Организция профориентационной работы с учащимися
В соответствии с принципом систематичности и преемственности в
профориентации профориентационная работа в школе должна вестись с 1 по 11классы. При этом необходимо учитывать возрастно-психологические особенности школьников.
У подростков часто изменяется интерес к профессии. Это может происходить в результате влияния внешних факторов, например, когда ученики получают неправильное представление о содержании труда или о перспективах профессии, или же недостаточно объективно оценивают свои возможности, игнорируют свои психофизиологические особенности и переоценивают свои силы. В связи с этим главной целью профессионального самоопределения является постепенное формирование у учеников 5-8 классов внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно-значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.
Наряду с учебой, приобщаясь к тем или иным видам трудовой деятельности, подростки обязательно приходит к осознанию необходимости собственного самоопределения, в том числе определения своей полезности для общества. Поэтому учеба в школе должна подготавливать предпосылки для зрелого и правильного выбора учащимися своей будущей профессии.
Выбирая будущую профессию, старшеклассники, как правило, делают упор на свои интересы, склонности, не учитывая при этом собственной адекватности требованиям той или иной сферы профессиональной деятельности: наличия психофизиологических возможностей, интеллектуального потенциала, профессионально значимых качеств личности.
Изучение различных программ по профориентационной работе со школьниками позволило выделить три основных направления профориентационной деятельности психолога образования:
1. Индивидуальная психолого-педагогическая работа – объектом воздействия
и изучения является ученик.
2. Групповая психолого-педагогическая работа – объектом воздействия и изучения является учебный класс.
3. Индивидуальная и групповая психолого-педагогическая работа, объектом
которой являются родители.
Можно выделить следующие методы профориентационной работы:
Ознакомительные, информационно-просветительские методы:
- встречи со специалистами,
- просмотр и обсуждение телевизионных передач, фильмов,
- выставки передового опыта,
- экскурсии на предприятия и в учебные заведения
- информационные уроки для 6-9 классов
- профориентационные уроки со школьниками как система занятий
- уроки в учебных мастерских
- организация доступа школьников к справочной литературе
- профориентационная работа ВУЗов
- профориентационная работа
- профориентационная работа центров занятости населения
2. Методы, активизирующие деятельность:
- индивидуальные задания для углубления знаний с учетом интересов,
- профориентационные и профконсультационные активизирующие методы
- групповые формы морально-эмоциональной поддержки
- конкурсы для выявления склонностей,
- викторины на знание техники и специальностей,
- вечера или недели техники, книги, математики…
- кружки технического творчества
- молодежные объединения
- школьные трудовые объединения.
3. Методы психолого-педагогической помощи – индивидуальная и групповая профконсультации.
4. Методы изучения личности (профессиональная диагностика):
- беседа
- анкетирование,
- наблюдение,
- анализ результатов деятельности
- метод экспертов - метод обобщения независимых характеристик
- педагогический эксперимент,
- тестирование
Работая в выпускном классе профориентационную работу я начала проводить заблаговременно. Я проводила анкетирование, индивидуальные беседы с учащимися и родителями, приглашала психолога. Мы обговаривали различные профессии, их преимущества и недостатки.