СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление по теме: «Сущность здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление по теме: «Сущность здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе»»

«Сущность здоровьесберегающих технологий

в учебно-воспитательном процессе»


Подготовила: Попикова Наталья Александровна,

учитель начальных классов



Слайд 2 “ Человек должен знать,

как помочь себе самому в болезни,

имея в виду, что здоровье

есть высочайшее богатство человека.” 
Гиппократ

Современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. И не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития. Дети все так же заполняют собой пространство школы, перетекают из класса в класс, дружат, улыбаются, учатся, таская за плечами учебники в рюкзаках и весь мир в планшетах. Но принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых и детей. Но никто не отменял этого важного состояния любого человека как ЗДОРОВЬЕ

В современном образовательном процессе все более актуальной становится проблема сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Здоровье детей катастрофически падает, и мы вправе поставить вопрос:

«Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?»

Ведущая педагогическая идея заключается в изучении современных здоровьесберегающих технологий, используемых в урочное и во внеурочное время в коррекционной школе, как средство, направленное на формирование у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) знаний о здоровье и развитии умения оберегать, поддерживать и сохранять его.

Если рационально использовать здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе, то можно максимально достичь возможных успехов в преодолении различных трудностей, а также общего оздоровления обучающихся младшего школьного возраста.

Слайд 3 В законе РФ "Об образовании" (ст. 2; 51), в ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) приказ от 19 декабря 2014 г. N 1599, говорится о том, что обучение должно проходить в условиях, гарантирующих защиту прав личности обучающегося в образовательном процессе, его психологическую и физическую безопасность, а также направлено на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия.

Понятие “здоровье” имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения:

Слайд 4  “Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов”

Нарушения эмоционально-волевой сферы, раздражительность, агрессивность, негативизм, недоразвитие высших психических функций, речи, отставание в развитии двигательной сферы, недостаточно развитая мелкая моторика - всё это свойственно детям с интеллектуальными нарушениями.

 Я считаю, что овладевать знаниями и усваивать новый материал способен только здоровый ребёнок. Любое болезненное состояние снижает эффективность обучения. Для всех участников образовательного процесса сохранение физического и психического здоровья должно стать важнейшим условием для получения новых знаний. Учителю необходимо научить ребёнка сохранять и укреплять своё здоровье, привить навыки безопасного поведения, предотвратить излишние психологические и физические нагрузки на детский организм.

Коррекционно – развивающая работа с применением здоровьесберегающих технологий предполагает коррекцию всей личности детей в целом.

Слайд 6 Выделяются также три группы здоровьесберегающих технологий:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: Стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни: Физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия, коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж, биологическая обратная связь (БОС).

3. Коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветомтехнологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.

Очень важно, чтобы каждая из вышеперечисленных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Как было сказано выше здоровье - это единое целое, в котором физическое (соматическое), психическое (душевное), духовно-нравственное соединены теснейшими

Урок — основная структурная единица учебной работы с учащимися. Если правильно и грамотно организовать занятие, то появляется возможность довольно долго поддерживать высокий уровень работоспособности у учащихся. А как бороться с усталостью и переутомлением на уроках? Многие учителя в течение урока стараются чаще менять виды деятельности, проводят физкультминутки и динамические паузы, зрительные, пальчиковые и дыхательные гимнастики, применяют приёмы биоэнергопластики и многое другое. Чем младше обучающиеся, тем больше подобных пауз. Значение применений здоровьесберегающих технологий в том, чтобы снять утомление у ребенка, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность обучающихся.

Слайд 7,8 В своей работе я применяю следующие здоровьесберегающие технологии. Все эти технологии разделила группы


Что?

Зачем?

Как?

1

Руки, ноги

Коррекция мелкой моторики, влияют на активизацию интеллектуальной деятельности, оказание первой помощи самому себе

Су-джок терапия

Аурикулотерапия

Пальчиковая гимнастика

Биоэнергопластика-

Мудры

2

Голова

Стимуляция кинестетических ощущений мышц, снижают утомляемость, улучшаю память, концентрацию внимания

Артикуляционная гимнастика

Кинезиологические упражнения

Самомассаж


3

Глаза

Снятие мышечного напряжения, усталости глаз, развитие зрительно-моторной реакции

Гимнастика для глаз

4

Туловище

Коррекция крупной моторики предупреждение преждевременного наступления утомления и снятия мышечного статического напряжения

увеличение двигательной активности повышения гибкости и подвижности в суставах

Смена динамических поз

Динамические паузы

Физкультминутки

Стретчинг

5

Дыхание

направлена на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания, способствующая развитию и укреплению грудной клетки

Дыхательная гимнастика

6

Настроение

Положительный настрой на работу, снятие агрессии, тревожности, помогают преодолевать барьер в общении, снимать психическое напряжение, дают возможность самовыражения

Психоэмоциональный настрой

Психогимнастика

Энергизаторы

Доброе слово, улыбка.

7

Душа

Способствует полному расслаблению, улучшает психоэмоциональное состояние

Упражнения на релаксацию




Коротко остановимся на некоторых здоровьесберегающих технологиях.


1. Су-джок терапия

Разработал корейский профессор Пак Чже Ву, 1986 год. Су-кисть, Джок-стопа.

Цель: Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла. В каждом Су-Джоке есть пружинка, с помощью неё делается массаж каждого пальца, с целью улучшить кровообращение.

Упражнения:

1.Этот ежик хочет спать,

Этот ежик — прыг в кровать,

Этот ежик прикорнул.

Этот уж давно уснул.

Этот хоть еще не спит,

Но тихонечко лежит.

Тише, тише, не шумите,

Ежиков не разбудите.

2. Обучающиеся выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.


2. Корригирующая гимнастика для глаз:

Цель: снятие мышечного напряжения, усталости глаз, позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, повышает силу эластичность, и тонус глазных мышц и глазодвигательных нервов, укрепляет мышцы век. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

Прежде чем начинать выполнять гимнастику для глаз необходимо проверить позу учащихся. Если используются тренажёры, таблицы или презентационные ролики с упражнениями необходимо зафиксировать подбородок. Обучающимся, которые носят очки, предложить их снять на время проведения гимнастики

Большинство педагогов используют динамический офтальмотренажёр по методу В. Ф. Базарного. Владеющие программой создания презентаций — создают слайды с летающими снежинками, бабочками и т. д. В нормативном документе санитарно-гигиенических правил, нам предложены упражнения для глаз, плечевого пояса и других групп мышц. Всё это очень даже неплохо. Но гимнастики выполненные в виде презентации не всегда можно применять, если на уроке уже используется компьютер (возникновение зрительных перегрузок). Да и нельзя забывать, что дома ребята просиживают за ПК не 15–20 минут. А со временем учителям, а тем более детям хочется услышать или увидеть нечто интересное, а времени на создание чего –то нового не всегда хватает, особенно учителям с большой нагрузкой. Поэтому мне хочется поделиться некоторыми разработками и способами их создания, которые не займут много времени для приготовления у учителей. И ребятам они понравятся.

Слайд 9 Видеоазимуты.

Данные видеоазимуты можно выполнить как на большом плакате, так и в виде раздаточного материала. Рисовать умеет не каждый. Можно просто взять готовую картинку и раскидать по ней цифры от 1 до …. Видеоазимуты могут быть выполнены по темам, в зависимости от возраста и класса. Применять их можно и в виде отдельных физкультпауз и на определённых этапах урока (фронтальная проверка, этап закрепления).





Офтальмотренажёр. Это специальный прибор, подающий световые и звуковые сигналы (серый фон книжного текста, способствуя накоплению следовых впечатлений в коре головного мозга, оказывается одним из факторов, поддерживающих утомляемость школьников). Одним из наиболее эффективных средств снятия таких следовых впечатлений являются импульсивные цветовые вспышки

Офтальмотренажёры, также сделать очень просто. Увеличив любую картинку, нанести на неё разноцветные стрелки. С помощью подобных офтальмотренажёров (цветы, пирамидки, тарелки) развиваются зрительно-моторная реакция, стереоскопическое зрение, различительно-цветовая функция, чувство локализации в пространстве.

На уроках необходимо использовать элементы светотерапии: доска зелёного цвета, записи жёлтым цветом по волнистым линиям. Это способствует лучшему усвоению и запоминанию материала, понижению утомляемости.

3. Кинезиологические упражнения

Кинезиология– наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Основана научная кинезиология была в Древней Греции, основателем был Асклепиад живший более 2000 лет назад. Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Кинезиология – это методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы тела, т.е. путём физической активности.

В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребёнка исчезают явления дислексии, развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, активизируется работа головного мозга.

Даже Клеопатра, на протяжении всей жизни использовала кинезиологические упражнения, за счёт которых поддерживала свой мозг в активном состоянии. Известно, что старение организма начинается со старения мозга. Таким образом, поддерживая мозг в состоянии молодости, мы не даём стареть своему организму.

Упражнения

1.«Колечко» поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.

2. «Кулак – ребро – ладонь» На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе. (Лягушка хочет в пруд, лягушке скучно тут)

3. «Стук под счёт» Постучите каждым пальцем правой руки по столу под счет «1, 1-2, 1-2-3 и т.д.».


Слайд 10 4. Энергизаторы.

Энергизаторы - это короткие упражнения, восстанавливающие энергию обучающихся. Они являются средством, позволяющим успешно преодолевать спад активности класса, восстанавливать интерес к занятию и концентрацию внимания участников, продолжать продуктивно работать. Энергизаторами могут служить физические упражнения, подвижные игры, танцы, актуализирующие творческие способности детей, повышающие их настроение и общий тонус. Благодаря упражнениям-энергизаторам в классе или группе создается атмосфера безопасности для ее участников, они получают удовольствие от пребывания вместе.
Основная цель которых: снять эмоциональное напряжение, стресс, создание благоприятной комфортной психоэмоциональной среды, улучшение работоспособности, нацеленное на сплачивание в игре коллектива, развитие внимания учащихся. Познакомим с упражнением, которое очень нравится ученикам.

Упражнения

1.Энергизатор «Телетайп»

Участники встают в круг, держась за руки. Ведущий легким незаметным пожатием руки посылает справа стоящему участнику «телеграмму», которая передается им дальше по кругу.

2. Энергизатор «Фруктовый салат»

Группа сидит в кругу. Водящий находится в центре круга без стула.

Рассчитайте группу по принципу: «яблоко», «груша», «банан»,«виноград». Попросите каждого запомнить «свой» фрукт.

Задача группы: когда водящий называет какой-то фрукт, напри­мер яблоко, все «яблоки» должны встать и поменяться местами. Если кто-то не успел занять освободившийся стул, то он стано­вится водящим. Водящие называют разные фрукты, а время от вре­мени говорят: «Фруктовый салат». Это означает, что все участ­ники должны поменяться местами.


5. Дыхательная гимнастика.

Неотъемлемая часть оздоровительного режима – дыхательная гимнастика, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Правильное дыхание - это дыхание через нос и без шума.
Необходимое условие правильного развития, хорошего роста – умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию. Девять детей из десяти дышат неправильно и по этой причине плохо себя чувствуют. Ребенка, не умеющего правильно дышать, можно узнать сразу: узкие плечи, слабая грудь, рот открыт, движения нервозны.

Наша задача – научить ребенка хорошо очищать легкие. Если он полностью не выдыхает, то в глубине легких остается изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода. Научив ребенка дышать через нос, вы поможете ему избавиться от частых насморков, гриппа, ангины и т.п.

Техника выполнения упражнений дыхательной гимнастики для детей:

- воздух набирать через нос;

- плечи не поднимать;

- выдох должен быть длительным и плавным;

- необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками).

Упражнения

1.«Бегемотик». (облегченный вариант предыдущего упр.) ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос.

Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

Сели бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

2.«Часики». ИП: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить до 10 раз

3. «Хомячок». Предложите ребенку пройти несколько шагов (до 10-15), надув щёки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам – выпустить воздух изо рта и пройти ещё немного, дыша носом.

Скороговорки для дыхательных упражнений.

  1. А мне не до недомогания.

  2. Во мраке раки шумят в драке.

  3. Мила мыло не любила, мыло Мила уронила.

  4. От топота копыт пыль по полю летит.

  5. У елки иголки колки.


Слайд 11 6. Аурикулотерапия

Это один из методов рефлексотерапии, в котором используется массаж, на точечные участки – биологически активные точки ушных раковин (известно 170 биологически активных точек на ушной раковине, представляющих собой проекции всех внутренних органов и систем).

Система лечебного воздействия на точки ушной раковины, которые проецируют все органы и системы человеческого организма (принцип, как и в Су-Джоке). Воздействие осуществляется путём массажа ушной раковины (надавливание, растирание) до лёгкого покраснения и появления чувства тепла.

Упражнения

1.Общий массаж

Пригибаем верхнюю часть уха вниз. Разгибаем, пригибаем, словно бы раскатывая и скатывая ушко. Ушки должны стать тёплыми.

Нажали пальчиками на мочки, помассировали, отпустили.

Выгибание ушек вперёд, а затем в обратную сторону (20 раз).

2. Тонизирующая точка находится на козелке уха. С её помощью можно распрощаться с гриппом и частыми простудами. При массаже чувствуется прилив сил, проходит усталость. Если нужно работать допоздна, а глаза слипаются, а мысли разбегаются, несколько минут массажа – и желание спать пройдёт. А те, кому трудно просыпаться по утрам, могут делать массаж прямо в постели – сон как рукой снимет.

3.Точка зрения. Она находится в том месте мочки, где делают прокол для серёжек (их, кстати, при массаже надо снять). Её массаж особенно показан людям страдающим близорукостью ли дальнозоркостью, катарактой или глаукомой.


Слайд 12 7. Мудры. (Скорая помощь)

Мудра, в переводе с санскрита, означает "дарующий радость", другой вариант перевода – "печать

Мудра — это йога пальцев, особое положение пальцев рук, сложенных определенным образом и имеющее целительное воздействие. Эти жесты использовались в Индии как способ врачевания и тела, и духа. Прикосновение кончика какого-либо пальца к другому, как это предполагается в мудре, помогает контролировать энергетические потоки, проходящие в теле человека, и тем самым оказывать непосредственное влияние на состояние органов и систем

Цель: познакомить и научить оказывать первую помощь себе самому снять стресс и боль.

Это – универсальный способ целительное воздействие, получаемое обыкновенным сложением пальцев одной или обеих рук.

Ребятам это, как правило, удается это без особого труда: для них складывать пальчики в замысловатые фигуры – это игра, и удовольствие. Надо следить за тем, чтобы обучающиеся выполняли упражнения только по собственному желанию (заставлять их ни в коем случае нельзя!) и под наблюдением взрослых.

Упражнения

1.Мудра «Спасающая жизнь». Ее выполнению должны научиться все, так как своевременное применение этой целительной мудры может спасти жизнь!

Мудра, спасающая жизнь, позволяет значительно улучшить здоровье, а в экстренных случаях, это будет первая помощь, которую вы сможете оказать себе или другим.

Когда рекомендуется применять мудру, спасающую жизнь?

Показаниями к применению являются боли в сердце, сердечные приступы, сердцебиение, дискомфорт в области сердца с тревогой и тоской, инфаркт миокарда².

При перечисленных состояниях необходимо немедленно приступить к выполнению этой мудры обеими руками одновременно. Облегчение наступает незамедлительно, действие аналогично употреблению нитроглицерина.

Мудра, спасающая жизнь: техника выполнения

1. Указательный палец сгибают таким образом, чтобы он коснулся подушечкой концевой фаланги основания большого пальца.

2. Одновременно складывают подушечками средний, безымянный и большой пальцы, мизинец остается выпрямленным.


Слайд 13 8. Занятия двигательной активности очень важны.

Стретчинг – это комплекс упражнений, предназначенный для растягивания мышц (развития их эластичности) и повышения гибкости и подвижности в суставах. Стретчинг, выполняемый под успокаивающую музыку, эффективен для снятия стресса, уменьшает утомление, даёт ощущение покоя.

Польза стретчинга заключается в том, что:

  • Благодаря растяжению мышц к ним поступает больше крови, они расслабляются и становятся более эластичными.

  • Суставы приобретают большую подвижность, в результате чего увеличивается гибкость.

  • Лучшая профилактика против отложения солей.

  • Сосредоточенное, глубокое дыхание благотворно влияет на головной мозг.

Цель: Особое внимание уделяем формированию правильной осанки, укреплению здоровья. Познакомимся с несколькими упражнениями игрового стретчинга.

Упражнения проводятся в медленном, наиболее оптимальным для тела темпе. При стретчинге не нужно делать резкие движения и торопиться. Растягиваются и сухожилия, и мышцы. Подобный темп позволяет глубоко воздействовать на тело.

Упражнения

1. «Мельница»

Инструкция: Для выполнения упражнения вам потребуется завести руку за голову, согнуть ее в локтевом суставе. Затем левую руку необходимо опустить вниз, завести за спину, согнуть и потянуть к правой руке. В таком положении необходимо задержаться, повторить упражнение, при этом, не забыв поменять положение рук на противоположное, описанному выше. Можно использовать карандаш. В правую руку взять карандаш, палочку, руку поднять вверх, согнуть за спину . левая руку согнуть и постараться за спиной поймать карандаш и держать.

2. Стретчинг мышц шеи:

ИНСТРУКЦИЯ: Наклоните голову вперед, максимально приблизив подбородок к грудной клетке. Сохраняйте это положение в течение 10 секунд. Глядя прямо перед собой, наклоните голову вправо так, чтобы максимально приблизить правое ухо к одноименному плечу. Сохраняйте это положение в течение 10 секунд. Повторите упражнение, наклонив голову влево. Поворачивая голову попеременно влево и вправо, старайтесь посмотреть через соответствующее одноименное плечо как можно дальше назад. В обоих случаях сохраняйте «крайнее» положение по 10 секунд.

Слайд 14 9. Психогимнастика

Психогимнастика – это игры и упражнения, направленные на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств. Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими. Подобные игры помогают детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дают возможность самовыражения.

Упражнения

Игра «Путешествие в лес» (под звуковое сопровождение «Голоса леса» дети произвольно изображают то, о чем говорит педагог): – Мы в лесу. Под ногами мягкий мох. Идем по нему неслышно, на носочках. Впереди непролазная чаща. Вставайте за мной, пойдем по узкой тропинке. Не отставайте, идите точно друг за другом. После сильного ветра повалились деревья, нам придется через них перелезть. Ой, я обо что-то укололась! Да это же ежик! Покажите, какой он. Ежик побежал дальше, а нам пора возвращаться.


Слайд 15 10. Биоэнергопластика

-это содружественное взаимодействие руки и языка. Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

Биоэнергопластика включает в себя три базовых понятия:

«био» — человек как биологический объект;

«энергия» — сила, необходимая для выполнения определенных действий;

«пластика» — плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью Слайд 16 Упражнения

«С лон»

Я водичку набираю

И ребяток поливаю!

Буду подражать слону!

Губы «хоботом» тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.




«Лягушки»

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки –

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем - перестанем

И нисколько не устанем.


Результаты.

Систематическое включение в урок методов и приемов здоровьесберегающих технологий показало, что:

1.У обучающихся развиваются психомоторные и речемоторные функции;

2.Укрепляется физическое и психическое здоровье обучающихся через развитие дыхательной, системы

3. Стимулируется развитие произвольной регуляции движения;

5. Развивается мелкая моторика;

7. Формируется мотивационная готовность к регулярному применению полученных навыков;

8. Повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие;
10. Корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности;
12. Повышается работоспособность.

 Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе позволяет увеличить плотность двигательной активности, улучшить физическое, психическое, нравственное здоровье детей, развивать функциональную зрелость всех тех систем, на которые падает в школе основная тяжесть всех школьных нагрузок.

В заключение, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

Таким образом, применение здоровьесберегающих технологий на уроках способствуют личностному, интеллектуальному и речевому развитию обучающихся.

Подводя итоги, я хотела бы ещё раз подчеркнуть, что здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым.

Закончить своё выступление я хотела бы притчей:

Притча «Сосуд жизни»

Как-то один мудрец, стоя перед своими учениками, сделал следующее. Он взял большой стеклянный сосуд и наполнил его до краев большими камнями. Проделав это, он спросил у своих учеников, полон ли сосуд. Все подтвердили, что он полон.

Тогда мудрец взял мешочек с горохом, высыпал его в сосуд и несколько раз легонько встряхнул его. Горох начал заполнять пространство между камнями… Горошинки раскатились в свободные промежутки и заполнили их. После чего мудрец снова спросил учеников, полон ли сосуд теперь. Они снова подтвердили очевидное – полон.

И, наконец, мудрец взял мешочек с песком и высыпал его в сосуд. Спустя какое-то время в банке не осталось свободного пространства, песок заполнил оставшиеся промежутки в сосуде.

- Вот теперь банка полна, — обратился мудрец к ученикам, — и я хотел бы, чтобы вы смогли распознать в этом сосуде свою жизнь…


- Сосуд – это ваша жизнь, крупные камни олицетворяют самые важные вещи в вашей жизни: вашу семью, вашего любимого человека, ваших детей, — все то, что имеет для вас огромное значение. Это те вещи, которые, даже не будь всего остального, смогут наполнить вашу жизнь.

- Горох – это те вещи, которые не так значимы для вас, это может быть ваша работа, ваша машина, красивая одежда и прочее.

- Песок символизирует жизненные мелочи, повседневную суету. Это все самое мелкое и незначительное в вашей жизни, все те мелкие проблемы, которые сопровождают вас на протяжении всей вашей жизни.

- Если же вы наполните ваш сосуд вначале песком, то в нем не останется уже места для более крупных камней и даже для гороха. Так и в жизни: если вы всю вашу энергию израсходуете на мелкие вещи, то для больших свершений уже ничего не останется. Поэтому обращайте внимание, прежде всего, на важное: находите время на своих родных и близких, следите за своим здоровьем. И у вас останется еще достаточно времени и сил для работы, для дома, для увлечений и всего остального. Следите за вашими большими камнями – только они имеют цену. Все остальное – лишь песок. Никогда не позволяйте различного рода мелочам заполнять вашу жизнь, закрывая вам глаза на более важные вещи.

Слайд 17 Таким образом, чтобы быть здоровым, нужны здоровые жизненные навыки, здоровые привычки. Уже не приходится доказывать, что принципы здорового образа жизни - необходимые условия здоровья.

Не надейся на Бога
И не верь чудесам,
Есть одна лишь подмога:
Помоги себе сам.


Я хочу пожелать вам только удачи,

Чтоб радость шагала с вами всегда,

Чтоб здоровье, веселье и счастье в придачу

Были вместе с вами – и подальше беда.


Список литературы

  1. Т.Б. Буденная Логопедическая гимнастика Санкт – Петербург

  2. « Детство – прогресс» 2001 год.

  3. М.Ю. КартушинаЛогоритмические занятия в детском саду. Москва «Сфера» 2003год.

  4. Е.А.Каралашвили Физкультурная минутка. Динамические упражнения. Москва ТЦ « Сфера» 2001 год.

  5. С.В. Коноваленко Развитие познавательной деятельности у детей. Москва Гном – Пресс, Новая школа 1998 года

  6. Е.Н. Краузе . Логопедический массаж и артикуляционная гинмстика. СПб: Корона 2004год.

  7. О.В. Узорова Е.А. Нефедова Физкультурные минутки Москва ООО « Издательство Астрель», ООО « Издательство АСТ», ЗАО НПП « Ермак»2004 год.

  8. Т.Е Филичева Н.А. Чевелева Г.В. Чиркина Основы логопедии – Москва Просвещение 1989 год .

  9. Е.Л. Набойкина Сказки и игры с « особым» ребенком. СПб. 2003 год.

  10. Е.А. АлябьеваПсихогимнастика в детском саду. Москва 2003 год.

  11. Е.А. Алябьева Развитие воображения и речи детей 4-7 лет Москва 2005 год.

  12. М.Ю. Картушина Быть здоровыми хотим Москва 2004 год

  13. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. - М.: И.Ц. Сфера, 2007

  14. П.Деннисон ., Г.Деннисон Гимнастика для развития умственных возможностей «Брейн Джим» /перевод с английского А.В. Малушиной. М.: Изд-во Рос.откр. ун-та, 1992

  15. Е.А.Дьякова.Логопедический массаж.- М., 2004

  16. Е.А.Каралашвили, Физкультурная минутка. Динамические упражнения. - М.: ТЦ «Сфера», 2001

  17. Е.Л..Ковалева ., Ю.И. Остапенко Учиться легко и весело. Практическое пособие по образовательнойкинесиологии. – Волгоград «Перемена», 1996г.

  18. В.В. Нищева . Система коррекционной работы. - СПб.: Детство Пресс, 2001

  19. Е.Л.Новикова .Здоровьесберегающая направленность в развитии речевой деятельности дошкольников. - М., 1999.

  20. Е.Л.Новикова .Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей 6 лет с ОНР //Дошкольная педагогика, 2007 - №1

  21. З.А.Репина Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи. — Екатеринбург, 1996

  22. Н.Семенова Дыхательная гимнастика по Стрельниковой. — СПб., 2002.

  23. О.В., Узорова, Е.А.Нефедова, . Пальчиковая гимнастика. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001.

  24. Н.А.Фомина В ритме музыки дышать веселее. Музыкально-ритмическая дыхательная гимнастика на основе методики Стрельниковой А.Н. :Учебно-методическое пособие. – Волгоград: ВГАФК, 2001

  25. М.И.Чистякова Психогимнастика. — М., 1990