СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на СМО. Воспитание будущего читателя. Ознакомление с книгой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представление опыта работы по формированию читательской культуры

 

Просмотр содержимого документа
«Выступление на СМО. Воспитание будущего читателя. Ознакомление с книгой.»



Тема заседания СМО № 4:

«Формирование функциональной грамотности дошкольников. Читательская грамотность»






Тема представленного опыта: «Ознакомление с творчеством писателей, поэтов, художников - иллюстраторов как средство формирования интереса к литературному искусству»






Ваулина Татьяна Григорьевна

Воспитатель, высшая квалификационная категория, МБДОУ «ДС «Северная сказка»















г.Н.Уренгой, ЯНАО, Тюменская обл.

2024



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «СЕВЕРНАЯ СКАЗКА»











Педагогический опыт по теме «Ознакомление с творчеством писателей, поэтов, художников - иллюстраторов как средство формирования интереса к литературному искусству ».











Подготовила: Ваулина Т.Г., воспитатель















Новый Уренгой

2024



Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. В этот период ребенок приобщается к миру общественных ценностей, время установления первых человеческих отношений с людьми. Также в это время у детей формируются первые простейшие представления о литературе, искусстве.

Формирование ребенка как читателя направлено знакомить детей с писателями, поэтами, художниками-иллюстраторами. Знакомясь с книгой ребенок, погружается в мир литературы, которая дает ему знания, опыт, развивает личностные качества.

Представляем опыт педагогической деятельности по ознакомлению дошкольников с художественной литературой как средством формирования знаний о книге как о предмете литературного искусства.

Цели и задачи опыта:

Цели: формирование познавательного интереса к книге и литературным произведениям;

Развитие ценностного отношения к людям, которые создают книгу.

Задачи: Активизировать интерес детей к книге и литературным произведениям;

Расширять знания детей о труде взрослых: писатели, поэты, художники-иллюстраторы, библиотекари, печатники и др.

Воспитывать бережное отношение к книге, уважительное отношение к труду взрослых.

Ситуация приобщения ребенка к книжной культуре в наши дни, по-видимому, радикально меняется. Педагоги, воспитатели, а также и родители с тревогой говорят о том, что дети стали меньше читать, так как в процессе социализации ребенка усиливается роль средств массовой информации. Развивается культура, которую называют по-разному: «визуальная», «видеокультура», «электронная культура». Меняется домашняя среда, в которой растет ребенок, и к домашней библиотеке добавляются фонотека, видеотеке, компьютерная игротека.

Средства массовой информации активно вторгаются не только в нашу жизнь, но и в жизнь наших детей. Компьютер, телевизор, видео прочно входят в жизнь многих малышей, начиная с первых лет жизни. В некоторых семьях, как только ребенок научается сидеть, его сажают перед экраном, который заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом. Экран становится главным «воспитателем» ребенка. Однако, наблюдения показывают, что интерес дошкольников к книге огромен и как будет он развиваться зависит от условий, которые создают взрослые.

Методы, приемы средства педагогического опыта.

Центр «Библиотека» в средней группе играет важную роль в формировании интереса воспитанников к книге. Наличие тематических выставок книг, иллюстраций, портреты литераторов и художников-иллюстраторов, побуждают детей погрузиться в мир книги. Посредством рассматривания книг дети знакомятся с книгой как с предметом рукотворного мира, знакомятся с разнообразием литературных произведений, художественных взглядов иллюстраторов на героев книг, активизируется интерес к чтению.

Посещение городской библиотеки позволяет сформировать представление о правилах хранения книг, об их многообразии, о труде библиотекаря.


Развивающий центр «Библиотека»



Экскурсия в библиотеку





Художественная деятельность в рамках ознакомления с книгой. Знакомясь с книгой, дети узнают: из чего состоит книга (обложка, переплет, листы, страницы, иллюстрации, текст), а также знакомятся с многообразием профессий, задействованных в ее создании: переплетчики, наборщики, поэты, художники и др. Дети создают свои книги, рисуют иллюстрации. Таким образом, появляется понимание, что для создания книги люди вложили много труда, что позволяет воспитывать бережное отношение к книгам и уважительное отношение к труду взрослых.

Изготовление книг, создание иллюстраций

Театрализованная деятельность активизирует литературный опыт детей, артистические способности детей, способствуют приобщению к художественному слову. Дети знакомятся с трудом актеров, режиссеров, костюмеров.

Драматизации сказок



Литературные гостиные дают возможность приобщить родителей к совместной деятельности в рамках ознакомления с художественной литературой. Дети транслируют знания о героях литературных произведений, транслируют навыки декламации стихов, загадок.


Литературная гостиная к Дню рождения

А.Л.Барто «Добрые книжки Агнии Барто»




Викторины, олимпиады дают возможность испытать силы детей в проявлении знаний по содержанию знакомых литературных произведений.


Всероссийская викторина по произведениям В.Г. Сутеева

Таким образом, разнообразная и целенаправленная работа по ознакомлению с книгой создает условия для формирования основ гражданственности дошкольников: гордость за культурное наследие страны, уважительное отношение к людям труда и плодам труда человека, воспитание интереса к литературе, активной читательской позиции.