СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление теме «Развитие математических способностей обучающихся в рамках внеурочной деятельности»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление теме «Развитие математических способностей обучающихся в рамках внеурочной деятельности»»

Добрый день, уважаемые коллеги! Свое выступление я хочу начать со слов американского философа и психолога Уильяма Джеймса «Глубочайшим свойством человеческой природы является стремление людей быть оцененными по достоинству». И с этим трудно не согласиться.

Оценивание в работе учителя всегда занимает особое место. По-моему, это сложнейшая педагогическая проблема.

Необходимость оценивания отмечают все участники образовательного процесса.

Многие учителя и я, в том числе, осознаю, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку учащихся.

Ведь, каждый ребенок, который переступает школьный порог, видит себя отличником и искренне стремится им стать. Но, столкнувшись с трудностями, некоторые дети понимают, что у них ничего не получается. У таких учеников зачастую просто опускаются руки. И именно отметки могут быть причиной его неуспешности, источником конфликта и неудач. Поэтому есть необходимость научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов, т.е. когда учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения.

Я хочу рассказать, как развиваю эти умения на уроках математики через использование формирующего оценивания. Формирующее оценивание, в отличие от итогового, определяет уровень знаний учеников в процессе обучения. Смысл и цель оценивания — не контроль, а подача обратной связи и корректировка действий ученика. Формирующая оценка выявляет пробелы в усвоении знаний и дает возможность их устранить.

Чтобы эта обратная связь сработала на повышение качества обучения, необходимо не только определить, на каком уровне ученики должны владеть содержанием курса к его окончанию, но и до какой степени они осваивают его по ходу курса.

Изучив теоретические аспекты формирующего оценивания, проанализировав опыт работы педагогов по вопросам его использования, я организовала свою деятельность по шагам:

- планирование образовательных результатов по каждой теме;

-определение «основных точек» каждой темы;

- определение в рамках программы обучения тем, при изучении которых целесообразно использование листов обратной связи;

- предъявление учащимся планируемых образовательных результатов;

- разработка листов обратной связи для каждой «основной точки»;

- использование листов обратной связи для оценки образовательных результатов и организации самооценки учащихся: промежуточное комментирование результатов выполнения учащимся задания (одно-два), работа учащегося над заданием с учетом комментариев собеседование с учащимися по поводу образовательных результатов;

- итоговое оценивание образовательных результатов в рамках темы, выставление отметки

Определение «основных точек» темы

В содержании каждой темы я определяю точки контроля, которые дают мне необходимую информацию об освоении образовательных результатов этой темы учащимися. Количество точек контроля, уровень освоения знания, подлежащий контролю, я выбираю, исходя из кодификатора требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по математике

Если контролю подлежат уровни воспроизведения, то использую традиционные формы контроля знаний, умений и навыков: тестовые вопросы закрытого типа, диктанты, контрольные работы, самостоятельные работы. Нередко те же формы контроля позволяют оценить образовательные результаты на уровнях понимания. В других случаях уже для оценки образовательного результата на уровне применения применяю обратную связь, где для учащихся есть возможность улучшить свой образовательный результат. Еще в большей степени это относится к образовательным результатам на уровнях анализа, синтеза и оценки.

Таким образом, наряду с традиционными формами контроля для обеспечения формирующего оценивания требуется новый инструмент – листы обратной связи, о которых речь пойдет ниже.

Лист обратной связи

ФИ _________________класс___________

Тема урока «Сложение и вычитание десятичных дробей» 5 класс

1 вариант

Уровень усвоения

Учебные действия

Задания

Самооценка

Оцен-ка учителя

Коммен-тарии

учителя

Воспроизведение

Знаю правило сложения

десятичных дробей


Вставь пропущенные слова.

Чтобы сложить десятичные дроби, надо:

1.

2

3.




Воспроизведение

Знаю правило вычитания

десятичных дробей

Вставь пропущенные слова.

Чтобы вычесть десятичные дроби, надо:

1.

2.

3.




Понимание

Умею складывать и вычитать

десятичные дроби

Вычислить:


23,5+3,41

9,99+8,76

513,6+23,457

86,3-2,42

183,4-56,4

751-68,9




Применение

Умею решать простейшие уравнения

Реши уравнение:

87,5+ Х=131,2

Х-3,43=7,9

68,24-Х=19,8

У+23,8=91,54

71,1=17,2+Х




Применение

Умею применять правила сложения и вычитания десятичных дробей при решении задач

Реши задачу:

У Коли 36,7 рублей, а у его сестры на 15,6 рублей больше. Сколько денег у Коли и его сестры вместе?




Анализ

Умею находить ошибки в решении примеров на сложение и вычитание

десятичных дробей

Найди ошибки в решении примеров


1)67,8 2) - 103,5

+9,86 6,57

-------- -------

165,4 4,78


3.Запиши какие ошибки допущены в примерах

4.Что нужно знать, чтобы не допускать такие ошибки.








Синтез

Умею оценивать решение по предложенным критериям

Оцени решение примера по критериям

1) Верно выполнен порядок действий(1 б)

2) Верно выполнено сложение(1б)

  1. Верно выполнено вычитание(1б)

  2. Верно выполнено вычитание(1б)

1 3 2

45,6+86,4- (2,35-1,99)=1287

  1. 45,6+86,4 = 132,0

  2. 2,35-1,99 = 0,34

  3. 132 - 0,34 = 1287

5)Оцени решение, исходя из 4 максимальных баллов(1б)

6)В чем допущены ошибки (перечисли)(1б)





Критерии оценок

Воспроизведение-2б (за каждое правильное правило -1 балл)

Понимание- 6б (за каждый правильно решенный пример -1 балл)

Применение-6б (за каждое уравнение -1 балл, за задачу- 1 балл)

Анализ - 6б (нашла ошибки и исправила -2 балла, ответила на 2 вопроса– 4 балла)

Синтез - 6б (нашла ошибки и исправила -4б, ответила на 2 вопроса -2б)

Перевод баллов в оценку

Балл

1-6

7-14

15-22

23-26

оценка

2

3

4

5

Выбор тем для разработки листов обратной связи

Использование листов обратной связи целесообразно в двух случаях. В первом случае тема, подлежащая контролю по технологии формирующей оценки, содержит материал, крайне важный для реализации задач данного года обучения, без освоения которого учащийся не сможет впоследствии успешно освоить данный предмет. Также следует учитывать, что алгоритм применения листов обратной связи предполагает двух или трехкратное их оценивание, что, способствуя лучшему усвоению материала учащимся, увеличивает объем работы учителя, это еще одна причина, по которой для разработки листов обратной связи следует выбирать самые существенные темы курса.

Во втором случае тема должна быть достаточно большой, содержащей в качестве планируемых результатов не только запоминание и воспроизведение знаний и умений, но их применение в ситуации, отличной от той, в которой эти знания и умения были получены, а также их анализ, синтез и оценку. Именно в этом случае учащийся, получив комментарий учителя, не отправится домой, чтобы списать найденный в учебнике готовый ответ, а будет в режиме самостоятельной работы с комментариями учителя планировать и конструировать свою деятельность по достижению образовательного результата более высокого уровня.

В Таблице приведены критерии по теме «Квадратные уравнения».

Критерии по теме «Квадратные уравнения»


Критерий

Основные умения





А (знание и понимание)

Учащийся знает определение квадратного уравнения

Учащийся знает определение приведенного квадратного уравнения

Учащийся знает определения и формулы неполных квадратных

уравнений

Учащийся знает формулы дискриминанта и корней квадратного

уравнения.

Учащийся знает формулы дискриминанта и корней квадратного

уравнения, в котором второй коэффициент является четным числом.

Учащийся знает формулы дискриминанта и корней приведенного

квадратного уравнения, в котором второй коэффициент является четным числом.

Учащийся знает алгоритм решения неполных квадратных уравнений

Учащийся знает теорему Виета и теорему, обратную теореме Виета





В

(применение)

Учащийся применяет алгоритм решения неполных квадратных

уравнений

Учащийся применяет формулы дискриминанта и корней квадратного

уравнения.

Учащийся применяет формулы дискриминанта и корней квадратного

уравнения, в котором второй коэффициент является четным числом.

Учащийся применяет формулы дискриминанта и корней приведенного квадратного уравнения, в котором второй коэффициент является

четным числом.

Учащийся применяет теорему Виета и теорему, обратную теореме

Виета



С

(обработка информации)

Учащийся может определить вид уравнения и применить

соответствующую формулу для его решения.

Учащийся может решать задачи на составление квадратных

уравнений

Учащийся может создавать математические модели

Учащийся может выбирать и применять рациональные методы

решения

Учащийся может делать обоснованные выводы или доказательства


D

(коммуникация)

Учащийся грамотно использует математический язык и формы

математического представления в устной и письменной речи.

Рассуждения учащегося логически завершенные, краткие

Учащийся может четко, грамотно ответить на поставленные вопросы


Формирующее оценивание с помощью критериев

Для достижения навыков оценивания учеником, учитель совместно с ними должен составить критерии для правильной организации работы. Использования критериев дает ученику уверенность в том, что он правильно оценил себя на данном этапе урока. Оценка, поставленная учеником себе или однокласснику, становится объективной и понятной для ученика.

При формирующем оценивании учитель всегда рядом с учеником, учитель контролирует, чтобы ученик хорошо понимал цели, задачи обучения и согласно составленным критериям мог оценить свое участие на уроке. Совместная разработка критериев (учитель – учащийся) позволяет сформировать у учащихся позитивное отношение к оцениванию и повысить их ответственность за достижение результата.

При разработке критериев оценки важно всегда помнить о целях и содержании урока:

1. Объявить ученикам цели и задачи урока перед началом изучения темы, главы, раздела.

2. Попросить каждого учащегося написать один-два критерия, по которым будут оцениваться работы.

3. Написать на доске критерии, предложенные учащимися.

4. Убедится, что все учащиеся поняли предложенные критерии.

5. Расположить критерии по степени важности.

6. В процессе обсуждения выбрать приоритетные критерии.

7.Если предполагается выставление отметки, определите количественное выражение (баллы) каждого критерия.


Применения критериев к оценке контрольной работы позволяет учителю оценивать непосредственно выполненную работу, а не личность ученика. Зная заранее критерии, ученик будет стараться выполнить работу более аккуратно, выбирая рациональные методы решения и, соответственно, будет тщательнее готовиться к письменному опросу. (Таблица 5)

Таблица 5. для оценки контрольной работы по теме «Квадратные уравнения»


задания

Проверяемый элемент

А

В

С

D

Общий балл









1

Знает формулы дискриминанта и корней

квадратного уравнения

1












8

Знает алгоритм решения неполных

квадратных уравнений

2




Знает формулу решения приведенного квадратного уравнения с четным вторым

коэффициентом (Знает теорему Виета)


1




Умеет применять формулы для нахождения

корней полного квадратного уравнения


1



Умеет применять алгоритм для нахождения

корней неполного квадратного уравнения


2



Умеет применять формулы для решения приведенного квадратного уравнения с четным вторым коэффициентом



1



Умеет выбрать рациональный способ

решения



3


Задание выполнено аккуратно, имеются все необходимые пояснения, ответы записаны правильно





3





2

Знает формулы дискриминанта и корней

квадратного уравнения (Знает терему Виета)

1








4

Умеет применять формулы для решения

квадратного уравнения


1



Создает математическую модель задачи, правильно выбирает и применяет соответствующий метод решения




1


Задание выполнено аккуратно, соблюдена

логика рассуждений, сделан верный вывод, ответ записан правильно





1





3

Знает теорему Виета

1








6

Умеет применить теорему Виета


1



Разбивает информационный материал на

составные части



1


Выбирает и применяет соответствующий

метод решения, делает обоснованные выводы



1


Рассуждения краткие, логически

завершенные




1

Задание выполнено аккуратно, представлен

правильный ответ на поставленные вопросы




1

Итого

6

6

6

6

24


Перевод баллов в оценки:

Сумма набранных баллов, %

Отметка

Набранное количество баллов

90% - 100%

«5»

22 - 24

70% - 89%

«4»

17 - 21

50% - 69%

«3»

12 – 16

Менее 50%

«2»

Менее 12


Так же на уроках использую приемы оценочной деятельности при безотметочном обучении 5-6 классах.

Волшебная линеечка: ученики на полях тетрадей чертят шкалу и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнено задание. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше.


Лесенка: ученики на ступеньках лесенки отмечают, как усвоили материал урока: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.


Светофор: это оценивание выполнения домашних заданий с помощью цветовых сигналов: зелёный – я умею, жёлтый – я затрудняюсь, красный – требуется помощь.


Безотметочное и балльное оценивание лежат в основе комплексной оценке, которую я использую на своих уроках.


Перед вами лист компетентности, который применяется на этапе изучения и закрепления нового материала. Из таблицы видно какими компетентностями должен обладать ученик, чтобы усвоить Умножение десятичных дробей

Самооценка предметных компетенций


Умножение десятичных дробей Математика 5 кл


Дата

Таблица умножения

Правило записи

столбиком при умножении десятичных дробей

Умножение натуральных чисел столбиком

Сложение многозначных чисел

Правило умножения десятичных дробей столбиком

10.11

+

+

+

-

+

12.11

+

+

+

+

+


Для себя ученик сам выбирает знак-отметку, которой он будет оценивать свои знания. Видя перед собой эту таблицу, ученик стремиться к полному выполнению тех задач, которые стоят перед ним.

У меня такая же сводная таблица, я постепенно заполняю ее, акцентируя внимание ученика на его достижениях и поощряя своей словесной оценкой к достижению успеха. Эти таблицы – промежуточный измеритель, но они лучше помогают оценить ученику свои знания, выделить свои неудачи, пробелы и стремиться к успеху.

Все что я сейчас рассказала, это на бумаге. Но существует масса цифровых средств обратной связи для оценивания ребенка

1.LearningApps: инструмент для создания интерактивных тестов

2.Kahoot: прекрасная замена пультов для системы обратной связи в классе. Все, что надо, это компьютер, проектор и наличие смартфонов у ребят

3. Google Form: создание тестов, анкет, опросников.

4. Plickers: используется для быстрого голосования, опросов, тестов

5. Doodle: С его помощью можно создавать быстрые опросы.

6. Socrative: схож с Kahoot - учитель создает опросники/тесты, а ученики могут ответить на него со своего телефона.

7. Flisti: простой инструмент, позволяющий без регистрации вбить вопрос и варианты ответов.


Спасибо за внимание!