СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педагогическом совете на тему "Формирование личностных УУД на уроках технологии и внеурочной деятельности "Чудеса аппликации"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педагогическом совете на тему "Формирование личностных УУД на уроках технологии и внеурочной деятельности "Чудеса аппликации"

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педагогическом совете на тему "Формирование личностных УУД на уроках технологии и внеурочной деятельности "Чудеса аппликации"»

Уважаемые коллеги!

В условиях современной глобализации в мире появилась потребность в создании максимально благоприятных условий для развития творческих способностей учащихся, условия, способствующие усилению стартовых возможностей личности путем ознакомления с современными технологиями, культурными образцами и тенденциями развития социума.

Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД).

(Слайд 2)В широком значении термин “универсальные учебные действия” означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

(слайд 3)В составе основных видов универсальных учебных действий, можно выделить четыре блока:

1) личностный; 

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный;

4) коммуникативный.

слайд 4)Наиболее интересным для меня является показатель личностных УУД(именно потому, что одной из основных задач образовательного процесса стало изменение ключевой парадигмы школы – ученик из объекта(слайд5) образовательного процесса становится его активным субъектом. Личностные УУД выражаются формулами “Я и природа”, “Я и другие люди”, “Я и общество”, “Я и познание”, “Я и Я”, что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли.

(слайд 6)Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. То есть возможность обеспечить учащегося такими способами деятельности, через которые он сможет реализовать себя, самосовершенствоваться.

Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

  • действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, иначе, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.

  • действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Хочу представить свое видение и опыт реализации личностных УУД через внеурочную деятельность «Чудеса аппликации» и уроки технологии в начальной школе.

Дети с 1 класса преимущественно в виде учебных игр и в процессе творческой деятельности изготавливают из цветной бумаги и картона различные поделки.

Особенностью нашей школы является то, что внеурочные занятия в нашей школе встроены в учебный процесс, т.е. внеурочные занятия в нашей школе ставятся между основными уроками. Это дает возможность предотвратить перегрузку ребенка, освободить его от страха перед трудностями, приобщить к творчеству.

Организация занятий предполагает, что любое  занятие аппликацией  для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.

Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному, схемы и чертежи легко воспринимаются зрительно.

Дети знакомятся с различными техниками изготовления поделок (оригами, квиллинг, декупаж, плетение их фольги и т.д), используют разные материалы (бросовый материал, бумажные салфетки, природный материал и др.)

Мои занятия, интегрируя знания о человеке, природе и об­ществе, способствуют целостному восприятию ребёнком мира во всём его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность со­держания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их ини­циативности, изобретательности, гибкости мышления.

Все это обеспечивает реальное включение в процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуаль­ного, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.

На внеурочной деятельности «Чудеса аппликации» при формирование личностных УУД очень важен эмоциональный настрой:

  • Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Успехов вам и удачи!

  • Короткие стишки, дающие положительный настрой на урок.

Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно.

Нас оно торопит в класс, ведь занятие у нас!

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

(слайд 7)Для формирования личностных универсальных учебных действий мною используются следующие виды заданий:

- участие в проектах (творческие проекты учащихся являются неотъемлемой частью современного образования.) Краткосрочные проекты на каждом занятии.

- творческие задания (детям предлагается добавить какую-либо идею в своей работе, реализовать свой замысел, используя изученные приемы, будь то поделка или композиция из бумаги и картона).

(слайд 8)Например, перед учащимися на занятии по внеурочной деятельности стояла задача:

- изготовить декоративную открытку, с элементами проектной деятельности.

Ученикам был представлен один из вариантов выполнения работы.

В начале практической части занятия, я показываю  технологию выполнения одного цветка, используя инструкционную карту, которая находится на рабочем столе учащихся.

Затем детям предоставляется свобода для творчества. На краткосрочной выставке в конце урока мы видим разнообразие работ со своими идеями.

в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно – прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда.

- портфолио (дети дома заводят портфолио и собирают свои работы в течение курса начальной школы)

При проведении занятий используются беседы, интегрированные уроки, а также коллективная работа, работа в группах.

               Формы подведения итогов:

- конкурс-выставка аппликаций;

- викторина;

- исследовательская работа;

- составление памяток;

- мини-проект. 

Используя вышеперечисленные формы подведения итогов позволяет поднять самооценку учащихся. Ведь далеко не секрет, что ребенок может быть неуспешен в каких-либо видах деятельности, а на моих занятиях выполнять аппликации, добавлять свои идеи может лучше успешного ученика.

(слайд 9)Очень важно патриотическое воспитание детей. К каждым календарным праздникам мы изготавливаем поздравительные открытки, сувениры, коллективные плакаты, беседуем при этом о истории возникновения праздников.

На уроках технологии, также как и на занятиях по внеурочной деятельности очень часто встает вопрос:

- Как оценить творческую работу ученика?

Ведь в таких случаях оценка может быть субъективной. Одному нравится работа, другому – нет.

С первого занятия с учащимися обговариваются правила выполнения работ, критерии оценивания качества (как вырезана, склеена деталь, как аккуратно оформлена композиция), оригинальности изделия.

Оценивая свою работу по заданным критериям, ученик может избежать некоторых ошибок, и тем самым получить более высокий результат.  Он сам может сделать вывод, что получилось в его работе, а что нет. И в следующей работе учащиеся уже будут учитывать свои ошибки. У детей развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки.

(слайд 10)Так ведь каждому хочется чтобы его работа была лучшая. Творческие работы проводятся на протяжении всего периода обучения, которые усложняются год от года. По собранному портфолио в течение курса начальной школы можно судить о достижениях каждого ребенка. Сравнивать результаты каждого ученика в разные периоды обучения и выявлять его личностный прирост.

Для формирования личностных УУД конечно же необходимо создавать ситуацию успеха, мотивацию на успех.

Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье. (слайд 11)Личностные результаты: учащиеся испытывают потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов и умеют выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Создание ситуации успеха на уроке и во внеурочной деятельности поможет сделать современного младшего школьника самым деятельным участником социокультурного образовательного пространства современной школы, активность которого обусловлена состоянием успешности в той или иной сфере деятельности.

(слайд 12)Любовь к детям и оптимистическая вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования и право ребенка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют созданию ситуации успешности на занятии, формированию устойчивого интереса к учению.

(слайд 13)Проведение различных бесед, игр, викторин, открытых мероприятий на школьном и муниципальном уровне, воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к личностному развитию ученика.

В процессе учебных занятий должны быть сформированы такие личностные результаты, как социальная ответственность, нравственность, экологическая культура, патриотизм, гражданская ответственность.

(слайд 14)Каждый учитель, входя в класс, думает о том, чтобы ученики получили удовлетворение от результатов своей учебной деятельности. Для этого мы стремимся находить приемы, способствующие атмосфере всеобщей заинтересованности, сотворчества. Если мы, учителя, отмечаем старание и успехи ребенка в процессе учения, то эмоциональное удовлетворение благодарного ученика не заставит себя ждать.

Таким образом, личностные универсальные учебные действия отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира. А специфика учебного предмета «технология» и внеурочная деятельность «Чудеса аппликации» создают благоприятные условия для формирования важнейших составляющих учебной деятельности.

Главное для учителя - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять.


Спасибо за внимание!

















































Выступление на педагогическом совете на тему «Формирование личностных УУД на уроках технологии и занятиях внеурочной деятельности «Чудеса аппликации»



















г.о.Балашиха

27.03.2017