СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педагогическом совете по теме: "Введение ФГОС: 10 важных вопросов и ответов".

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обсуждение изменений в системе образования после внедрения ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педагогическом совете по теме: "Введение ФГОС: 10 важных вопросов и ответов".»

Для поддержания высокого качества образования в России вводятся все новые и новые образовательные стандарты. Последним новшеством стало введение ФГОС. Итак, для начала давайте разберемся в понятии ФГОС, для чего он нужен, на что направлен и целесообразно ли его появление?

  1. Что такое ФГОС?

Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность требований, предъявляемых к деятельности учреждений общего и профессионального образования. ФГОС имеет силу закона и должен соблюдаться всеми без исключения образовательными учреждениями.

  1. Каковы основные требования ФГОС?

Стандарт включает в себя требования:

– к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

– к структуре основной образовательной программы основного общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений;

– к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

  1. Каковы основные требования ФГОС к современному учителю?

Современный учитель должен:

– обеспечивать условия для успешной деятельности, для позитивной мотивации, а также самомотивирования обучающихся;

– осуществлять самостоятельный поиск и анализ информации с помощью современных информационно-поисковых технологий;

– разрабатывать программы учебных предметов, методические и дидактические материалы, выбирать учебники и учебно-методическую литературу, рекомендовать обучающимся дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы;

– выявлять и отражать в основной образовательной программе специфику особых образовательных потребностей (включая региональные, национальные и (или) этнокультурные, личностные, в том числе потребности одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов);

– организовывать и сопровождать учебно-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся, выполнение ими индивидуального проекта;

– реализовывать педагогическое оценивание деятельности обучающихся в соответствии с требованиями Стандарта, включая: проведение стартовой и промежуточной диагностики, внутришкольного мониторинга, осуществление комплексной оценки способности обучающихся решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи; использование стандартизированных и нестандартизированных работ;

– использовать возможности информационно-коммуникационных технологий работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.

  1. Каковы основные цели ФГОС ООО?

Основными целями стандартов нового поколения является достижение следующих целей:

– обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;

– обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;

– сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

  1. Каким образом достигаются основные цели ФГОС?

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, метод, при котором ученик является активным субъектом педагогического процесса. При этом преподавателю важно самоопределение учащегося в процессе обучения. Главная цель системно-деятельностного подхода в обучении состоит в том, чтобы пробудить у ученика интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования. Данный подход обеспечивает:

– формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

– проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

– активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

– построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

  1. Как выглядит «портрет выпускника основной школы» согласно федеральному государственному стандарту?

Соблюдение требований ФГОС направлено на формирование выпускника как:

– любящего свой край и свое Отечество, знающего русский и родной язык, уважающего свой народ, его культуру и духовные традиции;

– осознающего и принимающего ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

– активно и заинтересованно познающего мир, осознающего ценность труда, науки и творчества;

– умеющего учиться, осознающего важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способного применять полученные знания на практике;

– социально активного, уважающего закон и правопорядок, соизмеряющего свои поступки с нравственными ценностями, осознающего свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;

– уважающего других людей, умеющего вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

– осознанно выполняющего правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

– ориентирующегося в мире профессий, понимающего значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

  1. Что такое компетенция? Виды компетенций.

Для обеспечения реализации требований Стандарта и успешного достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования у педагогического работника, реализующего основную образовательную программу среднего общего образования должны быть сформированы основные компетенции.

Предметная компетенция: знания в области преподаваемого предмета, методологии преподаваемого предмета.

Общепедагогическая компетенция: теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов личности.

Профессионально-коммуникативная компетенция: практическое владение приемами эффективного общения.

Управленческая компетенция: владения управленческими технологиями – педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты.

Компетенция в сфере инновационной деятельности: умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент.

Рефлексивная компетенция: умение обобщить свою работу.

Информационно-коммуникативная компетенция: владение ИКТ и интернет-технологиями.

  1. Что такое универсальные учебные действия?

Универсальные учебные действия (УУД) — это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта.

  1. Основные виды УУД?

Существуют следующие виды универсальных учебных действий:

– Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

– Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.

– Познавательные УУД обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.

– Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

  1. Самым главным вопросом на сегодняшний день является: Что же мы имеем? Каковы изменения после внедрения ФГОС непосредственно в образовательном процессе?

А результаты таковы:

– идеи и пути реализации федерального государственного стандарта второго поколения актуальны и востребованы современной образовательной системой;

– много внимания на уроках и внеурочных занятиях уделяется проектной деятельности; дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, интерпретации её, представления своих проектов;

– учащиеся стали лучше говорить, легче реагируют на вопросы учителя, вступают в диалог; умеют рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение; умеют работать в паре; показывают навыки самоорганизации в группе; большая часть детей адекватно оценивает свою деятельность на уроке.

И наконец, достигается самая главная цель модернизации образования – учащиеся начинают понимать в полной мере как подходить к учебному процессу, они учатся учиться, а учителя в этом им помогают и полностью содействуют.

Перемен требуют наши сердца…

Думаю, именно такому лозунгу, взятому из песни В. Цоя, следовали создатели новой системы стандартов современного образования и, на мой взгляд, не прогадали.