи:

- научить понимать ценность природы;

  • развивать способность предвидеть последствия своей деятельности в природе, принимать правильные решения по её охране;

  • воспитывать экологически культурную личность;

  • прививать интерес к художественной литературе.

Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё,

что он может, как прекрасна была бы земля наша.

А. П. Чехов

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, является одним из направлений Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в рамках ФГОС начальной общей школы.

Экологическое образование является стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся, так как всецело направлено на воспитание ответственного отношения к окружающей среде.

Воспитание, процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. А младший школьный возраст - это период когда происходит процесс развития индивидуально-психологических и формирование социально-нравственных качеств личности. Этап формирования основ нравственно-экологической позиции личности, проявления которой имеют свою специфику.

Существует два способа познания мира: научный и художественный. Художественный способ - это переживание содержания, сопереживание персонажу

Чтение художественной литературы способствует воспитанию чувств.  Л.С. Выготский определял чтение художественной литературы как «отсроченное поведение». Действительно, читая произведение, ребёнок осваивает нравственно – эстетические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев.

Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано.

Систему нравственных ориентиров даёт чтение произведений  В. Бианки, Г. Скребицкого, Н. Сладкова, К. Паустовского, М. Пришвина, С. Есенина, Ф.И. Тютчева и др. Произведения этих авторов формируют мышление, подготавливают научное миропонимание, глубоко воздействуют на чувства детей.

Книги являются своеобразной платформой, где сосредоточены знания о природе. На основе этих книг идёт развитие представлений ребёнка о том, какое должно быть отношение к окружающему миру. Познавать мир с помощью природоведческой книги – значит, иметь возможность познакомить ребёнка со многими важными для него аспектами жизни.

В произведениях Е.Чарушина, В. Бианки, М. Пришвина авторы служат примером бережного отношения к природе. Их рассказы способны пробудить и развить те лучшие качества человека, которые необходимы в жизни. Читая их, мы расширяем кругозор детей, получаем реальную информацию, в которой могут содержаться события, фактически сходные с ситуациями, которые могут случиться в реальной жизни. Чтобы любить природу, надо ее знать, а чтобы знать, необходимо ее изучать.

К. Паустовский своими поэтическими произведениями внушает великое уважение к природе, к целесообразности ее законов, к ее возвышающей душу красоте. Его проза несет в себе огромный запас знаний о мире, не только о его могучем животворном начале, но и о его хрупкости.

Стихотворения С.Есенина, Ф.Тютчева, И.Бунина внушают через красоту природы любовь к родине, к бережному отношению к окружающей нас природе.

Чтение произведений о природе позволяет расширить кругозор экологических знаний, развивают умение наблюдать, внимание ребёнка. Также развивается эмоциональная сторона личности: сострадание, сопереживание представителям растительного и животного мира.

Процесс формирования экологической культуры не исчерпывается экологическим образованием. Огромную роль играет экологическое воспитание, которое формирует нравственно – экологическую позицию взаимодействия  личности с окружающей средой. А чтение художественной литературы о природе – одно из условий, при выполнении, которого экологическое воспитание обеспечивает эффективное развитие экологической культуры личности.

 Всем известно, что художественная литература глубоко воздействует на чувства детей, воспитывает, прививает любовь. Посредством художественной литературы можно заниматься патриотическим, нравственным, физическим, экономическим воспитанием и экологическим.

В нашей статье мы рассмотрим использования экологических сказок на уроках окружающего мира в начальной школе.

В современном мире существует огромное количество литературы познания мира. Сюда можно отнести любую детскую книгу, которая занимательно описывает жизнь животных и растений. Хорошим учителем в этом плане выступает сказка. Она развлекает, ненавязчиво воспитывает, дает возможность познакомиться ребенку с окружающим миром. Цель экологической сказки на уроках окружающего мира не только воспитывать нравственные качества ученика, но и давать точную научно-достоверную информацию о каком-либо живом организме или явлениях природы. Если в таких сказках не будет научной информации, то в таком случае они будут носить только развлекательный характер. На уроках окружающего мира сказки, как правило, очень точно передают особенности жизни многих растений и животных (их признаки, поведение), природных явлений, ландшафтов. А также описывают культурные традиции. Сказки такого плана оказывают огромную помощь педагогу начального образования. Именно они закладывают основы экологического воспитания.

Приведем пример экологических сказок, которые могут использовать учителя начальных классов на уроках окружающего мира.

Для того, чтобы необычно рассказать о круговороте воды в природе, увлечь детей, можно использовать сказку «Путешествие капельки».
Дидактическая цель сказки: создать условия для ознакомления учащихся с круговоротом воды в природе.

Давным-давно высоко в небе жили дружной семьей Гроза, Молния, Туча, дедушка Гром и его внучки капельки. Дедушка Гром был очень сердитый, любил покой и тишину. Капельки же были такие шалуньи, что приводили его в гнев. Он сердился и громко гремел. На шум выходили бабушка Молния и мама Туча. И получалась страшная неразбериха. Но однажды случилась беда. Одна сестричка Капелька сорвалась и упала вниз, на землю. Забеспокоились все: дедушка Гром стал греметь, Молния засверкала, Туча нахмурилась и потемнела. Отправились сестренки капельки выручать сестричку. — Где же ее искать? Давайте, куда упадем, там и спросим. Упали они на землю и тут же спросили у матушки Земли, не видала ли она их сестрицу? — Отчего же, не видала. Она проскользнула мимо меня и побежала к реке. — Спасибо. И побежали искать дальше. Добрались до речки и решили спросить у нее: не видела ли она их сестричку? — Она была у меня в гостях, да сегодня солнце уж больно ярко светит, так жарко печет, что капелька испарилась, превратилась в пар, а ветер ее куда-то унес. — Как же нам теперь найти сестричку? — огорчились капельки. Ho тут Солнышко так пригрело, что они превратились в пар и поднялись над речкой. Тут их подхватил ветерок и понес все выше и выше, и донес до самого дома. Здесь они вновь встретились со своей сестричкой. Вот уж обрадовались и дедушка Гром, и бабушка Молния, и тетушка Гроза. Только с тех пор Капельки часто отправляются навестить матушку Землю, Речку и Ветерок.

Вопросы: С кем в семье жили Капельки? Что случилось с одной Капелькой? Как в её семье переживали потерю? У кого Капельки искали сестричку? Нашлась ли Капелька? Как сестрички встретились? Во что превращалась капелька? Таким образом, в дидактической сказке должны присутствовать понятия о взаимосвязях живой и неживой природы. Учащиеся должны узнавать интересные и познавательные факты из жизни животных, тогда сказка станет источником формирования знаний о природе.
«Белкина пропажа»

Дидактическая цель сказки: обеспечить обучающихся новыми знаниями о жизни белок, барсуков, их внешнем виде; заинтересовать изучаемым материалом; воспитывать любовь и интерес к животным.

Текст сказки: Давным-давно в густом, зеленом лесу жила-была белочка. Лесные друзья прозвали ее Стрелочкой, так как она была очень шустрым и резвым зверьком. Мордочка у озорной попрыгуньи острая, голова маленькая, туловище стройное и очень гибкое. Шерсть у белочки рыжевато-золотистая, а ушки украшены кисточками. Глаза у мастерицы зоркие, похожие на угольки, а роскошный, пушистый хост так и притягивает к себе внимание. Любила хозяюшка прыгать по деревьям, гулять с подружками — белочками, грызть орешки. Но больше всего рыжая красавица любила сушеные грибочки. Каждый год белочка готовила себе запасы на зиму. Домик её был в старом дупле. Он был устелен самым мягким пухом и перышками, которые ей приносили её подружки-птички. Каждый день белочка приносила орешки, семена, грибы и ягоды к себе в домик. Но однажды, когда белочка очередной раз отправилась за припасами, в ее дом проник лесной воришка. Вернувшись, трудолюбивая белочка обнаружила, что все ее запасы пропали. Спустя некоторое время к белочке прилетела синичка. Желтогрудая певица рассказала белочке, как видела, что у нее из дупла ворует орешки барсук. Но и еще синичка рассказала, что барсук украл запасы и у её друзей. Недолго думая, Стрелочка отправилась к жилищу барсука. Несмотря на то, что она была смелая, хозяюшка все равно боялась, потому что барсук был старше и крупнее. Жил лесной воришка возле большого дуба. Туловище у него крепкое, массивное, голова черно-белая, морда, вытянутая с продольными полосами. Зубы мощные, глаза пронзительные, а шерсть напоминает щетину. Любит барсук перекусить ягодами, орехами. Долго шла белочка и все-таки пришла к жилищу лесного воришки. Стрелочка была культурной белочкой, поэтому она постучала в дверь домика. Как только рыжая красавица не просила вернуть ей и ее друзьям запасы, барсук сопротивлялся. Тогда, белочка решила выяснить у барсука, зачем он украл их запасы?? И поведал барсук о том, что он один заботится о своих барсучатах. Их у него 8 маленьких проказников, и запастись едой он не успевает. И тогда белочка ответила: — Дорогой барсук! Если ты не успеваешь запастись едой, то почему ты не попросишь нас тебе помочь?! — Я думал, что вы откажитесь! —Но тебе не кажется, что добывать еду таким путем не хорошо? — Я знаю! Знаю! И тогда барсук раскаялся и вернул всю еду владельцам. А белочка и её друзья помогли запастись пищей барсуку и его детишкам. С тех пор в лесу все друг другу помогают. И живут дружно!

Задания и вопросы для учащихся: Где жила лесная красавица? Как автор описывает белку? Чем питается рыжая хозяюшка? Из чего сделала домик белка? Где хранит запасы белка? Что произошло с запасами? Найдите в тексте описание барсука. Чем питается лесной воришка? Почему барсук украл припасы белки и ее друзей? Как решили проблему лесные жители? Что нового вы узнали из этой сказки? Какой поступок описывается в данной сказке? Чему учит нас эта сказка?

Сегодня мне хотелось бы познакомитьвас с некоторыми экологическими сказками из сборника Татьяны и Игоря Рыжовых.

Изучая тему «Кто такие насекомые?», можно познакомить детей со сказкой «Как медведь пень потерял». Куда и как исчезают пни? Ведь их так много в любом лесу. Именно этим вопросом озадачен главный герой сказки.

При изучении темы «Что у нас под ногами?» дети узнают, какими бывают камни. Они могут быть большими и маленькими, твердыми и мягкими, тяжелыми и легкими. А еще они умеют спорить и разговаривать, и даже рассказывать о себе! Нужно только научиться их понимать так, как автор сказки «О чем шептались камешки» Игорь Рыжов. Не зря он столько лет изучал горные породы и минералы в настоящих экспедициях.

В сказке «Чей дом лучше?» герои спорят, кто из них в природе важнее, и чей дом лучше. Но мы с вами знаем, что в природе нужны и важны все: и животные, и растения. ( при изучении темы Как живут растения и животные .)

Изучая тему «Куда текут реки?», мы можем узнать, много ли в речке водных обитателей? Как она помогает людям и как люди относятся к ней? Может быть так, как в сказке «Жила-была река»?

Наверняка, вы хорошо знаете сказку о Красной Шапочке и Сером Волке. А героями новой экологической сказки стали Серая Шапочка(внучка той самой Красной Шапочки) и Красный Волк, которого все должны охранять. Они тоже живут в лесу, а главная героиня носит своей бабушке пирожки и горшочек с маслицем. Красный Волк следит за тем, чтобы лес оставался чистым, а охотники стали фотоохотниками. В общем, в лесу теперь многое изменилось,ведь прошло столько времени с тех пор, как Красная Шапочка была маленькой девочкой.

Помните сказку о старике и золотой рыбке, которая может выполнять 3 желания? А о чем мог попросить такую рыбку обычный человек? Тот , который жил среди леса,дышал свежим воздухом, пил родниковую воду, а потом вдруг захотел изменить все, что его окружает, и попросил рыбку исполнить 3 его желания. «Сказка о Человеке и Золотой Рыбке» – это необычная история, конец для которой вы можете придумать сами.

Сказка «Как Солнышко весну встречало» напомнит вам о том, как и почему наступает это время года, почему листочки окрашиваются в зеленый цвет, как ветер передвигает тучки, а капельки путешествуют по кругу.

Если в вашем дворе растут одуванчики, попробуйте за ними понаблюдать, как это сделал герой рассказа «Как Валера за одуванчиками наблюдал». Может быть после прочтения этой книги дети отправятся в лес, в парк, на луг и станут исследователями природы. А исследователи природы понимают, как важно ее беречь, и что помогать всему живому нужно с учетом законов экологии.

И тогда не будут вести себя так, как герои рассказа «Природа- наше богатство?», а придумают свои правила поведения в лесу и на берегу реки.

Давайте сохранять природу вместе, ведь мы тоже – ее часть!
Наталья Рыжова, Игорь Рыжов

Сказки на уроках окружающего мира позволяют проводить урок интереснее, познавательнее, ярче. Сухомлинский В. А. писал: «Сказка неотделима от красоты...» Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу .















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Арчегова И. Б. Экологическое мировоззрение – основа развития // Проблема экологии. – 2003. – №2. – С.54 – 55.

2.      Жукова И. В помощь экологическому воспитанию учащихся // Начальная школа. – 2001. – №6. – С.125 – 127.

3.      Иванова, Т.С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе. – М., 2003. – С.100 – 105.

4.      Отношение школьников к природе / Под ред. Зверева И.Д., Суравегиной И.Т. – М.: Педагогика, 1988. – 51 с.

5. Экологические сказки. Пособие для учителей 1-6 классов. Сост. Фадеева Г.- Волгоград:

Учитель,2003.-57с.