СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление об опыте работы

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление по теме "Исследования на уроках биологии"

Просмотр содержимого документа
«Выступление об опыте работы»

Выступление по теме: «Исследовательская деятельность на уроках биологии»

     Под исследовательской деятельностью учащихся сегодня понимается такая форма организации учебно – воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом, направленным на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира в разных областях биологии и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования, под руководством руководителя исследовательской работы.

     Исследовательская деятельность – универсальная образовательная технология, которая эффективно применяется в школе. В каждом случае исследовательская деятельность имеет специфические функции. Схематически их можно обозначить следующим образом:

     В школе – исследовательская деятельность учащихся в курсе изучения биологии направлена на развитие у учащихся навыков самостоятельной работы, постановки эксперимента, наблюдений, обработки результатов, умения делать выводы, т.е. позволяет учащимся овладеть алгоритмом исследовательской работы.

    Привлекая учащихся к исследованиям необходимо, прежде всего, базироваться на их интересах. Все что изучается в курсе биологии, должно стать для ученика личностно значимым, повышать его интерес и уровень знаний. Однако предлагаемые темы и методы исследования не должны превышать его возможностей. Исследовательская деятельность должна вызывать желание работать, а не отталкивать своей сложностью и непонятностью.

    С учетом возрастных особенностей учащихся и уровня их подготовки, каждое отдельное исследование может быть краткосрочным или рассчитанным на длительное время.

  Исходя из этого, при организации исследовательской деятельности учащихся можно использовать следующие виды исследований:

   Экспресс исследование.

Этот вид исследовательской работы может использоваться в 5 классе.  При проведении экскурсий учитель дает индивидуальные задания для проведения эмпирических исследований (например:

1. Какие животные и растения обитают в нашем водоеме? 2. Какие декоративные растения используются в нашей школе при озеленении территории? 3. Какие растения нашей местности занесены в Красную Книгу?)

   Теоретические экспресс – исследования ориентирует на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, которые содержатся в разных источниках.

  Такая исследовательская работа должна быть интересна учащимся, нести познавательный характер. Она позволяет изучать самые разнообразные объекты в их реальном окружении, действии и позволяет увидеть множество тем для собственных изысканий и построение различных гипофиз.

    Учащиеся 5 – 7 классов успешно справляются с этой формой исследования. Так при изучении темы в 5 классе «Приспособленности растений и животных к условиям окружающей среды» по материалам учебника «Биология» учащиеся знакомятся с тем, как приспособлены к обитанию в засушливых условиях животные и растения (тушканчик, верблюд, кактус, верблюжья колючка) и в суровых условиях арктической и субарктической зоны (тюлени, белый медведь, карликовая береза)

     Возможная тематика исследования: «Приспособление растений к опылению», « Многообразие насекомых», « Планеты Солнечной системы», «Строение побега» и т.д.

     По результатам исследований учащиеся делают краткие сообщения, которые обязательно должны содержать выводы.

    При изучении темы «Многообразие покрытосеменных» можно предложить совершить фантастическое путешествие. В ходе этого путешествия учащимся необходимо подробно изучить условия произрастания растений, их многообразие, классификацию, опираясь на достоверные источники и факты. Работа выполняется с увлечением.

     В 7 - 9 классах теоретические исследования оформляются в виде реферата, презентации содержащих большой объем информации по выбранному направлению исследованию. В процессе поиска информации для написания реферата учащиеся приобретают навыки работы с энциклопедиями, справочниками, словарями, каталогами.  Учатся классифицировать и систематизировать материал, выделять главное, анализировать данные и делать выводы, знакомятся с основами оформления текстовых документов.

     Работа над рефератами помогает подробнее разобраться в исследуемой теме, усвоить ее, вырабатывает навыки организованности и целеустремленности, которые необходимы при изучении биологии.

      Экспериментальные исследования (наблюдения, практические работы, эксперимент).

    Содержания биологического образования предусматривает увеличение доли экспериментальных заданий, усиление практической подготовки учащихся, включающей систему лаболаторно – практических заданий.

Широкое использование лабораторных и практических работ в учебном процессе создает условия для повышения интереса к науке, познавательной активности ( в ходе исследовательской деятельности), развития логического мышления и творческой способности.

     Навыки экспериментальной работы, учащиеся приобретают в ходе выполнения лабораторных и практических работ на уроках биологии, различных опытов и экспериментов.  На лабораторно – практических занятиях учащиеся знакомятся с сущностью процессов, происходящих при изучении биологии. Лабораторные работы предусмотрены в курсе биологии 5 класса, в курсе биологии 6 и 7 классов по учебникам биологии.

       Практические работы по курсу биологии в 8 – 9 классах предполагаются различными источниками. Таких практических работ большое разнообразие. При проведении практических работ по теме «Нервная система»,

«Поведение и психика», «Высшая нервная деятельность» учащимся предлагается познакомиться с функциями нервной системы, процессами безусловных рефлексов, определить устойчивость внимания, развитие памяти, мышления, объем восприятия. При выполнении практических работ учащиеся приобретают навыки наблюдения за работой своего организма, фиксирования и правильного оформления результатов наблюдений, анализа полученных данных, делают выводы.

      Интерес к теоретическим и экспериментальным исследованиям необходимо формировать в ходе познавательной деятельности на уроке. Вот тогда должны возникать проблемы, которые учащимся хотелось бы разрешить.

       При изучении тем по биологии 6 класса «Корень», «Стебель»,

«Цветок», «Строение семян однодольных двудольных растений» учащиеся, готовясь к урокам, делают дома эксперименты: передвижение по стеблю питательных веществ, проращивание семян и т.д. При этом учащиеся получают дополнительные знания о строении семени, корня, стебля. Можно продолжить ряд экспериментов, предложив на уроке проблемные вопросы.  И эксперимент уже с интересом учащиеся продолжают в домашних условиях.

    Результативность исследовательской работы на уроках биологии как теоретической, так и экспериментальной можно проследить по результатам участия учащихся в конкурсах по исследовательско – экспериментальной работе и  по результатам аттестационного тестирования по биологии.

     У учащихся появился интерес к предмету, формирование навыков работы с дополнительной литературой и эксперимента, желание заниматься дополнительно предметом и поделиться результатами исследования с другими учащимися.

      В результате организации исследовательской работы на уроках биологии можно сделать следующие выводы:

- исследовательская работа учащихся способствует развитие творческих способностей и активности, развитию самостоятельности и мышления;

- исследовательская работа помогает приобрести новые знания и навыки, умение проводить эксперимент, правильно фиксировать наблюдения и обрабатывать полученные материалы;

- развитие интереса к исследованию, экспериментальной работе способствует использованию на уроках разнообразных опытов, лабораторных и практических работ;

- навыки, приобретенные учащимися при выполнении исследовательской работы необходимы для проведения самостоятельных научно – исследовательских работ в старших классах и участие в конкурсах и олимпиадах.

Исследование в 9 классе по теме: свойства белка

Биологические задачи ( мотивационный этап)

1.Почему врачи рекомендуют принимать  жаропонижающие лекарства, если у больного температура превышает 38оC?

2.Почему из сваренного яйца  никогда  не появится цыплёнок?

3.Почему работникам химических производств, при отравлениях солями тяжелых металлов (Cu,Pb,Ng) пострадавшим дают молоко? Дайте гигиеническое обоснование для изучений функций белка?  

4.Почему после стирки шерстяные вещи дают усадку, а после глажения восстанавливаются?  

Практическая часть

  1. Уважаемые коллеги на ваших столах стоит необходимое оборудование для исследования некоторых свойств белка, но прежде, чем перейти к исследованию, я предварительно ознакомлю Вас с информацией о составе и свойствах белка ( идет погружение в тему).

  2. Работа по инструктивным картам в группах. Инструктаж по ТБ

  3. Решение биологических задач.

Рефлексия: оценочный этап

Вы сегодня хорошо поработали , оцените нашу работу:

- узнали вы, что- нибудь для себя новое, будете применять в своей практике.

-это вам никогда не пригодиться

- ваши пожелания и коментарии

Заключение: Уважаемые коллеги!

На всех этапах работы мы, педагоги, должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат – развитие творческих способностей, приобретение новых знаний, умений и навыков. Точнее говоря, мы должны иметь в виду, что в данном случае мы имеем дело не с одним результатом, а, по крайней мере, с двумя. Первым можно считать то, что создает ребенок своей головой и руками: отчет, реферат, проект. Второй, самый важный - педагогический: бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.