Уважаемые коллеги!
В условиях современной глобализации в мире появилась потребность в создании максимально благоприятных условий для развития творческих способностей учащихся, условия, способствующие усилению стартовых возможностей личности путем ознакомления с современными технологиями, культурными образцами и тенденциями развития социума.
Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД).
(Слайд 2)В широком значении термин “универсальные учебные действия” означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
(слайд 3)В составе основных видов универсальных учебных действий, можно выделить четыре блока:
1) личностный;
2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3) познавательный;
4) коммуникативный.
слайд 4)Наиболее интересным для меня является показатель личностных УУД(именно потому, что одной из основных задач образовательного процесса стало изменение ключевой парадигмы школы – ученик из объекта(слайд5) образовательного процесса становится его активным субъектом. Личностные УУД выражаются формулами “Я и природа”, “Я и другие люди”, “Я и общество”, “Я и познание”, “Я и Я”, что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли.
(слайд 6)Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. То есть возможность обеспечить учащегося такими способами деятельности, через которые он сможет реализовать себя, самосовершенствоваться.
Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, иначе, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.
действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Хочу представить свое видение и опыт реализации личностных УУД через внеурочную деятельность «Чудеса аппликации» и уроки технологии в начальной школе.
Дети с 1 класса преимущественно в виде учебных игр и в процессе творческой деятельности изготавливают из цветной бумаги и картона различные поделки.
Особенностью нашей школы является то, что внеурочные занятия в нашей школе встроены в учебный процесс, т.е. внеурочные занятия в нашей школе ставятся между основными уроками. Это дает возможность предотвратить перегрузку ребенка, освободить его от страха перед трудностями, приобщить к творчеству.
Организация занятий предполагает, что любое занятие аппликацией для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.
Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному, схемы и чертежи легко воспринимаются зрительно.
Дети знакомятся с различными техниками изготовления поделок (оригами, квиллинг, декупаж, плетение их фольги и т.д), используют разные материалы (бросовый материал, бумажные салфетки, природный материал и др.)
Мои занятия, интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствуют целостному восприятию ребёнком мира во всём его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Все это обеспечивает реальное включение в процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.
На внеурочной деятельности «Чудеса аппликации» при формирование личностных УУД очень важен эмоциональный настрой:
Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Успехов вам и удачи!
Короткие стишки, дающие положительный настрой на урок.
Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс, ведь занятие у нас!
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
(слайд 7)Для формирования личностных универсальных учебных действий мною используются следующие виды заданий:
- участие в проектах (творческие проекты учащихся являются неотъемлемой частью современного образования.) Краткосрочные проекты на каждом занятии.
- творческие задания (детям предлагается добавить какую-либо идею в своей работе, реализовать свой замысел, используя изученные приемы, будь то поделка или композиция из бумаги и картона).
(слайд 8)Например, перед учащимися на занятии по внеурочной деятельности стояла задача:
- изготовить декоративную открытку, с элементами проектной деятельности.
Ученикам был представлен один из вариантов выполнения работы.
В начале практической части занятия, я показываю технологию выполнения одного цветка, используя инструкционную карту, которая находится на рабочем столе учащихся.
Затем детям предоставляется свобода для творчества. На краткосрочной выставке в конце урока мы видим разнообразие работ со своими идеями.
в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно – прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда.
- портфолио (дети дома заводят портфолио и собирают свои работы в течение курса начальной школы)
При проведении занятий используются беседы, интегрированные уроки, а также коллективная работа, работа в группах.
Формы подведения итогов:
- конкурс-выставка аппликаций;
- викторина;
- исследовательская работа;
- составление памяток;
- мини-проект.
Используя вышеперечисленные формы подведения итогов позволяет поднять самооценку учащихся. Ведь далеко не секрет, что ребенок может быть неуспешен в каких-либо видах деятельности, а на моих занятиях выполнять аппликации, добавлять свои идеи может лучше успешного ученика.
(слайд 9)Очень важно патриотическое воспитание детей. К каждым календарным праздникам мы изготавливаем поздравительные открытки, сувениры, коллективные плакаты, беседуем при этом о истории возникновения праздников.
На уроках технологии, также как и на занятиях по внеурочной деятельности очень часто встает вопрос:
- Как оценить творческую работу ученика?
Ведь в таких случаях оценка может быть субъективной. Одному нравится работа, другому – нет.
С первого занятия с учащимися обговариваются правила выполнения работ, критерии оценивания качества (как вырезана, склеена деталь, как аккуратно оформлена композиция), оригинальности изделия.
Оценивая свою работу по заданным критериям, ученик может избежать некоторых ошибок, и тем самым получить более высокий результат. Он сам может сделать вывод, что получилось в его работе, а что нет. И в следующей работе учащиеся уже будут учитывать свои ошибки. У детей развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки.
(слайд 10)Так ведь каждому хочется чтобы его работа была лучшая. Творческие работы проводятся на протяжении всего периода обучения, которые усложняются год от года. По собранному портфолио в течение курса начальной школы можно судить о достижениях каждого ребенка. Сравнивать результаты каждого ученика в разные периоды обучения и выявлять его личностный прирост.
Для формирования личностных УУД конечно же необходимо создавать ситуацию успеха, мотивацию на успех.
Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье. (слайд 11)Личностные результаты: учащиеся испытывают потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов и умеют выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Создание ситуации успеха на уроке и во внеурочной деятельности поможет сделать современного младшего школьника самым деятельным участником социокультурного образовательного пространства современной школы, активность которого обусловлена состоянием успешности в той или иной сфере деятельности.
(слайд 12)Любовь к детям и оптимистическая вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования и право ребенка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют созданию ситуации успешности на занятии, формированию устойчивого интереса к учению.
(слайд 13)Проведение различных бесед, игр, викторин, открытых мероприятий на школьном и муниципальном уровне, воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к личностному развитию ученика.
В процессе учебных занятий должны быть сформированы такие личностные результаты, как социальная ответственность, нравственность, экологическая культура, патриотизм, гражданская ответственность.
(слайд 14)Каждый учитель, входя в класс, думает о том, чтобы ученики получили удовлетворение от результатов своей учебной деятельности. Для этого мы стремимся находить приемы, способствующие атмосфере всеобщей заинтересованности, сотворчества. Если мы, учителя, отмечаем старание и успехи ребенка в процессе учения, то эмоциональное удовлетворение благодарного ученика не заставит себя ждать.
Таким образом, личностные универсальные учебные действия отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира. А специфика учебного предмета «технология» и внеурочная деятельность «Чудеса аппликации» создают благоприятные условия для формирования важнейших составляющих учебной деятельности.
Главное для учителя - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять.
Спасибо за внимание!
Выступление на педагогическом совете на тему «Формирование личностных УУД на уроках технологии и занятиях внеурочной деятельности «Чудеса аппликации»
г.о.Балашиха
27.03.2017