Диагностика нравственного развития современной молодежи.
Говорить, что нравственные идеалы врожденны
или представляются результатом инстинкта, -
это все равно, что утверждать,
будто человек способен читать, не зная еще букв алфавита.
П. Гольбах
В практикуме А.В. Петровского для студентов по возрастной и педагогической психологии приводится следующая задача: Дети гуляли во дворе. В полдень на балкон вышла мама Вовочки и стала звать его на обед, он отказывался. Шли долгие пререкания. Наконец Вовка сдался и сказал: «Ладно, спускай сюда!» Мать в недоумении сказала: «Но как же?» Затем ушла, а через несколько минут с балкона стал спускаться суп на веревочке и завернутая в салфетку ложка! Все это происходило на глазах у ребят. Один из них в возмущении сказал: «Ну и гад же ты!»
Оказалось, что описанный в задаче случай действительно произошел в одном московском довоенном дворике, где одним из присутствующих при этом мальчишек был он. Все ребята, в том числе и Вовочка погибли. Умерли и родители Вовочки. Когда опустевшую квартиру стали убирать, то нашли документ, в котором говорилось, что Владимир такой-то расстрелян за дезертирство. Все остальные ребята погибли смертью героев.
Автор, известный психолог, прошедший войну, спрашивает: не связана ли судьба этого человека с воспитанием?
Ребенок не рождается на свет нравственным или безнравственным, он постепенно становится таким в процессе целенаправленного воспитания.
Наиболее полно и ярко охарактеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д. Ушинский. В статье «О нравственном элементе воспитания» он писал: «Убеждены в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены в том, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями…»
Тема нравственности и морали является одной из наиболее востребованных в нашей современной жизни, но одновременно и наиболее сложной, требующей специального рассмотрения.
Нравственность – понятие, на тему которого рассуждали и рассуждают в разном возрасте.
С.И. Ожегов в «Толковом словаре русского языка» дает такое определение нравственности: «Нравственный – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами».
Таким образом, нравственность – сугубо индивидуальное понятие, включающее в себя индивидуальные формы поведения в тех или иных ситуациях, ценности, цели, понятия о добре и зле и т.д. в понимании конкретного человека.
Проблема нравственного развития подростков остается по сей день одной из наиболее актуальных и сложных в теории и практике воспитания.
Для определения уровня нравственного развития были использовании следующие методики: Нравственная самооценка (Колмогорцева Л.Н.), диагностика отношений к жизненным ценностям (НИИ возрастной психологии), нравственная мотивация (Колмогорцева Л.Н.)
В исследовании приняли участие учащиеся 1-11 классов в количестве 385 человек.
Под нравственным воспитанием понимается усвоение нравственных норм поведения. Нравственная регуляция осуществляется посредством ориентации людей на гуманные, добрые, честные, благородные и справедливые отношения, т.е. через то, что принято называть моральными ценностями.
- С помощью методики диагностики нравственной воспитанности выявлено, что:
- Высокий уровень нравственного воспитания имеет 44% учащихся школы;
- Средний уровень нравственного воспитания имеет 45% учащихся школы;
- Низкий уровень нравственного воспитания имеет 11% учащихся школы;
На основании полученных данных была построена диаграмма (Приложение 1).
По результатам видно, что наибольшее количество учащихся с низким уровнем нравственного воспитания в 8аб классах, причем в обоих классах количество учащихся с низким уровнем более чем в два раза превышает количество учащихся с высоким уровнем нравственного воспитания.
- С помощью методики диагностики отношений к жизненным ценностям выявлено, что:
- Высокий уровень отношения к жизненным ценностям имеет 35% учащихся школы;
- Средний уровень отношения к жизненным ценностям имеет 53% учащихся школы;
- Низкий уровень отношения к жизненным ценностям имеет 12% учащихся школы;
На основании полученных данных была построена диаграмма (Приложение 2)
Из полученных результатов видно, что:
В 3а, 5б, 7б и 8а классах количество учащихся с низким уровнем равно количеству учащихся с высоким уровнем отношения к жизненным ценностям.
Исходя из результата исследования, наиболее значимыми ценностями для учащихся являются: быть человеком, которого любят, важно здоровье родителей, иметь верного друга, уметь сочувствовать и помогать другим людям, иметь доброе сердце. Однако для немногих учащихся также наиболее важным является иметь много денег и иметь самый современный компьютер.
- С помощью методики диагностики нравственной мотивации выявлено, что:
- Высокий уровень нравственной мотивации имеет 30% учащихся школы;
- Средний уровень нравственной мотивации имеет 53% учащихся школы;
- Низкий уровень нравственной мотивации имеет 17% учащихся школы;
На основании полученных данных была построена диаграмма (Приложение 3)
По результатам видно, что количество учащихся 7а класса, имеющих низкий уровень нравственной мотивации равно количеству учащихся, имеющих высокий уровень нравственной мотивации.
Так же можно заметить, что количество учащихся 7б, 8а и 8б класса, имеющих низкий уровень вдвое превышает количество учащихся, имеющих высокий уровень нравственной мотивации.
Такие показатели свидетельствуют о том, что для учащихся с низким уровнем нравственной мотивации характерно негативное отношение к соответствующим нравственным качествам, таким как – чувство долга, ответственность за свои поступки, забота об окружающих. Возможно это связано с тем, что дети знают, что значат такие моральные понятия, как добро, зло, совесть, долг и т.д., но относительно себя их не очень-то хотят применять. Они считают, что все им всё должны и обязаны, а они никому ничего не должны. Это их должны любить, уважать, относиться к ним справедливо.
Одновременно с диагностикой учащихся было проведено диагностирование учителей (классных руководителей), в ходе которого им предлагалось оценить своих детей по нескольким критериям.
- Отношении учащихся к обществу, патриотизм (Приложение 4).
На представленной диаграмме видно, что учителя 1аб, 3а, 7а, 8б классов в среднем оценивают уровень учащихся как ниже среднего, в связи, с чем рекомендуется проводить мероприятия, направленные на улучшение отношения учащихся к родной природе, гордость за свою страну, служение своими силами и заботу о своей школе.
- Отношение к умственному труду (Приложение 5).
На представленной диаграмме видно, что учителя 1аб, 2б, 5аб, 6а, 7а, 8а классов в среднем оценивают уровень учащихся как ниже среднего, в связи с чем рекомендуется проводить мероприятия, направленные на повышение познавательной активности учащихся, стремление реализовать свои интеллектуальные способности, саморазвитие учащихся, организованность в учении.
- Отношение к физическому труду (Приложение 6).
На представленной диаграмме видно, что учителя 1а, 2б, 6а, 7а, 8а классов в среднем оценивают уровень учащихся как ниже среднего, с связи с чем рекомендуется проводить мероприятия по следующим направлениям – инициативность и творчество в труде, самостоятельность, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда.
- Отношение к людям (Приложение 7).
На представленной диаграмме видно, что все учителя оценивают уровень своих учащихся по данному критерию как средний и выше среднего. Однако для профилактики рекомендуется проводить мероприятия, направленные на уважение к старшим, дружелюбное отношение к сверстникам, милосердие и честность в отношениях.
- Самодисциплина (Приложение 8).
На представленной диаграмме видно, что учителя 1а, 2б, 6а, 7а и 8а классов в среднем оценивают уровень учащихся как ниже среднего, в связи с чем рекомендуется проводить мероприятия по следующим направлениям – развитие самообладания и силы воли учащихся, самоуважение и соблюдение правил, повышение уровня организованности и пунктуальности, а также требовательности к себе.
Хочется заметить, что ни по одному из критериев, ни один классный руководитель не оценил свой класс по низшему уровню, так же как и высокого уровня оценки тоже не было.
Подводя итог, стоит отметить, что нравственность подростка есть совокупность его сознания, моральных качеств, навыков и привычек поведения, связанных с реальным соблюдением норм, правил и требований морали.
Уровень нравственного развития включает в себя следующие моменты: способность справляться с ежедневными трудностями и серьезными кризисами; предвидение хода действия и реакций на поступки окружающих; преодоление препятствий, активизируя разнообразные стратегии поведения; развитие социальных навыков и расширение знаний об основах безопасной жизнедеятельности.
Рекомендации учащимся, классным руководителям, родителям по формированию нравственных качеств заключаются: во-первых, в создании эмоционально-привлекательной среды, которая стимулирует процесс нравственного самосовершенствования личности; во-вторых, в развитии нравственных мотивов общения и взаимодействия со сверстниками.
А в заключение хочется процитировать А.П. Чехова: «Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически».